Просмотр содержимого документа
«А.В.Геласимов "Нежный возраст"»
Андрей Валерьевич Геласимов
- Писатель, кандидат филологических наук. Самый читаемый русский писатель во Франции .Автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе, романов «Год обмана» и «Рахиль».
- Родился в 1966 году в городе Иркутске . В 1987 г. окончил факультет иностранных языков Якутского государственного университета . После этого учился на режиссерском факультете ГИТИС а (ныне – РАТИ).
- В 1996–1997 гг. А. Геласимов стажировался в Халльском университете (Великобритания). Защитил кандидатскую Диссертацию по английской литературе.
- Был доцентом кафедры английской филологии Якутского государственного университета , преподавал стилистику английского языка. С 2002 года живет в Москве .
Андрей Валерьевич Геласимов
- В 2001 г. в журнале «Октябрь» был опубликован первый рассказ А. Геласимова «Нежный возраст». С тех пор А. Геласимов постоянный автор этого журнала
- Книги А. Геласимова переведены на французский, немецкий, итальянский, венгерский, эстонский языки. Их проходят на спецкурсах современной русской литературы в МГУ, Литинституте.
- Прозу Геласимова отличает, в первую очередь, непривычное для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к действительности . В ней нет ни осуждения, ни пафоса разоблачения, ни сетований на превратности судьбы. Жизнь воспринимается такой, какая она есть. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования – черта его творчества.
Ваше впечатление
- Какое ваше первое общее впечатление от произведения?
- Кто из героев вызвал у вас большее отторжение? Почему?
- Кто из героев вам понравился? Чем?
- Что необычного в форме повествования?
Форма рассказа
Дневниковая форма
- Для чего люди ведут дневник? Может быть, у кого-то из вас есть опыт ведения дневника?
- Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и сопровождают становление индивидуальности , формирование «я».
- Для чего автор избрал такую форму повествования? Почему не привычную форму рассказа?
- Дневник – откровенный рассказ «из первых уст». Герой честен с собой и со своими мыслями . Мы видим его мысли, внутренний мир.
Название рассказа
- «Нежный возраст» - какой это возраст? Подберите синонимы к слову «нежный».
- Чувствительный, чуткий, легко ранимый, беззащитный.
- Что автор вкладывает в название? О каком возрасте идет речь?
- Речь идет о подростковом и юношеском возрасте, когда в человеке проявляется его истинное лицо . В это время важно, что в этот момент окружает человека , что станет «катализатором» его личности (т.е. как повлияет: что-то ускорит, что-то убьет в человеке, что-то создаст новое и пр. )
Проблемы, поднятые в рассказе
О чем пишет главный герой? Что его волнует? Докажите.
- проблема взаимоотношений родителей и детей;
- проблема одиночества среди людей;
- проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей;
- проблема завоевания авторитета в компании сверстников;
- проблема поиска себя, самоидентификации;
- проблема любви;
- проблема роли искусства в жизни молодых людей;
- проблема взаимопонимания.
Мир героя
- Что происходит в жизни мальчика в начале рассказа?
- Можно ли назвать его жизнь безоблачной?
- Какое чувство он чаще всего испытывает?
- «Как меня все достали», «Достали», «Достал он меня», «Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. А не пойдешь ли ты к черту, дневник?»
- Чувство безысходности . Ощущение «неправильости» в мире. Невозможности найти нечто ценное, настоящее, истинное , дорогое. Нежелание принимать все в жизни как есть и одновременно ощущение своего бессилия перед ней.
Мир героя
- До чего доходит герой в своих мыслях?
- «Интересно, сколько стоит хороший автомат ?», «Дома тоже автомат бы не помешал», «Берешь автомат и стреляешь ему в лоб», «Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать», «Может быть, ей купить автомат ?»
- Это лишь внешняя реакция на обстоятельства . Вся его жестокость (купить автомат, расстрелять людей, избиение Семенова, осуждение одноклассника, «влюбившегося» в учительницу и пр.) – это все реакция на то, что неправильно , что безобразно, уродливо и пр. Герой жестко отзывается на жестокости мира : речь, манеры, шутки, повадки пр.
Перемены
- Меняется ли главный герой-рассказчик на протяжении всего рассказа?
- После чего он стал меняться?
- После знакомства в Октябриной Михайловной юноша постепенно меняется.
- Сразу ли меняется герой? Докажите.
- В какой момент в юноше впервые шевельнулись добрые истинные чувства ?
- 1 апреля 1995 года: «Ей самой трудно Жалко ее обманывать»
- Что дала ему Октябрина Михайловна?
- Велела посмотреть фильм «Римские каникулы» с Одри Хепбёрн, прочитать книгу Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Учит его игре на фортепиано.
«Римские каникулы»
Американская романтическая комедия с элементами мелодрамы 1953 года . Режиссёр и продюсер Уильям Уайлер по литературному сценарию Далтона Трамбо . В главной мужской роли Грегори Пек , в главной женской роли Одри Хепбёрн . Первая значительная роль Хепбёрн, которая принесла актрисе премию «Оскар».
История принцессы некого европейского государства, вырвавшейся из-под надзора и проведшей незабываемое время в Риме (Италия),полное желанной свободы и просты.
P.S.Любовный сюжет тоже есть…
Одри Хепбёрн
Британская актриса, фотомодель, танцовщица и гуманитарный деятель. Признанная икона киноиндустрии и стиля, пик карьеры которой пришёлся на Золотой век Голливуда. Американским институтом киноискусства Одри Хепбёрн была поставлена на третье место в списке величайших актрис американского кино.
«Портрет Дориана Грея»
Роман английского писателя Оскара Уайльда. История о некогда чистом и добром юноше Дориане Грее, о его пути превращения в развратного, жестокого и самолюбивого человека. Однако все его «грехи» проецируются на его портрет, который стареет, дурнеет, портится, отражая все внутреннее разложение юноши… Финал трагичен.
Перемены
- Предположите, почему герой стал другим? Октябрина Михайловна вернула ему веру в идеал , в красоту, в добро, в дружбу и пр. Бессмертные произведения искусства одарили юноше новые мечты и идеалы (например, он ищет среди женщин похожую на Одри и пр.)
- О чем еще рассказывает герою женщина?
- Кое-что из жизни его родителей. 17 арпеля 1995: года. «…застать своих родителей в нормальном возрасте». + 18 апреля 1995 года (костюм клоуна).
- Что этим хотела сказать Октябрина Михайловна?
- Какую еще истину она раскрывает ему? О каком скелете она говорит?
- 24 апреля 1995 года: «Надо жалеть друг друга, пока он(скелет) внутри»
Домашнее задание
Герой/ситуация
Отношение до (+цитата)
Октябрина Михайловна
Отношение после (+цитата)
Семенов
Высокий Андрей
Увлечения
Антон Стрельников
Отец
Мать
Одноклассники
Девчонки/женщины
Школа
Речь героя
И ПР .