СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Черты истории и славянской древности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с содержанием   баллады, показать её  связь с летописным источником; раскрыть приёмы, с помощью которых поэту удалось воссоздать исторический колорит Древней Руси;

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Черты истории и славянской древности»















Тема урока:

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Черты истории и славянской древности.


Цель урока:

познакомить учащихся с содержанием баллады, показать её связь с летописным источником; раскрыть приёмы, с помощью которых поэту удалось воссоздать исторический колорит Древней Руси;

совершенствовать навыки выразительного

чтения баллады, развивать умение делать выводы,

анализировать произведение;

воспитывать культуру связной речи, культуру устного ответа, чувство патриотизма и гуманизма.


Тип урока:


Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.









Ход урока:


Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

А.С. Пушкин



І. Организационный момент.


Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе - оценить художественное своеобразие этого произведения.


Запись в тетради темы урока и эпиграфа. (слайд 1)

ІІ. Актуализация знаний учащихся.


1.Словарная работа

  • Как вы понимаете значение слова «вещий»?

Обратимся к словарным статьям из «Словаря русского языка» Ожегова и «Толкового словаря живого великорусского языка» В.Даля

Обратите внимание на толкование слова Владимиром Далем «умно и красно говорящий…»(слайд 2)


ІІІ. Изучение нового материала.


  • Вспомните кто такой вещий Олег?

  • За что его назвали вещим?

Работа с текстами исторических документов.


Во время работы на уроке мы будем обращаться к текстам исторических документов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и «Повести временных лет».



  1. Сообщение ученика «Олег и его время» (слайд ,3,4)













Олег и его время.


Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нём, провозгласив Киев «матерью городов русских».

По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград, в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище "Вещий". Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.


  1. Какой из этих документов вдохновил Пушкина на создание «Песни о вещем Олеге»?



Учитель:

В 1820 году Пушкин, сосланный Александром І за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь о вещем Олеге».


  1. Ч то значит слово «песнь» в заголовке?


Песньдревний способ прославления. Название произведения нередко многое сообщает читателю: Слово «Песнь…» указывает на связь её с народным героическим эпосом.


  1. А к какому жанру мы отнесём «Песнь о вещем Олеге»?

  2. Запись в тетрадях определения жанра.


Балладалирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом.

Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. (слайд 6)


  1. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?


Общее: рассказ об одном историческом событии.

Различие: летопись - проза, баллада - поэтический текст, использование средств художественной выразительности. (слайд 7,8)

  1. Какой из этих текстов лучше пересказать, какой инсценировать или прочитать по ролям?


IV Выразительное чтение наизусть баллады по ролям.


- Какой эпизод произвёл на вас наибольшее впечатление?



V Анализ произведения.


  1. Какова тема произведения?


История гибели князя Олега. Главная тема – тема судьбы. Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни поэта стала роковой.


  1. В чём заключается идея стихотворения?

Князь власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. (слайд 9,10)


  1. Назовите главных и второстепенных героев.



  1. К аковы отношения «могучего владыки» и «мудрого старца»?

  1. Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление?

  1. А почему же князь не поблагодарил кудесника?

(Не счёл нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся).


  1. Сбылись ли предсказания формально?

  2. Какова реакция князя?


О коне князь вспоминает в некотором смысле потребительски:

« Мой конь и доныне носил бы меня…»

О кудеснике оскорбительно:

«Кудесник, ты лживый…»

О судьбе:

«Так вот где таилась…»



  1. Случайна ли смерть Олега?

- Почему он принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

Вывод: События «Песни...» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

Учитель: Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далёкого прошлого, чтобы высказать своё мнение о настоящем.

  • Кто по мнению Пушкина, «вдохновенный кудесник»?

  • Чей «вещий язык» «правдив и свободен»?

  • Кто не боится «могучих владык»?


Вернёмся к толкованию В. Даля:

Поэт – «умно и красно говорящий». Итак, это о поэте, о себе писал А. С. Пушкин.

Поэт независим, неподкупен, творит по велению Бога и сердца.




VI Работа в группах

І группа

  1. Выразительное чтение 1-3 строф «Песни…»

  2. Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»?

  3. Удалось ли поэту воссоздать исторический колорит Киевской Руси? Каким приёмом он пользовался?

ІІ группа

  1. Выразительное чтение 4-7 строф «Песни…»(слайд 11)

  2. Где происходит встреча вещего Олега с кудесником? (слайд 12)

  3. Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов).


ІІІ группа

  1. Выразительное чтение 8-10 строф «Песни…»

  2. С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?

  3. Охарактеризуйте язык произведения.


Выступления учащихся.


VII. Выводы урока.


«Песнь о вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделен душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Пушкин не случайно завершил балладу описанием тризны. В этих словах выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия. (слайд 13)

VIII. Подведение итогов работы. Оценивание результатов урока.

Включаем «микрофон»

  1. О чем вы узнали на уроке?

  2. Какими навыками овладели?

  3. Что понравилось на уроке?


IX. Домашнее задание

  1. Выразительное чтение баллады по ролям.

  2. Написать фанфик по балладе.