Предмет: литературное чтение.
Класс 4 .
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цель урока: ознакомление обучающихся с произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- Актуализировать знания обучающихся о фактах биографии А.С. Пушкина через организацию фронтального опроса.
- Закрепить знания обучающихся об анализе произведения в процессе беседы.
- Тренировать навык чтения (осознанность, беглость) в процессе прочтения произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
- Развивать у обучающихся умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли посредством ответов на вопросы учителя.
- Развивать у обучающихся умение осуществлять анализ произведения в процессе работы над произведением.
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение.
Предметные: познакомятся с произведением А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», повторят информацию о фактах биографии А.С. Пушкина через организацию фронтального опроса; научатся выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; получат возможность научиться анализировать содержание и работать со словарями и информацией.
Регулятивные: научатся осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль, коррекцию, самооценку деятельности.
Познавательные: научатся проводить сравнение; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; получат возможность научиться: осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь других; получат возможность научиться владеть диалогической речью.
Личностные: проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; будут способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная,индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник литературного чтения, компьютер, проектор, карточки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | | |
|
1. Организационный момент. | - Здравствуйте, дети. -Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас должны лежать: учебник литературного чтения, пенал, рабочий лист, лист самооценки. Давайте произнесём наш девиз урока: «Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать!» Вспомните из своей жизни что-то доброе, хорошее. Поставьте цель перед собой, чему бы вы хотели научиться на уроке? А у меня цель –научить вас быть добрыми, любознательными, умными. Давайте, начнем наш урок. | Приветствую учителя. Проверяют готовность к уроку Проговаривают девиз: «Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать!». | Р: осуществлять волевую саморегуляцию |
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | -Для того, чтобы узнать, произведение какого автора мы сегодня с вами будем читать и разбирать, взгляните на слайд и прочитайте отрывок. …Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит… -Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? -Что вы уже знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина? | Читают. Рассказывает заранее подготовленный ученик. -А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться, писать стихи. После окончания Лицея переехал в Петербург. Женился на Н. Гончаровой. Спустя 7 лет Пушкин, был смертельно ранен на дуэли и скончался. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
3. Выявление места и причины затруднения | -Вы уже догадались произведение какого автора мы сегодня будем читать? -С каким же произведением великого поэта мы с вами сегодня познакомимся? -Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся с еще одной его сказкой. Как называется сказка и о чем она, мы узнаем, когда посмотрим «Буктрейлер» к этой сказке. https://yandex.ru/video/preview/1064208861882043037 -Сформулируйте тему урока. - Поставьте цель к сегодняшнему уроку. | -Произведение А.С. Пушкина. Затрудняются. -А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". -Понять смысл произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения. | К: владеть диалогической речью Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | -Составим план на урок с помощью слов-помощников. -Познакомимся… -Проанализируем… | -А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". -Познакомимся с частью произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". -Проанализируем прочитанные эпизоды произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
5.Реализация построенного проекта | -Приступим к рассмотрению первого и второго пунктов плана. -Знакомясь с произведением мы параллельно будем его анализировать. Первичное восприятие текста -Сегодня мы начнем знакомство со «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». -Для этого откройте книги, которые у вас на партах -Для того, чтобы узнать, о чем будет говориться в сказке, рассмотрите внимательно иллюстрации к данному произведению. Предположите, о чем пойдет речь? -Для того чтобы, проверить, правильно ли мы предположили, о чем будет сказка, прочитаем текст по цепочке. (Читают по частям) 1 часть -С какими героями мы познакомились в перовой части? -О чем мечтали сёстры? -Мечта какой из сестер полюбилась царю? -Найдите и прочитайте строки, где царь обращается к третей сестре. -Кем предложил быть царь первой и второй сестрице? -Как вы думаете, почему царь выбрал именно третью сестрицу? -Если бы вы были на месте царя, слова какой сестры приглянулись бы вам? 2 часть -Какие герои появляются в этой части? -Что сделали ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха? Найдите и прочитайте эти строчки. -Какой сын родился у царя? Найдите строчки, в которых это сказано и прочитайте. -Какой приказ дал царь гонцу? Найдите и прочитайте строчки, где это сказано. -Как вы думаете, почему ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха переняли гонца? -Как бы вы поступили на месте царя, получив такое известие? | Открывают книги с текстом произведения -О царе Салтане. -3 сестрицы, царь. -Каждая из сестер мечтала стать царицей. -Царю полюбилась мечта третьей сестрицы. Читают. -Ткачихой и поварихой. -Царю нужен наследник. Отвечают. -Сестрица и царь обвенчались. Царица рожает мальчика, пока царь на войне. -Сватья баба Бабариха, гонец, младенец. Читают. Читают. -Они невзлюбили царицу, завидуют. Предполагают. | К: слушать и понимать речь других Р: научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. л. Л: проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | 3 часть -Какой наказ прочитали бояре? Найдите и прочитайте. -Вспомните, какой наказ действительно дал царь? -Почему бояре прочитали другой приказ? -Что все-таки сделали с царицей и ребенком? Найдите и прочитайте эти строки. -Как бы вы поступили на месте бояр, получив такой указ? 4 часть -Как понимаете фразу «рос не по дням, а по часам»? Где может такое происходить? -Чтобы проанализировать эту часть произведения, предлагаю вам пройти по ссылке, которую я вам отправила. Возьмите планшеты, пройдите по ссылке. -К кому за помощью обратился юноша? -Как вы думаете, почему волна ему помогла? -Помогли ли бы вы Царевичу? | Читают. -«Ждать царева возвращенья для законного решенья». -Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха подменили указ у гонца. Читают. Рассуждают -Очень быстро взрослел. Такое может происходить только в сказках. -Он обратился за помощью к волне. -Юноша говорил добрые слова волне, просил о помощи. | К: слушать и понимать речь других; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий П: осуществлять анализ. Р. учитывать выделенные учителем ориентиры действия |
ФИЗКУЛЬМИНУТКА | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. ( Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. ( Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | Выполняют физкультминутку | |
7. Включение в систему знаний и повторение | 5 часть -Кого спас юноша? А кого он убил? -Почему девица сказала, что сослужит ему потом? -Что бы ты сделал на месте царевича, спас бы девицу – лебедя? 6 часть -Как Лебедь отблагодарила юношу? -Кем стал юноша? 7 часть -С кем произошла первая встреча князя Гвидона? -Почему эта встреча доставила ему печаль? -Кто пообещал помочь Гвидону? -Зачем Лебедь обратила князя в комара? 8 часть -О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики? -Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой? -Почему комар рассердился? 9 часть -Почему корабельщики второй раз опечалили Гвидона? -В кого на этот раз Гвидона обратила царевна Лебедь? Часть 10 -О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики? -Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой? -Почему муха рассердилась? | -Юноша спас девицу-лебедя, а убил злого чародея, обращенного в коршуна. - Потому что за добро надо отвечать добром. Отвечают. -Она возвела на острове большой город. -Юноша стал князем этого города и получил имя Гвидон. -С корабельщиками, торговцами. -Потому что они плыли на его родину, в царство царя Салтана, а Гвидон скучал по отцу. -Ему пообещала помочь Лебедь. -Чтобы он мог полететь за кораблем и увидеть своего отца. -Что на пустынном острове появился чудный город. -Начали рассказывать царю о другом чуде: белочке. -Потому что сестры отговаривали Салтана ехать на остров. -Потому что они снова держали путь к царю Салтану. -Она превратила его в муху. -Что на острове у князя Гвидона есть белка, которая поет песни и грызет орехи с золотой скорлупой и изумрудом вместо ядра. -Они рассказали о другом чуде: о 33 богатырях и Черноморе. -Муха рассердилась, потому что сестры снова отговорили Салтана плыть на остров. | П: проводить сравнение. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Сейчас мы с вами выполним тест по прочитанным отрывкам. 1. «Сказка о царе Салтане…» – это А) сказка Б) рассказ В) колыбельная песня 2. Каким занятием были увлечены девицы поздно вечерком ? А) Плясали Б) Ужинал В) Пряли 3. Кого родила Царица? А) Лягушку Б) ребенка В) Мышку 4. Кто хотел извести царицу? А) бояре Б) сестрицы В) царь 5. Кто напоил Гонца, который вез грамоту от царя? А) Царица Б)Царь Султан В) Сестрицы 6. Куда посадили Царицу и ее ребенка? А) В бочку Б) В тюрьму В) в подвал 7. Куда бросили бочку, в которой находились Царица и ее ребенок? А) в Ущелье Б) в реку В) В море 8. Кто сумел открыть бочку и вызволить Царицу с сыном? А) Лебедь Б) Белка В) сын Царицы 9. Как звали сына Царя Салтана? А) Дуян Б)Берендей В) Гвидон 10. Кто повстречался князю Гвидону на острове? А) Лягушка Б) Лебедь В) Медведь Сейчас, поменяйтесь рабочими листами и выполните проверку по экрану. | Выполняют тест. ответы: 1. «Сказка о царе Салтане…» – это А) сказка 2. Каким занятием были увлечены девицы поздно вечерком ? В) Пряли 3. Кого родила Царица? Б) ребенка 4. Кто хотел извести царицу? Б) сестрицы 5. Кто напоил Гонца, который вез грамоту от царя? В) Сестрицы 6. Куда посадили Царицу и ее ребенка? А) В бочку 7. Куда бросили бочку, в которой находились Царица и ее ребенок? В) В море 8. Кто сумел открыть бочку и вызволить Царицу с сыном? В) сын Царицы 9. Как звали сына Царя Салтана? В) Гвидон 10. Кто повстречался князю Гвидону на острове? Б) Лебедь Взаимопроверка. | П: осуществлять обобщение изученного |
9.Рефлексия учебной деятельности | – С каким произведением мы начали знакомство на уроке? -Рассмотрели ли мы все пункты плана? -Что послужило основой сюжета сказки? -Понравилась ли вам та часть произведения с которой мы познакомились? -Пришло время оценить свою работу. -На ваших партах лежат листы. Ваша задача: закончить предложения. Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… | -С произведением А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". -Да, познакомились и прочитали часть произведения. Отвечают на вопрос. Дополняют предложения. | К: владеть диалогической речью Р: осуществлять самооценку деятельности |
1. «Сказка о царе Салтане…» – это
2. Каким занятием были увлечены девицы поздно вечерком ?
3. Кого родила Царица?
4. Кто хотел извести царицу?
5. Кто напоил Гонца, который вез грамоту от царя?
6. Куда посадили Царицу и ее ребенка?
7. Куда бросили бочку, в которой находились Царица и ее ребенок?
8. Кто сумел открыть бочку и вызволить Царицу с сыном?
9. Как звали сына Царя Салтана?
10. Кто повстречался князю Гвидону на острове?