СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников: рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников: рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам»



Адрес школы:

450095, Уфа, ул. Левитана, дом 12

Телефоны

(347) 281-02-14, 287-10-31, 287-10-30

Email

[email protected]

















Школьный педагог-психолог

Горбовская

Ирина Айратовна

новое здание каб. №301





МБОУ «Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка»

городского округа г.Уфа





А даптация пятиклассников

(рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам)



















Составитель:

педагог-психолог

Горбовская И.А.



Уфа, 2017

Полезная информация.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 4-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для формирования и распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам. С психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что дети могут быть растеряны, не понимают, как теперь им надо общаться с педагогами. Трудно в этот период и педагогам: в силу своего эмоционального состояния дети порождают множество организационных трудностей, иногда учителя просто не могут выдержать требования программы, так как по их собственным замечаниям «программа рассчитана на взрослых детей, а они, оказывается, еще совсем маленькие». То есть несамостоятельные, с низким уровнем волевого контроля и т.д.

С ледует помнить, что школьник почти всегда отличается таким поведением, которое соответствует ожиданиям учителя и одновременно подкрепляет эти ожидания. Больше всего подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая оценка его способностей является подтверждением его собственных представлений о себе. Уважение учителя к ученику не исключает требовательности к нему. Однако отношение учителя должно вызывать у ученика стремление к учебным достижениям, а не страх к учению, наказанию. Страх может парализовать волю зрелого человека, не говоря уже о ребенке. Отделяйте человека от поступка. Отношение учителя к ребенку является позитивно прогностичным. Учитель предвидит и вызывает к появлению лучшие свойства личности ученика, опирается на сильные стороны его

  • Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.

  • Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.

  • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.

  • Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.

  • Будьте с детьми вежливыми.

  • Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.

  • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.

  • Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.

  • Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.

  • Вызвав ребёнка к доске дайте, ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.

  • Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.

  • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.

  • Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) — это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.

  • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.

  • Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).

  • Классные руководители — уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.





    1. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

    2. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

    3. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

    4. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

    5. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

    6. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

    7. Не допускайте педагогического манипулирования.

    8. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.

    9. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

    10. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

    11. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Дополнительные рекомендации педагогам пятых классов.

Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов.

  • Помните, идя в класс к пятиклассникам, вы идёте на урок к детям.

учебных возможностей. Следует помнить, что развитие ребенка происходит неравномерно и скачкообразно, часто конфликтно. Тем не менее отдаленный результат всегда может быть успешным.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

  3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Для того, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно, нужно:

  • Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.

  • Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.

  • Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

  • Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.

  • Процесс социализации ребенка в коллективе.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

  • Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.

  • Ориентация на успех.

  • Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

  • Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.

  • Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.

  • Формирование общих учебных умений и навыков.

  • Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.

Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.

Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?

Рекомендации классным руководителям 5-х классов:

  1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

  2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

  3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.

  4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

  5. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

  6. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

Рекомендации учителям-предметникам.

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

  2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

  3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

  4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

  5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

  6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

  7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

  8. Н икогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

  9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).