А.С Пушкин «Повести Белкина»
Презентация подготовлена ученицей 6«Б» класса
Банниковой Викторией
Проза А.С Пушкина
- Пушкин был велик не только своими стихами, но и прозой. И в прозе тоже он был зачинателем, открывателем новых путей для русской литературы. Как справедливо заметил писатель Даниил Гранин, Пушкин «равно прозаик и поэт, в обоих жанрах гениальный».
- В 1830 году, в знаменитую болдинскую осень , Пушкин пишет «Повести Белкина» , в состав которых входят произведения: «Выстрел» , «Метель» , «Гробовщик» , «Станционный смотритель» , «Барышня - крестьянка. Об этих повестях уже после отъезда из Болдина Пушкин писал своему другу П.А Плетневу: «Написал я прозою 5 повестей , от которых Баратынский ржёт и бьётся» .
Образ Белкина
Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передаёт его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью.
Из предисловия к повестям мы так и не узнаем ничего определенного о жизни Белкина и свойствах его личности - образ Белкина явно носит у Пушкина служебный и притом условный характер.
«Выстрел» (14 октября 1830 год)
- Главные герои: Сильвио, граф, графиня.
Главный герой Сильвио - красивый, сильный, храбрый человек, но ему приходится служить в армейском гусарском полку, по-русски тяжело буянить, пить, играть в карты с не очень умными и образованными офицерами.
Сильвио встретился и вступил в неравную борьбу с красивым, богатым и знатным сослуживцем, которому было счастье во всем. А у нищего и незнатного храбреца Сильвио было только великое искусство меткой стрельбы из пистолета. Он всю жизнь свою потратил на то, чтобы отомстить графу, отстоять свое первенство и достоинство. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа и великодушно простил врага.
Герой мстит своему обидчику- и при этом самым благородным способом: отказывается в него стрелять.
«Гробовщик» (9 сентября 1830 год)
Главные герои: Андриан Прохоров, сапожник Готлиб Шульц.
Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников. Этот неожиданный званый пир у гробовщика связан с его мрачным ремеслом, приводящим к повседневному общению со смертью. Живой человек посвятил себя похоронам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов.
Его душа настолько огрубела в печальных занятиях гробовщика, что не ощущает даже ужаса при явлении потусторонних гостей. Адриан вспоминает только, по какому разряду и в каких гробах он их хоронил, какова была его прибыль. Явление мертвецов нисколько не меняет жизнь гробовщика, он лишь обрадовался, узнав, что э то был пьяный тяжелый сон, спокойно стал жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией. Таково счастье гробовщика.
« C танционный смотритель» (14 сентября 1830)
Главные герои: Самсон Вырин, Дуня, гусар Минский.
Станционный смотритель Самсон Вырин – старый заслуженный отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный. Он всем и унижаемый, но исполненный чувствами человеческого достоинства человек. Его дочь Дуня - красивая, бойка я девочка четырнадцати лет. Эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась, на первый взгляд, плохо. Проезжий молодой красавец гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез в Петербург.
Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. Но р отмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым и честным. Н есчастный отец вернулся на свою станцию в огромной горести. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, дочь же так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца.
Дуня решительно боролась за свое счастье и, в конце концов, победила . В ернулась на станцию уже блистательная барыня.
Пушкин создал в своем Самсоне Вырине образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека. Маленьких людей не бывает, все мы человеки.
«Барышня- крестьянка» (20 сентября 1830 год)
Главные герои: Алексей Берестов, Лиза Муромская, Муромский и Берестов.
«Барышня-крестьянка» - маленькая комедия с переодеваниями, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Она остроумно пародирует знаменитую трагедию Шекспира «Ромео и Джульетт а ». Два богатых русских барина-соседа Муромский и Берестов издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем любимые дети их, юные Алексей Берестов и Лиза Муромская, - ровесники и богатые наследники. По всей житейской мудрости им следует пожениться и объединить состояния и земли отцов.
Но упрямая русская вражда мешает такому простому решению, молодым приходится тайком встречаться и полюбить друг друга через комедию и маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. После происшествия, когда лошадь сбросила на охоте старого Муромского на землю, старики помирились, подружились и решили все за молодых. Не нужно было теперь переодеваний, переписки, тайных встреч юного барина и мнимой крестьянки. Вся эта история завершается добрым миром и счастьем.
Главные герои: Марья Гавриловна, Гаврила Гаврилович , армейский прапорщик Владимир Николаевич, гусарский полковник Бурмин.
События повести оцениваются героями по-разному. Марья Гавриловна воспринимает ситуацию всерьез. Владимир видит себя и Машу литературно. Бурмин воспринимает случившееся как недоумение, счастливый случай. Белкин считает, что все в жизни происходит не случайно. А.С.Пушкин полагает, что в этом совпадении никакого смысла нет, слепая случайность. Жизнь, как метель, бессмысленная стихия.
Современники о прозе Пушкина
Пушкин создавал свои «Повести Белкина» не просто легко и быстро, но с видимым наслаждением, весело, увлеченно, испытывая радость живого вдохновения.
«Повести Белкина» по-разному были встречены современниками Пушкина. Вот отзыв ссыльных декабристов: «Повести Пушкина, так называемого Белкина, являются здесь настоящим событием. Нет ничего привлекательнее и гармоничнее этой прозы. Все в ней картина. Он открыл новые пути нашим писателям».