СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению. С использованием ИКТ для прослушивания отрывка и просмотра презентации

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


Тема урока: А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Отрывок)


Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; показать многоплановость творчества поэта, яркость языка поэзии А. С. Пушкина; учить видеть прекрасное, отличать доброе от злого, развивать мышление, речь.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сядьте ровно,
Ножки вместе,
Ручки полочкой на стол.
Начинаем разговор!

Учитель: Мы сегодня с вами узнаем много нового. Все у нас получится, давайте только внимательно слушать и активно работать все вместе.

2. Актуализация опорных знаний.

– С произведениями, какого жанра мы работаем на последних уроках?

  • – Какие виды сказок мы знаем? (Волшебные, бытовые, сказки о животных)

– Перечислим признаки сказок.

На доске эпиграф урока: «Сказка мудростью богата»

– Какой раздел учебника мы читаем? (Фольклорные мотивы. Все сказки мира в гости к нам!) Как понимаете это выражение? (В этом разделе мы знакомимся со сказками разных народов.)

– Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?

(Все народы во все времена ценят  умных, мудрых людей.)

– Что можно узнать из сказок о жизни  разных народов?

(Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные  ценности.)

– Молодцы.

3.Речевая разминка

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать. Вот и проведём такой тренинг.

а) Какое сейчас время года? Представьте, что

Красивый кленовый лист упал вам на ладонь.

Поймали его? А теперь полюбуйтесь его красотой. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте лист с руки! (Повторите 3 раза)

б) Дыхательная гимнастика. (Стоя)

Каша кипит. Исходное положение: одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Подуй на одуванчик. Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотим сдуть с одуванчика пух.

Дровосек. Медленный вдох через нос, руки поднимаем вверх и соединяем в замок. Имитируем удар топором, произнося: «Ух!»

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки сказок. (Из рисунков детей организована выставка; работы лучше расположить по темам. Ученики дают краткую характеристику тому, что изображено на рисунке.)

Физкультминутка

III. Изучение нового материала. ПОРТРЕТ БИОГРАФИЯ

1. Вступительное слово учителя.

– Вы, конечно, знаете, что Александром Сергеевичем Пушкиным было написано и несколько сказок. В основе этих сказок лежат сказки народные.

– Какие сказки А. С. Пушкина вы читали, слышали?

– Есть ли среди них ваша самая любимая?

– Всего Александром Сергеевичем Пушкиным было написано шесть сказок, но одна из них – «Сказка о медведихе» – сохранилась лишь в черновой, неоконченной рукописи.

– А мы с вами сегодня прочтём «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2. Словарная работа.

Словарную работу целесообразнее проводить по ходу чтения, поясняя учащимся непонятные для них слова.

Весть – зд. вести куда-либо.

Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы.

Под святыми – под иконами.

Изразцовый – выполненный из изразца – плитки из обожжённой глины для облицовки (отделки) печей, покрытой сверху глазурью; кафель.

Полати – приспособление, устраиваемое под потолком между печью и стеной, для того чтобы на нём спать.

Вытравить – зд. выгнать.

Об нём хватилась – о нём вспомнила.

Рогатка – палка, с торчащими на конце сучками.

Хлопочет – зд. беспокоится.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

3. Чтение произведения.

Учитель выразительно читает сказку, отдельные эпизоды сказки могут читать хорошо подготовленные дети. (Если сказка не будет прочитана целиком на уроке, то учащиеся дочитывают её дома.)

4. Беседа по содержанию сказки.

Вступительная беседа.

Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А на­зывается она... . («Сказка о мертвой царевне и семи бога­тырях».)

Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сю­жет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, кото­рую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)

Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая...».

Беседа по вопросам.

- Что вы узнали из начала сказки?

- Отчего умерла царица?

- Найдите описание новой царицы.

- Как понимаете выражение «И умом и всем взяла»?

- Объясните значение слов: «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая таку как вздумается.)

- Какое приданое имела царевна?

- Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

- Что значит «нраву кроткого такого...»?

- Какое приданое приготовлено царевне?

- Кто из вас знает, что такое «девичник»? (В народном сва­дебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты нака­нуне венчания, а также вообще вечеринкау на которую со­бираются девушки, женщины.)

- Что узнала царица от зеркальца?

- Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

- Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни?

- Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»? Чем они отличаются?

- Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

- К чему привела черная зависть в сказке?

Физкультминутка

4)Продолжение работы над сказкой

Чтение сказки до слов «Раз царевна молодая...».

Беседа по вопросам.

- Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

- О каких чертах характера это говорит?

- Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После ка­ких слов?

- Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

- Как царевне жилось у богатырей?

- Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

- Как братья пришли свататься к царевне?

- Почему она им отказала? Какой она была?

- Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

- Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев?

IV. Итог урока.

– Что особенно запомнилось, понравилось?

- Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они различаются?

- Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?

- Почему эта история названа сказкой?

– Что бы вы ещё хотели выполнить на уроке?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из сказки (отмеченное стрелками стр.46); подготовить чтение по ролям одного из отрывков: разговор царицы с зеркальцем; встречу царевны с черницей; разговор королевича Елисея с солнцем, месяцем и ветром; ответить на вопросы, данные в учебнике (с. 51).















Алматинская область

Алакольский район

КГУ «СШ имени Безродных с ДМЦ»













Открытый урок по литературному чтению на тему:


А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Отрывок)











3 «б» класс

Пилипенко Н.А.



2017-2018 учебный год