ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 9 класса составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ».;
Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с умеренной умственной отсталостью МКОУ Городокской СОШ № 2
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений. В настоящей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками учебного материала учтена система межпредметных связей.
Цели и задачи обучения
Цель: расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения; создавать условия для социальной адаптации обучающихся.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать умение сравнивать и обобщать
Развивать речь, владение техникой речи с опорой на математическую деятельность
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Формировать навыки самоконтроля
Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение
Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и другие качества мышления, оптимально формируемых средствами математики.
Место предмета «Математика» в базисном учебном плане школы.
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2017-2018 уч. год (34 недели) на 68 часов, по 2 часа в неделю.
В программе предусмотрено изучение разделов «Единицы измерения», «Дроби», «Решение задач», «Геометрический материал». Упражнения в вычислениях, решении задач, геометрический материал даются в процессе изучения всего программного материала по математике.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).
Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.
Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.
Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипеда, цилиндра, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.
Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.
Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм (1мм3), 1 куб, см (1см3), 1 куб. дм (1дм3), 1 куб. м (1м3), 1куб.км (1км3). Соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1 000 куб. дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см.
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерения и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1 000 мелких).
Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения нара, радиус, диаметр.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество часов | В том числе |
контрольные работы | геометрический материал |
-
| Нумерация | 5 | | |
-
| Десятичные дроби | 30 | 2 | 3 |
-
| Проценты | 17 | 1 | 3 |
-
| Обыкновенные и десятичные дроби | 12 | 1 | 4 |
-
| Повторение | 4 | 1 | 1 |
| Итого: | 68 | 5 | 11 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Коррек-тировка | Тема урока | Домашнее задание |
НУМЕРАЦИЯ (5 ч.) |
-
| 04.09 | | Разрядная таблица. | С.4 №7 №9 заполнить табл. |
-
| 07.09 | | Определение разряда числа | С.6 №20 записать числа |
-
| 11.09 | | Чтение и запись чисел в до 1000 000 | С 7 № 31 записать числа |
-
| 14.09 | | Разрядные слагаемые. | С.8 №34 разложить числа |
-
| 18.09 | | Римские цифры. | С.10 №1-5 ответить на вопросы |
ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (30 ч.) |
-
| 21.09 | | Десятичные дроби. | С. 13 №50 изменить дроби |
-
| 25.09 | | Преобразование десятичных дробей. | С.14 №58 преобразовать |
-
| 28.09 | | Преобразование десятичных дробей. | С 14 № 59 преобразовать |
-
| 02.10 | | Сравнение дробей. | С.15 №64 сравнить |
-
| 05.10 | | Сравнение дробей. | С.15 №68 расположить по порядку |
-
| 09.10 | | Единицы измерения и их соотношение. | С.16 № 73 записать в виде дроби |
-
| 12.10 | | Запись чисел, полученных при измерении, десятичными дробями | С.18 №79 преобразовать |
-
| 16.10 | | Контрольная работа №1 «Преобразование и сравнение дробей» | С.19 № 81 заполнить таблицу |
-
| 19.10 | | Анализ контрольной работы. Решение арифметических задач | С.19 № 85 заполнить таблицу |
-
| 23.10 | | Сложение и вычитание целых чисел | С.21№93 решить удобным способом |
-
| 26.10 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | С.22 №103,104 решить задачи |
-
| 09.11 | | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей | С.23 №108 вычислить с проверкой |
-
| 13.11 | | Решение составных арифметических задач | С.29 №155, 159 решить задачи |
-
| 16.11 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | С.31№166 заменить числа, вычислить |
-
| 20.11 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | С.31 №168 составить задачу, |
-
| 23.11 | | Умножение и деление целых чисел на однозначное число | С. 31№161 вычислить |
-
| 27.11 | | Умножение десятичных дробей на однозначное число | С. 33№174,175 вычислить |
-
| 30.11 | | Деление десятичных дробей на однозначное число | С. 34 №179 дополнить и решить задачу |
-
| 04.12 | | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число | С.35 № 187 вычислить |
-
| 07.12 | | Умножение целых чисел на 10,100,1000. | С. 36 №194,199 вычислить |
-
| 11.12 | | Умножение дробных чисел на 10,100,1000. | С. 37 № 200 составить примеры, решить |
-
| 14.12 | | Решение составных арифметических задач | С.39 №216, 217 решить задачи |
-
| 18.12 | | Контрольная работа № 2 «Десятичные дроби» | С.64 №355 выучить табл. |
-
| 21.12 | | Анализ контрольной работы. Умножение и деление многозначных чисел с помощью калькулятора | С.43 №244 вычислить |
-
| 25.12 | | Деление десятичной дроби на двузначное число с помощью калькулятора | С.45 № 255 вычислить с проверкой |
-
| 28.12 | | Умножение и деление многозначных чисел с помощью калькулятора | С.51 №291 вычислить |
-
| 11.01 | | Действия с многозначными числами с использованием калькулятора | С.53 №304 (1 ст.) №303 (1 ст) вычислить |
-
| 15.01 | | Линии. Линейные меры | С. 58 выучить таблицу мер |
-
| 18.01 | | Квадратные меры. Меры земельных площадей. | С.62 №346 заполнить таблицу |
-
| 22.01 | | Прямоугольный параллелепипед (куб). Развертка куба | С.71 №370 выполнить развертку |
ПРОЦЕНТЫ (17 ч.) |
-
| 25.01 | | Понятие о проценте | С. 77 №390 выразить в % |
-
| 29.01 | | Нахождение 1% числа | С.78 №395 выразить дробью, №396 решить задачу |
-
| 01.02 | | Задачи на нахождение одного процента от числа. | С.80 № 412 найти 1%, №413 решить задачу |
-
| 05.02 | | Нахождение нескольких процентов числа | С.85 №444 (3,4 ст.) вычислить |
-
| 08.02 | | Нахождение нескольких процентов числа. | С.88 №460 (2) заменить дробями, решить |
-
| 12.02 | | Представление процентов в виде обыкновенной дроби | С.93 №482, 483 решить задачи |
-
| 15.02 | | Представление процентов в виде обыкновенной дроби | С.97 №506(2) вычислить, №505 решить задачу |
-
| 19.02 | | Решение арифметических задач на нахождение одного процента от числа. | С.97 №503, 504 решить задачи |
-
| 22.02 | | Нахождение числа по 1% | С.100 №520 вычислить |
-
| 26.02 | | Нахождение числа по нескольким процентам | С.102 №537 сравнить, № 538 заменить и вычислить |
-
| 01.03 | | Запись десятичной дроби в виде обыкновенной | С.106 № 557 преобразовать |
-
| 05.03 | | Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. | С.109 № 569. 571 сравнить дроби |
-
| 12.03 | | Конечные и бесконечные десятичные дроби | С. 110 № 576 заменить дроби |
-
| 15.03 | | Контрольная работа №3 «Проценты» | С. 114 №600 составить задачу |
-
| 19.03 | | Анализ контрольной работы. Объём. Меры объёма. | С.119 № 610 выучить таблицу |
-
| 22.03 | | Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба) | С.122 № 621 вычислить объем |
-
| 02.04 | | Преобразование кубических мер. Решение задач на вычисление объёма | С.126 № 632,633 решить задачи |
ОБЫКНОВЕННЫЕ И ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (12 ч.) |
-
| 05.04 | | Образование и виды дробей. | С. 129 № 648,651 выписать дроби |
-
| 09.04 | | Преобразование дробей. | С.132 № 664,665 заменить дроби |
-
| 12.04 | | Сложение обыкновенных и десятичных дробей | С. 139 № 700(2,3 ст.) вычислить |
-
| 16.04 | | Вычитание обыкновенных и десятичных дробей. | С.140 №704 (1,2 ст) вычислить |
-
| 19.04 | | Умножение десятичной дроби на целое число | С.147 №743,745 выполнить действия |
-
| 23.04 | | Умножение десятичной дроби на дробь с использованием микрокалькулятора | С.157 №782 вычислить |
-
| 26.04 | | Промежуточная аттестация. | С.158 № 784, 791 заполнить таблицу |
-
| 03.05 | | Округление десятичных дробей | С.169 №840, 841,842 решить задачи |
-
| 07.05 | | Контрольная работа №4 «Обыкновенные и десятичные дроби» | С. 170 № 844 вычислить |
-
| 10.05 | | Анализ контрольной работы. Построение геометрических фигур | С.173 № 854, 855 начертить |
-
| 14.05 | | Симметричные фигуры. Сектор круга. Сегмент круга | С.179 № 874, 876 начертить |
-
| 17.05 | | Геометрические тела: цилиндр, конус | С.189 № 913 сделать развертку |
-
| 21.05 | | Геометрические тела: пирамида, шар | С.194 ответить на вопросы 1-7 |
ПОВТОРЕНИЕ (4 ч.) |
-
| 24.05 | | Нумерация. Действия с целыми числами | С.196 №930 вычислить |
-
| 28.05 | | Все действия с дробными числами | С.197 №938 (1,2) вычислить |
-
| 31.05 | | Геометрический материал. Соотношение единиц измерения | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
- названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
- натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000;
- геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;
- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- складывать, вычитать, умножать, и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;
- вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
- различать геометрические фигуры и тела;
- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.
Примечания
Достаточно:
-знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;
-читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;
-уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10 000;
-решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1 % от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время;
-уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;
-уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольники с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;
-различать геометрические фигуры и тела.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2013.
Перова М.Н. Математика. 8 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/М.Н.Перова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 222 с.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).