ОТЧЕТ ПО АДАПТАЦИИ 1КЛАССНИКОВ 2016-2017 УЧ.ГОД.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю.
В 2016-2017 уч. году в 1классе обучается 15 человек: 9 девочек и 6 мальчиков. 11детей посещали д/с, 2 второгодника, 2 домашних из них 1 ребенок Исакаева Раиса с протоколом пмпк.(ОВЗ)
Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушением физического и психического здоровья. Для успешного обучения школьников в этот период учитываю особенности их адаптации ( привыкание, приспособление) к школьной жизни. Особого внимания требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.
Особенности социально- психологической адаптации детей к школе.
Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4-6 недель, а у ослабленных – до 8 недель. Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация проходит по- разному. По степени адаптации всех детей можно разделить на 3 группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За этот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контакте с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им ещё трудно выполнять правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищами, не дожидаясь звонка, но к концу октября ребенок становится учеником.
Основные показатели благоприятной социально- психологической адаптации ребенка:
- формирование адекватного поведения;
- установление контактов с обучающимися и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
К этой группе детей я отнесла детей, которые сдружились еще в Д/С и во дворе. Настя, Паша. Женя, Вика, Арина, Лена, Карина.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Ко второй группе отнесла: Матвея, Рому, Егора, Раю, Сашу.
Третья группа – дети, у которых социально - психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают образовательную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.д. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители «мешают работать на уроке», их реакции не предсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Третья группа: Павлова Лера.
Адаптация затруднена у детей, нуждающихся в специальном лечении, у детей с нарушениями психоневрологической сферы, у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях.
Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя.
Нужно объяснить и показать ребенку, что «Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных».
Случались ситуации споров, обид. Я старалась показать важность каждого ученика в нашем коллективе.( Так обзывали Раю, Матвея)
Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе.
Важность отсутствия отметок в период адаптации детей к школе.
На начальном этапе обучения учитель не должен использовать отметки для оценки успехов ребенка, его знаний и поведения. Плохие отметки могут стать психотравмирующей ситуацией, которая затрудняет адаптацию ребёнка к школе. Но на практике учителю трудно отказаться от этого наглядного способа оценки, поэтому вместо традиционной отметки использую наклейки и словесную форму: хорошо, молодец, нужно постараться и т.д.
Я стараюсь объяснить, почему ребенок получил именно такую оценку. С первых дней обучения ученик понимает зависимость своего положения в классе от отметок, превращает её в предмет стремления и желания.
Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе
Ребенок должен быть готов началу обучения физически и психологически.
Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие и дети с хроническими заболеваниями. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, которое сопровождается нервно – психическими отклонениями.
Готовность к обучению и состояние здоровья ученика – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Но можно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. НА МОМЕНТ начала обучения мед. комисия в полном объеме пройдена у 1 уч.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре 3 урока (1 из которых интегрированный) по 35 мин.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке проводятся динамические паузы.
Я работаю над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Создаю ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Мной был разработан план на период адаптации. На протяжении 1 четверти я уделяла больше внимания индивидуальным особенностям ребенка: дети работали на уроке в присущем им темпе. Объем работы увеличивала постепенно. Не вызывала к доске учащихся, которые были не уверены в себе, стеснительных. Обращала внимание только на достоинства учащихся. Тон выдерживала спокойный, сдержанный.
С самого начала поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.
В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.
В адаптационный период провожу работу с родителями. Стараюсь заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:
- эмоциональной поддержке ребенка;
- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении);
- проработке правил для учащихся.
Стараюсь наладить связь между школой и родителями, для этого провела родительские собрания по темам: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Режим дня в жизни школьника». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.
В классе есть дети которым нужен логопед, психолог, деффектолог.Большое значение для успешного преодоления имеющихся проблем в таких ситуациях имела бы помощь специалистов,к сожалению, таких специалистов у нас в школе пока нет.
Заключение
Таким образом, начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены: условия, для того, чтобы ребенок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы.
А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.