Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена в соответствии с
- Федеральным законом Российской федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ;
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17. 12. 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- от 17.05.2012 года №413 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,
- от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897,
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пржевальская средняя школа Демидовского района Смоленской области,
- Основной образовательной программой основного общего образования ОУ (ФГОС).
Рабочая программа составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений «Технология», «Трудовое обучение», рекомендованных Министерством образования РФ.
Программа рассчитана на 1 урок в неделю.
Цели и задачи:
- освоение технологических знаний обучающимися для включения в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда
- способствовать овладению общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования, создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов
- способствовать развитию познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей
- воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, предприимчивость и ответственность за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда
УМК:
1) Программа по учебному предмету технология 5-8 классы (авторы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица), изложена в двух направлениях "Индустриальные технологии (для мальчиков) и "Технология ведения дома" ( для девочек), реализуется в предметной линии учебников "Технология" для 5-8 классов, соответствует ФГОС, прилагается диск с тематичекским планирование.
2) Рабочая программа по технологии (Технология ведения дома). 5 класс (6 класс). Автор - сост. О.Н. Логвинова.
3) Учебник "Технология ведения дома" 5 класс (6 класс) авторы Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.
4) Методическое пособие "Технология ведения дома" 5 класс (6 класс, 7 класс)
Планируемые предметные результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания
Технологии ведения дома
Кулинария
Ученик получит возможность:
самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях;
применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;
экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Школьник научится:
изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
Школьник получит возможность научиться:
выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;
использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;
изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Школьник научится:
- планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и
формулировать проблему;
- обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
- планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия;
- выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Школьник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Современное производство и профессиональное самоопределение
Школьник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
Школьник получит возможность научиться:
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
понимать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по технологии.
Личностные результаты:
Воспитать уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности).
Регулятивные УУД и результаты:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательныерезультаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы,формулировать гипотезы,предвосхищатьконечный результат; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующихвозможностей; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной целидеятельности; - обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,указывая иобосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я)в соответствии с учебной и познавательнойзадачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решенияучебных и познавательных задач;
- определять/находить,в том числе из предложенных вариантов,условия длявыполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее(заявлять целевыеориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсыдля решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы(выполнения проекта,проведенияисследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательнойзадачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт,оформляя его для передачи другим людям в виде технологиирешения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательнуютраекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемыхрезультатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать(в том числе выбирать приоритетные)критерии планируемыхрезультатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,осуществлятьсамоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность,аргументируя причины достижения или отсутствияпланируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий визменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану,вносить коррективы в текущую деятельность на основеанализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- определять критерии правильности(корректности)выполнения учебной задачи; - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария длявыполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельноопределенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своихвнутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД и результаты:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - определять логические связи между предметами и/или явлениями,обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме; - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; - создавать вербальные,вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Творческая проектная деятельность – 18ч |
Оформление интерьера.- 2ч |
Кулинария.- 12ч |
Создание изделий из текстильных материалов.- 24ч |
Художественные ремесла-12ч |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Вводный урок. Творческая проектная деятельность. | 1 | 05.09 | |
2 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Вводный урок. Творческая проектная деятельность. | 1 | 05.09 | |
3 | Создание изделий из текстильных материалов. Производство текстильных материалов. «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани», «Определение направления долевой нити в ткани». | 1 | 12.09 | |
4 | Производство текстильных материалов. «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани», «Определение направления долевой нити в ткани». | 1 | 12.09 | |
5 | Текстильные материалы и их свойства. «Изучение свойствткани из хлопка и льна». | 1 | 19.09 | |
6 | Текстильные материалы и их свойства. «Изучение свойствткани из хлопка и льна». | 1 | 19.09 | |
7 | Конструирование швейных изделий. « Снятие мерок для построения изделия». | 1 | 26.09 | |
8 | Конструирование швейных изделий. « Снятие мерок для построения изделия». | 1 | 26.09 | |
9 | Построение чертежа швейного изделия. | 1 | 03.10 | |
10 | Построение чертежа швейного изделия. | 1 | 03.10 | |
11 | Раскрой швейного изделия. | 1 | 10.10 | |
12 | Раскрой швейного изделия. | 1 | 10.10 | |
13 | Инструктаж по ОТ и ТБ.Швейные ручные работы. | 1 | 17.10 | |
14 | Инструктаж по ОТ и ТБ.Швейные ручные работы. | 1 | 17.10 | |
15 | Подготовка швейной машины к работе. | 1 | 24.10 | |
16 | Подготовка швейной машины к работе. | 1 | 24.10 | |
17 | Приемы работы на швейной машине. «Выполнение образцов машинных швов». | 1 | 07.11 | |
18 | Приемы работы на швейной машине. «Выполнение образцов машинных швов». | 1 | 07.11 | |
19 | Швейныемашинныеработы.ВТО ткани. | 1 | 14.11 | |
20 | Швейныемашинныеработы.ВТО ткани. | 1 | 14.11 | |
21 | Выполнение проекта «Фартук для работы на кухне». Технология изготовления швейного изделия. | 1 | 21.11 | |
22 | Выполнение проекта «Фартук для работы на кухне». Технология изготовления швейного изделия. | 1 | 21.11 | |
23 | Обработка накладногокармана. | 1 | 28.11 | |
24 | Обработка накладногокармана. | 1 | 28.11 | |
25 | Обработка нижнего и боковых срезов фартука. | 1 | 05.12 | |
26 | Обработка нижнего и боковых срезов фартука. | 1 | 05.12 | |
27 | Обработка верхнего среза фартука притачным поясом. Подготовка защиты проекта. | 1 | 19.12 | |
28 | Обработка верхнего среза фартука притачным поясом. Подготовка защиты проекта. | 1 | 19.12 | |
29 | Защита проекта. «Фартук для работы на кухне».Промежуточная аттестация. | 1 | 26.12 | |
30 | Защита проекта. «Фартук для работы на кухне». | 1 | 26.12 | |
31 | Художественные ремесла Декоративно-прикладное искусство | 1 | 16.01 | |
32 | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | 16.01 | |
33 | Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 1 | 23.01 | |
34 | Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 1 | 23.01 | |
35 | Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте. | 1 | 30.01 | |
36 | Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте. | 1 | 30.01 | |
37 | Лоскутное шитье. Технология лоскутного шитья. | 1 | 06.02 | |
38 | Лоскутное шитье. Технология лоскутного шитья. | 1 | 06.02 | |
39 | Лоскутное шитье.Технология лоскутногошитья.Изготовление образца изделия из лоскутов. | 1 | 13.02 | |
40 | Лоскутное шитье.Технология лоскутногошитья.Изготовление образца изделия из лоскутов. | 1 | 13.02 | |
41 | Лоскутное шитье. Обоснование проекта. | 1 | 20.02 | |
42 | Лоскутное шитье. Обоснование проекта. | 1 | 20.02 | |
43 | Выполнение проекта. Стачивание деталей изделия. | 1 | 27.02 | |
44 | Выполнение проекта. Стачивание деталей изделия. | 1 | 27.02 | |
45 | Подготовка проекта к защите. | 1 | 06.03 | |
46 | Подготовка проекта к защите. | 1 | 06.03 | |
47 | Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни». | 1 | 13.03 | |
48 | Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни». | 1 | 13.03 | |
49 | Оформление интерьера Интерьер и планировка кухни-столовой. Бытовые электроприборы на кухне. | 1 | | |
50 | Интерьер и планировка кухни-столовой. Бытовые электроприборы на кухне. | 1 | 20.03 | |
51 | Творческий проект «Планирование кухни-столовой» | 1 | 20.03 | |
52 | Творческий проект «Планирование кухни-столовой» | 1 | 03.04 | |
53 | Защита проекта «Планирование кухни-столовой». | 1 | 03.04 | |
54 | Защита проекта «Планирование кухни-столовой». | 1 | 10.04 | |
55 | Кулинария Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание. | 1 | 10.04 | |
56 | Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание. | 1 | 17.04 | |
57 | Технология приготовления бутербродов. Технология приготовления горячих напитков. | 1 | 17.04 | |
58 | Технология приготовления бутербродов. Технология приготовления горячих напитков. | 1 | 24.04 | |
59 | Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. | 1 | 24.04 | |
60 | Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. | 1 | 08.05 | |
61 | Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. | 1 | 08.05 | |
62 | Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. | 1 | 15.05 | |
63 | Тепловая кулинарная обработка овощей. | 1 | 15.05 | |
64 | Тепловая кулинарная обработка овощей. | 1 | 22.05 | |
65 | Технология приготовления блюд из яиц. | 1 | 22.05 | |
66 | Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку | 1 | 29.05 | |
67 | Творческий проект по разделу «Воскресный завтрак для всей семьи».Промежуточная аттестация | 1 | 29.05 | |
68 | Творческий проект по разделу «Воскресный завтрак для всей семьи».Промежуточная аттестация | 1 | 30.05 | |