Александр Валентинович Вампилов
(19.08.1937— 17.08.1972г.г.)
— русский советский прозаик и драматург.
Подготовила: Потапова Ирина,
ученица 11 класса МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Биография
Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в Черемхово Иркутской области.
В некоторых источниках местом рождения Вампилова называется посёлок Кутулик, хотя в реальности он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района.
Семья проживала в поселке Кутулик,
до этого они 3 года жили в селе Аларь Аларского района Иркутской области, которое Вампилов называл своей Малой Родиной.
Родители Александра Вампилова
Отец - Валентин Никитич Вампилов (1898-1938), по национальности - бурят, учитель русского языка и литературы, знал пять языков, до революции служил репетитором у сына иркутского генерал-губернатора. Вскоре после рождения сына - 17 января 1938 года - был арестован, а 9 марта 1938 года - расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года был реабилитирован посмертно. Мать - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), учитель математики, работала в Кутуликской средней школе.
В семье было четверо детей. Кроме Александра - старший брат Михаил, а также близнецы Галина и Владимир. Брат Михаил впоследствии стал геологом, а сестра Галина - учителем русского языка и литературы. Оставшись без мужа, Анастасия Прокопьевна воспитывала их вместе с Александрой Африкановной(бабушкой). Дед Вампилова также был репрессирован. Воспитанием детей в основном занималась бабушка, поскольку матери приходилось много работать. Для Александра Вампилова бабушка стала тем же, кем была Арина Родионовна для Пушкина.
В школе учился неважно, однако очень любил литературу, сам он в одном из писем другу отмечал: «Ничего, кроме литературы, я не хочу изучать больше школьной программы... Читать я, например, готов, не жрамши сутки! Но что касается немецкого, физики, химии...».
В Кутулике был школьный драмкружок, где Александр Вампилов впервые окунулся в театральную атмосферу, играл в самодеятельных постановках. Обучился играть на мандолине и гитаре, был редактором школьной газеты, писал стихи.
В 1954 году предпринял попытку поступить в Иркутский университет на историко-филологический факультет, но провалился на вступительном экзамене по иностранному языку (немецкому). Вторая попытка оказалась успешной и в 1955-1960 годах он учился на филологическом факультете ИГУ.
Во время учебы в ИГУ он решил писать пьесы.
В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 года. Покинув редакцию, он не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».
В 1960 году женится на Людмиле Добрачёвой.
Развелись в 1963-м.
Вторая жена - Ольга Ивановская. Поженились в 1963 году. В 1966 году у пары родилась дочь Елена.
17 августа 1972 года, за 2 дня до 35-летия, А. В. Вампилов умер — лодка с ним перевернулась у берега Байкала, он поплыл к берегу и умер в воде, вероятно, от переохлаждения.
На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников». У места смерти на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.
Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник — камень с автографом.
Творчество
Свой первый рассказ он написал, будучи студентом третьего курса. Рассказ «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете
4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара».
Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.
В 1962 году Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».
В 1964 году им была написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно.
Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр - Повилас Гайдис).
Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне»
шла уже в 8 театрах СССР,
хотя пока не в столичных театрах.
В 1965 году Вампилов пишет комедию
«Старший сын»
(первое название «Предместье»).
В 1968 году драматург заканчивает пьесу
«Утиная охота».
В том же году Вампилов пишет одноактную пьесу
«История с метранпажем».
Эта одноактная комедия, объединенная
с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует
пьесу «Провинциальные анекдоты».
В 1971 году Вампилов завершает работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август...». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным. Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.
За время литературной работы Александром Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.
Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.
Утиная охота
А.Вампилов
История создания и публикации
«Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.
Публикация в «Ангаре» чудом обошлась без цензуры: главный редактор
Марк Сергеев «подловил» момент, когда главный цензор ушёл в отпуск, и поставил «Утиную охоту» в номер.
Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский
обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация,
где работают Зилов, Саяпин и Кушак) и его служащие обвинили автора в клевете.
Главный герой
Виктор Зилов, главный герой "Утиной охоты",воплотил в себе черты характера и целого поколения, и всей эпохи, которую позже назовут "эпохой застоя". Этот тридцатилетий, физически крепкий, человек, у которого в жизни есть всё - работа, квартира, жена, друзья, женщины, которые его любят, - живёт, плывя по течению, его ничего не интересует, он живёт как бы во сне. Внешне кажется, что он активен и деятелен, но на самом деле он просто существует, не "проживая душой" всё, что с ним происходит. Поэтому он приносит несчастье жене и Ирине, юной девушке, влюблённой в него, поэтому он постоянно пьёт и скандалит - ему надоело так жить, но и изменить свою жизнь он не в силах.
Самое страшное в пьесе то, что Зилов живёт среди людей, которые не замечают пустоту и бессмысленность своего существования, наоборот, они всем довольны, им кажется, что у них всё отлично, и они не понимают, чего же, собственно, не хватает Зилову. Отношения людей, которым "все до лампочки", которым на всё "наплевать" не могут удовлетворить Зилова, он мается тем, что его жизнь сложилась так, но у него есть отдушина в душе - утиная охота. Весь год он живёт ожиданием времени, когда можно будет бросить всё и уехать туда, где можно быть самим собой, где душа человека обретает успокоение: "О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви...". Только вот стрелок он неважный, потому что не может равнодушно видеть летящих уток: "Но они не на картинке. Они-то все-таки живые". "Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мёртвые," - говорит Зилову его "друг" Дима, который на охоте "гигант" - и Зилов легкомысленно соглашается с ним.
Финал пьесы "Утиная охота" Вампилова не даёт ответа на вопрос о дальнейшей судьбе героя, который, после попытки самоубийства и не то плача, не то смеясь ("Плакал он или смеялся - по его лицу мы так и не поймем") звонит тому же Диме и говорит "Да, всё прошло... Совершенно спокоен... Да, хочу на охоту... Я готов...". Если Зилов успокоился, стал "таким, как все", то это означает, что он окончательно смирился с пошлостью и бездуховностью существования, с которой давно смирились все окружающие. Если нет?.. Но ведь он "совершенно спокоен", и теперь он перешел в разряд тех, "кто попадает"...