Адаптационные игры:
I. Игры с «Солнечным зайчиком». (проводить с группой или с подгруппой детей)
Эти игры планируются в солнечную погоду в помещении в утренние приёмы, в первую и вторую половину дня в свободную деятельность детей. Дети любят, на первых играх-занятиях наблюдать, как движется «Солнечный зайчик» по группе, по шкафчикам, где сидят игрушки, как он там прячется. На последующих занятиях «Солнечный зайчик» может посидеть у детей на животике, на ножках и ручках.
1. Игра «Назови у кого «Солнечный зайчик» - поможет лучше запомнить имена детей в группе. Наводить «солнечным зайчиком» на детей и спрашивать Имя ребёнка, на ком он сидит.
2. Игра «Назови часть тела, куда сел «Солнечный зайчик» - поможет детям лучше ориентироваться в собственном теле, правильно называть части тела, развить речь и обогатить словарь детей, кругозор детей. Наводить «солнечным зайчиком» на детей и спрашивать, на какой части тела сидит «солнечный зайчик»
3. Игра «Где сидит «Солнечный зайчик» - поможет детям ориентироваться в пространстве комнаты, группы: стены, потолок, пол, побежал «Солнечный зайчик» в раздевалку, группу, влево, вправо, вверх, вниз.
4. Игра «Найди и назови, куда спрятался «Солнечный зайчик» - поможет развить речь и словарь детей, внимание, умение концентрировать внимание - следить за лучом и т.д.
II. Игры с водой и игрушками (с подгруппой детей)
Эти игры планируются в тёплую погоду на площадке во время прогулок и приёма детей в детский сад, можно в помещении с тёплой водой в утренние приёмы, в первую и вторую половину дня в свободную деятельность детей. Дети любят купаться в тазиках, ваннах, почему бы им не поиграть с игрушками в воде. Им нравится ловить игрушки руками, показать и назвать, кого они поймали. Идёт развитие речи: называют животных и учатся звукоподражанию животным и птицам. Все дети стараются сказать: «Это собака, она кричит: «Гав, гав», «Это кошка, она говорит: «Мяу, мяу», «Это курочка, она кричит: «Ко, ко, ко» и т.д.
1. Игра «Назови, кто у тебя?» развивает у детей умение правильно называть животных домашних или диких, развивать мелкую моторику рук, кругозор детей, речь, желание участвовать в игах со всеми. (набор резиновых игрушек домашние или дикие животные, домашние птицы, животные разных стран, таз с водой, сухие полотенца или, если играют в группе, на стол лучше постелить простынку, куда будет собираться вода, так у детей будет сухая одежда)
2. Игра «Назови, что у тебя?» развивает у детей умение правильно называть овощи, фрукты, ягоды, развивать мелкую моторику рук, кругозор детей, речь, желание участвовать в игах со всеми. (набор резиновых игрушек овощей, фруктов, ягод, таз с водой)
3. Игра «Поймай яйцо ложкой» развивает мелкую моторику рук, желание участвовать в игах со всеми, глазомер, умение действовать ложкой. (набор ложек, яйца от киндер сюрприз, таз с водой, блюдо, куда дети будут выкладывать пойманные яйца)
4. Игра «Поймай, что или кого назову» Развивает у детей игру по правилам, мелкую моторику рук, кругозор детей, речь, желание участвовать в игах со всеми. (набор резиновых игрушек, таз с водой)
5. Игра «Отгадай, что за форму ты поймал и назови её цвет?» развивает речь, знание формы и цвета, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, глазомер (набор пластмассовых форм по возрасту детей, тазик с водой) и т.д.
III. Игры с крупами (пшеном, манкой или рисом) (с подгуппой детей 2-4 человека)
Эти игры планируются в любую погоду и в любое свободное от занятий время, в свободную деятельность детей, в солнечную на площадке, в помещении, когда идёт дождь на улице, в утренние приёмы, в первую и вторую половину дня. Дети на первых занятиях в игры с крупами побаиваются опускать руку в пшено, рис, поэтому сначало мы показываем мелкую игрушку (резиновую или из киндер - сюрприза) прячем её в крупу, засыпаем или поглубже опускаем в крупы. И на глазах ребёнка показываем, как игрушку можно найти, опустив руку в крупу или отрыв её в ёмкости, куда насыпана крупа. Важно, если ребёнок сам не желает опускать руку в крупу, что бы найти игрушку - не настаивайте на этом. Если ребёнок попытался спрятать игрушку в крупе, уже хорошо. Возможно, на следующем занятии он станет смелее и сам найдёт игрушку. Им нравится прятать и находить игрушки руками, показывать и называть, кого они нашли или спрятали, можно детей спросить или рассказать им, где живёт игрушка, как она кричит, если эта кукла, показать, где у неё глазки, носик, ротик, ручки, ножки
1. Игра «Спрячь игрушку» развивает речь, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, глазомер, умение обращаться с крупами, с сыпучими продуктами.
2. Игра «Найди игрушку» развивает речь, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, глазомер, умение обращаться с крупами, с сыпучими продуктами.
3. Игра «Отгадай, что за игрушка спряталась в ведёрке под крупой» развивает речь, кругозор детей, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, умение по загадке или описанию животного, птицы догадываться об игрушке.
4. Игра «Отгадай, что за форма и назови её цвет» развивает речь, знание формы и цвета, мелкую моторику рук и пальцев, желание участвовать в игах со всеми, глазомер, умение обращаться с крупами, с сыпучими продуктами.
5. Игры-рисовалки «Нарисуй дорожку» (забор, следы, снежинку, дом, разнообразные картины-с усложнением) развивает речь, кругозор детей, мелкую моторику рук и пальцев, воображение, мышление, творчество.
6. Игра «На что похоже?» развивает фантазию, мышление, воображение, речь, моторику рук и пальцев, познавательную сферу. Взрослый рисует круг и просит ребёнка дорисовать, на что это может быть похоже (солнце, яблоко, мяч, снеговик и т.д.)
IV. Игры с мыльными пузырями. (с подгруппой или группой детей)
Эти игры планируются в любую погоду и в любое свободное от занятий время: в солнечную на площадке, в помещении, когда идёт дождь на улице, в утренние приёмы, в свободную деятельность детей в первой и во второй половине дня.
1. Игра «Посмотри на мыльные пузыри» Развивает наблюдательность, усидчивость, можно попросить детей руками показать какие маленькие и большие были пузыри. Дети на первом занятии - игре наблюдают, как пузыри плавно падают на коврик в группе и лопаются сами на ковре или как падают и лопаются на участке о землю.
2. Игра «Лопни мыльные пузыри ногой» Развивает ловкость, глазомер, быстроту, умение играть вместе со сверстниками. В игре развивается умение выносливости, выдержки пока мыльные пузыри окажутся на ковре, только после этого выполнить правило игры.
3. Игра «Поймай мыльный пузырь на тарелочку» Развивает ловкость, глазомер, аккуратность, неторопливость, умение играть вместе со сверстниками (игрушечная посуда по количеству детей, лучше, если тарелки будут гладкими, чтобы пузыри не лопались, тарелки должны быть смочены в воде).
4. Игра «Делай, что скажу» Развивает ловкость, глазомер, выдержку, внимание, быстроту, умение играть вместе со сверстниками по правилам. Педагог в игре просит: посмотреть на мыльные пузыри, как они плавно опускаются на коврик, то даёт им задание полопать пузыри ногами, то задание остановиться, посмотреть, как пузыри сами будут лопаться на коврике и т.д.
Все представленные игры, используемые в организации адаптации детей, как раннего возраста, так и старшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, улучшат их психоэмоциональное благополучие при поступлении в дошкольное учреждение. Это отразится на лёгкой адаптации детей, на благополучном прогнозе их психического и эмоционального развития.
Игры можно показать родителя на собраниях для повышения их информационно - просветительской культуры. Так же можно сделать доклад и показать на педагогическом совете МДОУ для повышения профессиональной компетенции сотрудников по вопросам адаптации детей определённого возраста или дать отдельными рекомендациями воспитателям для вновь поступающих детей.
Спасибо за интерес к моей статье. Желаю вам успехов в работе.