А.С.Пушкин «Узник»
- Презентация учителя словесности МОУ «Лицей 23» г. Белоозёрский Ивонинской Валентины Васильевны
Причина того, что люди так мало запоминают прочитанное, заключается в том, что они слишком мало думают сами.
Г. Лихтенберг
Задачи урока
Задачи:
- повторить изученный материал о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
- познакомить учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением «Узник»;
- выработка анализа лирического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся;
- формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста
Истории создания стихотворения «Узник».
Южная ссылка поэта.
Писатель Всеволод Александрович Рождественский в своей
книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых
замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему –
свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней,
хотя само слово ни разу не встречается в тексте».
Докажите, что это суждение верно .
- Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
— Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
— Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
— Всемои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
Кишинев был в те годы глухой провинцией.
Над одноэтажными домиками мрачно возвышался
острог.
Здание было сложено из огромных серых камней, узкие
окна выходили во двор, где, прикованные цепями к
столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы
поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их
мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“.
Его полюбили не только просвещенные читатели, но и
простые люди: стихотворение стало народной песней».
Работа с названием стихотворения
Стихотворение
А. С.Пушкина называется «Узник».
Ваше предположение:
о чём это произведение? Запомните его.
Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был
присоединен к России в 1812 году, то есть всего за
восемь лет до того, как туда сослали Пушкина.
Русского населения там почти не было, кроме офицеров,
под чьим руководством находились войска, охранявшие
пограничную с Румынией и близкую от враждебно
настроенной Турции территорию.
Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с
обязательным переселением его в
определенную, как правило, отдаленную, местность.
В России ссылка применялась по суду (с XVI века до
1993 года) или в административном порядке главным
образом для людей, обвинявшихся в политических
преступлениях.
За ссыльным устанавливался постоянный надзор.
Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник»
говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не
встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче,
чем выразительнее описана несвобода, неволя.
Стихотворение построено на антитезе
Слову сижу противопоставлено движение: «Давай
улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи,
морские края.
В первой строфе два товарища — узник и орел,
вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два
товарища — орел и ветер.
Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного
творчества — вольный; эта жажда движения
подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...»
— «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора:
«...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза
встречается звук [р], что создает ощущение призыва к
движению и свободе.
1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?
2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника?
3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?
От чьего лица идет повествование?
УЗНИК
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
Создание схемы месторасположения героев
Нарисуйте схему размещения героев стихотворения.
Где они находятся?
Докажите текстом.
Они за решеткой.
Оба. Всё время.
Гуляют лишь в мечтах.
Словарная работа
Узник - человек, который находится в заключении.
Темница – (?)помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.
Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Домашнее задание
1.Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.
2.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию)