СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе предметно-деятельностного метода, с учётом требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"»

Конспект урока чтения( 4 класс).

Тема урока: «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

( А.С. Пушкин).

Заключительный урок по теме.

Цели урока: анализ художественного произведения на основе составления характеристики главного героя.

Задачи урока:



1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить составлять картинный план, давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, , оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, осмысление проблемы вины и прощения, воспитание учебных качеств, дисциплинированности, умение работать дружно в группе.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений.

3. Постановка учебной задачи.

4 Составление характеристики литературного героя.

5. Анализ заключительной части сказки

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

8.Самооценка.

Оборудование: учебник по литературному чтению под редакцией В.Ю. Свиридовой, классная доска.

План урока:

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организация учебной деятельности



2. Актуализа-

ция знаний.




























3. Постановка учебной задачи.











4. Составление характери-

стики литератур-ного героя.







5.Работа в группах.







6.Подведение результатов работы в группах.










7.Динамичес-кая пауза.


8. Анализ заключитель-ной части сказки (фронтальный в форме диалога).


















9.Сравнение народной и авторской сказок.






10.Рефлексия.










11.Домашнее задание.




12.Самооценка


-Я рада видеть ваши улыбки. Думаю, что хорошее настроение поможет в работе.




-Сегодня мы заканчиваем работу над сказкой А.С.Пушкина. Прочитайте ещё раз название этой сказки (на доске).

-Мы читали много сказок. А что интересного в названии этой сказки вы заметили?


-С каким из этих героев мы чаще всего встречаемся в сказке?

- Где это имя автор поставил в названии сказки?


-Случайно ли автор так «окружил» героя?


-Как бы вы озаглавили сказку?


-Почему же А.С.Пушкин выбрал именно такое название?



-Через характер героя мы можем понять смысл сказки.


Давайте вспомним пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок».


-Какой возникает вопрос?




Итак. Мы выбрали путь - через характеристику главного героя понять смысл сказки.


Дома вам нужно было вычитать сказку с упором на образ Гвидона, найти эпизоды, характеризующие главного героя.





По какому плану мы составляем характеристику героя?

(План на доске).








-К сожалению, мы не успеем выслушать всех. А важно мнение каждого. Поэтому, поработаем в группах.

(Класс заранее разделён на группы).

1 и 2 группы составляют портрет героя.

3 и 4 группы на основании совершаемых поступков, составляют его характеристику.


(Каждая группа высказывает своё мнение).


-Что же получилось: произведение мы читали одно, а Гвидона представляем по-разному? Это и есть художественная литература - когда каждый

представляет героя по-своему.

-Гвидона мы увидели как сказочного персонажа или как обыкновенного человека?


-Пушкин использует этот прием, чтобы приблизить действие сказки к жизни.


Физкультминутка.



-Давайте вспомним заключительную часть сказки.

Казалось бы, у Гвидона всё есть для счастья: мать. жена, остров. 3 чуда… Почему он снова грустит?


-Приближается флот Салтана. Какие глаголы использует автор, чтобы выразить радость Гвидона?

-Сменилось настроение героя?

-А почему «притихло» море?

-Сохранилась ли в душе Салтана любовь к жене и сыну? Докажите словами из текста.

-Почему царица и Гвидон простили Салтана?

-А что значит любить?

-Как ведут себя Ткачиха, повариха, Бабариха? Какие глаголы использует Пушкин, чтобы показать их состояние?

-Они поняли свою вину? Их тоже простили? Почему? Их тоже любят?

-О какой черте характера героев это говорит?


-Эти герои сами себя наказали. Как они наказаны?




Сюжет Пушкин взял из народной сказки, которую слышал от своей няни Арины Родионовны. В народной сказке отрицательных героев казнят. Это жестокое наказание?

-Вам какая концовка больше нравится?

-Величие души, доброту русского человека, умение прощать показывает Пушкин. Изменив концовку сказки.

-Народная мудрость гласит «Тому тяжело, кто помнит зло».

-Сегодня мы пытались понять. Почему так поступал Гвидон и другие герои. Стал ли вам понятен смысл сказки?


-Какой вопрос в начале урока мы поставили?



-Чему вас научила сказка?



-Приходилось ли вам кого-нибудь прощать?

-Легко ли прощать? На эти вопросы вы ответите дома. Написав мини-сочинение, в котором главный герой не затаил обиду, а смог простить.


-Оцените свою активность на уроке .

( шкала активности от 0 до 10).










Читает 1 ученик


В названии сразу вводятся имена 3 героев.



С князем Гвидоном.


Между другими персонажами.





Ответы учащихся.


Автор таким образом выражает своё отношение к герою.









-Чему хотел научить читателя Пушкин через образ Гвидона?













1. Имя героя.

2. Внешность, характер героя.

3. Поступки и действия героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.







Работают в группах.









В некоторых эпизодах он- сказочный персонаж, но чаще- обыкновенный человек.







«…видеть я б хотел отца…»









Любят его.









Они столько времени боялись, что раскроется их обман…





Высказывают свое мнение.











Чему хотел научить читателей Пушкин через образ Гвидона?



Похожие файлы