Адаптация учебного материала с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ подготовила: педагог- дефектолог Швалова Нина Николаевна МБОУ «СОШ №12» г.Байкальска Иркутской области
П
- Статус ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра).
- ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин.
- Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе.
- АООП для глухих обучающихся (вариант 1.1, 1.2, 1.3, 1.4)
- АООП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1, 2.2, 2.3)
- АООП для слепых обучающихся (вариант 3.1,3.2,3.3)
- АООП для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1,4.2,4.3)
- АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – (вариант 5.1,5.2)
- АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – (вариант 6.1,6.2,6.3,6.4)
АООП для обучающихся с ЗПР
(те дети, которые обучаются в общем классе)
- Вариант 7.1 . рекомендуется обучающимся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости.
- Вариант 7.2 . адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
АООП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) и легкой умственной отсталостью- (коррекционный класс)
- Вариант 8.1 . рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей. (Может обучатся в общем классе)
- Вариант 8.2 . предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год.
- Вариант 8.3 . рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от варианта 8.2 в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения),
- Вариант 8.4 . рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.
- первый— если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок; (вариант 7.1)
- второй— если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; (вариант 7.2)
- третий— ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок; (вариант 8.1, 8.2)
- четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР. (вариант 8.4)
Характерные особенности развития детей (дети ЗПР)
пониженная работоспособность ,
быстрая утомляемость при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете.
истощаемость всех психических процессов,
У детей данной категории ведущим является снижение работоспособности. Имеют место астенические проявления:
замедленное восприятие,
нервная ослабленность в виде общей не выносливости,
трудности переключения внимания,
Основные способы преодоления трудностей
Изменение последовательности формируемых навыков и изучаемых тем (например, для детей с РАС в условиях индивидуального обучения или коррекционного класса);
Адаптация методики обучения (например, целенаправленное исключение из объяснения новой темы сложных абстрактных понятий);
Адаптация учебного материала:
- упрощение инструкции к заданию; индивидуализация стимульных материалов; дополнительную визуализацию; минимизацию двойных требований; сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности; упрощение содержания задания.
- упрощение инструкции к заданию;
- индивидуализация стимульных материалов;
- дополнительную визуализацию;
- минимизацию двойных требований;
- сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности;
- упрощение содержания задания.
При повышенной утомляемости, неустойчивом внимании:
При недостаточном темпе деятельности, низкой переключаемости:
При ограниченном объеме восприятия и памяти:
смена видов деятельности;
уменьшение объема заданий;
многократное закрепление материала на предметно-практическом уровне;
организация динамических пауз;
более медленный темп обучения;
многократное выполнение действий в одних и тех же условиях;
При недостаточной способности к самоорганизации:
При неумении выделять главное, обобщать:
При недостаточном уровне развития абстрактного мышления:
четкая и ясная инструкция относительно
выделение (маркирование) предложений, где заключена главная мысль;
конкретизация теоретического материала;
четкая структура информации;
использование наглядности;
- Например, из 8 выражений находит значение только у 6 или 4 и т.д. При решении задач можно ввести промежуточное требование, при ответе на которое задача будет решаться в 2 действия (т.е. на базовом уровне).
- Главное в том, чтобы ребенок выполнял задания максимально самостоятельно .
- Например, при решении задач можно предлагать уже готовую схему, краткую запись, таблицу, в которую нужно только внести необходимые данные.
- Если главная цель – формирование вычислительных навыков, дайте готовый листочек с записью выражений. Ученик будет считать и фиксировать ответы.
- Пошаговое обучение , когда формируемый учебный навык (навык выполнения конкретного задания) разбивается на большое количество мелких шагов. Каждый шаг отрабатывается по отдельности, после чего из этих шагов выстраивается определенный алгоритм , позволяющий ученику выполнить необходимое задание.
- Общее задание: Начерти прямоугольник, длина которого 5 см, а ширина на 2 см меньше и вычисли его площадь.
- Адаптированное задание:
1) Длина прямоугольника 5 см, а ширина на 2 см меньше. Найди ширину.
2) Впиши найденное значение: длина прямоугольника 5 см, а ширина___ см.
3) Начерти прямоугольник с заданной длиной и шириной.
4) Выбери формулу, по которой можно вычислить площадь прямоугольника: S=a b или P=(a+b) 2
- Общее: Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .
Стимулирующая помощь
Необходимость в стимулирующей помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно.
Направляющая помощь
Данный вид помощи относится к случаям, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, в планировании — в определении первого шага и последующих действий.
Обучающая помощь
Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.
Памятка – инструкция
- 1. Выполни вычисления в скобках (------).
- 2. Выполни действия умножения и деления (по порядку слева направо).
- 3. Выполни действия сложения и вычитания (по порядку слева направо).
Или другой алгоритм:
- 1. Записать вычитаемое под уменьшаемым. Разряд под разрядом.
- 2. Вычесть единицы, записать ответ под единицами.
- 3. Вычесть десятки, записать ответ под десятками.
Главный принцип инклюзивного образования:
«Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка»