СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А ведь в садике его хвалили...

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Как стать успешным учащимся?" рассмотрим вопрос с точки зрения Нейропсихологии.

Просмотр содержимого документа
«А ведь в садике его хвалили...»

А ведь в садике его хвалили….

Поговорим о том, почему ребенок, который был «умненьким и развитым» дошкольником, может стать неуспешным в школе.



Давайте разберемся в этом вопросе с помощью нейропсихологии!


Что должно у дошкольника созреть, быть сформировано достаточно для того, чтобы он мог выдерживать урок – сидеть на одном месте, слушать и выполнять указания учителя?


Прежде всего, это так называемый «активационный ресурс». 

Он в себя включает:

- целенаправленное, избирательное внимание, сосредоточение;

- удержание статичной позы (у современных детей часто это «проблемная зона»);

- координированность движений (не только в процессе письма, но и общая координация движений – двигаться в пространства класса, взаимодействовать с одноклассниками);

- эргономичность (эффективность) и дифференцированность (четкость, разделенность) движений и действий.



Активационный ресурс – полноценная и зрелая стволовых и подкорковых структур головного мозга. Часть функций (контролируются стволом мозга) развиты уже к рождению ребенка (рефлексы, чихание, моргание, кашель, глотание, дыхание и т.п.), и если у ребенка какие-либо трудности в указанных функциях, то это сказывается на активационном ресурсе (утомляемость, склонность к аллергиям и простудным заболеваниям). Подкорковые структуры, например, участвуют в процессах активации, то есть отвечают за целенаправленное внимание, произвольное сосредоточение (слушать учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители).

Проблемы с недостаточностью активационного ресурса (болезненность, утомляемость, неспособность сидеть на одном месте и т.д.) часто возникают из-за раннего агрессивного обучения ребенка учебным навыкам (цифры, прописи, и прочие «развивающие занятия» для подготовки к школе)!


 А между тем, хороший уровень активационного ресурса – одна из важных задач для подготовки ребенка к школе (сюда относится и качественное питание, ограничения в сладком, витамины, двигательная активность).


Важно, чтобы все стадии сенсомоторного развития шли своим чередом, иначе «пробелы» в них (неразвитость эмоциональной сферы из-за «загрузки» мозга ребенка познавательным развитием) вызывают значительное истощение активационного ресурса.





Следующий важный параметр - зрелость сенсорных систем (тех чувственных систем, которые позволяют нам перерабатывать информацию, поступающие через органы чувств, и давать адаптивный ответ на окружающую действительность).


1. Способность обрабатывать зрительную информацию:


- вычленение фигур из фона (начинается уже в раннем возрасте, но часто родители жалуются, что ребенок «не видит» предмет среди других на полке, например);

- целостность визуальных образов (мы способны выделять и отличать один визуальный объект от другого, например, видим, где диван, а где – стул);

- распознавание цвета, света, контуров, величины и движения.


Раннее развитие, популярное у родителей, когда ребенку демонстрируют карточки для развития зрительного восприятия (силуэты, контрастные изображения, узоры) – на самом деле, не физиологично, так как они не формируют целостного образа (мозг к этому еще не готов, не сформируются ассоциативные связи). Ребенку в раннем возрасте нужны устойчивые связи между тем, что он видит, и тем, что он слышит (мама звенит погремушкой – ребенок видит и слышит его, появляется в его сознании этот «объект»). В результате (при интенсивных занятиях с такими карточками) задерживается формирование образного целостного восприятия, а закрепляется фрагментарное восприятие (впоследствии, такой ребенок может, увидев изображение груши, сказать – «это лампочка», так как не целостно воспринимает изображение).

2.Способность к обработке слуховой информации


(очень важна, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе):


- распознавание шумов (распознавание бытовых шумов в раннем возрасте - основа для формирования фонематического слуха, способности к концентрации на слуховой информации);

- вычленение высоты, тембра и ритма звучания (обеспечивает в дальнейшем более легкий переход к письменной речи – паузы-запятые, ударения в словах);

- распознавание речевых звуков;

- понимание речи.




3. Способность распознавать предметы на ощупь:


- распознавание текстур;

- распознавание температуры;

- распознавание точности прикосновений.


Многие дети с хорошим показателями интеллекта «почему-то» не различают однокоренные слова («деревня» и «деревья»), разные текстуры («шершавое» и «колючее»). Такие проблемы идут из недостатка тактильного опыта в раннем детстве, ведь только собственный опыт позволяет понимать такие слова, а значит, правильно слышать их, читать и писать.


К сожалению, часто ребенка готовят к школе, ставя на первое место именно развитие высших функций (внимания, мышления, речи), в ущерб или прежде тех нейрофизиологических механизмов, о которых рассказывалось выше.








Истинная возрастная зрелость высших психических функций предполагает:



- произвольное внимание;

- произвольное восприятие;

- произвольную память;

- вербально-логическое мышление;

- качественную речь.



Важно понимать, что только на фундаменте зрелого активационного ресурса и зрелых сенсорных систем и возможно формирование развитых высших психических функций (то есть мышления, внимания, памяти, речи), на которых, в свою очередь, основывается процесс обучения в школе.