СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь воспитанникам ДОУ  адаптироваться в детском саду

Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОО»

Статья для публикации

Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОО


В настоящее время в работе дошкольной образовательной организации особое внимание уделяется созданию условий для успешной социальной адаптации, позитивной социализации и развития детей.

Адаптация в широком смысле – процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека. В отличие от животных, благодаря своей социальной природе, человек способен соз­дать искусственную среду - среду культуры и цивилизации, в результате чего расширяется спектр его приспособительной активности .

Социальная адаптация – один из механизмов социализации, позволяющей личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает воз­можность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения .

И.С. Кон определяет социальную адаптацию как процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого формируется и развивается конкретная личность, происходит усвоение определенной системы социальных ролей и культуры. Кроме того, И.С. Кон отмечает, что социальная адапта­ция включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, которые влияют на формирование личности ребенка. По мнению А.В. Петровского, феномен социальной адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением социального окруже­ния. А.А. Солнцев в своих исследованиях под социальной адаптацией детей раннего возраста понимает достигнутый возрастной уровень морфологического развития и функци­онирования, который обеспечивает адекватную реакцию и удовлетворительную адаптацию ребенка при воздействии внешних факторов при отсутствии патологических измене­ний органов и систем.

В концепции А.В. Петровского адаптация рассматрива­ется как особый момент в становлении личности, от которо­го в значительной степени зависит характер его дальнейшего развития.

Адаптация социальная – интегративный показатель со­стояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции (адекватное восприя­тие окружающей действительности и собственного организ­ма; адекватная система отношений и общения с окружающим; способность к деятельности) .

Социальная адаптация ребенка связана с его активностью по отношению к среде, формируется и проявляется тем интен­сивней, чем больше он - в меру своих возможностей и сил - уча­ствует в совершенствовании социума.

Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обе­спечивающих процесс саморегуляции и самореализации в из­мененных условиях существования.

Исследуя методологические аспекты социальной адапта­ции детей раннего возраста, следует остановиться на вопро­сах изучения этого феномена.

Так как человек является объектом изучения различных видов наук, то существует несколько подходов в понимании адаптации ребёнка раннего возраста к микросоциальным ус­ловиям: философский, психологический, педагогический.

Адаптация ребёнка раннего возраста как социально-психолого-педагогическая проблема формировалась в течение ряда лет в трудах крупнейших учёных: медиков, со­циологов, философов, психологов, педагогов.

Значительный вклад в понимание социальной адаптации ре­бенка раннего возраста к микросоциальным условиям внесли психологические исследования Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. Валлон, М. Эйнсворт, Дж. Боуби, К. Роджерс, Ш. Бюлер, А.В. Петровский, Ф. Гиддингс, А.А. Налчаджян, 3. Фрейд и др.

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, спо­собствующего наиболее полной реализации личностного по­тенциала.

Л.С. Выготский в своих исследованиях отметил, что с воз­растом меняется отношение к среде, а следовательно, меня­ется и роль среды в социальной адаптации ребенка. Ученый подчеркивал, что влияние микросреды надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как оно определяется пережи­ваниями ребенка.

Под влиянием социальной среды и воспитания складыва­ется определенный тип отражения, ориентации в окружаю­щей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура человека как субъекта познания . Ф. Гиддингс определил, что процесс до­стижения соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а на­рушения его - как дезадаптация .

К пониманию процесса адаптации наиболее разработаны подходы в социально-психологической теории, согласно которой социальная адаптация как процесс прини­мает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Мы соглашаемся с этой точкой зрения, так как организм ре­бенка раннего возраста еще не совершенен с точки зрения функционального состояния организма.

Представители социологического подхода считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, одна­ко в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которы­ми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего, инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п. Личность - это социальная характеристика человека.

Личность есть социальность ребенка, а ее формирование - процесс социальной адаптации и дальней­шее социальное развитие детей. В этом процессе все решает общение: содержание, направленность, механизм социаль­ной адаптации.

Для нашего исследования важным являются теоретиче­ские положения концепции социального развития А.В. Пе­тровского. По его мнению, феномен адаптации заключается в смене деятельности. Согласно концепции социального разви­тия А.В. Петровского, фазы развития в преддошкольном воз­расте фиксируют следующие результаты: первая - адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму, при первоначальном неумении выделить свое «я» из окружающих явлений; вто­рая - индивидуализацию противопоставление себя окружа­ющим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки», демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья – интеграцию, позволяющую управлять своим пове­дением, считаться с окружающим, подчиняться требованиям взрослых. Мы в своем исследовании придерживаемся этой точки зрения при определении стадий социальной адаптации, которые ребенок раннего возраста проходит в ДОО.

Воспитание ребенка протекает одновременно в семье, в детском саду, в группе сверстников под руководством воспи­тателя, где возникает новая ситуация развития личности.

Переход на новый этап развития личности определяет­ся не только внутренними психологическими факторами, к которым можно отнести качество образовательных услуг в дошкольной организации, семейное воспитание, профессио­нальную компетентность воспитателей, специалистов.