СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация и её распространенные трудности у первоклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно понимать: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребёнка к школе – это процесс длительный и сложный. Адаптация дословно переводится как привыкание. У каждого ребёнка проходит индивидуально.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация и её распространенные трудности у первоклассников»

«Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего собрания «Адаптация и её распространенные трудности у первоклассников».

И начать я хотела бы с игры «Шерстяной тимбилдинг». У меня в руках шерстяной клубок тот, у кого он окажется, должен назвать своё имя и сказать пару слов о себе, обмотать вокруг пальца нитку и передать другому. Только без повторений, чтобы у каждого побывал клубок. Посмотрите какая у нас с вами получилась паутинка знакомств. Скажите, а легко каждому из вас далось это задание? Вот так и ваши детки будут постепенно плести такие школьные связи с теми людьми, с которыми им придётся контактировать. Как вы думаете каково им будет?

А следующая игра для самых смелых: «Я умею вот так» Необходимо выйти к доске и со словами «Я умею вот так» показать что- нибудь. Поднимите пожалуйста руки кому трудно сделать сейчас это задание перед всеми?

Я надеюсь, что эти пары игр на вашем личном примере покажут вам, как тяжело будет вашему ребёнку в самом начале учёбы, когда необходимо будет знакомиться с учителем и одноклассниками и отвечать у доски перед всем классом.

Ну, а сейчас немного теории по теме нашего собрания. Первого сентября ваш ребёнок станет первоклассником. Первый год учёбы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителю, годом творческих успехов и познания неизвестного. Чтобы школьная жизнь ребёнка была наполнена положительными эмоциями необходимо создать для него комфортные условия и поддерживать у ребёнка желание учится, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками.

Важно помнить, что первоклассник имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что его не нужно осуждать за интерес к игрушкам. Если мы активно поощряем его учебную деятельность, важно поддерживать и его игровую инициативу. Усилие интереса к игре помогает первокласснику снять напряжение. Игровая деятельность с возрастом сойдёт на нет, но если стараться её искоренить, то это не принесёт ребёнку никакой пользы.

Большинство детей идут в школу, горя желанием стать школьником. Важно поддерживать в них это желание. Укрепляя учебную мотивацию ребёнка, вы, родители, постарайтесь каждый день искренне интересоваться школьными событиями.

Чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, важно чтобы он понимал: учится ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах малышу необходимо ощущение собственной успешности, поэтому в первое время ему особенно важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не самого ребёнка, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребёнка похвалить. В этом случае нужно постараться найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь «крючок» из прописи.

В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Для многих детей это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие отметки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому отметки, которые получает ребёнок, ни в коем случае не должны влиять на ваше мнение о нём и на ваши к нему чувства. Важно помочь ему понять: иногда у него что-то не получается, но при этом он сам не становится плохим.

Нам важно понимать: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребёнка к школе – это процесс длительный и сложный. Адаптация дословно переводится как привыкание. У каждого ребёнка проходит индивидуально. Период адаптации колеблется от двух недель, до шести месяцев. Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребёнка.

Итак, у первоклассника высокий уровень адаптации если спустя 2 недели:

- Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно.

- Учебный материал усваивается легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень если:

- Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний.

- Понимает учебный материал, если учитель объясняет подробно и наглядно.

- Усваивает основное содержание учебных программ.

- Самостоятельно решает типичные задачи.

- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

- Общественные поручения выполняет добросовестно.

- Дружит со многими одноклассниками.

И низкий уровень если:

- Первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе.

- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

- Наблюдается нарушение дисциплины.

- Объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно.

- Самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

- К урокам относится нерегулярно, для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематическое напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

- Общественные поручения выполняет под контролем и без особого желания.

- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Для того чтобы период адаптации прошёл у ребёнка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Необходимым условием успешной адаптации ребёнка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения. Далее хотелось бы уделить внимание тому, как вы, родители, можете помочь ребёнку в подготовке домашнего задания. Для этого:

  1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находится спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

  2. Приучите ребёнка вовремя садится за уроки. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1,5-2 часа после возвращения из школы, чтобы ребёнок успел отдохнуть от занятий, но ещё не успел устать и не перевозбудился от домашних игр и развлечений. Если ребёнок посещает кружки, за уроки можно садится позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовления на поздний вечер.

  3. Не разрешайте ребёнку слишком долго сидеть за рабочим столом. Родители часто требуют, чтобы ребёнок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребёнка время непрерывной работы не должно превышать 20 минут. На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны).

  4. Не давайте ребёнку дополнительных заданий кроме тех, что ему задали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить её, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания может лишить веры в собственные силы.

  5. Первое время следить за тем, все ли уроки сделаны. Может случится так, что ребёнок плохо усвоил учебный материал. Тогда придётся дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным. Присутствуйте при подготовке ребёнком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте если он что то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

Помните! Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением.

Предлагаю вашему вниманию несколько методик, которые помогут узнать отношение вашего ребёнка к школе и одноклассникам. Вы можете проводить их дома в любое удобное для вас время.

Первая методика называется «Пять вопросов в конце недели». Она даёт представление о отношении ребёнка к школе. Суть данной методики состоит в том, что вечером в пятницу вы обсуждаете с ребёнком пять простых вопросов:

  1. Доволен ли ребёнок как прошла школьная неделя, и почему?

  2. Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

  3. Какие «роли» ему пришлось выполнять за эту неделю (ученик, дежурный, зритель, участник события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких – нет?

  4. Какой из дней запомнился более всего и почему?

  5. С чем связана для него следующая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

Вторая методика под названием «Беседа по классной фотографии» позволит увидеть какие взаимоотношения у него с одноклассниками. Положите перед собой классную фотографию вашего ребёнка. Пусть для начала он познакомит вас с одноклассниками, покажет соседа по парте. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребёнка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребёнка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересует не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратится за помощью? С кем интересней всего играть? Кто самый весёлый? И т.п.»

Также есть несложная диагностика – игра «Плюсы и минусы школьного дня», которая позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребёнка, связанное со школой. На листе бумаги нужно нарисовать прошедший школьный день. Чего в нём оказалось больше - радостного или грустного, хорошего или плохого? Главное здесь увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого плюса и минуса.

И ещё полезно обзавестись «Копилкой школьных успехов», которая позволит ребёнку увидеть свои успехи и достижения. А это в свою очередь укрепить веру в себя. Поставьте на видном месте специальную баночку. Отныне это – «копилка школьных успехов», в которую, за каждое достижение ребёнка, будут складываться, например, зерна крупной фасоли или крупные макаронины. Пусть ребёнок кладет их туда самостоятельно. Как только копилка окажется заполненной, удивите сына или дочку приятным и неожиданным сюрпризом. После заполнение копилки начинается сначала. Объем копилки лучше выбирать такой, чтоб её заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой – не становилось делом пяти дней. И ни в коём случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

Вот такие простые приёмы позволяют вам быть ближе к своему ребёнку и оказать ему помощь, как только она понадобится. Я распечатала данные методики для каждого из вас и буду рада, если они вам пригодятся в дальнейшем (Приложение 4).

И напоследок хотелось бы дать вам несколько рекомендаций:

















Рекомендации для родителей первоклассников


  1. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребёнка.

  2. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  3. С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Учение – это нелегкий труд.

  5. Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учится. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться – это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

  7. Безусловно, принимайте ребёнка – любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

  8. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно решить наедине.

  9. Обнимайте ребёнка не менее четырех, а лучше восьми раз в день. Когда вы обнимаете ребёнка, он чувствует себя защищенным и любимым.

  10. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за помощью к учителю или школьному психологу.






Быть родителями первоклассника – особое искусство. Родители лучше всех знают своего ребёнка, а значит первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учёбе. Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонни наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребёнка!

Соблюдая данные рекомендации, процесс адаптации у ребёнка пройдёт быстрее и менее болезненно. Удачи Вам! Спасибо за внимание!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!