-Я рада видеть ваши улыбки. Думаю, что хорошее настроение поможет в работе. -Сегодня мы заканчиваем работу над сказкой А.С.Пушкина. Прочитайте ещё раз название этой сказки (на доске). -Мы читали много сказок. А что интересного в названии этой сказки вы заметили? -С каким из этих героев мы чаще всего встречаемся в сказке? - Где это имя автор поставил в названии сказки? -Случайно ли автор так «окружил» героя? -Как бы вы озаглавили сказку? -Почему же А.С.Пушкин выбрал именно такое название? -Через характер героя мы можем понять смысл сказки. Давайте вспомним пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». -Какой возникает вопрос? Итак. Мы выбрали путь - через характеристику главного героя понять смысл сказки. Дома вам нужно было вычитать сказку с упором на образ Гвидона, найти эпизоды, характеризующие главного героя.
По какому плану мы составляем характеристику героя? (План на доске). -К сожалению, мы не успеем выслушать всех. А важно мнение каждого. Поэтому, поработаем в группах. (Класс заранее разделён на группы). 1 и 2 группы составляют портрет героя. 3 и 4 группы на основании совершаемых поступков, составляют его характеристику. (Каждая группа высказывает своё мнение). -Что же получилось: произведение мы читали одно, а Гвидона представляем по-разному? Это и есть художественная литература - когда каждый представляет героя по-своему. -Гвидона мы увидели как сказочного персонажа или как обыкновенного человека? -Пушкин использует этот прием, чтобы приблизить действие сказки к жизни. Физкультминутка. -Давайте вспомним заключительную часть сказки. Казалось бы, у Гвидона всё есть для счастья: мать. жена, остров. 3 чуда… Почему он снова грустит? -Приближается флот Салтана. Какие глаголы использует автор, чтобы выразить радость Гвидона? -Сменилось настроение героя? -А почему «притихло» море? -Сохранилась ли в душе Салтана любовь к жене и сыну? Докажите словами из текста. -Почему царица и Гвидон простили Салтана? -А что значит любить? -Как ведут себя Ткачиха, повариха, Бабариха? Какие глаголы использует Пушкин, чтобы показать их состояние? -Они поняли свою вину? Их тоже простили? Почему? Их тоже любят? -О какой черте характера героев это говорит? -Эти герои сами себя наказали. Как они наказаны? Сюжет Пушкин взял из народной сказки, которую слышал от своей няни Арины Родионовны. В народной сказке отрицательных героев казнят. Это жестокое наказание? -Вам какая концовка больше нравится? -Величие души, доброту русского человека, умение прощать показывает Пушкин. Изменив концовку сказки. -Народная мудрость гласит «Тому тяжело, кто помнит зло». -Сегодня мы пытались понять. Почему так поступал Гвидон и другие герои. Стал ли вам понятен смысл сказки? -Какой вопрос в начале урока мы поставили? -Чему вас научила сказка? -Приходилось ли вам кого-нибудь прощать? -Легко ли прощать? На эти вопросы вы ответите дома. Написав мини-сочинение, в котором главный герой не затаил обиду, а смог простить. -Оцените свою активность на уроке . ( шкала активности от 0 до 10). | Читает 1 ученик В названии сразу вводятся имена 3 героев. С князем Гвидоном. Между другими персонажами. Ответы учащихся. Автор таким образом выражает своё отношение к герою. -Чему хотел научить читателя Пушкин через образ Гвидона? 1. Имя героя. 2. Внешность, характер героя. 3. Поступки и действия героя. 4. Отношение автора к герою. 5. Ваше отношение к герою. Работают в группах. В некоторых эпизодах он- сказочный персонаж, но чаще- обыкновенный человек. «…видеть я б хотел отца…» Любят его. Они столько времени боялись, что раскроется их обман… Высказывают свое мнение. Чему хотел научить читателей Пушкин через образ Гвидона? |