СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по литературному чтению на тему А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок во 2 классе по теме А.С.Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературному чтению на тему А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гвардейская школа-гимназия № 2»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Острякова, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513

тел/факс 3(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru



Методическое объединение учителей начальных классов




Разработка урока литературное чтение на тему

А.С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»"

для 2-Б класса



Составила:

Куртсеитова А. Р.,

учитель начальных классов,

специалист




п. Гвардейское,

2017г.




Тема урока: Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».

Дата проведения: 20.10.2017

Тип урока: урок открытия нового знания

Основные понятия: ветхая землянка, невод, забранила, простофиля, корыто.

Ресурсы:

1.Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий « Литературное чтение»

2.Презентация к уроку.

3. Индивидуальные карточки.

4. Аудиозапись отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке»

Цели, задачи урока:

Формируемые УУД

Планируемые результаты

- знакомство обучающихся с творчеством А.С. Пушкина;

- обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;

- формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;

- расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить

изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»

-продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина.

-развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;

-учить работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»;

-учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление,память, внимание.

-учиться читать произведения вслух.

-воспитывать доброту, милосердие;

Предметные:

воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре,

в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях),

в словаре;

находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

В результате изучения темы обучающиеся 

- познакомятся со сказкой- как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять

существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных

признаков.

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач, владеть диалогической формой речи.

 














Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности

Порядок на столе,

   Порядок в голове,

   Как всегда мы снова

   Начать урок готовы.

- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют гостей)

-Повернитесь лицом   друг к  другу. Протяните руки вперед ладошками вверх,  пошлите  лучики добра, тепла, радости.  Улыбнитесь.

- Кто сегодня дежурный? Давайте проверим готовность к уроку.

Дежурный: Ножки на месте – на месте,

Руки на месте – на месте,

Локти на месте – на месте,

Спинка прямая – прямая.

Ну, тогда можно начать урок.

С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Покажите (учащиеся поднимают смайлы). Пусть ваше настроение останется таким солнечным на протяжении всего урока.


2. Вступительная беседа.

/звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского/

Ваш милый образ снится мне

С пером, бумагой, при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт,

Он гений в этом спору нет.

Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строки?

А почему вы так думаете?

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник,

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Таков был солнечный гений Пушкин. (портрет Пушкина)


3. Целеполагание

Сегодня мы продолжаем знакомство с чудесным, необыкновенным миром сказочных образов А. С. Пушкина.

Как вы считаете, что нам нужно делать на уроке, чтобы многому научиться?

Мы должны...

- Дети: ответы учащихся. Молодцы! /карточки вывешиваются на доску/


4.Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Работа по развитию артикуляционного аппарата и речи учащихся.

А теперь посмотрите на доску?/ На доске изображение двери с замком/.

Сказка начинается,

Двери открываются.

Но на дверях висит замок. Для того, чтобы его открыть, необхо­димо обратиться к нему, используя вежливые слова. Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной. А для этого давайте потренируем наш язычок.

Фонетическая зарядка. Р

- (Дети читают хором в полголоса)

Рыбке рак ни друг, ни враг

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

- А теперь наш язычок готов произнести вежливые слова, чтобы открыть замочек.

-Дети: Уважаемый, замочек, откройся пожалуйста! и т . д .

-Молодцы! Двери открываются и встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали это произведение на уроке литературного чтения. Давайте вспомним, что такое "лукоморье" - это "морской залив". /ответы детей/

А в морском заливе нас ждут рыбки.

Эти рыбки-непростые

Постепенно возникая

Говорят они с тобой!

Числа все поставить надо

Друг за другом в четкий строй.

Ваша задача расставить карточки в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали рыбки,

/Числа (Сказка) 15, (о) 30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100

ученик ставит числа в порядке возрастания./

-Дети читают: "Сказка о рыбаке и рыбке" (звучит аудиозапись «Шум моря»)

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы детей/



5. Открытие новых знаний

(звучат фанфары и мигает надпись «внимание!» на доске)

-Внимание! "Новости страны Читайка" несут интересную информацию, а представят нам их репортер класса Соколова Вероника:

Ученик-репортер: - Уважаемые слушатели, "Сказка о рыбаке и рыбке" была написана 14 октября 1833 г. Сюжет заимствован из сборника немецких сказок братьев Гримм. Только там чудесным помощником героя служит рыба камбала , которой был заколдованный принц, а в сказке Пушкина - это золотая рыбка.

Что нового вы узнали из этой информации?

Ответы детей: Сюжет взят из немецкой сказки, но сказка Пушкина получилась такой русской.

Кто воспитал в Пушкине народные чувства?

- 1 ученик:

Он няню мамой называл,

Он называл ее голубкой.

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка как клубок.

- 2 ученик:

Смеялся Пушкин, говоря:

’’Какая прелесть эти сказки!"

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

-Молодцы. Ребята. Мне очень бы хотелось, чтобы вы любили сказки,так же как и А,С, Пушкин.

Электронная физминутка (Золотая рыбка)

- Спасибо! Ребята, а теперь давайте вспомним сказки Пушкина. Возьмите карточки красного, желтого и зеленого цвета в руки. /на электронной доске слайды с вопросом,где нужно найти один ответ/

1. Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.   (« Сказка  о царе  Салтане»)

2.Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник

Где найти  такого

Служителя не слишком дорогого?   (« Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3.Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?  ( « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

-Сказки вы знаете, но давайте познакомимся с новой сказкой великого сказочника А.С.Пушкина.


Прослушивание аудиозаписи 1 части сказки, чтение 2 части учителем.

- Сядьте удобно, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить не только отрывок из сказке, но и незнакомые слова, если они вам встретятся.

- Вы прослушали отрывок из сказки, что вы узнали? Кто герои сказки? Какие незнакомые слова вы услыхали? /ответы учащихся/

/на доску вывешиваются новые слова, а так же на слайдах появляется их толкование/

Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод - сеть рыболовная.

Пряла пряжу – скручивала волокна и делала нити.

Молвить – сказать.

Старче – старик.

Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Физминутка «Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)

И плескались на воде (волнообразные  горизонтальные движения ладошками)

      То сойдутся, разойдутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)

То зароются в песке.(приседают с  круговыми движениями ладоней)

Физминутка для глаз

Каким в сказке показан старик, а какой старуха? /ответы обучающихся/

-Поднимите свои красивые глазки на доску, прочитайте пословицу про себя.

-Как вы думаете, к какому из героев сказки она подходит? Почему?

Жадность - что река: чем дальше, тем шире.


6.Заключительный этап.

Итог урока.

- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы возьмем из этой сказки?

-А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

-Сейчас каждый из вас побудет рыбаком из сказки Пушкина и выловит свою рыбку с домашним заданием. /прохожу с аквариумом и каждый из учеников вылавливает рыбку с пословицами:

Лишнее пожелаешь - последнее потеряешь.

Бездонной кадки водою не наполнишь.

Поклон – что дуга; отказ – что шест./

- Молодцы. Рыбаки из вас отличные, а вот дома нужно будет прочитать еще раз отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» АС Пушкина на стр.74-77 и на выбор: соотнести пословицу на рыбке с героем из сказки, найти слова в тексте подтверждающие пословицу или нарисовать рисунок к этой пословице.

Оценивание обучающихся.

- Ребята, а как называется сказка, с которой мы знакомились на уроке? Кто автор этой сказки? Достигли ли мы поставленных целей на уроке?

-Вы сегодня все молодцы, но я бы хотела отметить…./ раздаю портрет Пушкина, в виде монеты с отметкой 5, 4,/


7 .Рефлексия.

- Наш необычный и сказочный урок подходит к концу. Ребята, а с каким настроением вы заканчиваете урок? /смайлы/ Почему?

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами!

На этом наш урок окончен. Спасибо вам за урок и нашим гостям.

Пусть каждый день и каждый час

Вам нового добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я.