Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Согласовано: Председатель ПЦК _________ «____» ________ 2018__г. | Утверждаю: Зам. директора по УМР ________Н. В. Шараева «____» ________2018__г. |
Адаптационная программа учебной дисциплины
Родной язык и культура речи
Программа профессионального обучения
по профессии ОК 13.008 Овощевод.
К
ожевниково 2018
Адаптационная программа учебной дисциплины «Родной язык и культура речи» разработана в соответствии с «Порядком разработки адаптированных образовательных программ в ОГБПОУ «КТАБ», утвержденном приказом № от Положением об особенностях организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в ОГБПОУ «КТАБ», утвержденным № от Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития детей
Программа составлена с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Разработчик:
Полякова Т. Д. - преподаватель истории
Рассмотрено на заседании ПЦК
Председатель ЦК _______Г.В. Монастырёва
Протокол №_____от_______________2018 г.
- СОДЕРЖАНИЕ
-
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
| 6 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
-
| 12 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
-
| 16 |
1.паспорт АДАПтациоННОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родной язык и культура речи
Область применения адаптационной программы
Адаптационная программа учебной дисциплины «Родной язык и культура речи» является частью адаптированной программы профессионального обучения по профессии ОК 13.008 Овощевод.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Родной язык и культура речи» является частью гуманитарного цикла адаптированной программы по профессии ОК 13.008 Овощевод.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;
- практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;
- правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;
- разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;
- ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;
- составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;
- вести телефонный разговор;
- осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;
- не допускать обезличенности своей речи;
- противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;
-развивать навыки грамотной устной и письменной речи;
- совершенствовать свою культуру общения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;
- связь культуры речи с литературным языком;
- специфику устной и письменной речи;
- составляющие компоненты и культуры речи;
- литературные нормы по степени обязательности;
- изобразительно-выразительные средства речи;
- особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);
- типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;
- причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;
- правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;
- соответствующие речевые формы и ключевые слова;
- пути совершенствования речевого общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
в том числе практической работы обучающегося 14 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
аттестация в форме дифференцированного зачёта |
- 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Язык и культура | | | |
| Введение. Основные понятия курса. Понятие культуры речи. Значение термина "культура речи". Роль и место русского языка и культуры речи в современном мире. Роль и место языка и культуры речи в поиске, анализе и интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | 2 | 1 |
| Литературный язык как высшая форма национального русского языка. Формы существования литературного языка; устная и письменная: Разновидности устной речи. Телефонный этикет. | 2 | 1 |
Норма, её динамика и вариативность. Нормы русского литературного языка. Ортология как наука о нормах современного русского литературного языка. Стабильность и динамичность нормы. Социальные и собственно языковые причины языковых изменений. Виды норм. Формирование норм литературного языка. | 2 | 1 |
Невербальные средства коммуникации. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Разговорная речь, невербальное общение, их роль в социальной значимости будущей профессии. | 2 | 1 |
Практическое занятие. Анализ и оценка предложенного речевого поведения. | 2 | |
| |
Раздел 2. Стилистика и культура речи | | |
| Стили речи, их функции, стилевые черты, языковые особенности. Особый статус языка художественной литературы. Стилевые особенности речи при работе в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | 2 | 1 |
Официально-деловой стиль. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Оформление документации. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет документа. Роль официально-делового стиля в общении с коллегами, руководством, потребителями. | 2 | 1 |
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности | 2 | 1 |
Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. | 2 | 1 |
Разговорный стиль. Особенности, стилевые черты, основная функция. | 2 | 1 |
4 |
Практическое занятие. Оформление официально-деловых бумаг, создание текстов официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, резюме и т.д.) |
| |
Раздел 3. Ораторское мастерство | | |
| Основы риторики. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов. Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития при подготовке публичной речи. | 2 | 1 |
Публичное выступление. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. | 2 | 1 |
| Практическое занятие. Выступление с устным сообщением по теме. Определение орфоэпических норм. Работа с использованием орфоэпического словаря. | 2 | |
Раздел 4. Лексика и фразеология | | |
| Лексика. Активный и пассивный состав. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность. Тавтология, плеоназм. Ошибки, связанные с нарушением употребления фразеологизмов. Знание особенностей лексики как способ эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | 2 | 1 |
Причины речевых ошибок: непонимание значения слов, паронимы, нарушение лексической сочетаемости слов, многословие, тавтология, просторечие, жаргонизмы, штампы, лексическая неполнота высказывания. | 2 | 1 |
Русская фразеология. Крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Происхождение фразеологизмов. | 2 | 1 |
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов в целях эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | 2 | 1 |
Лексикография. Типы лингвистических словарей: этимологические, толковые, словари синонимов, антонимов, омонимов, фразеологические. Принципы работы со словарем. Роль нормативной общеобязательной справочной литературы в совершенствовании культуры речи. | 2 | 1 |
Практическое занятие. Определение типа речевых ошибок. Анализ литературного текста, работа с использованием фразеологических словарей | 2 | |
| |
Раздел 5. Понятие об орфоэпии. Нормы произношения | | |
| Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы. Вариативность ударения | 2 | 1 |
Нормы произношения. Произносительные нормы (произношение гласных, согласных, заимствованных слов) | 2 |
Раздел 6. Морфология. Морфологические нормы | | |
| Морфология как раздел науки о языке. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. | 2 | |
| Связь морфологической нормы с правилами слова изменения различных частей речи. Причины нарушения морфологических норм: ошибки в употреблении форм рода, числа, падежа имен существительных; неправильное использование полной и краткой форм, степени сравнения имен прилагательных, собирательных числительных, синонимических притяжательных местоимений (мой - свой, твой - свой). | 2 | 1 1 |
Употребление местоимений. Вариативные окончания существительных, вариативные глагольные формы. | 2 |
Практическое занятие. Определение типа речевых ошибок. Редактирование предложенных текстов | 2 | |
Раздел 7. Синтаксис Синтаксические нормы | | |
| Синтаксические конструкции. Синтаксическая норма и правила построения словосочетания и предложения. | 2 | 1 |
Причины синтаксических ошибок: нарушение порядка слов в предложении, согласования сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словам, норм управления; неправильное "нанизывание" падежей, "нанизывание" придаточных предложений с одинаковыми союзами, недочеты в преобразовании прямой речи в косвенную, неверное употребление деепричастных оборотов. | 2 |
Порядок слов в предложении. Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений. | 2 | 1 |
Практическое занятие. Редактирование предложенных текстов. Определение типа речевых ошибок Конструирование текста в определенном стиле с использованием заданных синтаксических структур. | 2 | |
Раздел 8. Текст. Пунктуация. Основные правила русской пунктуации | | 12 |
| Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Структура текста. Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение). Понятие о лингвистике текста. Средства, обеспечивающие смысловые установки: лексические, синтаксические, графические. | 2 | 1 |
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общение, смысловая роль знаков препинания в тексте. | 2 | 1 |
Дифференцированный зачет | 2 |
Всего: | 56 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Родной язык и культура речи ».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку и культуре речи (словари школьного типа, адресованные обучающимся - орфографические, толковые, фразеологические, словообразовательные, иностранных слов и др., для занятий по литературе, краткий словарь литературоведческих терминов, справочники, пособия для обучающихся, комплект научно-методических книг, программы, методические рекомендации к учебникам, хрестоматиям, сборники дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы)
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература.
1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2015. – 219 с. Гриф Минобр.
2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2014. – 323с. Гриф Минобр.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-н/Д, 2014. – 363с. Гриф Минобр.
4. Голуб И. Стилистика русского языка. – М., 2014. – 358с.Гриф Минобр.
5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. – М., 2015. - 254с. Гриф Минобр.
6. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2015. – 323с. Гриф Минобр.
7. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие. – М., 2014. – 275с. Гриф Минобр.
8. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2015.- 353с. Гриф Минобр.
9. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2014. -375с. Гриф Минобр.
10. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Ч. 1,2. – Саратов, 2014. – 384с. Гриф Минобр.
Дополнительная литература.
1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 2014.
2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. – М., 2015.
3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.:Русский язык, 2014.
4. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2015.
5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.– 3-е изд., стереотип. – М., 2015.
3.3. Организация образовательного процесса
Занятия проводятся в учебном кабинете русского языка и культуры речи, в котором имеется необходимый учебный и методический материал для изучения дисциплины русский язык и культура речи.
Особенности реализации УД (ПМ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья
На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. От 29.12.2015 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 года № 1921-р «О комплексе мер,направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;Письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 18 марта 2014 года №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», в техникуме созданы условия доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создание образовательной среды в техникуме направлено на потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с ограничением двигательных функций.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к фондам учебно- методической документации.
На официальном сайте техникума представлены федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, учебные планы, аннотации рабочих программ, учебно-методические материалы, разработанные педагогическими работниками техникума, обеспечен доступ всех студентов в интернет. Кроме того, доступ к этим документам возможен из любой точки, где есть интернет.
Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
В техникуме для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна реализация образовательной программы по заочной форме обучения с элементами дистанционного образования.
В техникуме создана профессиональная и социокультурная толерантная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству и обучению в инклюзивной форме.
Материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории и другие помещения.
Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи; | Практические занятия Работа со справочным материалом |
практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей; | Практические занятия Работа со справочным материалом |
правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения; | Практические занятия Тестирование |
разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы; | Практические занятия Творческие работы; |
ориентироваться в научно-справочном аппарате книги; | Творческие работы; |
составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения; | Практическая работа Тестирование |
осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка; | Работа со справочным материалом |
не допускать обезличенности своей речи; | Практическая работа |
противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность; | Работа со справочным материалом Подготовка рефератов |
развивать навыки грамотной устной и письменной речи; | Практическая работа |
совершенствовать свою культуру общения; | Работа со справочным материалом |
пользоваться словарями русского языка. | Практическая работа Тестирование |
Знания: | |
связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества; | Внеаудиторная самостоятельная работа Работа со справочным материалом |
различия между языком и речью; | Контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
связь культуры речи с литературным языком; | Контрольные работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
специфику устной и письменной речи; | Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
составляющие компоненты и культуры речи; | Внеаудиторная самостоятельная работа |
| |
литературные нормы по степени обязательности; | Работа со справочным материалом Тестирование |
изобразительно-выразительные средства речи; особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств); | Практическая работа Творческие работы; |
типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм; | Работа со справочным материалом Тестирование |
причины коммуникативных неудач, обезличивание речи; | Подготовка рефератов Тестирование |
правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения; | Практическая работа Работа со справочным материалом |
соответствующие речевые формы и ключевые слова; | Творческие работы; |
об основных нормативных словарях и справочниках; | Практическая работа Работа со справочным материалом |
пути совершенствования речевого общения. | Творческие работы; Работа со справочным материалом |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
Балл (отметка) | Вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | Отлично |
80 ÷ 89 | 4 | Хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | Удовлетворительно |
менее 70 | 2 | Неудовлетворительно |
Критерии оценок:
Оценка «отлично» - ставится в том случае, если обучающийся показывает знания программного материала по поставленным вопросам, при выполнении практических заданий умеет обосновывать решение теоретическими знаниями;
Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если обучающийся твердо знает программный материал, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет полученные знания при решении практической задачи;
Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся имеет знание только основного материала по поставленным вопросам, допускает отдельные неточности при выполнении практической задачи;
Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если обучающийся допускает ошибки, в ответе на поставленные вопросы, не может применять полученные знания на практике, допускает грубые ошибки в решении практической задачи.