СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник", определение жанра, анализ поэмы.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Медный всадник»»

Конспект урока по литературе

1.Тема урока: А.С. Пушкин «Медный всадник»

2. УМК: Т.Ф. Курдюмова

3. Класс: 10

4. Тип урока: ОНЗ

5. Форма проведения урока: индивидуальная

6. Цели урока:

Деятельностная цель: учить сопоставлять различные точки зрения и определять собственный выбор, аргументируя его; развивать умение логически мыслить, делать обобщения, выводы, развернуто отвечать на вопрос; воспитывать интерес к отечественной истории.

Содержательная цель: углубить знания учащихся по теме «творчество А.С.Пушкина», показать отношение Пушкина к личности Петра Первого, к самодержавной власти;

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык, история России

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, электронная доска, компьютер, проектор.

10. Оформление доски: число, тема урока


11. Ход урока.

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

1. Организационный момент (2 мин)


- Здравствуйте, ребята! На дом вам было задано прочитать поэму А.С. Пушкина «Медный всадник». Все выполнили задание? Кого нет сегодня в классе?

Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Называют отсутствующих.






Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(5 мин)


- Сегодня мы с вами попробуем рассмотреть более подробно это произведение. Дома многие из вас готовили сообщения, которые мы будем заслушивать на протяжении урока при анализе этого произведения. Итак, как же сам Александр Сергеевич определился с жанром?

- «Медный всадник» А.С. Пушкина имеет подзаголовок «Петербургская повесть». Но во многих трудах литературоведов встречается обозначение этого произведения как поэма.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), смыслообразование (Л.), логические (П.)

3. Актуализация знаний. Постановка цели

(10 мин)

- В чем же разница? Что такое поэма и повесть? И как бы вы определили жанр «Медного всадника»?










- Как вы думаете, почему Пушкин, наверняка зная эти особенности, Сам определяет жанр произведения?


- Итак, с жанром мы определились. Когда же было написано это произведение? На основе события выдуманного или реального?

- Поэма – это один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.


Повесть – один из видов эпического произведения. Как правило, основная тяжесть переносится на статические компоненты произведения – положение, душевное состояние, пейзажи, описания.



- Он своим подзаголовком подчеркивает, что это не просто романтическая поэма, а нечто более глубокое и масштабное.


- Повесть написана была в Болдине в октябре 1833 года как своеобразный итог размышлений о личности Петра и его деяниях. Написана на основе реального происшествия – наводнения, о чем сказано в Предисловии.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), целеполагание (Р.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.)

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

(7 мин)

- Какова же история строительства этого города, почему Петр решился на постройку именно в этом месте? Об этом мы узнаем из сообщения.




- Спасибо, все верно, и вслед за автором мы продолжим анализ произведения, попробуем определить, в какую все-таки сторону склоняется Пушкин в понимании деятельности Петра к концу повествования.

- Дома вы перечитывали произведение. В каких традициях написано Вступление? Ответ докажите примерами из текста.






- Петербург – город величественный, где всё красиво. Это город дворцов и парадов, всё в нём есть, но улицы пустынны, воздух недвижный. Всё красиво, но жителей нет. Это город не для простых людей. Как же Пушкин относится к нему (городу)? Какие чувства испытывает?


- Да, он повторяет это слово 5 раз, как заклинание, понуждение полюбить. Поэт всеми силами старается полюбить прекрасный город, который вызывает тревожные чувства. Тревога звучит в пожелании: « Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия…»). Красота города-твердыни не вечна; он стоит прочно, но может быть разрушен стихией, так в самом городе таится его погибель («Или сломав свой синий лёд, Нева к морям его несет, и, чуя вешни дни, ликует»).


- Итак, уже во вступление мы видим отношение Пушкина к действиям Петра. С одной стороны, цена всего замысла, с другой, экономические, культурные, географические и политические выгоды для целой страны, страны такой же, как и город, непоколебимой и одновременно зыбкой. Каков же сюжет этого произведения, раз уж автор определил его как повесть.


- Кто хочет рассказать сюжет произведения?


















Один ученик рассказывает об истории возникновения города, об отношении современников Петра к его действиям, о двояком отношении Пушкина к замыслу государя.







- Произведение написано в традициях Ломоносова, под высоким слогом. В таком жанре традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Здесь много славянизмов: отсель, град, полнощных ветхой невод, Порфироносная вдова и др.


- Говорит, что любит («Люблю тебя, Петра творенье…»).
































- В поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе Евгении, глуповатом, не оригинальном, ничем не отличающемся от своих собратьев. Он был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастья и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.


Общеучебные (П.), логические (П.), смыслообразование (Л.), умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

5.

Первичное закрепление и контроль

(8 мин)


- Что же мы можем сказать о героях: их несколько или один?



- Каков же главный герой? Можно ли сказать, что он типичен? Встречали ли мы раньше похожих героев?

















- То есть сравниваются мечты Петра о постройке города-великана и мечта Евгения – простая, житейская. Таким образом, Пушкин нас подводит к мысли, важной для него самого, любая ли цель оправдывает средства? И в конце нашего урока мы постараемся ответить на этот вопрос. Также мы в повести видим еще одно реальное лицо - Александра I, который дается для контраста с Петром. Если Петр «вдаль глядел», то Александр печально молвит: С божьей стихией царям не совладать». Подчеркивается реальность происходящего. Здесь же мы видим намек на библейский сюжет – ожидание страшного суда («И всплыл Петрополь как тритон…»), что наводит на мифологический пласт в рассмотрении образа Петербурга и Петра как его строителя.


- Пушкин показывает нам главного героя Евгения, сидящего на сторожевом льве, пережидающего спада воды на мраморной статуе, как трагикомического двойника «кумира на бронзовом коне». И этот кумир с простёртою рукой наблюдает, как наносится первый удар по мечтам Евгения: гибнет его любимая Параша.

- Один – это Евгений, так как здесь даны только его чувства, переживания, история его жизни и смерти.


- Главный герой – простой человек, чиновник низшего ранга, живёт в Коломне, служит два года. Это человек с самыми обычными желаниями и мечтаниями, но с живым сердцем и душой.


- Можно сказать, что это – «маленький человек». Подобных героев мы встречали в произведениях Пушкина «Станционный смотритель», «Шинель», у Достоевского и др.


- Евгений не мечтает о чем-то великом, не витает в облаках, а живет реальной жизнью. Живет, не задумываясь о бедности, ни на что не жалуется. У него одна мечта о скромном счастье с любимой.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.), самоопределение (Л.)

6. Домашнее задание

(4 мин)


- Вспомнить определение конфликта и попробовать определить конфликт в «Медном всаднике».

Слушают учителя и записывают домашнее задание.

Общеучебные (П.)

7. Рефлексия

(4 мин)


- А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» исследует жизненные закономерности, жизнь с ее проблемами и конфликтами. Человек исследуется с позиций социальных и исторических – как частица исторического процесса. Пушкин вскрывает сложные, противоречивые отношения человека и истории, человека и государства, человека и условий, в которых он живет. Пушкин философски осмысливает проблему истории Отечества, рисует в своем произведении сложный образ, с одной стороны, гения-преобразователя, а с другой – «злого гения», нарушителя естественного хода исторического развития России. Своей поэмой Пушкин хотел сказать, что цена петровских преобразований была слишком велика для простого народа, все тяготы нововведений легли на его плечи. Евгений, маленький человек, протестует против великого чудотворца, держателя «полумира», но его протест слаб, он ничего решить не может!

Слушают учителя.

Логические (П.), Общеучебные (П.)