Адаптированная ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «33 СЕКРЕТА» Возраст обучающихся: 10–17 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) Уровень освоения - стартовый |
|
|
Оглавление
Информационная карта программы 3
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы». 5
1.1. Пояснительная записка. 5
1.2. Методические условия реализации программы. 10
1.3. Цель и задачи программы. Планируемые результаты 14
1.4. Содержание Программы «33 секрета». 17
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 28
2.1. Календарный план-график 28
2.2.Условия реализации программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.. 33
2.3. Формы аттестации. 35
2.4. Оценочные материалы. 36
2.5. Методические материалы: 38
2.6. Литература 38
2. 7. Определения и сокращения……………………………………………… 40
Информационная карта программы
Ведущая организация | Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка |
2. Полное название программы | Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «33 секрета» |
3. Сведения о разработчике: Фамилия, имя, отчество, контакты. | Золина Татьяна Александровна, инструктор по труду e-mail: tatiana. zolina2010@yandex .ru |
4. Сведения о программе: | |
4.1.Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79); Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года; СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы: Адаптированные программы: Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09 Локальные акты ОО Устав учреждения Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 дополнительное образование |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественная |
4.5. Характер программы | Адаптированная, дополнительная, общеобразовательная. |
4.6. Особые образовательные потребности | Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА. |
Возраст обучающихся по программе | С 10 лет до 17 включительно. |
Продолжительность обучения, условия пролонгации | 1 год. При необходимости, по результатам диагностики, рекомендациям педагога-психолога, решению педагогического совета образовательной организации, предоставляется возможность пройти обучение по данной программе повторно. |
Применение дистанционного и /или электронного обучения | Дистанционная форма обучения не предусмотрена, т.к. дети проживают в круглосуточном стационаре. |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы». 1.1. Пояснительная записка.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «33 секрета» (далее Программа) художественной направленности по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности предназначена для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата от 10 до 17 лет, учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей - инвалидов.
Дети находятся в круглосуточном стационаре и присутствие родителей (законных представителей) не предусматривается.
Программа разработана на основании следующих документов:
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Адаптированные программы:
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09
Локальные акты ОО
Устав ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» в с. Максимовка
Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 Дополнительное образование
Базовые специальные коррекционные программы:
1.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжѐлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
3.Программа профессионально-трудового обучения под редакцией В.В.Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2015.
Дополнительность программы
Дополнительность программы по отношению к программе общего образования заключается в том, что при сходных задачах (обучение различным видам рукоделия) используются коррекционные технологии и дидактические материалы, специально подобранные для освоения навыков работы с детьми с умственной отсталостью.
Актуальность программы
Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяются:
- необходимостью решения проблемы социализации детей с умственной отсталостью и создания благоприятных условий для их творческой деятельности, самореализации и адаптации;
- обновлением содержания, поиском новых направлений, форм и методов преподавания в системе дополнительного образования;
- гуманистической парадигмой образования, ориентированной на создание равных возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Отличительными особенностями программы являются:
- комплектование группы обучающихся с учетом психофизических и возрастных особенностей;
- планирование адаптировано для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью с учетом ее реализации в условиях социального стационарного учреждения;
- обучение по данной программе может осуществляться индивидуально и в мини - группе, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка;
- организация и создание условий для развития творчества обучающихся, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Инновационность программы:
Инновационность Программы заключается в том, что содержание предполагает:
Психолого-педагогическую поддержку развития зрительно-пространственного восприятия, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности обучающихся на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Адресат программы:
Программа предназначена для детей от 10 до 17 лет детей-инвалидов, детей с умственной отсталостью различной степени выраженности: легкой, умеренной. Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий: образовательный процесс происходит в условиях доступной среды. В процессе занятия проводится смена видов деятельности, соблюдаются перерывы, динамические паузы.
Каждая из вышеперечисленных категорий детей требует определенных условий реализации Программы, так как имеет свои специфические особенности.
Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности. Структура нарушений познавательной деятельности при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:
- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;
- выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность таких детей.
Для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью характерны следующие основные черты:
- повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения;
- ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с легкой и умеренной умственной отсталостью страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.
Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания адекватной среды, в том числе, коммуникативной, потенциал таких детей позволяет им осваивать материал Программы.
Объем и срок освоения программы.
Программа составлена на 72 часа в год. Учебная нагрузка в неделю составляет 1 час, 2 раза в неделю, на 1 группу, но может быть изменена по усмотрению директора учреждения.
Срок освоения программы в течение всего учебного года, 36 недель
Первый модуль с 01 сентября 2022 г. по 31 декабря 2022 г.- 16 недель, 32 часа.
Второй модуль с 09 января 2023 г по 31 мая 2023 г.- 20 недель, 40 часов.
Дополнительные выходные дни, связанные с государственными праздниками
(в соответствии с частью первой ст. 112 ТК РФ):
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
С 01.06.2023 г по 31.08.2023 г – летние каникулы.
Дети переводятся на летне-оздоровительную программу ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» 2023 года приказом директора учреждения.
Занятия по АДОП «33 секрета» в период летних каникул не реализуются. В этот период инструктор по труду организует и проводит развлекательно-игровые мероприятия, выставки детских творческих работ согласно календарно-тематическому планированию по Программе летне-оздоровительного отдыха 2023 года.
Форма обучения – очная.
1.2. Методические условия реализации программы.
Особенности организации образовательного процесса.
Основная форма работы – учебное занятие (теоретическое, практическое). Обучение на занятиях проводится индивидуально, по группам. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем).
Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий: образовательный процесс происходит в условиях доступной среды.
Занятия проводятся в творческой мастерской, которая отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности, оснащена необходимым количеством оборудования и инструментов. В мастерской имеются опасные предметы, которые требуют правильного и умелого обращения. Поэтому здесь нужно строго соблюдать правила поведения. Учащиеся обязаны знать, строго и точно выполнять все инструкции по безопасности труда и санитарной гигиене.
Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение поделок, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.
Для успешной реализации программы необходимо:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде консультаций педагога-психолога);
- сотрудничество с воспитателями, социальным педагогом;
- соответствующее материально-техническое обеспечение.
Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, сверстниками).
При затруднении отдельных детей в освоении материала, задания упрощаются, освоение действия происходит по отдельным элементам, используются приемы «рука в руке».
Основные методы обучения:
- наглядные (показ иллюстраций, образцов, схем, макетов, примеров);
- словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование стихов, загадок, пословиц и поговорок);
- практические (самостоятельное и совместное с педагогом выполнение работы)
В структуре программы приоритетными направлениями являются: выполнение практических заданий по разным видам рукоделия; изготовление разнообразных изделий в техниках барельефа, декупажа, алмазной мозаики и др. Особое внимание придается получению законченного изделия с приданием ему товарного вида.
Структура занятия включает:
Ритуал приветствия.
Проверка готовности к занятию.
Рефлексия прошлого занятия.
Сообщение темы, задач занятия. Сообщение по теме занятия.
Правила безопасной работы.
Практическая работа.
Рефлексия прошедшего занятия.
Уборка мастерской, приведение в порядок спецодежды, мытье рук.
Ритуал прощания.
Режим занятий:
Общее количество часов в год-72
Количество часов и занятий в неделю -2
Начало занятий 1 модуля - 01 сентября 2022 г, окончание -31 декабря2022 г.
Начало занятий 2 модуля - 09 января 2023 г , окончание -31 мая 2023 г.
Продолжительность занятий и перерывов между ними соответствует санитарно – гигиеническим требованиями к организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и не превышает временные нормы 30–45 минут.
Расписание занятий составляется с учетом режима дня учреждения, возрастных, психологических особенностей детей и установленных СанПиНом требований.
Принцип комплектования кружка.
Обучающиеся объединения «33 секрета» формируются из числа воспитанников детского дома-интерната «Родник» с учетом индивидуальных, возрастных и физических возможностей ребенка.
Состав группы до 15 человек, в зависимости от диагноза. Набор в объединение осуществляется на добровольной основе, с учетом интереса ребенка, его способностей и степенью развития моторики. Специальных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения, не требуется – они формируются в процессе занятий. Допускается добор детей в объединение в течение учебного года. Для вновь набранных обучающихся подбираются упражнения, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.
В сентябре проводится диагностика уровня развития умений и навыков детей, определяются формы работы. В декабре проводится диагностика, по результатам которой при необходимости корректируются приемы и методы обучения, увеличивается время для освоения отдельных элементов программы конкретным детям.
В мае проводится итоговая диагностика. Аттестационные мероприятия не предусмотрены.
Уровень реализуемой программы – стартовый.
1.2 Цель и задачи программы. Планируемые результаты.
Цель:
создание условий для развития творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративноприкладного творчества.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
Задачи:
Образовательные (предметные):
- обучить приемам организации рабочего места;
- обучить работать с различными материалами и инструментами;
- познакомить с особенностями техник и этапов изготовления
декоративных изделий.
Развивающие (метапредметные):
- формировать мотивацию к художественному творчеству, потребность в саморазвитии;
- развивать коммуникационные навыки: умение вести диалог, выстраивать отношения сотрудничества в группе;
- коррекция и развитие мелкой моторики рук, памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности, творческих способностей, расширению кругозора;
- умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих.
Воспитательные (личностные):
- воспитывать самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме.
- воспитывать стремление довести начатое дело до конца.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров - характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с умственной отсталостью.
Предметные результаты:
В результате реализации программы «33 секрета» ребенок будет:
- правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;
- проявлять интерес к работе с различным материалом, применяя определенные техники работы;
- знать и выполнять простейшие основные приемы работы с различными видами бумаги, фоамирана, фетра, алмазной мозаики;
- уметь создавать композиции из подготовленных элементов;
- основы декоративно-художественного творчества.
- правила поведения в учебном кабинете;
- готовиться к работе в кабинете;
- правильно организовать свое рабочее место, пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в работе.
Метапредметные результаты:
В результате реализации программы «33 секрета» у ребенка будут сформированы:
- интерес к художественному творчеству, потребность в саморазвитии;
- умение адаптироваться в детском коллективе, работать в паре и группе;
- навыки здорового и безопасного образа жизни;
- потребность в познавательных интересах в данной области;
-активность и самостоятельность, ответственность;
- образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
- культуру общения и поведения в социуме.
Личностные результаты:
В результате реализации программы «33 секрета» ребенок будет проявлять:
- нравственные и культурные качества: отзывчивость, доброжелательность, дисциплинированность, ответственность;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при выполнении совместных работ.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу ограниченности здоровья, различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Как и в коррекционных школах, детям предоставляется возможность пройти материал Программы повторно.
1.4. Содержание Программы «33 секрета».
1.4.1. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во учебных часов | Формы контроля |
всего | теория | практика |
1 Модуль. | 32 | 5 | 27 | |
1 | Введение в программу | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение Вводная диагностика |
2 | Блок 1. Пластилинография | 13 | 2 | 11 | Педагогическое наблюдение. |
3 | Блок 2. Аппликация из бумаги | 6 | 1 | 5 | Педагогическое наблюдение |
4 | Блок 3. Оригами | 4 | 0,5 | 3,5 | Педагогическое наблюдение |
5 | Блок 4. Торцевание | 8 | 1 | 7 | Педагогическое наблюдение |
2 Модуль. | 40 | 5 | 35 | |
6 | Блок 1. Аппликация из нетканых материалов | 10 | 2 | 8 | Педагогическое наблюдение |
7 | Блок 2. Алмазная мозаика | 14 | 1,5 | 12,5 | Педагогическое наблюдение |
8 | Блок 3. Квиллинг | 5 | 0,5 | 4,5 | Педагогическое наблюдение |
9 | Блок 4. Декупаж | 5 | 0,5 | 4,5 | Педагогическое наблюдение |
10 | Блок 5. Скрапбукинг | 5 | 0,5 | 4,5 | Педагогическое наблюдение |
11 | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 | Презентация детских творческих работ |
| Итого | 72 | 10 | 62 | |
1.4.2. Содержание учебного плана.
Модуль 1.
Цель: содействие в получении первоначальных знаний, приобретении практических навыков в области декоративно-прикладного творчества детей-инвалидов.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- обучить приемам организации рабочего места;
- обучить работать с различными материалами и инструментами.
Личностные:
- развивать самостоятельность, активность, аккуратность.
Метапредметные:
- формировать мотивацию к художественному творчеству и выстраивать отношение в группе.
Введение в программу – 1 час
Знакомство детей с содержанием программы, материалами, гигиеной труда, организацией рабочего места.
Блок 1. Пластилинография. 13 часов.
Теория. Знакомство с пластилинографией. Рассматривание работ в данной технике. Просмотр презентации «Пластилинография. Основные приемы работы».
Практика. Обучить детей приемам работы с пластилином: скатывание, сплющивание, разрезание, раскатывание, размазывание. Смешивание цветов для получения нужного оттенка, выполнение практических работ используя различные техники.
Блок 2. Аппликация из бумаги. 6 часов.
Теория: познавательная беседа: «История бумаги». Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, понятие бумагопластика, композиционное решение.
Практика: Продуктивная игра «Определи инструмент по загадке». Практическая работа по изготовлению открыток. Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природный шарм и утонченность. Вырезание ножницами, приёмы сложения гармошкой. Выполнение практических работ с применением различных техник.
Блок 3. Оригами. 4 часа.
Теория: Знакомство детей с историей возникновения оригами, материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.
Практика: Научить приемам сгибания бумаги и создания простых фигур. Выполнение практических работ, используя изученные приемы. Изготовление открыток «Цветок», «Радужные цветы».
Блок 4. Торцевание. 8 часов.
Теория: просмотр фильма ―История возникновения техники торцевания. Виды торцевания. Приемы работы (нарезание маленьких одинаковых листочков, накручивание на палочку, приклеивание по контуру на основу).
Практика: выполнение торцовки по эскизу: рамка для фотографии, многослойное торцевание «Вот такой у нас букет», «Моя фантазия».
Модуль 2.
Цель: создание условий для формирования специальных компетенций - освоение инструментария декоративно прикладного искусства, новых технологий работы с различными материалами детьми с умственной отсталостью в условиях социального учреждения.
Образовательные:
- приобретение умений применять полученные знания на практике;
- развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с помощью педагога.
Личностные задачи:
- формирование умения вести диалог;
- развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
- развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности.
Метапредметные:
- формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству;
- коррекция и развитие внимания, памяти, логического мышления;
- коррекция и развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики.
Блок 1. Аппликация из нетканых материалов.
Теория: Виды материалов, применимые для выполнения аппликации, их свойства. Использование фетра в аппликации. Использование фоамирана в аппликации. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.
Практика: Выбор рисунка для аппликации. Подготовка шаблона для вырезания деталей аппликации. Вырезание деталей из бумаги. Способы соединения деталей аппликации: клей, двухсторонний скотч. Выполнение аппликации из фетра и фоамирана с применением двухстороннего скотча и клея.
Блок 2. Алмазная мозаика.
Теория: Знакомство детей с историей возникновения алмазной мозаики. Материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.
Практика: Научить приемам выполнения мозаики, используя стразы и инструмент для заполнения готового рисунка. Выполнение несложных картин.
Блок 3. Квиллинг.
Теория: Знакомство детей с историей возникновения квиллинга, материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.
Теория: Научить детей приемам скручивания бумаги. Выполнение отдельных элементов для квиллинга, используя инструменты и клей. Выполнение несложных композиций.
Блок 4. Декупаж.
Теория: Знакомство детей с историей возникновения декупажа, материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.
Практика: Научить детей правилам подготовки поверхности для декупажа: грунтовка, ошкуривание. Наклеивание декоративного элемента разными способами. Выполнение композиции в технике простого и объемного декупажа на подготовленной поверхности.
Блок 5. Скрапбукинг.
Теория: Знакомство детей с историей возникновения скрапбукинга, материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.
Практика: Научить детей приемам выполнения отдельных элементов для скрапбукинга. Выполнение несложных композиций на открытке.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 2.1. Календарный план-график
Модуль 1.
№ п/п | Месяц число | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения занятия | Формы контроля |
1 | 05.09.22 | По расписанию | Занятие | 1 | 1.Введение в программу | Творческая мастерская | |
2 | 07.09.22 | По расписанию | Занятие | 1 | Вводный инструктаж. Гигиена труда. Входная диагностика | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
3 | 12.09.22 14.09.22 19.09.22 21.09.22 | По расписанию | Занятие | 4 | Пластилин, его свойства. Аппликация в технике «размазывание пластилина» по контуру рисунка | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
4 | 26.09.22 28.09.22 03.10.22 05.10.22 10.10.22 12.10.22 | По расписанию | Занятие | 6 | Аппликация в технике заполнения контура рисунка мелкими шариками | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
5 | 17.10.22 19.10.22 24.10.22 | По расписанию | Занятие | 3 | Барельеф | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
6 | 26.10.22 | По расписанию | Занятие | 1 | Материалы и инструменты. Гигиена труда техника безопасности | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
7 | 31.10.22 02.11.22 | По расписанию | Занятие | 2 | Плоская аппликация | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
8 | 07.11.22 09.11.22 14.11.22 | По расписанию | Занятие | 3 | Объёмная аппликация | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
9 | 16.11.22 | По расписанию | Занятие | 1 | Материалы и инструменты. | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
10 | 21.11.22 23.11.22 28.11.22 | По расписанию | Занятие | 3 | Техника выполнения оригами | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
11 | 30.11.22 | По расписанию | Занятие | 1 | Материалы, инструменты, приемы работы | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
12 | 05.12.22 07.12.22 12.12.22 14.12.22 19.12.22 21.12.22 26.12.22 | По расписанию | Занятие | 7 | Аппликация в технике торцевания | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. Презентация детских творческих работ |
Модуль 2. |
13 | 09.01.23 | По расписанию | Занятие | 1 | Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности. | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
14 | 11.01.23 16.01.23 18.01.23 23.01.23 | По расписанию | Занятие | 4 | Аппликация из фоамирана | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
| 25.01.23 30.01.23 01.02.23 06.02.23 08.02.23 | По расписанию | Занятие | 5 | Аппликация из фетра | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
15 | 13.02.23 | По расписанию | Занятие | 1 | Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности. | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
16 | 15.02.23 20.02.23 27.02.23 01.03.23 06.03.23 13.03.23 15.03.23 20.03.23 22.03.23 27.03.23 29.03.23 03.04.23 05.04.23 | По расписанию | Занятие | 13 | Техника выполнения алмазной мозаики | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
17 | 10.04.23 | По расписанию | Занятие | 1 | Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
18 | 12.04.23 17.04.23 19.04.23 24.04.23 | По расписанию | Занятие | 4 | Техника выполнения квиллинга | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
19 | 26.04.23 | По расписанию | Занятие | 1 | Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
20 | 03.05.23 08.05.23 10.05.23 15.05.23 | По расписанию | Занятие | 4 | Техника выполнения декупажа | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
21 | 17.05.23 | По расписанию | Занятие | 1 | Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение |
22 | 22.05.23 | По расписанию | Занятие | 1 | Техника выполнения элементов для скрапбукинга | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
23 | 24.05.23 26.05.23 29.05.23 | По расписанию | Занятие | 3 | Техника выполнения открытки | Творческая мастерская | Педагогическое наблюдение. |
24 | 31.05.23 | По расписанию | Занятие | 1 | Итоговая диагностика | Творческая мастерская | Презентация творческих работ обучающихся |
| | | Итого | 72 | | | |
2.2.Условия реализации программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
2.2.1. Материально-техническое обеспечение. Реализация практической части программы проводится в детском доме-интернате «Родник» в творческой мастерской с применением технических средств обучения и материалов, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14.
Кабинет с хорошим освещением, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности, оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.
Входные группы здания оборудованы пандусами, лестничные проемы-поручнями.
Столы и стулья по количеству детей.
Стенды и подиумы для выставок.
Информационная доска.
Стенды для информации по Г.О. и Т.Б.
Компьютер-1шт.
Проектор и экран-1шт.
Аптечка.
Материалы и инструменты для работы (в достаточном количестве на каждого обучающегося):
пластилин
цветная бумага
бумага для квиллинга
бумага для скрапбукинга
салфетки для декупажа
клей для декупажа
клей ПВА
клей-карандаш
клей – пистолет
фоамиран,
фетр,
акриловые краски,
структурная паста,
картины в технике алмазной мозаики.
наждачная бумага,
картон белый
наборы картона цветного.
2.2.2.Информационное обеспечение.
- иллюстрации и фото-презентации творческих работ обучающихся;
- образцы работ педагога, детей, компьютерная база медиа ресурсов;
- методические разработки по теме :«Торцевание», «Декорирование в технике декупаж», «Поделки из бросового материала»;
- схемы выполнения работы М.Н. Нагибина "Чудеса из ткани";
- демонстрационный материал: Пателеев Г.Н. "Декоративное искусство детям"; - демонстрационный материал Соломенникова О.А. "Радость творчества";
- раздаточный материал: шаблоны, трафареты, заготовки из картона, индивидуальные, разноуровневые карточки-задания, технологические схемы.
Аудиозаписи музыкальных произведений для проведения физкультминуток.
2.2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует один инструктор по труду, прошедший курсы квалификации по теме «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» в объеме 72 часа, Золина Татьяна Александровна, стаж работы в данном учреждении в данной должности 3 года
2.3. Формы аттестации.
Аттестационные мероприятия для детей с умственной отсталостью программой не предусмотрены, фиксация образовательных результатов зависит от степени ограничения здоровья ребенка и ведется в дневнике наблюдений и тестирования, проводимого педагогами.
Для отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы используются:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов тестирования, опросов;
выполнения обучающимися творческих заданий;
участия воспитанников в мероприятиях (выставках, творческих конкурсах)
2.4. Оценочные материалы
№ п\п | Ф И О | Мелкая моторика | Правильность выполнения практических действий | Аккуратность | Усидчивость | Творческое оформление работ |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
3 балла – Высокий уровень, самостоятельно выполняет работу
2 балла – Средний уровень, выполняет задание с помощью, под контролем взрослого
1 балл - Низкий уровень, выполняет только совместно с взрослым, требуется значительная помощь
Интерпретация результатов диагностики 0 баллов – Задание не выполняет, не проявляет интереса к деятельности,
По уровню усвоения программного материала результаты достижений учащихся подразделяются на три уровня: высокий, средний, низкий.
18-15 баллов Высокий: полностью овладели теорией и применяют её на практике, высокое качество работ, самостоятельное выполнение изделий.
14-10 баллов Средний: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в практике, в работах имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности.
3. 9-4 балла Низкий: не полностью овладели теоретическими знаниями, нет самостоятельного применения в практике. Низкое качество работ,
практически отсутствует самостоятельная работа.
4-0 баллов Навыками не овладел полностью.
2.5. Методические материалы:
Дидактические материалы;
Картотека дидактических игр по аппликации из бумаги.
Картотека дидактических игр по аппликации из нетканых материалов: фетра и фоамирана.
Картотека дидактических игр с использованием квиллинга.
Картотека дидактических игр по скрапбукингу
Картотека дидактических материалов Монтессори ( игры с карточками, игрушки для мелкой моторики и т.д.)
фото-каталоги творческих работ, фотоальбомы, иллюстрации;
видео- каталог выставочных работ обучающихся и педагога.
Литература
2.6. 1.Литература для детей:
1. Книги-раскраски с рисунками.
2. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.
3. . М.И. Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.
4. И. Глушкова. Сделай сам. Для мальчиков. - М., 1996г.
5. М.А. Русакова. Подарки и игрушки своими руками - М., 2000.
6 Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. -Ярославль – 2004
2.6.2. Литература для педагога
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р раздел IV.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
6. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. Автор: Проснякова Т.Н. Кол-во страниц: 48 стр. Издательство: Федоров, 2006 г.
7.Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. Автор: Тина Саттон, Брайз Вилен. Кол-во страниц: 215 стр. Издательство: ROCKPORT , 2004 г.
8. Журнал "Скрап-Инфо". Издательство: Интернет портал "Скрап-Инфо". Кол-во страниц: 78 страниц.
9. Искусство и красота. Автор: Ванслов В. Кол-во страниц: 288 стр. Издательство: Знание, 2006 г.
10. История стилей в искусстве: Учебное пособие. Автор: Сокольникова Н. Кол-во страниц: 395 стр. Издательство: Гардарики, 2000 г.
11. Книга идей по скрапбукингу "Создание семейных альбомов и др." Производитель: Plaid. Кол-во страниц: 36 стр.
12. Краткая история искусств. Автор: Дмитриева Нина. Кол-во страниц: 624стр. Издательство: АТС - Пресс 2008.
13.Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. Астраханцева С.В; Кол-во страниц: 347 стр. Издательство: Феникс, 2006 г.
14.Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. пособие. Автор: Вакуленко Е.Г. Кол-во страниц: 380 стр. Издательство: Феникс, 2007 г.
15. Стильные штучки в технике декупаж. Автор: Зайцева А.А. Кол-во стр.-35. Издательство: АСТ-Пресс, 2007
16. Декупаж из салфеток. Автор: Махмутова Х. Кол-во стр.-72. Издательство: Эксмо.
17.Декупаж. Автор: Шпульникова Е.В. Кол-во стр.-422. Издательство:Вечер.
Электронные ресурсы :
1.Сайт «Страна мастеров» https://stranamasterov.ru/
2.Сайт «Пинтерест» https://www.pinterest.ru/
3.Сайт «Круг мастер-классов.» https://stranamasterov.ru/node/797400
4.Сайт «Мастера рукоделия». https://www.mastera-rukodeliya.ru/
Сокращения
АДОП — адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья
ОО — образовательная организация
ООП — особые образовательные потребности
ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия