СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «33 секрета»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная дополнительная общеобразовательная                             общеразвивающая программа  «33 секрета» (далее Программа) художественной  направленности по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности предназначена для детей с легкой и умеренной умственной                         отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата от 10 до 17 лет, учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные                       возможности детей - инвалидов.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «33 секрета»»







Адаптированная ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности


«33 СЕКРЕТА»



Возраст обучающихся: 10–17 лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

Уровень освоения - стартовый
























Оглавление


Информационная карта программы 3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы». 5

1.1. Пояснительная записка. 5

1.2. Методические условия реализации программы. 10

1.3. Цель и задачи программы. Планируемые результаты 14

1.4. Содержание Программы «33 секрета». 17

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 28

2.1. Календарный план-график 28

2.2.Условия реализации программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.. 33

2.3. Формы аттестации. 35

2.4. Оценочные материалы. 36

2.5. Методические материалы: 38

2.6. Литература 38

2. 7. Определения и сокращения……………………………………………… 40
















Информационная карта программы


  1. Ведущая организация

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка

2. Полное название программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «33 секрета»

3. Сведения о разработчике:

Фамилия, имя, отчество, контакты.


Золина Татьяна Александровна,

инструктор по труду

e-mail: tatiana. zolina2010@yandex .ru

4. Сведения о программе:


4.1.Нормативная база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях»;

Адаптированные программы:

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09

Локальные акты ОО

Устав учреждения

Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 дополнительное образование

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Художественная

4.5. Характер программы

Адаптированная, дополнительная, общеобразовательная.

4.6. Особые образовательные потребности

Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА.

Возраст обучающихся по программе

С 10 лет до 17 включительно.

Продолжительность обучения, условия пролонгации

1 год.

При необходимости, по результатам диагностики, рекомендациям педагога-психолога, решению педагогического совета образовательной организации, предоставляется возможность пройти обучение по данной программе повторно.

Применение дистанционного и /или электронного обучения

Дистанционная форма обучения не предусмотрена, т.к. дети проживают в круглосуточном стационаре.






Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы». 1.1. Пояснительная записка.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «33 секрета» (далее Программа) художественной направленности по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности предназначена для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата от 10 до 17 лет, учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей - инвалидов.

Дети находятся в круглосуточном стационаре и присутствие родителей (законных представителей) не предусматривается.

Программа разработана на основании следующих документов:

Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;




Адаптированные программы:

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09

Локальные акты ОО

Устав ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» в с. Максимовка

Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 Дополнительное образование



Базовые специальные коррекционные программы:

1.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжѐлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

3.Программа профессионально-трудового обучения под редакцией В.В.Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2015.



Дополнительность программы


Дополнительность программы по отношению к программе общего образования заключается в том, что при сходных задачах (обучение различным видам рукоделия) используются коррекционные технологии и дидактические материалы, специально подобранные для освоения навыков работы с детьми с умственной отсталостью.

Актуальность программы

Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяются:

- необходимостью решения проблемы социализации детей с умственной отсталостью и создания благоприятных условий для их творческой деятельности, самореализации и адаптации;

- обновлением содержания, поиском новых направлений, форм и методов преподавания в системе дополнительного образования;

- гуманистической парадигмой образования, ориентированной на создание равных возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Отличительными особенностями программы являются:

- комплектование группы обучающихся с учетом психофизических и возрастных особенностей;

- планирование адаптировано для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью с учетом ее реализации в условиях социального стационарного учреждения;

- обучение по данной программе может осуществляться индивидуально и в мини - группе, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка;

- организация и создание условий для развития творчества обучающихся, повышение уверенности в себе, в своих силах.


Инновационность программы:

Инновационность Программы заключается в том, что содержание предполагает:

Психолого-педагогическую поддержку развития зрительно-пространственного восприятия, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности обучающихся на занятиях декоративно-прикладного творчества.



Адресат программы:

Программа предназначена для детей от 10 до 17 лет детей-инвалидов, детей с умственной отсталостью различной степени выраженности: легкой, умеренной. Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий: образовательный процесс происходит в условиях доступной среды. В процессе занятия проводится смена видов деятельности, соблюдаются перерывы, динамические паузы.

Каждая из вышеперечисленных категорий детей требует определенных условий реализации Программы, так как имеет свои специфические особенности.

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности. Структура нарушений познавательной деятельности при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;

- выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность таких детей.

Для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью характерны следующие основные черты:

- повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения;

- ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с легкой и умеренной умственной отсталостью страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания адекватной среды, в том числе, коммуникативной, потенциал таких детей позволяет им осваивать материал Программы.

Объем и срок освоения программы.

Программа составлена на 72 часа в год. Учебная нагрузка в неделю составляет 1 час, 2 раза в неделю, на 1 группу, но может быть изменена по усмотрению директора учреждения.

Срок освоения программы в течение всего учебного года, 36 недель

Первый модуль с 01 сентября 2022 г. по 31 декабря 2022 г.- 16 недель, 32 часа.

Второй модуль с 09 января 2023 г по 31 мая 2023 г.- 20 недель, 40 часов.

Дополнительные выходные дни, связанные с государственными праздниками

(в соответствии с частью первой ст. 112 ТК РФ):

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.


С 01.06.2023 г по 31.08.2023 г – летние каникулы.

Дети переводятся на летне-оздоровительную программу ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» 2023 года приказом директора учреждения.

Занятия по АДОП «33 секрета» в период летних каникул не реализуются. В этот период инструктор по труду организует и проводит развлекательно-игровые мероприятия, выставки детских творческих работ согласно календарно-тематическому планированию по Программе летне-оздоровительного отдыха 2023 года.

Форма обучения – очная.



1.2. Методические условия реализации программы.

Особенности организации образовательного процесса.

Основная форма работы – учебное занятие (теоретическое, практическое). Обучение на занятиях проводится индивидуально, по группам. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации (ребенок имеет возможность отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более серьезной работе в последующем).

Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий: образовательный процесс происходит в условиях доступной среды.

Занятия проводятся в творческой мастерской, которая отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности, оснащена необходимым количеством оборудования и инструментов. В мастерской имеются опасные предметы, которые требуют правильного и умелого обращения. Поэтому здесь нужно строго соблюдать правила поведения. Учащиеся обязаны знать, строго и точно выполнять все инструкции по безопасности труда и санитарной гигиене.

Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение поделок, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.

Для успешной реализации программы необходимо:

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде консультаций педагога-психолога);

- сотрудничество с воспитателями, социальным педагогом;

- соответствующее материально-техническое обеспечение.

Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, сверстниками).

При затруднении отдельных детей в освоении материала, задания упрощаются, освоение действия происходит по отдельным элементам, используются приемы «рука в руке».


Основные методы обучения:

- наглядные (показ иллюстраций, образцов, схем, макетов, примеров);

- словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование стихов, загадок, пословиц и поговорок);

- практические (самостоятельное и совместное с педагогом выполнение работы)

В структуре программы приоритетными направлениями являются: выполнение практических заданий по разным видам рукоделия; изготовление разнообразных изделий в техниках барельефа, декупажа, алмазной мозаики и др. Особое внимание придается получению законченного изделия с приданием ему товарного вида.

Структура занятия включает:

  • Ритуал приветствия.

  • Проверка готовности к занятию.

  • Рефлексия прошлого занятия.

  • Сообщение темы, задач занятия. Сообщение по теме занятия.

  • Правила безопасной работы.

  • Практическая работа.

  • Рефлексия прошедшего занятия.

  • Уборка мастерской, приведение в порядок спецодежды, мытье рук.

  • Ритуал прощания.


Режим занятий:

Общее количество часов в год-72

Количество часов и занятий в неделю -2

Начало занятий 1 модуля - 01 сентября 2022 г, окончание -31 декабря2022 г.

Начало занятий 2 модуля - 09 января 2023 г , окончание -31 мая 2023 г.

Продолжительность занятий и перерывов между ними соответствует санитарно – гигиеническим требованиями к организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и не превышает временные нормы 30–45 минут.

Расписание занятий составляется с учетом режима дня учреждения, возрастных, психологических особенностей детей и установленных СанПиНом требований.

Принцип комплектования кружка.

Обучающиеся объединения «33 секрета» формируются из числа воспитанников детского дома-интерната «Родник» с учетом индивидуальных, возрастных и физических возможностей ребенка.

Состав группы до 15 человек, в зависимости от диагноза. Набор в объединение осуществляется на добровольной основе, с учетом интереса ребенка, его способностей и степенью развития моторики. Специальных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения, не требуется – они формируются в процессе занятий. Допускается добор детей в объединение в течение учебного года. Для вновь набранных обучающихся подбираются упражнения, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.



В сентябре проводится диагностика уровня развития умений и навыков детей, определяются формы работы. В декабре проводится диагностика, по результатам которой при необходимости корректируются приемы и методы обучения, увеличивается время для освоения отдельных элементов программы конкретным детям.

В мае проводится итоговая диагностика. Аттестационные мероприятия не предусмотрены.

Уровень реализуемой программы – стартовый.































1.2 Цель и задачи программы. Планируемые результаты.


Цель:

создание условий для развития творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративноприкладного творчества.


Данная цель реализуется в следующих задачах:


Задачи:

Образовательные (предметные):

- обучить приемам организации рабочего места;

- обучить работать с различными материалами и инструментами;

- познакомить с особенностями техник и этапов изготовления

декоративных изделий.

Развивающие (метапредметные):

- формировать мотивацию к художественному творчеству, потребность в саморазвитии;

- развивать коммуникационные навыки: умение вести диалог, выстраивать отношения сотрудничества в группе;

- коррекция и развитие мелкой моторики рук, памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности, творческих способностей, расширению кругозора;

- умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих.

Воспитательные (личностные):

- воспитывать самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

- воспитывать культуру общения и поведения в социуме.

- воспитывать стремление довести начатое дело до конца.





Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров - характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с умственной отсталостью.

Предметные результаты:

В результате реализации программы «33 секрета» ребенок будет:

- правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

- проявлять интерес к работе с различным материалом, применяя определенные техники работы;

- знать и выполнять простейшие основные приемы работы с различными видами бумаги, фоамирана, фетра, алмазной мозаики;

- уметь создавать композиции из подготовленных элементов;

- основы декоративно-художественного творчества.

- правила поведения в учебном кабинете;

- готовиться к работе в кабинете;

- правильно организовать свое рабочее место, пользоваться инструментами и материалами, необходимыми в работе.

Метапредметные результаты:

В результате реализации программы «33 секрета» у ребенка будут сформированы:

- интерес к художественному творчеству, потребность в саморазвитии;

- умение адаптироваться в детском коллективе, работать в паре и группе;

- навыки здорового и безопасного образа жизни;

- потребность в познавательных интересах в данной области;

-активность и самостоятельность, ответственность;

- образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

- культуру общения и поведения в социуме.


Личностные результаты:

В результате реализации программы «33 секрета» ребенок будет проявлять:

- нравственные и культурные качества: отзывчивость, доброжелательность, дисциплинированность, ответственность;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при выполнении совместных работ.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу ограниченности здоровья, различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Как и в коррекционных школах, детям предоставляется возможность пройти материал Программы повторно.


1.4. Содержание Программы «33 секрета».

1.4.1. Учебный план


п/п

Название раздела,

темы

Кол-во учебных часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1 Модуль.

32

5

27


1

Введение в программу

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение Вводная диагностика

2

Блок 1.

Пластилинография

13

2

11

Педагогическое наблюдение.

3

Блок 2.

Аппликация из бумаги

6

1

5

Педагогическое наблюдение

4

Блок 3.

Оригами

4

0,5

3,5

Педагогическое наблюдение

5

Блок 4.

Торцевание

8

1

7

Педагогическое наблюдение

2 Модуль.

40

5

35


6

Блок 1.

Аппликация из нетканых материалов

10

2

8

Педагогическое наблюдение

7

Блок 2.

Алмазная мозаика

14

1,5

12,5

Педагогическое наблюдение

8

Блок 3.

Квиллинг

5

0,5

4,5

Педагогическое наблюдение

9

Блок 4.

Декупаж

5

0,5

4,5

Педагогическое наблюдение

10

Блок 5.

Скрапбукинг

5

0,5

4,5

Педагогическое наблюдение

11

Итоговое занятие.

1

0

1

Презентация детских творческих работ


Итого

72

10

62


















1.4.2. Содержание учебного плана.

Модуль 1.

Цель: содействие в получении первоначальных знаний, приобретении практических навыков в области декоративно-прикладного творчества детей-инвалидов.

Задачи:

Образовательные (предметные):

- обучить приемам организации рабочего места;

- обучить работать с различными материалами и инструментами.

Личностные:

- развивать самостоятельность, активность, аккуратность.

Метапредметные:

- формировать мотивацию к художественному творчеству и выстраивать отношение в группе.



Введение в программу – 1 час

Знакомство детей с содержанием программы, материалами, гигиеной труда, организацией рабочего места.


Блок 1. Пластилинография. 13 часов.

Теория. Знакомство с пластилинографией. Рассматривание работ в данной технике. Просмотр презентации «Пластилинография. Основные приемы работы».

Практика. Обучить детей приемам работы с пластилином: скатывание, сплющивание, разрезание, раскатывание, размазывание. Смешивание цветов для получения нужного оттенка, выполнение практических работ используя различные техники.

Блок 2. Аппликация из бумаги. 6 часов.

Теория: познавательная беседа: «История бумаги». Инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, понятие бумагопластика, композиционное решение.

Практика: Продуктивная игра «Определи инструмент по загадке». Практическая работа по изготовлению открыток. Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природный шарм и утонченность. Вырезание ножницами, приёмы сложения гармошкой. Выполнение практических работ с применением различных техник.


Блок 3. Оригами. 4 часа.

Теория: Знакомство детей с историей возникновения оригами, материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.

Практика: Научить приемам сгибания бумаги и создания простых фигур. Выполнение практических работ, используя изученные приемы. Изготовление открыток «Цветок», «Радужные цветы».


Блок 4. Торцевание. 8 часов.

Теория: просмотр фильма ―История возникновения техники торцевания. Виды торцевания. Приемы работы (нарезание маленьких одинаковых листочков, накручивание на палочку, приклеивание по контуру на основу).

Практика: выполнение торцовки по эскизу: рамка для фотографии, многослойное торцевание «Вот такой у нас букет», «Моя фантазия».















Модуль 2.

Цель: создание условий для формирования специальных компетенций - освоение инструментария декоративно прикладного искусства, новых технологий работы с различными материалами детьми с умственной отсталостью в условиях социального учреждения.


Образовательные:

- приобретение умений применять полученные знания на практике;

- развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с помощью педагога.

Личностные задачи:

- формирование умения вести диалог;

- развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;

- развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности.

Метапредметные:

- формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству;

- коррекция и развитие внимания, памяти, логического мышления;

- коррекция и развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики.


Блок 1. Аппликация из нетканых материалов.

Теория: Виды материалов, применимые для выполнения аппликации, их свойства. Использование фетра в аппликации. Использование фоамирана в аппликации. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.

Практика: Выбор рисунка для аппликации. Подготовка шаблона для вырезания деталей аппликации. Вырезание деталей из бумаги. Способы соединения деталей аппликации: клей, двухсторонний скотч. Выполнение аппликации из фетра и фоамирана с применением двухстороннего скотча и клея.


Блок 2. Алмазная мозаика.

Теория: Знакомство детей с историей возникновения алмазной мозаики. Материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.

Практика: Научить приемам выполнения мозаики, используя стразы и инструмент для заполнения готового рисунка. Выполнение несложных картин.



Блок 3. Квиллинг.

Теория: Знакомство детей с историей возникновения квиллинга, материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.

Теория: Научить детей приемам скручивания бумаги. Выполнение отдельных элементов для квиллинга, используя инструменты и клей. Выполнение несложных композиций.


Блок 4. Декупаж.

Теория: Знакомство детей с историей возникновения декупажа, материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.

Практика: Научить детей правилам подготовки поверхности для декупажа: грунтовка, ошкуривание. Наклеивание декоративного элемента разными способами. Выполнение композиции в технике простого и объемного декупажа на подготовленной поверхности.


Блок 5. Скрапбукинг.

Теория: Знакомство детей с историей возникновения скрапбукинга, материалы и инструменты, приемы работы. Организация рабочего места. Гигиена труда, техника безопасности.

Практика: Научить детей приемам выполнения отдельных элементов для скрапбукинга. Выполнение несложных композиций на открытке.















Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 2.1. Календарный план-график

Модуль 1.

№ п/п

Месяц число

Время

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения занятия

Формы

контроля

1

05.09.22

По расписанию

Занятие

1

1.Введение в программу

Творческая мастерская


2

07.09.22

По расписанию

Занятие

1

Вводный инструктаж. Гигиена труда. Входная диагностика

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

3

12.09.22

14.09.22

19.09.22

21.09.22

По расписанию

Занятие

4

Пластилин, его свойства. Аппликация в технике «размазывание пластилина» по контуру рисунка

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

4

26.09.22

28.09.22

03.10.22

05.10.22

10.10.22

12.10.22

По расписанию

Занятие

6

Аппликация в технике заполнения контура рисунка мелкими шариками

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

5

17.10.22

19.10.22

24.10.22

По расписанию

Занятие

3

Барельеф


Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

6

26.10.22

По расписанию

Занятие

1

Материалы и инструменты. Гигиена труда техника безопасности

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

7

31.10.22

02.11.22

По расписанию

Занятие

2

Плоская аппликация

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

8

07.11.22

09.11.22

14.11.22

По расписанию

Занятие

3

Объёмная аппликация

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

9

16.11.22

По расписанию

Занятие

1

Материалы и инструменты.

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

10

21.11.22

23.11.22

28.11.22

По расписанию

Занятие

3

Техника выполнения оригами

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

11

30.11.22

По расписанию

Занятие

1

Материалы, инструменты, приемы работы

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

12

05.12.22

07.12.22

12.12.22

14.12.22

19.12.22

21.12.22

26.12.22

По расписанию

Занятие

7

Аппликация в технике торцевания




Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение. Презентация детских творческих работ


Модуль 2.


13

09.01.23

По расписанию

Занятие

1

Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности.

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

14

11.01.23

16.01.23

18.01.23

23.01.23

По расписанию

Занятие

4

Аппликация из фоамирана

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.


25.01.23

30.01.23

01.02.23

06.02.23

08.02.23

По расписанию

Занятие

5

Аппликация из фетра

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

15

13.02.23

По расписанию

Занятие

1

Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности.

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

16

15.02.23

20.02.23

27.02.23

01.03.23

06.03.23

13.03.23

15.03.23

20.03.23

22.03.23

27.03.23

29.03.23

03.04.23

05.04.23



По расписанию

Занятие

13

Техника выполнения алмазной мозаики

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

17

10.04.23


По расписанию

Занятие

1

Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

18

12.04.23

17.04.23

19.04.23

24.04.23


По расписанию

Занятие

4

Техника выполнения квиллинга

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

19

26.04.23

По расписанию

Занятие

1

Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

20

03.05.23

08.05.23

10.05.23

15.05.23


По расписанию

Занятие

4

Техника выполнения декупажа

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

21

17.05.23

По расписанию

Занятие

1

Материалы и инструменты. Гигиена труда. Техника безопасности

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение

22

22.05.23


По расписанию

Занятие

1

Техника выполнения элементов для скрапбукинга

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

23

24.05.23

26.05.23

29.05.23


По расписанию

Занятие

3

Техника выполнения открытки

Творческая мастерская

Педагогическое наблюдение.

24

31.05.23


По расписанию

Занятие

1

Итоговая диагностика

Творческая мастерская

Презентация творческих работ обучающихся




Итого

72




2.2.Условия реализации программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. 2.2.1. Материально-техническое обеспечение.

Реализация практической части программы проводится в детском доме-интернате «Родник» в творческой мастерской с применением технических средств обучения и материалов, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14.

Кабинет с хорошим освещением, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности, оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.

Входные группы здания оборудованы пандусами, лестничные проемы-поручнями.



Столы и стулья по количеству детей.

Стенды и подиумы для выставок.

Информационная доска.

Стенды для информации по Г.О. и Т.Б.

Компьютер-1шт.

Проектор и экран-1шт.

Аптечка.

Материалы и инструменты для работы (в достаточном количестве на каждого обучающегося):

пластилин

цветная бумага

бумага для квиллинга

бумага для скрапбукинга

салфетки для декупажа

клей для декупажа

клей ПВА

клей-карандаш

клей – пистолет

фоамиран,

фетр,

акриловые краски,

структурная паста,

картины в технике алмазной мозаики.

наждачная бумага,

картон белый

наборы картона цветного.



2.2.2.Информационное обеспечение.

- иллюстрации и фото-презентации творческих работ обучающихся;

- образцы работ педагога, детей, компьютерная база медиа ресурсов;

- методические разработки по теме :«Торцевание», «Декорирование в технике декупаж», «Поделки из бросового материала»;

- схемы выполнения работы М.Н. Нагибина "Чудеса из ткани";

- демонстрационный материал: Пателеев Г.Н. "Декоративное искусство детям"; - демонстрационный материал Соломенникова О.А. "Радость творчества";

- раздаточный материал: шаблоны, трафареты, заготовки из картона, индивидуальные, разноуровневые карточки-задания, технологические схемы.

Аудиозаписи музыкальных произведений для проведения физкультминуток.



2.2.3. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвует один инструктор по труду, прошедший курсы квалификации по теме «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» в объеме 72 часа, Золина Татьяна Александровна, стаж работы в данном учреждении в данной должности 3 года




2.3. Формы аттестации.

Аттестационные мероприятия для детей с умственной отсталостью программой не предусмотрены, фиксация образовательных результатов зависит от степени ограничения здоровья ребенка и ведется в дневнике наблюдений и тестирования, проводимого педагогами.

Для отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы используются:

педагогическое наблюдение;

педагогический анализ результатов тестирования, опросов;

выполнения обучающимися творческих заданий;

участия воспитанников в мероприятиях (выставках, творческих конкурсах)







2.4. Оценочные материалы


№ п\п

Ф И О

Мелкая моторика

Правильность выполнения практических действий

Аккуратность

Усидчивость

Творческое оформление работ

1







2







3







4







5







6







7









3 балла – Высокий уровень, самостоятельно выполняет работу

2 балла – Средний уровень, выполняет задание с помощью, под контролем взрослого

1 балл - Низкий уровень, выполняет только совместно с взрослым, требуется значительная помощь


Интерпретация результатов диагностики

0 баллов – Задание не выполняет, не проявляет интереса к деятельности,


По уровню усвоения программного материала результаты достижений учащихся подразделяются на три уровня: высокий, средний, низкий.

  1. 18-15 баллов Высокий: полностью овладели теорией и применяют её на практике, высокое качество работ, самостоятельное выполнение изделий.

  2. 14-10 баллов Средний: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в практике, в работах имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности.

3. 9-4 балла Низкий: не полностью овладели теоретическими знаниями, нет самостоятельного применения в практике. Низкое качество работ,

практически отсутствует самостоятельная работа.

  1. 4-0 баллов Навыками не овладел полностью.




2.5. Методические материалы:

Дидактические материалы;

Картотека дидактических игр по аппликации из бумаги.

Картотека дидактических игр по аппликации из нетканых материалов: фетра и фоамирана.

Картотека дидактических игр с использованием квиллинга.

Картотека дидактических игр по скрапбукингу

Картотека дидактических материалов Монтессори ( игры с карточками, игрушки для мелкой моторики и т.д.)

фото-каталоги творческих работ, фотоальбомы, иллюстрации;

видео- каталог выставочных работ обучающихся и педагога.



    1. Литература

2.6. 1.Литература для детей:

1. Книги-раскраски с рисунками.

2. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.

3. . М.И. Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.

4. И. Глушкова. Сделай сам. Для мальчиков. - М., 1996г.

5. М.А. Русакова. Подарки и игрушки своими руками - М., 2000.

6 Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. -Ярославль – 2004


2.6.2. Литература для педагога


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.

  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р раздел IV.

  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)

6. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. Автор: Проснякова Т.Н. Кол-во страниц: 48 стр. Издательство: Федоров, 2006 г.

7.Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. Автор: Тина Саттон, Брайз Вилен.  Кол-во страниц: 215 стр. Издательство: ROCKPORT , 2004 г.

8. Журнал "Скрап-Инфо". Издательство: Интернет портал "Скрап-Инфо". Кол-во страниц:  78 страниц.

9. Искусство и красота. Автор: Ванслов В.  Кол-во страниц:  288 стр. Издательство: Знание,  2006 г.

10. История стилей в искусстве: Учебное пособие. Автор: Сокольникова Н. Кол-во страниц: 395 стр.  Издательство: Гардарики, 2000 г.

11. Книга идей по скрапбукингу "Создание семейных альбомов и др." Производитель: Plaid. Кол-во страниц: 36 стр.

12. Краткая история искусств. Автор: Дмитриева Нина. Кол-во страниц: 624стр.  Издательство: АТС - Пресс 2008.

13.Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества.  Астраханцева С.В; Кол-во страниц: 347 стр. Издательство: Феникс, 2006 г.

14.Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. пособие. Автор: Вакуленко Е.Г. Кол-во страниц: 380 стр. Издательство: Феникс,  2007 г.

15. Стильные штучки в технике декупаж. Автор: Зайцева А.А. Кол-во стр.-35. Издательство: АСТ-Пресс, 2007

16. Декупаж из салфеток. Автор: Махмутова Х. Кол-во стр.-72. Издательство: Эксмо.

17.Декупаж. Автор: Шпульникова Е.В. Кол-во стр.-422. Издательство:Вечер.






Электронные ресурсы :

1.Сайт «Страна мастеров» https://stranamasterov.ru/

2.Сайт «Пинтерест» https://www.pinterest.ru/

3.Сайт «Круг мастер-классов.» https://stranamasterov.ru/node/797400

4.Сайт «Мастера рукоделия». https://www.mastera-rukodeliya.ru/



Сокращения


АДОП — адаптированная дополнительная общеобразовательная программа

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья

ОО — образовательная организация

ООП — особые образовательные потребности

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия