Просмотр содержимого документа
«А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»»
13 марта
Классная работа
А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»
Цели урока:
- познакомиться с биографией поэта А.Т. Твардовского,
- вчитаться в его стихи,
- учиться анализу стихотворений, выразительному чтению.
О жизни и творчестве А.Т. Твардовского. (1910 – 1971)
- Как отзывается Твардовский о своих родителях? Чему он научился у них?
- Как Твардовский начал писать стихи? Как родители отнеслись к решению сына стать поэтом?
Сообщения подготовленных учеников о жизни и творчестве А. Твардовского. Пересказ статьи из учебника. Беседа по учебному материалу.
О жизни и творчестве А.Т. Твардовского.
- Вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир».
- Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.
- Лауреат множества премий, орденоносец.
Тема «поры» в творчестве А.Т. Твардовского.
А.Т. Твардовский Снега потемнеют синие…
Подготовка по плану.
- Главная мысль, идея стихотворения.
- Лирический герой стихотворения.
- Художественные приёмы: тропы (олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры), синтаксические фигуры, их роль.
- Особенности лексики: есть ли в стихотворении устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы и т.д., их роль.
- Настроение стихотворения.
- Чем вам понравилось стихотворение?
Выразительное чтение стихотворения
Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог , И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок ,
Недвижимой гладью прикинутся И разом – в сырой ночи В поход отовсюду ринутся , Из русел выбив ручьи .
И , сонная , талая , Земля обвянет едва , Листву прошивая старую , Пойдет строчить трава ,
И с ветром нежно - зеленая Ольховая пыльца , Из детских лет донесенная , Как тень , коснется лица .
И сердце почует заново , Что свежесть поры любой Не только была да канула , А есть и будет с тобой .
Июль - макушка лета , -
Напомнила газета ,
Но прежде всех газет -
Дневного убыль света ;
Но прежде малой этой ,
Скрытнейшей из примет ,
- Ку - ку , ку - ку , - макушка , -
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет .
А с липового цвета
Считай , что песня спета ,
Считай , пол - лета нет , -
Июль - макушка лета .
На дне моей жизни ,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке ,
На теплом пенушке .
И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалекого вечера .
И пусть оно так ,
что морока немалая -
Твой век целиком ,
да об этом уж нечего .
Я думу свою
без помехи подслушаю ,
Черту подведу
стариковскою палочкой :
Нет , все - таки нет ,
ничего , что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой .
Вспомним цели урока:
- познакомиться с биографией поэта А.Т. Твардовского,
- вчитаться в его стихи,
- учиться анализу стихотворений, выразительному чтению.
Подведение итогов урока.
О чём заставили задуматься стихи А.Т. Твардовского ?
Которое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?
Домашнее задание:
- Выучить одно из стихотворений наизусть.
- «Творческое задание» – стр. 154.
- Индивидуально: подготовить выразительное чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.