СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация учебного материала с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учебного материала с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ»

Адаптация учебного материала с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ   подготовила: педагог- дефектолог  Швалова Нина Николаевна  МБОУ «СОШ №12» г.Байкальска  Иркутской области П

Адаптация учебного материала с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ подготовила: педагог- дефектолог Швалова Нина Николаевна МБОУ «СОШ №12» г.Байкальска Иркутской области

П

Статус ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра). ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. 
  • Статус ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра).
  • ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин.
  • Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. 
АООП для глухих обучающихся (вариант 1.1, 1.2, 1.3, 1.4) АООП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1, 2.2, 2.3) АООП для слепых обучающихся (вариант 3.1,3.2,3.3) АООП для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1,4.2,4.3) АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – (вариант 5.1,5.2) АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – (вариант 6.1,6.2,6.3,6.4)
  • АООП для глухих обучающихся (вариант 1.1, 1.2, 1.3, 1.4)
  • АООП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1, 2.2, 2.3)
  • АООП для слепых обучающихся (вариант 3.1,3.2,3.3)
  • АООП для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1,4.2,4.3)
  • АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – (вариант 5.1,5.2)
  • АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – (вариант 6.1,6.2,6.3,6.4)
АООП для обучающихся с ЗПР (те дети, которые обучаются в общем классе) Вариант 7.1 . рекомендуется обучающимся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости.  Вариант 7.2 . адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).

АООП для обучающихся с ЗПР

(те дети, которые обучаются в общем классе)

  • Вариант 7.1 . рекомендуется обучающимся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. 
  • Вариант 7.2 . адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).

АООП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) и легкой умственной отсталостью- (коррекционный класс)

  • Вариант 8.1 . рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей. (Может обучатся в общем классе)
  • Вариант 8.2 . предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. 
  • Вариант 8.3 . рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от  варианта 8.2  в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения),
  • Вариант 8.4 . рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.
первый— если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок; (вариант 7.1) второй— если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; (вариант 7.2)  третий— ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок; (вариант 8.1, 8.2) четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР. (вариант 8.4)
  • первый— если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок; (вариант 7.1)
  • второй— если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; (вариант 7.2) 
  • третий— ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок; (вариант 8.1, 8.2)
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР. (вариант 8.4)
Характерные особенности развития детей (дети ЗПР)   пониженная работоспособность , быстрая утомляемость при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете. истощаемость всех психических процессов, У детей данной категории ведущим является снижение работоспособности. Имеют место астенические проявления: замедленное восприятие, нервная ослабленность в виде общей не выносливости, трудности переключения внимания,

Характерные особенности развития детей (дети ЗПР)

пониженная работоспособность ,

быстрая утомляемость при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете.

истощаемость всех психических процессов,

У детей данной категории ведущим является снижение работоспособности. Имеют место астенические проявления:

замедленное восприятие,

нервная ослабленность в виде общей не выносливости,

трудности переключения внимания,

Основные способы преодоления трудностей Изменение последовательности формируемых навыков и изучаемых тем (например, для детей с РАС в условиях индивидуального обучения или коррекционного класса); Адаптация методики обучения (например, целенаправленное исключение из объяснения новой темы сложных абстрактных понятий); Адаптация учебного материала: упрощение инструкции к заданию; индивидуализация стимульных материалов; дополнительную визуализацию; минимизацию двойных требований; сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности; упрощение содержания задания. упрощение инструкции к заданию; индивидуализация стимульных материалов; дополнительную визуализацию; минимизацию двойных требований; сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности; упрощение содержания задания.

Основные способы преодоления трудностей

Изменение последовательности формируемых навыков и изучаемых тем (например, для детей с РАС в условиях индивидуального обучения или коррекционного класса);

Адаптация методики обучения (например, целенаправленное исключение из объяснения новой темы сложных абстрактных понятий);

Адаптация учебного материала:

  • упрощение инструкции к заданию; индивидуализация стимульных материалов; дополнительную визуализацию; минимизацию двойных требований; сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности; упрощение содержания задания.
  • упрощение инструкции к заданию;
  • индивидуализация стимульных материалов;
  • дополнительную визуализацию;
  • минимизацию двойных требований;
  • сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности;
  • упрощение содержания задания.
При повышенной утомляемости, неустойчивом внимании: При недостаточном темпе деятельности, низкой переключаемости: При ограниченном объеме восприятия и памяти: смена видов деятельности; уменьшение объема заданий; многократное закрепление материала на предметно-практическом уровне; организация динамических пауз; более медленный темп обучения; многократное выполнение действий в одних и тех же условиях;

При повышенной утомляемости, неустойчивом внимании:

При недостаточном темпе деятельности, низкой переключаемости:

При ограниченном объеме восприятия и памяти:

смена видов деятельности;

уменьшение объема заданий;

многократное закрепление материала на предметно-практическом уровне;

организация динамических пауз;

более медленный темп обучения;

многократное выполнение действий в одних и тех же условиях;

При недостаточной способности к самоорганизации: При неумении выделять главное, обобщать: При недостаточном уровне развития абстрактного мышления: четкая и ясная инструкция относительно выделение (маркирование) предложений, где заключена главная мысль; конкретизация теоретического материала; четкая структура информации; использование наглядности;

При недостаточной способности к самоорганизации:

При неумении выделять главное, обобщать:

При недостаточном уровне развития абстрактного мышления:

четкая и ясная инструкция относительно

выделение (маркирование) предложений, где заключена главная мысль;

конкретизация теоретического материала;

четкая структура информации;

использование наглядности;

Например, из 8 выражений находит значение только у 6 или 4 и т.д. При решении задач можно ввести промежуточное требование, при ответе на которое задача будет решаться в 2 действия (т.е. на базовом уровне). Главное в том, чтобы ребенок выполнял задания максимально самостоятельно .
  • Например, из 8 выражений находит значение только у 6 или 4 и т.д. При решении задач можно ввести промежуточное требование, при ответе на которое задача будет решаться в 2 действия (т.е. на базовом уровне).
  • Главное в том, чтобы ребенок выполнял задания максимально самостоятельно .
Например, при решении задач можно предлагать уже готовую схему, краткую запись, таблицу, в которую нужно только внести необходимые данные. Если главная цель – формирование вычислительных навыков, дайте готовый листочек с записью выражений. Ученик будет считать и фиксировать ответы.
  • Например, при решении задач можно предлагать уже готовую схему, краткую запись, таблицу, в которую нужно только внести необходимые данные.
  • Если главная цель – формирование вычислительных навыков, дайте готовый листочек с записью выражений. Ученик будет считать и фиксировать ответы.
Пошаговое обучение , когда формируемый учебный навык (навык выполнения конкретного задания) разбивается на большое количество мелких шагов. Каждый шаг отрабатывается по отдельности, после чего из этих шагов выстраивается определенный алгоритм , позволяющий ученику выполнить необходимое задание.
  • Пошаговое обучение , когда формируемый учебный навык (навык выполнения конкретного задания) разбивается на большое количество мелких шагов. Каждый шаг отрабатывается по отдельности, после чего из этих шагов выстраивается определенный алгоритм , позволяющий ученику выполнить необходимое задание.
Общее задание: Начерти прямоугольник, длина которого 5 см, а ширина на 2 см меньше и вычисли его площадь. Адаптированное задание: 1) Длина прямоугольника 5 см, а ширина на 2 см меньше. Найди ширину. 2) Впиши найденное значение: длина прямоугольника 5 см, а ширина___ см. 3) Начерти прямоугольник с заданной длиной и шириной. 4) Выбери формулу, по которой можно вычислить площадь прямоугольника: S=a  b или P=(a+b)  2
  • Общее задание: Начерти прямоугольник, длина которого 5 см, а ширина на 2 см меньше и вычисли его площадь.
  • Адаптированное задание:

1) Длина прямоугольника 5 см, а ширина на 2 см меньше. Найди ширину.

2) Впиши найденное значение: длина прямоугольника 5 см, а ширина___ см.

3) Начерти прямоугольник с заданной длиной и шириной.

4) Выбери формулу, по которой можно вычислить площадь прямоугольника: S=ab или P=(a+b)2

Общее: Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -…. Адаптированное: Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .
  • Общее: Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

  • Адаптированное:

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .

Стимулирующая помощь Необходимость в стимулирующей помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно.

Стимулирующая помощь

Необходимость в стимулирующей помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно.

Направляющая помощь Данный вид помощи относится к случаям, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, в планировании — в определении первого шага и последующих действий.

Направляющая помощь

Данный вид помощи относится к случаям, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, в планировании — в определении первого шага и последующих действий.

Обучающая помощь Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку. Памятка – инструкция 1. Выполни вычисления в скобках (------). 2. Выполни действия умножения и деления (по порядку слева направо). 3. Выполни действия сложения и вычитания (по порядку слева направо). Или другой алгоритм: 1. Записать вычитаемое под уменьшаемым. Разряд под разрядом. 2. Вычесть единицы, записать ответ под единицами. 3. Вычесть десятки, записать ответ под десятками.

Обучающая помощь

Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

Памятка – инструкция

  • 1. Выполни вычисления в скобках (------).
  • 2. Выполни действия умножения и деления (по порядку слева направо).
  • 3. Выполни действия сложения и вычитания (по порядку слева направо).

Или другой алгоритм:

  • 1. Записать вычитаемое под уменьшаемым. Разряд под разрядом.
  • 2. Вычесть единицы, записать ответ под единицами.
  • 3. Вычесть десятки, записать ответ под десятками.
Главный принцип инклюзивного образования: «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка»

Главный принцип инклюзивного образования:

«Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка»