СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А: «Степени сравнения имён прилагательных.Сравнительная степень.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Степени сравнения имён прилагательных.Сравнительная степень.»

 

Цели: дать понятие о степенях сравнения прилагательных;показать синтаксическую роль прилагательных в форме сравнительной степени;формировать представление о синтаксической синонимии;развивать навыки работы с тестами.

 

Просмотр содержимого документа
«а: «Степени сравнения имён прилагательных.Сравнительная степень.»»

Тема: «Степени сравнения имён прилагательных.Сравнительная степень.»


Цели: дать понятие о степенях сравнения прилагательных;показать синтаксическую роль прилагательных в форме сравнительной степени;формировать представление о синтаксической синонимии;развивать навыки работы с тестами.


Задачи урока:

  • Образовательные:

    • научить образовывать формы степеней сравнения качественных имен прилагательных, осознавать их функции  в языке, грамотно использовать в речи;

    • способствовать формированию лингвистических  понятий;

    • осваивать методы комплексного анализа слова;

    • обогащать словарный запас учащихся;

    •  закреплять знания о разрядах и морфологических признаках имен прилагательных;

    • продолжать закреплять знания об употреблении прописных букв;

    • продолжать закреплять знания в области синтаксиса и пунктуации;

    • совершенствовать навыки словообразовательного разбора

  • Развивающие:

    • осуществление системно-деятельностного подхода;

    • развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воображения

    • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    • развитие умения находить, извлекать и систематизировать информацию;

    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    • развитие умений целеполагания, планирования деятельности и ее результатов, развитие навыков коррекции и оценки;

    • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    • формирование логических умений;

    • развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    • развитие умения работы с интернет-ресурсами.

  • Воспитательные:

    • воспитание любви и ценностного отношения к Родине и малой Родине,воспитание уважения к родному языку, бережного отношения к слову;

    • формирование умения оценивать усваиваемое содержание, ориентируясь на социальные и личностные ценности, обеспечивающее личностный моральный выбор;

    • развитие навыков коммуникации, умения организовывать диалог с партнером, воспитание уважительного отношения к собеседнику;

    • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, понимания и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные:

    • получение и закрепление знаний о способах образования, морфологических признаках и синтаксической роли форм степеней сравнения имен прилагательных; введение понятий, «сравнительная степень», «превосходная степень», «простая форма», «составная форма»; формирование знаний о речевых ошибках, связанных с употреблением форм степеней  сравнения.

    • формирование навыков комплексного анализа слова (на лексическом, словообразовательном, морфемном уровнях).

  • Метапредметные:

    • формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;

    • формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества;

    • формирование умений работы с таблицей, интернет-ресурсами, справочниками;

    • формирование ценностного отношения к учебным предметам.

  • Личностные:

    • развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;

    • воспитание любви и уважения к национальным;формирование личных ценностных ориентиров.

Оборудование:доска,интерактивная доска,проектор,компьютер.

Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания(примеры описаний природы из произведений русских писателей,подчеркнуть прилагательные как члены предложения).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

А.С.Пушкин.



(Из романа в стихах «Евгений Онегин»)

Встает заря во мгле холодной
Опрятней модного паркета.
На нивах шум работ умолк,
Блистает речка, льдом одета.
С своей волчихою голодной
Мальчишек радостный народ;
Выходит на дорогу волк,
Коньками звучно режет лед.
Его почуя, конь дорожный -
На красных лапках гусь тяжелый -
Храпит - и путник осторожный,
Задумав плыть по лону вод,
Несется в гору во весь дух.
Ступает бережно на лед
На утренней заре пастух
Скользит и падает, веселый,
Не гонит уж коров из хлева.
Мелькает, вьется первый снег,
И в час полуденный в кружок
Звездами падая на брег.

А.С.Пушкин.



     

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падает на брег.

А.С.Пушкин.



  Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.

Пришвин.М.М.

Осинкам холодно

    В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

Пришвин.М.М.

- Мы внимательно выслушали выразительное чтение отрывков о природе из произведений великих писателей.Удивидельно,но классики русской литературы сумели передать едва заметные изменения в окружающей среде,тончайшие чувства человека.В нашем сознании возникли чудесные образы природы,картины жизни.Благодаря какой части речи удалось писателям создать такую образную речь?(ответы учащихся)

- Рассмотрим предложение:

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

- Кто автор этой поэтической строки?(С.А.Есенин)

- Подчеркните прилагательные как члены предложения?
- Какими членами предложения являются прилагательные?

- Какую синтаксическую роль ещё может выполнять прилагательное?

III.Работа по теме урока.Актуализация.

- Что мы ещё знаем о прилагательном?Какие разряды имеет прилагательное?(Качественные,относительные и притяжательные)

- Приведите примеры.(красивый,мудрый,деревянный,серебряный,лисий,медвежий).

(- Кстати,разряды прилагательного вы уже изучали по осетинскому языку в 5-м классе).

- Какие признаки предмета обозначают качественные прилагательные?(вкус,цвет,форму и т.д.)

- Что мы ещё можем сказать о качественных прилагательных?(имеют краткую и полную форму:умный-умён;являются в предложении определением или сказуемым)

- Рассмотрим интересный пример.Перед нами герб Осетии.Из истории мы знаем,что в 18в. В.Багратиони в архивах Грузии обнаружил этот герб,который датируется 6-8вв.н.э.

Исследовательская работа двух учеников.

- Сейчас мы прослушаем небольшое сообщение.Будьте внимательны.Выпишите прилагательные,которые использовали ученики в своей работе.

Беседа:

- Что изображено на гербе Осетии-Алании?(презентация)

- Барс на фоне гор – исторический герб Осетии.Барс символизирует верховенство,величие и уважение.

Горный кряж из восьми вершин – символ мировой горы.
- Как расположены вершины гор?

- В три уровня.

- У основания четыре горы,выше мы видим три белоснежные горные вершины,а над ними одну,но самую высокую гору(внизу,выше,ещё выше).

-Как правильно сказать о расположении этих предметов(гор)?-Высокая,выше,высочайшая.

- Из услышанного сообщения мы выписали прилагательные.(горные,белые,красный,жёлтый,самая высокая,сильный,мировой,отважный,величественный,круглый,белоснежный и т.д.)

- Попробуйте изменить прилагательные так,чтобы признак предмета был в большей или меньшей степени(Например:сильный,сильнее,сильнейший).

- Горный.

- Не получилось?Почему?(Потому что это прилагательное является относительным.Относительные прилагательные указывают на материал,из которого сделан предмет.Поэтому такие прилагательные не могут иметь признак в большей или меньшей степени:горный-горнее – сделать нельзя,золотой-золотее – не бывает).

Белоснежные-белоснежнее-белоснейжнейший;самую высокую-высокий-выше и т.д.).

- Сделайте вывод по этому заданию.(Признаки качественных прилагательных можно сравнивать.Признак предмета может быть в большей или меньшей степени).

Проблемный вопрос.

- Над какими задачами нам предстоит работать на уроке?

IV.Работа по теме урока.Самостоятельное чтение теоретического материала(стр.10,п.57).

- Мы сделали вывод,теперь посмотрим научный материал,данный в параграфе.

- Познакомиться с формами имён прилагательных,которые показывают степень проявления признака у данного предмета,лица,явления в сравнении с другими предметами,лицами,явлениями нам поможет таблица.

Запись в тетрадях.

- Поработаем с таблицей.Сопостовляя предметы по качеству , размеру,цвету,форме,вкусу и т.д.,мы образуем степени сравнения.Только качественные прилагательные обозначают признаки,которые свойственны предметам.

Степени сравнения – это формы прилагательных, в которых выражаются значения разной меры.


Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Простая сравнительная степень:суф.-е,-ее,-ей,-ше

новее,храбрее,шире

Составная сравнительная степень:более,менее

Более умный,менее жесткий

Простая превосходная степень:


Составная превосходная:


ЗАПОМНИТЬ!

В некоторых случаях может происходить чередование звуков и усечение основы,если простая сравнительная степень образована при помощи суф.-е:молодой-моложе(д//ж),звонкий-звонче(к//ч),сладкий-слаще(д//щ),отсечение к.

Некоторые прилагательные образуют простую сравнительную форму при помощи суф.-ше:тонкий-тоньще,далекий-дальше.

Простая сравнительная степень прилагательных в словах:хороший-лучше,плохой-хуже,маленький-меньше – образуется от других основ.

Физ.минутка.

  • Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

  • И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.


V.Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику:
1)Упр.330 – коллективное выполнение с комментированием,работа с синонимами(рамка на стр.116)
ЗАПОМНИТЬ!
Комментарии:прилагательные гигантский,исполинский,колоссальный – не образуют степеней сравнения,поэтому нельзя использовать вместо слова крупнейших.
Слова гигантский,исполинский,колоссальный – в тексте образуют стилистический прием – градацию.
Градация - размеренная последовательность при переходе от одного к другому.

Градация - (от лат. gradatio — "ступень, степень") — стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.


Качественные прилагательные в своих произведениях писатели используют часто как эпитеты.
Эпитет  [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, Выражается преимущественно именем прилагательным:
белоснежные вершины.

2)Упр.331 – синтаксический разбор(в сравнительной степени – сказуемое).
Групповая работа.

3)Тест 16,КИМы.
4)Самостоятельная работа.Выписать прилагательные в простой сравнительной степени из стихотворения:

Всё удивительно вокруг:

Надёжней всех твой первый друг!

А голос мамы всех милее,

Добрее, мягче и роднее.

А Эверест из гор всех выше.

И зверя нет трусливей мыши.

И глубже озера – река,

Белее снега – облака.

Без качественных прилагательных

Вещей не будет занимательных.

Теперь мы знаем, без сомненья,

Что значит СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ.


VI.Подведение итогов.Рефлексия.
- Какие степени сравнения имеют качественные имена прилагательные?
- Что показывают степени сравнения?
- Как образуются степени сравнения?От каких основ прилагательных?

Д/З.

Учебник: п.57,упр.333,рабочая тетрадь:задание 63.

- Для более сильных учеников:упр.336.