Адаптационные игры, их цели и задачи.
Самым главным вопросом, для всех педагогов, является успешная адаптация ребёнка к детскому саду, к новым условиям. Поговорим об этом ещё раз.
В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, будь это малыш 2-х лет или ребёнок 4-х лет, поступление в детское учреждение – это серьезное стрессовое переживание, которое отражается на психофизическом состоянии. Дети, привыкшие быть в кругу близких, заботливых, ласковых родителей, оказываются оторванными от родителей. Оставленные малыши у незнакомых ему тёть в каком-то незнакомом месте, которое зовётся Детским садом. Всё это вызывает у ребёнка ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, чувство брошенности, могут появиться мысли о том, что его не любят и что он никому не нужен (в среднем и старшем возрасте). Эти мысли детей нам, взрослым, важно не допустить в их сознание.
Воспитателям и педагогам потребуется немало времени, чтобы ребенок привык к новому распорядку дня, общению с незнакомыми ему детьми и взрослыми, осознал требования взрослых.
Поэтому каждый педагог, любящий детей и свою профессию, старается быть нежной, любящей, ласковой и понимающей второй мамой для воспитанника своей группы.
Как же облегчить и улучшить процесс вхождения детей к новым условиям и ко всему неизвестному? В этом всегда помогают игры с детьми. Именно игры улучшат взаимосвязь с ребёнком, помогут ему в общении со сверстниками и взрослым, преодолеть внутренний барьер, легче привыкнуть к новому образу жизни.
Через разнообразные игры идёт развитие:
1. Познавательной сферы — происходит формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение; развитие элементарных математических представлений - дети знакомятся с формами, величиной, цветом, количеством и счётом, ориентировкой во времени и пространстве;
2. Речевой сферы — происходит развитие звукового и грамматического строя речи, формирование связной речи, увеличение словаря ребёнка;
3. Физической сферы — происходит развитие через основные движения, спортивные упражнения, спортивные и подвижны игры;
4. Художественной и эстетической сферы — происходит с умением рисовать, лепить, конструировать, создавать аппликации
5. Социальной и коммуникативной сферы — умение детей играть в дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и театрализованные игры.
Играя с детьми в разнообразные игры, мною подмечено, что наибольшее предпочтение дети ясельной, младшей и средних групп отдают играм с мыльными пузырями, «Солнечным зайчиком», водой, крупами. Дети старшей и подготовительной к школе группы отдают предпочтение подвижным, дидактическим, сюжетно-ролевым, спортивным играм, хотя в игры для детей младшего возраста играют охотно.
Практика подтверждает, что благоприятная психологическая атмосфера; правильно организованный педагогический процесс; здоровосберегающая среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве, общении; добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым проявлениям ребенка – всё это условия, обеспечивающие психоэмоциональное благополучие малыша или ребёнка к детскому саду.
В связи с этим при сопровождении вновь прибывших в детский сад детей на первый план выдвигается задача улучшения их психоэмоци- онального благополучия в адаптационный период вспомогательными психолого-педагогическими средствами. Самым лучшим средством при адаптации является игра.
Возможно, я снова повторюсь. Повторенье-мать ученья.
Цель игр: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства для успешной адаптации детей раннего возраста.
Задачи:
1. способствовать психологически комфортному привыканию ребенка к новой обстановке;
2. создать адекватные условия для реализации эмоционально насыщенной игровой деятельности;
3. содействовать снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
4. содействовать развитию внимания, восприятия, речи, воображения;
5. способствовать развитию навыков взаимодействия друг с другом;
6. способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения;
7. содействовать возникновению у малышей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;
Практика подтверждает, благоприятная психологическая атмосфера обеспечивает психоэмоциональное благополучие малышей. В этом нам помогают игры с детьми. Давайте рассмотрим некоторые из них, наиболее полюбившиеся моим детям, при работе с ними в детском саду.