Статья для публикации
Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОО
В настоящее время в работе дошкольной образовательной организации особое внимание уделяется созданию условий для успешной социальной адаптации, позитивной социализации и развития детей.
Адаптация в широком смысле – процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека. В отличие от животных, благодаря своей социальной природе, человек способен создать искусственную среду - среду культуры и цивилизации, в результате чего расширяется спектр его приспособительной активности .
Социальная адаптация – один из механизмов социализации, позволяющей личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения .
И.С. Кон определяет социальную адаптацию как процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого формируется и развивается конкретная личность, происходит усвоение определенной системы социальных ролей и культуры. Кроме того, И.С. Кон отмечает, что социальная адаптация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, которые влияют на формирование личности ребенка. По мнению А.В. Петровского, феномен социальной адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением социального окружения. А.А. Солнцев в своих исследованиях под социальной адаптацией детей раннего возраста понимает достигнутый возрастной уровень морфологического развития и функционирования, который обеспечивает адекватную реакцию и удовлетворительную адаптацию ребенка при воздействии внешних факторов при отсутствии патологических изменений органов и систем.
В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер его дальнейшего развития.
Адаптация социальная – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции (адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающим; способность к деятельности) .
Социальная адаптация ребенка связана с его активностью по отношению к среде, формируется и проявляется тем интенсивней, чем больше он - в меру своих возможностей и сил - участвует в совершенствовании социума.
Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования.
Исследуя методологические аспекты социальной адаптации детей раннего возраста, следует остановиться на вопросах изучения этого феномена.
Так как человек является объектом изучения различных видов наук, то существует несколько подходов в понимании адаптации ребёнка раннего возраста к микросоциальным условиям: философский, психологический, педагогический.
Адаптация ребёнка раннего возраста как социально-психолого-педагогическая проблема формировалась в течение ряда лет в трудах крупнейших учёных: медиков, социологов, философов, психологов, педагогов.
Значительный вклад в понимание социальной адаптации ребенка раннего возраста к микросоциальным условиям внесли психологические исследования Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. Валлон, М. Эйнсворт, Дж. Боуби, К. Роджерс, Ш. Бюлер, А.В. Петровский, Ф. Гиддингс, А.А. Налчаджян, 3. Фрейд и др.
Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала.
Л.С. Выготский в своих исследованиях отметил, что с возрастом меняется отношение к среде, а следовательно, меняется и роль среды в социальной адаптации ребенка. Ученый подчеркивал, что влияние микросреды надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как оно определяется переживаниями ребенка.
Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура человека как субъекта познания . Ф. Гиддингс определил, что процесс достижения соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушения его - как дезадаптация .
К пониманию процесса адаптации наиболее разработаны подходы в социально-психологической теории, согласно которой социальная адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Мы соглашаемся с этой точкой зрения, так как организм ребенка раннего возраста еще не совершенен с точки зрения функционального состояния организма.
Представители социологического подхода считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего, инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п. Личность - это социальная характеристика человека.
Личность есть социальность ребенка, а ее формирование - процесс социальной адаптации и дальнейшее социальное развитие детей. В этом процессе все решает общение: содержание, направленность, механизм социальной адаптации.
Для нашего исследования важным являются теоретические положения концепции социального развития А.В. Петровского. По его мнению, феномен адаптации заключается в смене деятельности. Согласно концепции социального развития А.В. Петровского, фазы развития в преддошкольном возрасте фиксируют следующие результаты: первая - адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму, при первоначальном неумении выделить свое «я» из окружающих явлений; вторая - индивидуализацию противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки», демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья – интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающим, подчиняться требованиям взрослых. Мы в своем исследовании придерживаемся этой точки зрения при определении стадий социальной адаптации, которые ребенок раннего возраста проходит в ДОО.
Воспитание ребенка протекает одновременно в семье, в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, где возникает новая ситуация развития личности.
Переход на новый этап развития личности определяется не только внутренними психологическими факторами, к которым можно отнести качество образовательных услуг в дошкольной организации, семейное воспитание, профессиональную компетентность воспитателей, специалистов.