Урок по литературному чтению
в 3 классе на тему :
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Подготовила: Семенова Л.С.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
2.Мотивация к учебной деятельности
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...)
- Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким?
(Внимательность, активность, старательность...)
3. Речевая разминка.
4. проверка д/з(3чел.)
5. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.
- Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? (Слайд№1)
Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили о творчестве А.С.Пушкина.
- Где и когда родился А.С. Пушкин? Великий русский писатель,родился 6 июня 1799г. в Москве.
- На каком языке говорили в семье Пушкина? В семье говорили на французском языке.
- Кто занимался воспитанием маленького Александра? Воспитанием занимались бабушка и няня поэта.
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.Прошли годы , А.С.Пушкин стал известным поэтом.
- Сколько всего сказок написал Пушкин? Он написал много произведений для взрослых, 5 сказок для детей.) ( Слайд № 2)
На доске таблица:
«Сказка о рыбаке и рыбке.» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.» «Сказка о царе Салтане…» «Сказка о Попе и работнике его Балде.» «Сказка о Золотом петушке» |
С какими из них мы уже знакомы?
Поэт очень любил, берег и ценил русские народные сказки, в которых выражалась любовь к родной земле, к природе , народные слова и выражения часто звучали в его сказках.
6.Постановка учебной задачи и темы урока.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
-Прочитайте название полностью: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
-Ребята, скажите, а из чего видно, что это сказка? Из заголовка, автор сам назвал произведение сказкой.
-Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? Иван Яковлевич Билибин. ( Слайд № 3)
- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? - Читать произведение А.С. Пушкина.
- Какую задачу поставим перед собой?
Познакомится со сказкой Пушкина.
7.Физминутка.
8.Работа по теме урока.
- Ребята, мы начнем читать сказочное произведение А.С.Пушкина.
- В тексте сказки нам встретится много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
- Как они называются? (Устаревшие)
По ходу чтения проведем словарную работу над словами, которые непонятны.
9.Работа по учебнику. Чтение сказки учащимися по цепочке.
10. Итог урока.
- С каким произведением мы начали знакомиться на сегодняшнем уроке?
-Какие устаревшие слова встретились в сказке?
11. Рефлексия.
- Продолжите предложения:
На сегодняшнем уроке мне понравилось...
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
Домашнее задание:
Дочитать сказку до конца ,найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.