СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях, способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, коррекции мелкой моторики пальцев.
Управление образования администрации Коркинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
| |
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
художественно – эстетической направленности
«Пряничный домик»
Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Срок реализации: 1 год
Год разработки программы: 2024 г.
Автор-составитель:
Педагог – психолог: Баранова Е.С.
Зам.зав по УВР Орлова В.А.
рп. Первомайский, 2024 г.
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи программы 9
1.3. Содержание программы 11
1.3.1. Учебный план 11
1.3.2. Календарно-тематическое планирование …………………...…………..18
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………24
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 25
2.1. Календарный учебный график 25
2.2. Условия реализации программы 25
2.3. Формы аттестации 27
2.4. Оценочные материалы 27
2.5. Методические материалы 28
2.6. Воспитательный компонент ………………………………………………….29
2.7. Список литературы 35
Приложеие ………………………………………………………………………….36
1.1. Пояснительная записка
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);
Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
Устава, Лицензии на образовательную деятельность, нормативных Локальных актов МБДОУ «Д/с № 4» рп. Первомайский.
Данная программа дополнительного образования относится к программам художественно – эстетической направленности.
Уровень освоения содержания образования базовый – 1 год.
Актуальность Дошкольный возраст является сензитивным периодом для становления личности в целом. Ни в одном другом возрастном периоде ребенок не овладевает таким большим количеством знаний, умений и навыков, как в дошкольном возрасте. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях, способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Отличительные особенности программы
С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 3-4 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности обучающихся:
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Объем программы: 144 часа
Форма обучения: очная
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный: беседы и рассматривание, чтение и показ презентаций.
Репродуктивный: рисование, лепка.
Игровой: обыгрывание различных ситуаций и сказок, ролевые игры.
Методы поощрения: благодарность, одобрение.
Приемы:
1. Релаксация.
2. Лепка
3. Рассматривание иллюстраций
4. Приемы АРТтерапии
Тип занятий: Групповые
Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, творческая работа.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся с сентября по май.
Режим занятий: продолжительность одного занятия для детей 3-4 лет 15мин.
2 раза в неделю.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы - Развивать художественно – творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Учить работать на заданном пространстве.
Личностные:
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Метапредметные:
Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы Аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Тема: «Шарики» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль |
2. | Тема: «Овощи с грядки» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
3. | Тема: «Яблоки на ветке» | 2 | 1 | 1 | контроль, самоконтроль |
4. | Тема: «Пуговицы для платья»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
5. | Тема: «Клубочки для котёнка» | 2 | 1 | 1 | контроль, самоконтроль |
6. | Тема: «Листопад» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
7. | Тема: «Пятнашки для жирафа» | 2 | 1 | 1 | контроль, самоконтроль |
8. | Тема: «Ягодка за ягодкой»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
9. | «Тема: « Вот какой у нас арбуз» | 2 | 1 | 1 | контроль, самоконтроль |
10. | Тема: «Цвети– семи цветик» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
11. | «Тема: «Цветочная клумба»
| 2 | 1 | 1 | контроль, самоконтроль |
12. | Тема: «Мамочке любимой бусы подарю» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
13. | Тема: «Светофор» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
14. | Тема: «Ёлочные шары на ветке» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
15. | Тема: « Новогодняя ёлочка» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
16. | Тема: «Снеговик» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
17. | Тема: «Подарок» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
18. | Тема: «Снежинка» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
19. | Тема: «Снеговик» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
20. | Тема: «Шубка для зайчика» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
21. | Тема: «Совушка, сова» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
22. | Тема: «Самолет летит»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
23. | Тема: «Кудряшки для овечки» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
24. | Тема: «Воздушные шарики»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
25. | Тема: «Букет для мамы» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль |
26. | Тема: «Вот и весна пришла» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
27. | Тема: «Мячики для Тани»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
28. | Тема: «Сорокины подружки»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
29. | Тема: «Весёлый клоун»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
30. | Тема: «Гусеница на листочке»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
31. | Тема: «Кукла-неваляшка»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
32. | Тема: «Юла» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
33. | Тема: «Радуга дуга»
| 2 | 1 | 1 | контроль, самоконтроль |
34. | Тема: «Бабочка» | 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
35. | Тема: «Машины»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
36. | Тема: «Колечки для клоуна»
| 2 | 1 | 1 | наблюдение, контроль, самоконтроль |
Итого | 72 | 36 | 36 |
|
Описание каждой темы
Тема: «Шарики»
Теория: Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Практика: Выполнение работы «Шарики».
Тема: «Овощи с грядки»
Теория: Обобщать представления детей об овощах, об их характерных особенностях. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёма размазывания.
Практика: Выполнение работы «Овощи с грядки»
Тема: «Яблоки на ветке»
Теория: Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Практика: Выполнение работы «Яблоки на ветке».
Тема: «Пуговицы для платья»
Тория: Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии.
Практика: Выполнение работы «Пуговицы для платья».
Тема: «Клубочки для котёнка»
Тория: Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями.
Практика: Выполнение работы «Клубочки для котёнка».
Тема: «Листопад»
Теория: Продолжать учить приёму размазывания ( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
Практика: Выполнение работы «Листопад».
Тема: «Пятнашки для жирафа»
Теория: Показать как прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны (создания пятнышка).
Практика: Выполнение работы «Пятнашки для жирафа».
Тема: «Ягодка за ягодкой»
Теория: Познакомить детей с приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики.
Практика: Выполнение работы «Ягодка за ягодкой».
Тема: «Вот какой у нас арбуз»
Теория: Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
Практика: Выполнение работы «Вот какой у нас арбуз».
Тема: «Цветик – семицветик»
Теория: Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы.
Практика: Выполнение работы «Цветик – семицветик».
Тема: «Цветочная клумба»
Теория: Развивать умение детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка.
Практика: Выполнение работы «Цветочная клумба».
Тема: «Мамочке любимой бусы подарю»
Теория: Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Практика: Выполнение работы «Мамочке любимой бусы подарю».
Тема: «Светофор»
Тория: Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии.
Практика: Выполнение работы «Светофор».
Тема: «Ёлочные шары на ветке»
Тория: Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закрепить умение раскатывать колбаски, жгутики одной длины.
Практика: Выполнение работы «Ёлочные шары на ветке».
Тема: «Новогодняя ёлочка»
Теория: Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки).
Практика: Выполнение работы «Новогодняя ёлочка».
Тема: «Снеговик»
Теория: Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур.
Практика: Выполнение работы «Снеговик».
Тема: «Подарок»
Теория: Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Практика: Выполнение работы «Подарок».
Тема: «Снежинка»
Тория: Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии.
Практика: Выполнение работы «Снежинка».
Тема: «Снеговик»
Тория: Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями.
Практика: Выполнение работы «Снеговик».
Тема: «Шубка для зайчика»
Теория: Продолжать учить приёму размазывания ( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
Практика: Выполнение работы «Шубка для зайчика».
Тема: «Совушка, сова»
Теория: Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
Практика: Выполнение работы «Совушка, сова».
Тема: «Самолет летит».
Теория: Познакомить детей с приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики.
Практика: Выполнение работы «Самолет летит».
Тема: «Кудряшки для овечки»
Теория: Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
Практика: Выполнение работы «Кудряшки для овечки».
Тема: «Воздушные шарики»
Теория: Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы.
Практика: Выполнение работы «Воздушные шарики».
Тема: «Букет для мамы»
Теория: Развивать умение детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка.
Практика: Выполнение работы «Букет для мамы».
Тема: «Вот и весна пришла»
Теория: Закреплять умение и навыки детей в работе с
пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Практика: Выполнение работы «Вот и весна пришла».
Тема: «Мячики для Тани»
Тория: Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии.
Практика: Выполнение работы «Мячики для Тани».
Тема: «Сорокины подружки»
Теория: Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Практика: Выполнение работы «Сорокины подружки».
Тема: «Весёлый клоун»
Теория: Учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии.
Практика: Выполнение работы «Весёлый клоун».
Тема: «Гусеница на листочке»
Теория: Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Практика: Выполнение работы «Гусеница на листочке».
Тема: «Кукла-неваляшка»
Тория: Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии.
Практика: Выполнение работы «Кукла-неваляшка».
Тема: «Юла»
Тория: Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями.
Практика: Выполнение работы «Юла».
Тема: «Радуга дуга»
Теория: Продолжать учить приёму размазывания ( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
Практика: Выполнение работы «Радуга дуга».
Тема: «Бабочка»
Теория: Показать как прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны (создания пятнышка).
Практика: Выполнение работы «Бабочка».
Тема: «Машины»
Теория: Познакомить детей с приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики.
Практика: Выполнение работы «Машины».
Тема: «Колечки для клоуна»
Теория: Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
Практика: Выполнение работы «Колечки для клоуна».
Диагностика
Выявление ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года.
1.3.2. Календарно – тематическое планирование
сроки | тема | содержание | |
Сентябрь 1неделя 1занятие |
«Шарики» | Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. | |
2 занятие | Закрепление темы | Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. | |
2 неделя 1занятие | «Овощи с грядки» | Обобщать представления детей об овощах, об их характерных особенностях. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёма размазывания. | |
2 занятие | Закрепление темы | Обобщать представления детей об овощах, об их характерных особенностях. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёма размазывания. | |
3 неделя 1 занятие | «Яблоки на ветке» | Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. | |
2 занятие | Закрепление темы | Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. | |
4 неделя 1 занятие | «Пуговицы для платья» | Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии. | |
2 занятие | Закрепление темы | Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), у линии. | |
Октябрь 1 неделя 1 занятие | «Клубочки для котёнка» | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями. | |
2 занятие | Закрепление темы | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями. | |
2 неделя 1 занятие | «Листопад» | Продолжать учить приёму размазывания ( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. | |
2 занятие | Закрепление темы | Продолжать учить приёму размазывания ( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. | |
3 неделя 1 занятие | «Пятнашки для жирафа» | Показать как прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны (создания пятнышка). | |
2 занятие | Закрепление темы | Показать как прикреплять пластилиновый шарик на ограниченную поверхность и размазывать её в разные стороны (создания пятнышка). | |
4 неделя 1 занятие | «Ягодка за ягодкой» | Познакомить детей с приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики. | |
2 занятие | Закрепление темы | Познакомить детей с приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики. | |
5 неделя 1 занятие | «Вот какой у нас арбуз» | Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. | |
2 занятие | Закрепление темы | Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. | |
Ноябрь 1 неделя 1 занятие | «Цветик – семицветик» | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы. | |
2 занятие | Закрепление темы | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы. | |
2 неделя 1 занятие | «Цветочная клумба» | Развивать умение детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка. | |
2 занятие | Закрепление темы | Развивать умение детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка. | |
3 неделя 1 занятие | «Мамочке любимой бусы подарю» | Развивать умение скатывать небольшие шарики, и прикреплять их к ниточке. | |
2 занятие | Закрепление темы | Развивать умение скатывать небольшие шарики, и прикреплять их к ниточке. | |
4 неделя 1 занятие | «Светофор» | Вызвать желание у детей создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый). | |
2 занятие | Закрепление темы | Вызвать желание у детей создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый). | |
Декабрь 1 неделя 1 занятие | «Ёлочные шары на ветке» | Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закрепить умение раскатывать колбаски, жгутики одной длины. | |
2 занятие | Закрепление темы | Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закрепить умение раскатывать колбаски, жгутики одной длины. | |
2 неделя 1 занятие | Новогодняя ёлочка | Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки). | |
2 занятие | Закрепление темы | Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки). | |
3 неделя 1 занятие | «Снеговик» | . Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур. | |
2 занятие | Закрепление темы | Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур. | |
4 неделя 1 занятие | «Подарок» | Развивать творческое воображение детей. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки). | |
2 занятие | Закрепление темы | Развивать творческое воображение детей. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки). | |
Январь 1 неделя 1 занятие | «Снежинка» | Обобщать знания и впечатления детей о зиме. Закреплять умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины. | |
2 занятие | Закрепление темы | Обобщать знания и впечатления детей о зиме. Закреплять умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины. | |
2 неделя 1 занятие | «Снеговик» | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. | |
2 занятие | Закрепление темы | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. | |
3 неделя 1 занятие | «Шубка для зайчика» | Закреплять у детей умение способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю. | |
2 занятие | Закрепление темы | Закреплять у детей умение способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю. | |
Февраль 1неделя 1 занятие | «Совушка, сова» | Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. | |
2 занятие | Закрепление темы | Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. | |
2 неделя 1 занятие | «Самолет летит» | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. | |
2 занятие | Закрепление темы | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. | |
3 неделя 1 занятие | «Кудряшки для овечки» | Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. | |
2 занятие | Закрепление темы | Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. | |
4 неделя 1 занятие | «Воздушные шарики» | Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме. | |
2 занятие | Закрепление темы | Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме. | |
Март 1 неделя 1 занятие | «Букет для мамы» | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | |
2 занятие | Закрепление темы | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | |
2 неделя 1 занятие | «Вот и весна пришла» | Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
2 занятие | Закрепление темы | Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
3 неделя 1 занятие | «Мячики для Тани» | Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Развивать согласованности в работе обеих рук. | |
2 занятие | Закрепление темы | Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. | |
4 неделя 1 занятие | «Сорокины подружки» | Вызвать желание дополнять образ сороки различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.) | |
2 занятие | Закрепление темы | Вызвать желание дополнять образ сороки различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.) | |
Апрель 1 неделя 1 занятие | «Весёлый клоун» | Учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. | |
1 занятие | Закрепление темы | Учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. | |
2 неделя 1 занятие | «Гусеница на листочке» | Закреплять умение детей расплющивать диск на основу. Развивать согласованности в работе обеих рук. | |
2 занятие | Закрепление темы | Закреплять умение детей расплющивать диск на основу. Развивать согласованности в работе обеих рук. | |
3 неделя 1 занятие | «Кукла-неваляшка» | Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. | |
2 занятие | Закрепление темы | Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. | |
4 неделя 1 занятие | «Юла» | Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. | |
2 занятие | Закрепление темы | Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. | |
Май 1 неделя 1 занятие | «Радуга дуга» | Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. | |
2 занятие | Закрепление темы | Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. | |
2 неделя 1 занятие | «Бабочка» | Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. | |
2 занятие | Закрепление темы | Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. | |
3 неделя 1 занятие | «Машины» | Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. | |
2 занятие | Закрепление темы | Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. | |
4 неделя 1 занятие | «Колечки для клоуна» | Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. | |
2 занятие | Диагностика | Выявление ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года |
Образовательные (предметные):
Дети имеют представления о новом способе лепки – пластелинография, и её применениях на занятиях лепки.
Личностные:
Дети учатся, аккуратно работать с пластилином, развивают в себе такие качества, как усидчивость, терпение, самостоятельность. Стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.
Метапредметные:
Дети проявляют интерес к процессу и результатам работы. Получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2024-2025 уч.гг.
Начало учебных занятий для обучающихся (в текущем учебном периоде) 02.09.2024г
Окончание (в текущем учебном периоде) 31.05.2025г.
Продолжительность учебного года
1 год обучения
I полугодие – c 02.09.2024 по 31.12.2024
II полугодие – с 13.01.2025 по 31.05.2025
2 год обучения
I полугодие – c 01.09.2025 по 31.12.2025
II полугодие – с 13.01.2026 по 31.05.2026
Количество часов в год 72
Продолжительность и периодичность занятий: 2 раза в неделю, до 30 минут
Промежуточная аттестация: Декабрь 2024г; декабрь 2025г
Выходные дни: Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные
законодательством РФ
Зимние каникулы с 29.12.2024 по 13.01.2025
Летние каникулы с 31.05.2025 по 29.08.2025
Объем программы: 144 часа
Срок освоения программы: 2 года
2.2. Условия реализации программы
Принципы работы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с сентября по май.
Занятия проводятся в сформированной группе 10 - 12 человек, два раза в неделю, продолжительность 20 минут.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетающие подачу теоретического материала и практической работы: коммуникативные игры, беседа и обсуждение.
Практические занятия, на которых дети выполняют творческие работы.
Методы и приемы работы: (словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); Методы стимулирования познания и деятельности:
• Поощрение;
• Контроль;
• Самоконтроль;
• Оценка;
• Самооценка;
• Вручение подарка;
• Одобрение словом.
Методы поощрения:
• Благодарность;
• Устное одобрение.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо просторное помещение со столами и стульями.
Оборудование: художественная литература, пластилин, оборудование для сюжетных и подвижных игр, дидактические игры и т.д.
2.3 Формы аттестации
Для определения готовности детей к работе и усвоению программы кружка проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, уровень сформированности умений и навыков и уровень познавательного развития. Диагностика проводится 2 раза в год: в начале года (начало сентября), в конце года (май) . Для контроля за усвоением знаний проводятся контрольные занятия.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из пластелина
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки
-Умеет самостоятельно достигать цель
-Проявляет начало творческих способностей
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки
-Недостаточная самостоятельность
-Замысел реализуется частично
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки
-Отсутствует самостоятельность, интерес
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца
2.5. Методические материалы
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, репродуктивный; игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса:
*Групповая – Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей.
*Индивидуальная – Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, результаты которой могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей и воспитателей.
Формы организации учебного занятия - акция, беседы, фото галерея (фотогазета), игра, конкурс, наблюдение, праздник, практическое занятие, театральное представление, презентация, проект, просмотр обучающих мультфильмов и фильмов, творческая мастерская, экскурсия (виртуальная).
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Занятия состоят из следующих этапов:
Тип учебного занятия | Дидактическая цель | Структура | Формы проведения занятия |
Учебное занятие: изучение и первичное закрепление новых знаний | Создать условия для осознания и осмысления новой информации | Орг. момент Актуализация знаний и умений Мотивация. Целеполагание Организация восприятия Организация осмысления Первичная проверка понимания Организация первичного закрепления Анализ Рефлексия | Дидактическа я сказка |
Практическо е занятие закрепления знаний и способов деятельности | Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности детей | Орг. момент Мотивация Актуализация знаний и способов действий Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях Самостоятельное применение знаний Контроль и самоконтроль Рефлексия | Экскурсия, игра- путешествие, викторина |
2.6. Воспитательный компонент
Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
- становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОУ:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Познавательное направление воспитания.
Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
В ДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Основными формами воспитания могут быть: беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, защита проектов, деловая игра, экскурсия, тренинги, туристские прогулки, походы и другие формы взаимодействия обучающихся.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения(таблица).
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия
| Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события | |
| Народные приметы и праздники сентября: - 1 сентября – «День знаний» - 8 сентября – Международный день распространения грамотности. | Сентябрь | Беседы и просмотр познавательных презентаций | Фотоотчет, статьи и публикации на сайте учреждения и в госпабликах Вк и Ок | |
| Народные приметы и праздники октября: - 17 октября – История возникновения праздника «Неаполимая купина» | Октябрь
| Беседы и просмотр познавательных презентаций | Фотоотчет, статьи и публикации на сайте учреждения и в госпабликах Вк и Ок | |
| Народные приметы и праздники ноября: - 19 ноября - Павел Ледостав | Ноябрь | Беседы и просмотр познавательных презентаций | Фотоотчет, статьи и публикации на сайте учреждения и в госпабликах Вк и Ок | |
| Народные приметы и праздники декабря: - 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы (в народе называют «Введение») - 7 декабря – Екатерина Санница. Катание на санках - 31 декабря – Новый год | Декабрь | Беседы и просмотр познавательных презентаций | Фотоотчет, статьи и публикации на сайте учреждения и в госпабликах Вк и Ок | |
| Народные приметы и праздники января: - 18 января – Сочельник. Накануне Крещенья. Нечисть буйствует, лезет в дом оборотнем. Ставят защиту – нарисованные кресты на дверях и окнах. Устраивают гадания до Крещения. - 19 января – Крещение. Крещенские морозы Беседа. | Январь | Беседы и просмотр познавательных презентаций | Фотоотчет, статьи и публикации на сайте учреждения и в госпабликах Вк и Ок | |
| Пословицы и поговорки, загадки, стихи про март для детей. | Март | Беседы и просмотр познавательных презентаций |
| |
| Беседа «Международный женский день». История возникновения праздника. | | Беседы и просмотр познавательных презентаций | Фотоотчет, статьи и публикации на сайте учреждения и в госпабликах Вк и Ок | |
| Беседа «Масленица». История возникновения праздника. Традиции. | Вычисляется каждый год | Беседы и просмотр познавательных презентаций | Фотоотчет, статьи и публикации на сайте учреждения и в госпабликах Вк и Ок | |
| Беседа, просмотр презентации «Всемирный день Земли-Солнца» (отмечается с 2000 года) | 12 марта | Беседы и просмотр познавательных презентаций | Фотоотчет, статьи и публикации на сайте учреждения и в госпабликах Вк и Ок |
2.7. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
5.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
Список интернет-ресурсов
1. http://adalin.mospsy.ru/
2. http://psyparents.ru/
3. http://www.7ya.ru/
4. http://www.kid.ru/pregnancy/index400.php3
5. http://www.kindereducation.com/
6. http://www.childpsy.ru/index.php/
7. http://www.razumniki.ru/
8. http://www.detpsihologia.km.ru/
Приложение
Мониторинг освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы
«Пряничный домик»
Диагностика основных приемов работы с пластилином у детей 3-4 лет.
Фамилия, имя ребенка | Прием отщипывания от большого куска | Прием Раскатывания столбика | Прием раскатывания шарика | Прием сплющивания шарика | Прием размазывания по силуэту | |||||
| Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | Н.г | К.г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0-прием не сформирован.
1-прием в стадии формирования.
2-прием сформирован.
№ | ФИ ребенка | Уровень сформированности знаний о проявлении различных эмоций | Уровень сформированности умения сочувствовать, сопереживать, проявлять эмпатию | Наличие страхов и негативных эмоциональных проявлений | Адекватность проявления эмоций | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии и показатели оценки
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки
-Умеет самостоятельно достигать цель
-Проявляет начало творческих способностей
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки
-Недостаточная самостоятельность
-Замысел реализуется частично
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки
-Отсутствует самостоятельность, интерес
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца
12