Тема: «Степени сравнения имён прилагательных.Сравнительная степень.»
Цели: дать понятие о степенях сравнения прилагательных;показать синтаксическую роль прилагательных в форме сравнительной степени;формировать представление о синтаксической синонимии;развивать навыки работы с тестами.
Задачи урока:
Образовательные:
научить образовывать формы степеней сравнения качественных имен прилагательных, осознавать их функции в языке, грамотно использовать в речи;
способствовать формированию лингвистических понятий;
осваивать методы комплексного анализа слова;
обогащать словарный запас учащихся;
закреплять знания о разрядах и морфологических признаках имен прилагательных;
продолжать закреплять знания об употреблении прописных букв;
продолжать закреплять знания в области синтаксиса и пунктуации;
совершенствовать навыки словообразовательного разбора
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воображения
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения находить, извлекать и систематизировать информацию;
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие умений целеполагания, планирования деятельности и ее результатов, развитие навыков коррекции и оценки;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
развитие умения работы с интернет-ресурсами.
Воспитательные:
воспитание любви и ценностного отношения к Родине и малой Родине,воспитание уважения к родному языку, бережного отношения к слову;
формирование умения оценивать усваиваемое содержание, ориентируясь на социальные и личностные ценности, обеспечивающее личностный моральный выбор;
развитие навыков коммуникации, умения организовывать диалог с партнером, воспитание уважительного отношения к собеседнику;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, понимания и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
получение и закрепление знаний о способах образования, морфологических признаках и синтаксической роли форм степеней сравнения имен прилагательных; введение понятий, «сравнительная степень», «превосходная степень», «простая форма», «составная форма»; формирование знаний о речевых ошибках, связанных с употреблением форм степеней сравнения.
формирование навыков комплексного анализа слова (на лексическом, словообразовательном, морфемном уровнях).
Метапредметные:
формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества;
формирование умений работы с таблицей, интернет-ресурсами, справочниками;
формирование ценностного отношения к учебным предметам.
Личностные:
развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
воспитание любви и уважения к национальным;формирование личных ценностных ориентиров.
Оборудование:доска,интерактивная доска,проектор,компьютер.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания(примеры описаний природы из произведений русских писателей,подчеркнуть прилагательные как члены предложения).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин.
(Из романа в стихах «Евгений Онегин»)
Встает заря во мгле холодной
Опрятней модного паркета.
На нивах шум работ умолк,
Блистает речка, льдом одета.
С своей волчихою голодной
Мальчишек радостный народ;
Выходит на дорогу волк,
Коньками звучно режет лед.
Его почуя, конь дорожный -
На красных лапках гусь тяжелый -
Храпит - и путник осторожный,
Задумав плыть по лону вод,
Несется в гору во весь дух.
Ступает бережно на лед
На утренней заре пастух
Скользит и падает, веселый,
Не гонит уж коров из хлева.
Мелькает, вьется первый снег,
И в час полуденный в кружок
Звездами падая на брег.
А.С.Пушкин.
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падает на брег.
А.С.Пушкин.
Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.
Пришвин.М.М.
Осинкам холодно
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
Пришвин.М.М.
- Мы внимательно выслушали выразительное чтение отрывков о природе из произведений великих писателей.Удивидельно,но классики русской литературы сумели передать едва заметные изменения в окружающей среде,тончайшие чувства человека.В нашем сознании возникли чудесные образы природы,картины жизни.Благодаря какой части речи удалось писателям создать такую образную речь?(ответы учащихся)
- Рассмотрим предложение:
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.
- Кто автор этой поэтической строки?(С.А.Есенин)
- Подчеркните прилагательные как члены предложения?
- Какими членами предложения являются прилагательные?
- Какую синтаксическую роль ещё может выполнять прилагательное?
III.Работа по теме урока.Актуализация.
- Что мы ещё знаем о прилагательном?Какие разряды имеет прилагательное?(Качественные,относительные и притяжательные)
- Приведите примеры.(красивый,мудрый,деревянный,серебряный,лисий,медвежий).
(- Кстати,разряды прилагательного вы уже изучали по осетинскому языку в 5-м классе).
- Какие признаки предмета обозначают качественные прилагательные?(вкус,цвет,форму и т.д.)
- Что мы ещё можем сказать о качественных прилагательных?(имеют краткую и полную форму:умный-умён;являются в предложении определением или сказуемым)
- Рассмотрим интересный пример.Перед нами герб Осетии.Из истории мы знаем,что в 18в. В.Багратиони в архивах Грузии обнаружил этот герб,который датируется 6-8вв.н.э.
Исследовательская работа двух учеников.
- Сейчас мы прослушаем небольшое сообщение.Будьте внимательны.Выпишите прилагательные,которые использовали ученики в своей работе.
Беседа:
- Что изображено на гербе Осетии-Алании?(презентация)


- Барс на фоне гор – исторический герб Осетии.Барс символизирует верховенство,величие и уважение.
Горный кряж из восьми вершин – символ мировой горы.
- Как расположены вершины гор?
- В три уровня.
- У основания четыре горы,выше мы видим три белоснежные горные вершины,а над ними одну,но самую высокую гору(внизу,выше,ещё выше).
-Как правильно сказать о расположении этих предметов(гор)?-Высокая,выше,высочайшая.
- Из услышанного сообщения мы выписали прилагательные.(горные,белые,красный,жёлтый,самая высокая,сильный,мировой,отважный,величественный,круглый,белоснежный и т.д.)
- Попробуйте изменить прилагательные так,чтобы признак предмета был в большей или меньшей степени(Например:сильный,сильнее,сильнейший).
- Горный.
- Не получилось?Почему?(Потому что это прилагательное является относительным.Относительные прилагательные указывают на материал,из которого сделан предмет.Поэтому такие прилагательные не могут иметь признак в большей или меньшей степени:горный-горнее – сделать нельзя,золотой-золотее – не бывает).
Белоснежные-белоснежнее-белоснейжнейший;самую высокую-высокий-выше и т.д.).
- Сделайте вывод по этому заданию.(Признаки качественных прилагательных можно сравнивать.Признак предмета может быть в большей или меньшей степени).
Проблемный вопрос.
- Над какими задачами нам предстоит работать на уроке?
IV.Работа по теме урока.Самостоятельное чтение теоретического материала(стр.10,п.57).
- Мы сделали вывод,теперь посмотрим научный материал,данный в параграфе.
- Познакомиться с формами имён прилагательных,которые показывают степень проявления признака у данного предмета,лица,явления в сравнении с другими предметами,лицами,явлениями нам поможет таблица.
Запись в тетрадях.
- Поработаем с таблицей.Сопостовляя предметы по качеству , размеру,цвету,форме,вкусу и т.д.,мы образуем степени сравнения.Только качественные прилагательные обозначают признаки,которые свойственны предметам.
Степени сравнения – это формы прилагательных, в которых выражаются значения разной меры.
Степени сравнения качественных имён прилагательных.
Простая сравнительная степень:суф.-е,-ее,-ей,-ше | новее,храбрее,шире |
Составная сравнительная степень:более,менее | Более умный,менее жесткий |
Простая превосходная степень: | |
Составная превосходная: | |
ЗАПОМНИТЬ!
В некоторых случаях может происходить чередование звуков и усечение основы,если простая сравнительная степень образована при помощи суф.-е:молодой-моложе(д//ж),звонкий-звонче(к//ч),сладкий-слаще(д//щ),отсечение к.
Некоторые прилагательные образуют простую сравнительную форму при помощи суф.-ше:тонкий-тоньще,далекий-дальше.
Простая сравнительная степень прилагательных в словах:хороший-лучше,плохой-хуже,маленький-меньше – образуется от других основ.
Физ.минутка.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
V.Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику:
1)Упр.330 – коллективное выполнение с комментированием,работа с синонимами(рамка на стр.116)
ЗАПОМНИТЬ!
Комментарии:прилагательные гигантский,исполинский,колоссальный – не образуют степеней сравнения,поэтому нельзя использовать вместо слова крупнейших.
Слова гигантский,исполинский,колоссальный – в тексте образуют стилистический прием – градацию.
Градация - размеренная последовательность при переходе от одного к другому.
Градация - (от лат. gradatio — "ступень, степень") — стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.
Качественные прилагательные в своих произведениях писатели используют часто как эпитеты.
Эпитет [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, Выражается преимущественно именем прилагательным:
белоснежные вершины.
2)Упр.331 – синтаксический разбор(в сравнительной степени – сказуемое).
Групповая работа.
3)Тест 16,КИМы.
4)Самостоятельная работа.Выписать прилагательные в простой сравнительной степени из стихотворения:
Всё удивительно вокруг:
Надёжней всех твой первый друг!
А голос мамы всех милее,
Добрее, мягче и роднее.
А Эверест из гор всех выше.
И зверя нет трусливей мыши.
И глубже озера – река,
Белее снега – облака.
Без качественных прилагательных
Вещей не будет занимательных.
Теперь мы знаем, без сомненья,
Что значит СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ.
VI.Подведение итогов.Рефлексия.
- Какие степени сравнения имеют качественные имена прилагательные?
- Что показывают степени сравнения?
- Как образуются степени сравнения?От каких основ прилагательных?
Д/З.
Учебник: п.57,упр.333,рабочая тетрадь:задание 63.
- Для более сильных учеников:упр.336.