Адаптация учебного материала для обучающихся с ЗПР
Ракова Антонина Борисовна, заместитель директора МАОУ «СОШ № 10» г. Гая
Основные способы преодоления трудностей
- 1. Изменение последовательности формируемых навыков и изучаемых тем;
- 2. Адаптация методики обучения (например, целенаправленное исключение из объяснения новой темы сложных абстрактных понятий);
- 3. Адаптация способа преподнесения/«подачи» учебного материала (например, пошаговое обучение);
- 4. Адаптация учебного материала:
- упрощение инструкции к заданию;
- индивидуализация стимульных материалов;
- дополнительную визуализацию;
- минимизацию двойных требований;
- сокращение объема заданий при сохранении
уровня их сложности;
- упрощение содержания задания.
В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст?
Составь текст. Расставь предложения по порядку: что было сначала, что потом, чем
все закончилось.
Приходилось ли тебе видеть дятла?
Ты видел дятла?
Поставь красные точки под буквами гласных звуков.
Найди буквы гласных звуков. Поставь под ними красные точки.
С одной грядки сняли 8 огурцов
с одной грядки собрали 8 огурцов
На какой грядке всхожесть семечек оказалась выше?
На какой грядке взошло больше семечек?
Пошаговое выполнение задания
- Общее задание: Начерти прямоугольник, длина которого 5 см, а ширина на 2 см меньше и вычисли его площадь.
- Адаптированное задание:
- 1) Длина прямоугольника 5 см, а ширина на 2 см меньше. Найди ширину.
- 2) Впиши найденное значение: длина прямоугольника 5 см, а ширина___ см.
- 3) Начерти прямоугольник с заданной длиной и шириной.
- 4) Выбери формулу, по которой можно вычислить площадь прямоугольника: S=a b или P=(a+b) 2
Пошаговое выполнение задания
Тема «Культурные растения»
- Рассмотри рисунок. Назови изображения.
- Раздели все растения на 3 группы – деревья, кустарники, травянистые растения.
- Сравни, в чем заключается сходство и в чём различие каждой группы.
- Составь таблицу.
- Какие из этих растений относятся к однолетним, двулетним, многолетним? Поставь условный знак в таблице.
9+5 3+9 15-6
12-7 11-8 7+7
- Основное задание: выполни вычисления
- Дополнительные задания:
- Запиши ответы в порядке возрастания/убывания
- Составь задачу по одному из выражений
Уровни обученности
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки.
В педагогике выделяются пять уровней обученности:
- различение,
- запоминание,
- понимание,
- умения (репродуктивные),
- перенос (творческие умения).
Использование заданий 1, 2 и 3 уровня обученности
1 класс. Алфавит (на работу 5-10 минут).
1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.
2 уровень. Продолжи алфавит: л, .., … ... ц
3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.
и, а, с, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е
Математика. 2 класс «Однозначные и двузначные числа».
1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3
Раздели их на группы.
2 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3
Запиши двузначные числа в порядке возрастания.
3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется для
записи заданных чисел: 46, 64,77, 44, 66, 76, 67, Запиши числа в порядке их возрастания.
Парные согласные на конце слова
Уровень 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…,
Уровень 2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь -
Уровень 3. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Разделите слова на 2 группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь -
«Для чего люди выращивают культурные растения»
- Узнавание – Рассмотри рисунок. Назови дикорастущие и культурные растения. Понимание – Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? Помоги Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней посадил репейник. Применение – Подели культурные растения на группы. Приведи свои примеры растений каждой группы.
- Узнавание – Рассмотри рисунок. Назови дикорастущие и культурные растения.
- Понимание – Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? Помоги Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней посадил репейник.
- Применение – Подели культурные растения на группы. Приведи свои примеры растений каждой группы.
- Изменение формы опроса
- Разметка листа в тетради
- Шаблоны – карточки с заданиями
- Размещение одного задания на
- листе
Памятки - инструкции
1. Выполни вычисления в скобках (------).
2. Выполни действия умножения и деления (по порядку слева направо).
3. Выполни действия сложения и вычитания (по порядку слева направо).
1. Записать вычитаемое под уменьшаемым. Разряд под разрядом.
2. Вычесть единицы, записать ответ под единицами.
3. Вычесть десятки, записать ответ под десятками.
Использование разных видов помощи
Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления:
86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43
Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43
И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.