Актуализация знаний | -Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам составить пословицы из данных частей предложения. -что соловей без песни. Человек без Родины, во сне снится. На чужбине родная землица умей за неё постоять. -Чему посвящены эти пословицы? -Хорошо, мы продолжаем тему Родины | -Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится. -Родине |
Постановка темы и целей урока | -Откройте учебники на странице 138, назовите тему сегодняшнего урока. Тема: А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...» -Какие цели мы перед собой поставим? Цели:познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...» Слово об авторе -Но прежде, чем познакомиться с произведением, я хочу вам немного рассказать об авторе. 88 лет назад в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.» Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. -Когда поэт начал писать свои первые стихотворения? -Как вы думаете, почему он начал писать о Родине? Итак А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…» | Открывать учебник на нужной странице, называть тему урока. Предположения детей Внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы -еще в школе -он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла |
Открытие нового материала | -Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина. -Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете,после чего ответите на вопросы.(чтение стихотворения учителем) -Так что значит для А.В. Жигулина Родина? -Хорошо, ребята, мы еще обязательно вернемся к этому вопросу. - Прочитайте первую строфу - К кому обращается автор?Как? - Какой настрой дает это обращение всему стихотворению? - Что любит автор? Найдите в первой строфе. Что-то высокое, торжественное или обычное? - Что такое пролески, перелески? - Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте. То есть картина неяркая, самая обычная - Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? - Что автор подразумевает под словом «трепетным»? - Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? - Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? Как будем читать? - Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе? - Назовите, что он любит? - О какой белоствольной роще идёт речь? - О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? - Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? - Что ещё волнует автора? - Почему ржавый крест? - Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? - Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору. Как будем читать? - Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? - Жнивьё – это поле, где сжата рожь - Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? - А почему обиды и прощения пройдут? - Что видит в своей родине поэт? -Почему? Как будем читать? - Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения. Чем является Родина для автора этого стихотворения? (На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.) | -Высказывания детей -к Родине -торжественное -пролески, перелески -пролески- длинные промежутки между лесами перелески-небольшой участок леса -взглядом -волнующий -любить очень сильно -о любви к Родине, самой обычной, неяркой -в ней говорится о том, что любит автор -Шорох рощи белоствольной -березовой -погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу -о тумане -ржавый крест над колокольней -церковь старая, заброшенная -о могиле солдата -жнивьё -потому что он на родине -утешение и исцеление |
Закрепление изученного материала | А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? -Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро? -Почему? - Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения. -..., слушаем тебя.(оцениваем) Отвечать на вопросы -В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека -медленно -потому что мы должны увидеть картину Анализ: 1.соблюдение пауз 2.темп 3.чувства П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. К.: построение речевого высказывания VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практ.: работа с тестами Слов.: слово учителя 2 -3 мин - Выполним задание на карточках самостоятельно. Назовите автора стихотворения «О,Родина! В неярком блеске...» 2)Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В.Жигулина. а) Своя земля и в горсти мила. б) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет. в) Всякому мила своя сторона. г) И пылинка родной земли - золото 3) Запиши значение слов: Проселки- Перелески- Жнивье- 4) Допиши пословицы о Родине. Человек без Родины,... Родина-мать, умей..... -Хорошо, ребята, закончили. -Обменяйтесь карточками с соседом по парте, посмотрите все ли правильно у вашего товарища. -Если ответ правильный, вы рядом ставите плюс, если ответ неверный-минус. -Если вы не поставили ни одного минуса своему товарищу, то оставьте оценку «5» -Если есть 1 минус, то это «4» -Если 2 минуса, то это «3» -Итак, верните тесты соседу по парте. Посмотрите. Поднимите руку, кому поставили «5»(«4», «3», «2»)? | В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека -медленно -потому что мы должны увидеть картину Анализ: 1.соблюдение пауз 2.темп 3.чувства Ответы на тест: 1-А.В. Жигулин 2-б 3-пролески- длинные промежутки между лесами перелески-небольшой участок леса жнивьё – это поле, где сжата рожь 4- ...что соловей без песни …за нее постоять |