«А.С.Пушкин в изобразительном искусстве».
Внеурочное мероприятие. 5-6 кл.
Цель: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества
Мероприятие предназначено для учителей изобразительного искусства и классных руководителей.
Можно использовать для проведения юбилейных и памятных дат в честь А.С. Пушкина
Знакомство с творчеством Н. Рушевой
План мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Пушкин. Викторина. Презентация. Обсуждение. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/10/26/prezentatsiya-viktorina-po-tvorchestvu-a-s-pushkina
3.Надя Рушева. Биография. http://fb.ru/article/209748/nadya-rusheva-biografiya-foto-kartinyi-prichina-smerti
4. Видео «Тает желтый воск свечи». Обсуждение.
https://youtu.be/p--rG4-Cvx4
Ход мероприятия
Пушкин-наше все. Эта фраза часто звучит с экранов и юбилейных трибун.
Памятники поэту установлены во многих городах России, художники всех эпох воссоздавали его образ в живописи и графике. Прижизненных портретов поэта существует не очень много, каждый из авторов передал на холсте своего Пушкина. Самыми известными считаются портреты кисти Тропинина и Кипренского. Они стали эталонами в жанре портрета.
2. Викторина. Назови автора
1. Василий Тропинин — Портрет А.С. Пушкина

2. Иван Айвазовский, Илья Репин — Прощание Пушкина с морем

3. Орест Кипренский.

4.Илья Репин. Пушкин в Царском Селе.
5. Автопортрет.
5.5
Пушкин в Царском Селд. Илья Репин, 1911г

Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком-талантливой 17-летней художницей Надей Рушевой. Ее трагическая судьба и короткая жизнь оставили после себя тысячи удивительных рисунков. Более трехсот из них посвящены А.С. Пушкину.
Надя Рушева:
Рождение, отрочество и юность маленькой художницы
Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она – это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком. - Необъяснимая тяга к рисованию Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать. Школа и рисование Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование
Первый рекорд по числу картинок
Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.
В чем особенности рисунков Нади Рушевой
Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница Надя Рушева предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.
По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать. Вдохновившись необычайными возможностями дочери, Николай Константинович решил поделиться своим счастьем. Для этого он показал ее готовые картинки своим коллегам. Как и следовало ожидать, они единогласно сделали вывод, что у Нади есть необычайный талант. С этого момента отец девочки решил во что бы то ни стало заняться его развитием. Первая выставка и первый жизненный опыт
Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором! И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности. Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать. Создание новой серии иллюстраций
В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение. Рисунки – это лучик Надежды Картины Надежды Рушевой – это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка. По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы. Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции. По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.
Выставки и новые достижения девочки
В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков. –
Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды
Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового произведения Булгакова, как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет. Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа – это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу. Необычайная тяга к балету Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая Надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана. Выбор Булгакова Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.
Неожиданная кончина
Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, – разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг. «Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось». И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти – врожденная аневризма. Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.
Литература
1.А. С. Пушкин в изобразительном искусстве. Сост. Э. Гальперина.
2.Пушкин в портретах и иллюстрациях. Пособие для учителей. Сост. М. М. Калаушин.
3.А. С. Пушкин. Альбом-выставка. Авторы-сост. Н. Баранская, С. Овчинникова.
4.Себя как в зеркале я вижу…Сост. Л. Кудрявцева. М. ,1986.
5.В. Порудоминский. Половина жизни моей. М. , Детгиз, 1987
6.А. Пушкин. Жизнь и творчество. Выставка в школе. М. , Детгиз. 1982.
Самоанализ внеурочного мероприятия «А.С.Пушкин в изобразительном искусстве».
5- 6 класс
Цель: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества
Мероприятие предназначено для учителей изобразительного искусства и классных руководителей.
Можно использовать для проведения юбилейных и памятных дат в честь А.С. Пушкина
Знакомство с творчеством Н. Рушевой
Используемые средства:
компьютер, экран, презентации, видео, репродукции.
Форма проведения: круглый стол
Ожидаемые результаты: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, знания, культура)
Цели определены с учетом реализации художественно-эстетического направления реализации внеурочной деятельности ФГОС и реализуют принцип рассмотрения художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох. В ходе круглого стола решены следующие задачи:
-участие в памятных мероприятиях, посвященных А.С. Пушкину:
- закрепление знаний о художниках-авторах пушкинских портретов;
- знакомство с юной художницей Н.Рушевой;
- развивать умение чувствовать переживания художника;
- воспитывать любовь к родине.
-получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
В ходе круглого стола актуализируются и закрепляются знания учащихся о великом русском поэте и о художниках-авторах пушкинских портретов; происходит знакомство с творчеством ровесницы учащихся 5-6 классов, что позволило создать условия для развития умения чувствовать переживания художника. Благоприятная атмосфера совместного восприятия произведений искусства создала необходимый психологический климат для формирования положительного отношения к базовым ценностям общества, развитию коммуникативных, личностных, творческих, познавательных УУД.
Учащиеся заинтересованы темой, готовы к поиску дополнительной информации и самообразованию, что свидетельствует о прочувствовании приобретенного знания, воспитательного результата и последующего эффекта.
Цель внеурочного мероприятия достигнута.