СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин- наш гений.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по творчеству А.С.Пушкина в форме игры.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин- наш гений.»

Тема урока: «Детство и лицейские годы А.С. Пушкина».

Цели урока: совершенствовать знания учащихся о детстве Пушкина и познакомить с его потомками , рассказать о лицейских годах поэта; сделать увлекательным знакомство с биографией и творчеством Александра Сергеевича.

Задачи урока: проверить качество полученных знаний, способствовать развитию интереса к получению новых знаний, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: портреты Пушкина, портреты лицейских друзей поэта, карточки для игры, листки бумаги.

Ход урока

«Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно,

не уважать оной есть постыдное малодушие»

(А.С. Пушкин)

«Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных бродил берегов,

И столетие мы лелеем,

Еле слышный шелест шагов»

(А. Ахматова.1911 год)

1. Выступление учителя

Пушкин-это то имя в русской литературе, к которому мы обращаемся всю нашу жизнь. В детстве все вы читали его замечательные сказки, в школе вы уже познакомились с его повестями «Дубровский», «Капитанская дочка», разными стихотворениями. При чтении пушкинских стихов в нашем воображении появляется образ человека, наделенного прекрасными личными качествами и благородными чувствами -светлым умом в страстном порыве к свободе и знанию, близостью к русской природе, умением упорно работать.

А теперь, ребята, вспомним детство и лицейские годы жизни поэта. Расскажут нам об этом наши учащиеся.

(Класс был разделен на три команды. Каждой команде было дано задание подготовить рассказ об определенном этапе жизни поэта).

1. Команда. Рассказ о детстве поэта. Составить генеалогическое древо рода Пушкина.

2. Команда. Рассказ о лучших друзьях и воспитателях Пушкина в детские годы.

3. Команда. Рассказ о лицейских годах Пушкина.






1. Команда.

А.С. Пушкин родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Поэт гордился героическим прошлым своего рода. «Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил»,- пишет Пушкин в стихотворении «Моя родословная».

По материнской линии поэт- правнук Ибрагима Ганнибала, «арапа Петра Великого», привезенного мальчиком в Россию из Константинополя. Русский царь Петр Первый крестил его и дал ему образование. В дальнейшем Ибрагим Ганнибал стал генералом, прославился в морском сражении с турецким флотом под Чесмой в 1770 г.

(Генеалогическое древо прилагается)

2. Команда

Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна, которую он ласково называл «мама, мамушка»

В это утро няня несколько раз заглядывала в детскую. Наконец, увидев, что Сашенька проснулся, подошла к постели и с улыбкой положила на стул рубашку собственной работы с вышивкой по вороту. Александр вначале не мог понять в чем дело, а поняв, так и засветился от радости: ведь сегодня 26 мая, день его рождения!

-Носи на счастье,-сказала няня.-Не верь, что люди говорят: в мае родиться-век маяться. Счастье-что пташка вольная: где захотела, там и села….А вечером, лежа в постели, Александр слушал сказки своей любимой няни.

Это ей посвятил позднее Александр Сергеевич теплые стихи:

Ах! Умольчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…..

От ужаса не шелохнусь, бывало

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя не ног, не головы

Большое влияние на юного Пушкина оказал Никита Козлов. С ним поэт совершал далекие прогулки по Москве и ее окрестностям посещал массовые гуляния, прислушиваясь к живому народному языку.

Правильному русскому литературному языку мальчика обучала бабушка-Мария Алексеевна Ганнибал.

3. Команда.

19 октября 1811 г. Тридцать подростков, одетых в синие мундиры, выстроились в конференц-зале Царскосельского лицея. Перед ними за столом сидит царь. Сановник читает манифест об открытии лицея-единственного в своем роде учебного заведения, которое будет готовить дворянских детей для «важной государственной службы».

Еще в лицее друзья твердо решили собираться ежегодно в Петербурге в этот день. 19 октября 1825 г Пушкин не смог приехать в столицу-он находился в ссылке. Но он прислала друзьям слова привета:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз….

(Комната воспитанника Лицея)

(Учащиеся рассказывают о публичном экзамене в Царском Селе в присутствии Державина).

9 июня 1817 г лицей был окончен Пушкин выехал из Царского Села. Впереди был Петербург. Что ждало его в этом городе?

Игра «Умники и умницы»

(Условия игры: от каждой команды выходит один человек. Задаются вопросы для розыгрыша дорожек. На зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза, на желтой-1 раз, на красной ни разу. Если ошиблись на красной дорожке, то можно сыграть в блиц-игру).


Вопросы для розыгрыша дорожек

1. Как называлось первое опубликованное стихотворение Пушкина? Сколько лет было ему?

(Ответ: «К другу стихотворцу». 15 лет.)

2. Как называется журнал, основанный Пушкиным?

(Ответ-«Современник»)

3. В организации и издании какой газеты участвовал Пушкин?

(Ответ-«Литературная газета»)

Зеленая дорожка.

1. Назовите самый любимый и нелюбимый предмет Пушкина.

(Ответ-Словесность и математика)

2. Когда был открыт Царскосельский лицей?

(ответ-19.10.1811 г)

3. Сколько детей было у Пушкина? Как их звали?

(Ответ-4, (Мария, Александр, Григорий, Наталья).

4. Почему выпускники лицея называли себя «чугунниками»?

(Ответ- В день выпуска каждому из них надевалось на палец чугунное кольцо, как символ крепкой дружбы)

Желтая дорожка.

1. Назовите самых близких друзей Пушкина.

(Ответ-Кюхельбекер, Чаадаев, Жуковский, Дельвиг, Пущин)

2. В какое учреждение был определен на службу Пушкин после лицея?

(Ответ-В Государственную Коллегию Иностранных дел)

3. Где похоронен Пушкин?

(Ответ-В Святогорском монастыре)

Красная дорожка.

1. Русский композитор, автор оперы «Капитанская дочка».

(Ответ-Толстой)

2. Какие пушкинские пьесы называют «маленькими трагедиями»?

(Ответ-«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»)

Вопросы для блиц-игры

1. Кто был прадедом Пушкина по материнской линии?

(Ответ-Ганнибал)

2. Сколько лет продолжалась южная ссылка поэта?

(Ответ-4 года)

3. Кто из друзей приезжал к Пушкину в Михайловское?

(Ответ-Пущин).

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. 1.Написать сочинение на тему: «К нему не зарастет народная тропа»

2. Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Памятник».


Использованная литература:

1.В. Золотарева. Н.В. Егорова. Поурочная разработка по русской литературе для 9 класса.

2. Вербовая. Учебник по русской литературе для 9 класса.

3. А.С. Борисов. Занимательное пушкиноведение. Москва 1999 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!