СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 9 класса (адаптированная для детей с ОВЗ)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная (коррекционная) рабочая программа по математике для детей с ОВЗ (VIII вида)  (Перова М.Н. Математика. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/М.Н.Перова. – 8-е изд. – М.: Просвещение)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 9 класса (адаптированная для детей с ОВЗ)»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Математика» для 9 класса составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  2. Методических рекомендаций по формированию учебных планов дляорганизации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;

  3. Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МКОУ Городокской СОШ № 2;

  4. Образовательной программы М.Н. Перовой, В.В. Эк по предмету «Математика» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (Издательство «ВЛАДОС», 2001 год) под редакцией В.В. Воронковой.


Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.


Обучение математике носит практическую на­правленность и тесно связано с другими учебными пред­метами, жизнью, готовит учащихся к овладению профес­сионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использо­ванию математических знаний в нестандартных ситуациях.


Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном математическом материале, особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений. В настоящей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками учебного материала учтена система межпредметных связей.


Цели и задачи обучения

Цель: расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.





Задачи:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространствен­ные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и кор­рекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • развивать речь учащихся, обогащать ее математической терми­нологией;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения; создавать условия для социальной адаптации обучающихся.


Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.


Основные направления коррекционной работы:

  • Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Развивать умение сравнивать и обобщать

  • Развивать речь, владение техникой речи с опорой на математическую деятельность

  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Формировать навыки самоконтроля

  • Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение

  • Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и другие качества мышления, оптимально формируемых средствами математики.


Место предмета «Математика» в базисном учебном плане школы.

Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год (34 недели 1 день) на 70 часов, по 2 часа в неделю.

В программе предусмотрено изучение разделов «Единицы измерения», «Дроби», «Решение задач», «Геометрический материал». Упражнения в вычислениях, решении задач, геометрический материал даются в процессе изучения всего программного материала по математике.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).

Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.

Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.

Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипеда, цилиндра, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.

Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.

Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм (1мм3), 1 куб, см (1см3), 1 куб. дм (1дм3), 1 куб. м (1м3), 1куб.км (1км3). Соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1 000 куб. дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см.

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Числа, получаемые при измерения и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1 000 мелких).

Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения нара, радиус, диаметр.

















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН



п/п

Содержание

Количество часов

В том числе

контрольные работы

проверочные работы

геометрический материал

Нумерация

3

1



Десятичные дроби

23

1

2

3

Проценты

21

1

3

3

Обыкновенные и десятичные дроби

20

1

4

4

Повторение

3



1


Итого:

70

4

9

11



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Тема урока

Домашнее задание

Коррекционная работа

НУМЕРАЦИЯ (3ч.)


Разрядная таблица. Чтение и запись чисел в пределах 100000

С.4 №7, №29 заполнить табл.

Развитие аналитико-синтетического мышления на основе упражнений при записи чисел.


Разложение чисел на разрядные слагаемые. Римские цифры.

С.8 №34 разложить числа

Развитие долговременной памяти устойчивости внимания


Стартовая диагностическая

контрольная работа № 1

С.10 №1-5 ответить на вопросы

Развитие устойчивого внимания.

ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (23 ч.)


Анализ контрольной работы. Преобразование десятичных дробей. Сравнение дробей.

С.14 №58 преобразовать,

№64 сравнить

Коррекция внимания, развитие умения анализировать ошибки.


Запись чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями

С.16 № 73 записать в виде дроби

Развитие аналитико-синтетического мышления на основе упражнений при записи чисел.


Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин

С.18 №79 преобразовать


Проверочная работа №1

«Преобразование и сравнение дробей»

С.19 №81,85 заполнить таблицу

Развитие устойчивого внимания.


Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

С.21№93 решить удобным способом

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом


Письменное сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

С.23 №108 вычислить с проверкой

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом


Решение составных арифметических задач

С.29 №155, 159 решить задачи

Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.


Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

С.31№166 заменить числа, вычислить

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом


Проверочная работа № 2

«Сложение и вычитание целых и дробных чисел, в том числе полученных при измерении величин»

С.31 №168 составить задачу, №161 посчитать

Развитие устойчивого внимания.


Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число

С. 33№174,175 вычислить

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления


Умножение целых и дробных чисел на 10,100,1000.

С. 36 №194,199 вычислить


Решение составных арифметических задач

С.39 №216,217 дополнить и решить задачи

Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.


Умножение чисел, полученных при измерении величин, на двузначное число

С.40 № 219,№226 (4 ст.) вычислить

Развитие понятие прямого и обратного действия, устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти


Деление многозначных чисел на двузначное число

С.43 №244 вычислить с проверкой


Деление чисел, полученных при измерении величин, на двузначное число.

С.44 № 249 вычислить

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления.


Деление десятичной дроби на двузначное число

С.45 № 255 выполнить деление с проверкой

Развитие понятие прямого и обратного действия, устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти


Умножение многозначных чисел на трёхзначное число.

С.49 №281 (3,4 ст.) решить с проверкой

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления.


Деление многозначных чисел на трехзначное число.

С.51 №291 вычислить

Развитие понятие прямого и обратного действия, устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти


Умножение и деление многозначных чисел на трехзначное число.

С.53 №304 (1 ст.) №303 (1 ст) вычислить

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления.


Контрольная работа № 2

«Десятичные дроби»

С.64 №355 выучить табл.

Развитие устойчивого внимания.


Анализ контрольной работы.

Линии. Линейные меры

С. 57 №318 начертить, с.58 выучить таблицу мер

Коррекция внимания, развитие умения анализировать ошибки. Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления, концентрации внимания. Коррекция мелкой моторики.


Квадратные меры. Меры земельных площадей.

С.62 №346 заполнить таблицу, с.352(3) вычислить


Прямоугольный параллелепипед (куб). Развертка куба

С.71 №370 выполнить развертку, с.73 ответить на вопросы

ПРОЦЕНТЫ (21 ч.)


Понятие о проценте

С. 77 №390 выразить в %

Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.


Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью

С.78 №395 выразить дробью, №396 решить задачу


Нахождение 1% числа

С.80 № 412 найти 1%, №413 решить задачу

Развитие устойчивого внимания, умения работать по словесной инструкции


Нахождение нескольких процентов числа

С.85 №444 (3,4 ст.) вычислить

Развитие мышления на основе упражнений по нахождению части от целого


Нахождение нескольких процентов числа.

С.88 №460 (2) заменить дробями, решить


Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа

С.93 №482, 483 решить задачи

Развитие устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции


Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа

С.97 №506(2) вычислить, №505 решить задачу


Проверочная работа №3

«Решение задач на нахождение процентов от числа»

С.94 №490 составить по схеме задачу

Развитие устойчивого внимания.


Решение арифметических задач

С.97 №503, 504 решить задачи

Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.


Нахождение числа по 1%

С.100 №520 вычислить

Развитие устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции


Нахождение числа по нескольким процентам

С.102 №537 сравнить, № 538 заменить и вычислить


Проверочная работа №4

«Решение задач на нахождение целого числа

по процентам»

С.103 №543,544 сравнить и вычислить

Развитие устойчивого внимания.


Запись десятичной дроби в виде обыкновенной

С.106 № 557 преобразовать

Развитие аналитико-синтетического мышления на основе упражнений при записи чисел.


Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.

С.109 № 569. 571 сравнить дроби


Конечные и бесконечные десятичные дроби

С. 110 № 576 заменить дроби

Развитие устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции


Замена смешанных чисел десятичными дробями

С. 112 №581, 582 заменить дробями


Контрольная работа №3

«Проценты»

С. 114 №599 округлить числа, №600 составить задачу

Развитие устойчивого внимания.


Анализ контрольной работы. Объём. Меры объёма.

С.119 № 610 ответить на вопросы, выучить таблицу

Коррекция внимания, развитие умения анализировать ошибки.


Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба)

С.122 № 621 вычислить объем

Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления, концентрации внимания. Коррекция мелкой моторики.


Преобразование кубических мер. Решение задач на вычисление объёма

С.126 № 632,633 решить задачи


Проверочная работа № 5

«Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба)»

С.126 ответить на вопросы 1-8

Развитие устойчивого внимания.

ОБЫКНОВЕННЫЕ И ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (10 ч.)


Образование и виды дробей.

С. 129 № 648,651 выписать дроби

Развитие устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции


Преобразование дробей.

С.132 № 664,665 заменить дроби


Проверочная работа №6

«Образование и сравнение дробей»

С.135 №680, 681 сравнить дроби

Развитие устойчивого внимания.


Сложение обыкновенных и десятичных дробей

С. 139 № 700(2,3 ст.) вычислить

Развитие устойчивого внимания, памяти, навыков сопоставления правил сложения и вычитани


Вычитание обыкновенных и десятичных дробей.

С.140 №703 (2), №704 (1,2 ст) вычислить


Проверочная работа №7

«Сложение и вычитание дробей»

С.143 № 720,721 составить задачи

Развитие устойчивого внимания.


Умножение и деление обыкновенных дробей

С.147 №743,745 выполнить действия

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления


Умножение и деление обыкновенных дробей

С.150 № 758 составить и решить примеры


Проверочная работа № 8

«Умножение и деление обыкновенных дробей»

С.152 № 765,766 дополнить и решить задачи

Развитие устойчивого внимания.


Все действия с дробями.

С.157 №782 вычислить

Активизация долговременной памяти Развивать аналитико-синтетическое мышление


Все действия с дробями.

С.158 № 784, 791 заполнить таблицу


Проверочная работа №9

«Все действия с дробями»

С.159 № 794 составить и решить примеры

Развитие устойчивого внимания.


Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

С.163 № 799 заменить дроби, вычислить

Развитие устойчивого внимания, умения работать по словесной инструкции


Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

С.166 № 822 (2) выполнить действия


Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

С.169 №840, 841,842 решить задачи

Активизация долговременной памяти Развивать аналитико-синтетическое мышление


Контрольная работа №4

«Обыкновенные и десятичные дроби»

С. 170 № 844 вычислить

Развитие устойчивого внимания.


Анализ контрольной работы.

Геометрические фигуры. Построение геометрических фигур

С.173 № 854, 855 начертить

Коррекция внимания, развитие умения анализировать ошибки. Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления, концентрации внимания. Коррекция мелкой моторики.


Симметричные фигуры. Сектор круга. Сегмент круга

С.179 № 874, 876 начертить


Геометрические тела: цилиндр, конус

С.189 № 913 сделать развертку цилиндра


Геометрические тела: пирамида, шар

С.194 ответить на вопросы 1-7

ПОВТОРЕНИЕ


Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами

С.196 №930 вычислить

Активизация долговременной памяти Развивать аналитико-синтетическое мышление


Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами

С.197 №938 (1,2) вычислить


Геометрический материал. Соотношение единиц измерения


Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления, концентрации внимания.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с перехо­дом через десяток;

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

- названия, обозначения, соотношения крупных и мелких еди­ниц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

- натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000;

- геометрические фигуры и тела, свойства элементов много­угольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пи­рамиды, цилиндра, конуса, шара.


Учащиеся должны уметь:

- выполнять устные арифметические действия с числами в пре­делах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;

- выполнять письменные арифметические действия с натураль­ными числами и десятичными дробями;

- складывать, вычитать, умножать, и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в де­сятичных дробях;

- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;

- решать все простые задачи в соответствии с данной програм­мой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;

- вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;

- различать геометрические фигуры и тела;

- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного паралле­лепипеда.


Примечания

Достаточно:

-знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площа­ди, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;

-читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;

-уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (ум­ножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10 000;

-решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1 % от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время;

-уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;

-уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольни­ки с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;

-различать геометрические фигуры и тела.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


  • Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2013.

  • Перова М.Н. Математика. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/М.Н.Перова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 222 с.

  • Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).