СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и частично реализует программу под редакцией И.М.Бгажноковой. Разработана для ребенка со сложным дефектом развития (2 вариант)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7»
г. Курчатова Курской области
РАССМОТРЕНО На МО учителей начальных классов и гуманитарного цикла Протокол № ________ От «____»___________20___г. Руководитель МО _______________С.М. Жидкова
|
| УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7» г. Курчатова Курской области Приказ №_____________ от «___»__________20____г. ____________Н.С. Макухина (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО Родители___________ _______________ дата_______
|
| СОГЛАСОВАНО На методическом совете школы Протокол №_________ От «____»___________20___г. Руководитель методического совета
_________В.В. Маслова
|
Адаптированная образовательная программа
на _______ учебный год
обучающегося 2 класса
Б. Николая
Программу разработал (а)
Учитель Плавская Евгения Юрьевна
г. Курчатов
2017/2018 учебный год
У Коли умственная отсталость, ДЦП, нарушение зрения. Общее недоразвитие речи. Шепотом говорит несколько слов (мама, да, пи-пи, ква, ав-ав). Наблюдается пониженный тонус мышц кистей рук.
Ребёнок отзывается на своё имя, активно реагирует на членов семьи. Контакт с другими людьми (учителя, воспитатели) формальный. Понимает простые инструкции «Пойдем со мной», «Встань, «Сядь». Может спрятаться или уйти без разрешения. Необходим четкий контроль и сопровождение взрослого. В туалет сам просится жестами, возможно и непроизвольное мочеиспускание. В течение занятий нужно предлагать Коле сходить в туалет и внимательно следить за его жестами. Любит слушать музыку, есть любимые мелодии, он раскачивается, успокаивается. Самоконтроль отсутствует.
Не умеет самостоятельно обуваться и одеваться. Может по дороге бросить пакет с учебниками и не обратить на это внимание. Постоянно сосет пальцы рук, всё тянет в рот. Нужно контролировать все, что он держит в руках, ему нравиться все попробовать языком (мел, пластилин, краску и т.д).
Отмечается несформированность игровых действий – не играет в машинки, мяч. С помощью педагога строит из кубиков башню, но не понимает закономерность постройки, она быстро рушится. Пирамидку не собирает.
Может показать на себе и игрушке глазки, нос, ушки. На картинке животных не показывает.
Быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания. Не любит громких звуков, зажимает уши пальцами. При плаче другого ребёнка начинает волноваться.
За год обучения научился держать в руках карандаш, ручку. Показывает пальцев «один». Произносит звуки «А» и «О». Научится макать кисточку сначала в воду, потом в краску. С удовольствие рисует мелом на доске каракули. Раскрашивает и пишет с помощью учителя, «рука в руке».
При составлении программы необходимо закрепление тем, многократное повторение. В течение урока делать перерывы на 2-3 минуты, проводить музыкальные двигательные минутки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и частично реализует программу под редакцией И.М.Бгажноковой.
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточности и составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с нарушением интеллекта».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант 2) . Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Перечень нормативных документов
1. Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушением интеллекта.
3. Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушением интеллекта), под редакцией Бгажноковой, М. – Просвещение , 1997.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел специальной индивидуальной образовательной программы | Количество занятий в неделю с учителем | Количество занятий в неделю с родителям |
| Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 1 |
| Математические представления | 2 | 0 |
| Окружающий природный мир | 1 | 1 |
| Изобразительная деятельность | 1 | 1 |
| Сенсорное развитие | 1 | 0 |
| Предметно – практические действия | 1 | 0 |
| Человек | 0 | 2 |
| Социальный мир | 0 | 1 |
| Музыкальные движения | 0 | 1 |
| ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ | 8 | 7 |
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за четверть текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с УО по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 - полное освоение действия
Речь и альтернативная коммуникация
( 2 раза в неделю, 66 уроков за год)
Пояснительная записка
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Программа предмета реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У Николая отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагога).
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета.
1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей.
3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
Перечень учебной литературы: «Букварь»
Математические представления ( 2 часа в неделю, 66 часов)
Пояснительная записка
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Предмет Математические представления входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Программа предмета реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Содержание учебного предмета
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3. Узнавание достоинства монет.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Сравнение предметов по длине: длинный - короткий. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине: узкий – широкий. Различение предметов по высоте: высокий – низкий. Различение предметов по весу: легкий – тяжелый.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, точка, линия. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг).
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Окружающий природный мир (1 раз в неделю, 33 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Важным аспектом обучения ребёнка с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
2) формирование временных представлений,
3) формирование представлений о растительном и животном мире.
Особенности обучения
Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 1 раз в неделю. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Планируемые результаты освоения программы
Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Правильно называть изученные объекты.
Различать объекты живой и неживой природы.
Осознанное восприятие своей внешности.
Называние имени родителей.
Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных.
Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции.
Содержание программы
Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:
Сезонные изменения в природе
-сезонные изменения в неживой природе;
-растения и животные в разное время года;
Неживая природа
Живая природа
-растения;
-животные;
Тематическое планирование
«Объекты неживой природы»
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о воде.
«Животный мир»
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, кот, собака).Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк).
Изобразительная деятельность (1 час в неделю, 33 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Содержание программы
развитие интереса к изобразительной деятельности;
накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства;
формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
использование различных изобразительных технологий;
развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности;
формирование умений пользоваться инструментами;
обучение доступным приемам работы с различными материалами;
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развитие художественно-творческих способностей;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
Планируемые результаты:
Узнавать (различать) материалы и инструменты, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды
Осваивать приемы рисования карандашом.
Соблюдать последовательность действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.
Выбирать цвета для рисования.
Рисовать вертикальные (горизонтальных, наклонных) линий, геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивать внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).
Рисовать растительные (геометрические) элементы орнамента, дополнять готовые орнаменты растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрическими формами в полосе (в круге, в квадрате).
Сенсорное развитие (1 час в неделю, 33 часа)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.
Цель программы: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:
Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.
Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Рабочая программа включает следующие разделы:
1. «Развитие зрительного восприятия»
2. «Развитие слухового восприятия»
3. «Развитие кинестетического и кинетического восприятия»
4. «Развитие восприятия формы, величины и цвета»
5. «Развитие восприятия запаха и вкуса»
6. «Развитие восприятия пространства и времени»
7. «Развитие моторики и графомоторных навыков».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для проведения коррекционных занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
мячи, кольцебросы, обручи,
массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
мозайки (крупные и мелкие),
плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
Возможные результаты освоения программы по сенсорному развитию:
Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).
Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
Умение составлять предмет из 2—3 частей.
Способность различать речевые и неречевые звуки.
Умение соотносить звук с его источником.
Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
Способность согласовывать свои действия и движения.
Способность опосредовать свою деятельность речью.
Методы и средства оценки результативности программы
(методы исследования и контроля)
Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций | -упражнения на оценку статистического и динамического равновесия; -упражнения на оценку моторики рук; -тесты зрительно-моторной координации. |
Зрительно восприятие | -упражнения на оценку зрительного восприятия |
Слуховое восприятие | -упражнения на оценку развития слухового восприятия |
Восприятие формы, величины, цвета | -упражнения на оценку способности к различению формы; -упражнения на оценку способности воспринимать величину; -тесты цветоразделения. |
Тактильные ощущения | -упражнения на оценку тактильных ощущений |
Пространственно-временное восприятие | -упражнения на оценку пространственной ориентировки; -упражнения на оценку восприятия времени |
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ( 1 раз в неделю, 33 урока)
Пояснительная записка
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У обучающегося Николая Б., действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения обучающегося знакомят с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно- практические действия» включает:
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Содержание коррекционных занятий
Действия с материалами. Сминание материала (салфетки, бумажные полотенца, газета и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и др.) на стержень (нить)
Предполагаемые результаты:
развитие крупной и мелкой моторики;
знакомство со свойствами материалов;
формирование приёмов практической деятельности;
Список литературы
Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. Текст /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42с.
Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Электронный ресурс/Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. Текст /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986
Календарно-тематический план
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
№ | Тема | Количе- ство часов | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
| Привитие навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя | 1 | 5.09. |
|
|
| Привитие навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя | 1 | 6.09 |
|
|
| Привитие навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя | 1 | 12.09 |
|
|
| Уточнение и развитие слухового восприятия обучающегося. Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.). | 1 | 13.09 |
|
|
| Уточнение и развитие слухового восприятия обучающегося. Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) | 1 | 19.09 |
|
|
| Уточнение и развитие слухового восприятия обучающегося. Развитие речевого слуха. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.). | 1 | 20.09 |
|
|
| Приветствие (прощание) с использованием мимики и жестов | 1 | 26.09 |
|
|
| Приветствие (прощание) с использованием мимики и жестов | 1 | 27.09 |
|
|
| Приветствие (прощание) с использованием мимики и жестов | 1 | 3.10 |
|
|
| Приветствие (прощание) с использованием мимики и жестов | 1 | 4.10 |
|
|
| Правильное произнесение за учителем звуков у, а, о с различной громкостью | 1 | 10.10 |
|
|
| Правильное произнесение за учителем звуков у, а, о с различной громкостью | 1 | 11.10 |
|
|
| Правильное произнесение за учителем звуков у, а, о с различной громкостью | 1 | 17.10 |
|
|
| Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.) | 1 | 18.10 |
|
|
| Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.) | 1 | 24.10 |
|
|
| Уточнение и развитие зрительного восприятия. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. | 1 | 25.10 |
|
|
| Уточнение и развитие зрительного восприятия. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение.. | 1 | 31.10 |
|
|
| Уточнение и развитие зрительного восприятия. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. | 1 | 7.11 |
|
|
| Уточнение и развитие зрительного восприятия. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. | 1 | 8.11 |
|
|
| Уточнение и развитие зрительного восприятия. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. | 1 | 14.11 |
|
|
| Выработка умения показывать изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). | 1 | 15.11 |
|
|
| Выработка умения показывать изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). | 1 | 21.11 |
|
|
| Выработка умения показывать изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). | 1 | 22.11 |
|
|
| Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. | 1 | 28.11 |
|
|
| Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. | 1 | 29.11 |
|
|
| Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. | 1 | 5.12 |
|
|
| Развитие движений кисти и пальцев рук. | 1 | 6.12 |
|
|
| Развитие движений кисти и пальцев рук. | 1 | 12.12 |
|
|
| Развитие движений кисти и пальцев рук. | 1 | 13.12 |
|
|
| 0бведение карандашом простейших фигур по трафаретам. | 1 | 19.12 |
|
|
| Узнавание (различение) имён членов семьи | 1 | 20.12 |
|
|
| Узнавание (различение) имён членов семьи | 1 | 26.12 |
|
|
| Закраска и штриховка простейших фигур | 1 | 27.12 |
|
|
| Звук и буква а. Правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции. | 1 | 16.01 |
|
|
| Звук и буква а. Правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции. | 1 | 17.01 |
|
|
| Звук и буква а. Правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции. | 1 | 23.01 |
|
|
| Звук и буква а. Заштриховка графического изображения буквы А. | 1 | 24.01 |
|
|
| Звук и буква а. Заштриховка графического изображения буквы А. | 1 | 30.01 |
|
|
| Рисование прямых линий. | 1 | 31.01 |
|
|
| Звук и буква у. Правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции. | 1 | 6.02 |
|
|
| Звук и буква у. Правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции. | 1 | 7.02 |
|
|
| Звук и буква у. Правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции. | 1 | 13.02 |
|
|
| Звук и буква У. Заштриховка графического изображения буквы У | 1 | 14.02 |
|
|
| Звук и буква У. Заштриховка графического изображения буквы У | 1 | 27.02 |
|
|
| Рисование прямых линий. | 1 | 28.02 |
|
|
| Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа. | 1 | 6.03 |
|
|
| Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа. | 1 | 7.03 |
|
|
| Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа. | 1 | 13.03 |
|
|
| Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа. | 1 | 14.03 |
|
|
| Рисование наклонных линий. | 1 | 20.03 |
|
|
| Рисование наклонных линий | 1 | 21.03 |
|
|
| Рисование наклонной палочки с закруглением внизу | 1 | 3.04 |
|
|
| Рисование наклонной палочки с закруглением внизу | 1 | 4.04 |
|
|
| Звук и буква о. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. | 1 | 10.04 |
|
|
| Звук и буква о. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. | 1 | 11.04 |
|
|
| Звук и буква о. Правильное и отчетливое произнесение в изолированной позиции. | 1 | 17.04 |
|
|
| Звук и буква о. Заштриховка графического изображения буквы О | 1 | 18.04 |
|
|
| Звук и буква о. Заштриховка графического изображения буквы О | 1 | 24.04 |
|
|
| Рисование овала | 1 | 25.04 |
|
|
| Повторение: 0бведение карандашом простейших фигур по трафаретам. | 1 | 8.05 |
|
|
| Повторение: Закраска простейших фигур. | 1 | 15.05 |
|
|
| Повторение: Штриховка простейших фигур. | 1 | 16.05 |
|
|
| Повторение: 0бведение карандашом простейших фигур по трафаретам. | 1 | 22.05 |
|
|
| Повторение: Закраска простейших фигур. | 1 | 23.05 |
|
|
| Повторение: Штриховка простейших фигур. | 1 | |
|
|
| Круг, квадрат, треугольник |
| |
|
|
Календарно – тематический план
Математические представления
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Коррек-тировка |
| Представления о величине. Большой – маленький. | 1 | 6.09 |
|
|
| Представления о величине. Большой – маленький. | 1 | 7.09 |
|
|
| Построение прямой с помощью линейки. Соединение двух точек. | 1 | 13.09 |
|
|
| Представления о величине. Больше - меньше | 1 | 14.09 |
|
|
| Представления о величине. Длинный - короткий | 1 | 20.09 |
|
|
| Представления о величине. Длинный - короткий | 1 | 21.09 |
|
|
| Представления о величине. Длинный - короткий | 1 | 27.09 |
|
|
| Представления о величине. Длинный - короткий | 1 | 28.09 |
|
|
| Представления о величине. Длиннее - короче | 1 | 4.10 |
|
|
| Одинаковые по длине. Одинаковые по величине. | 1 | 5.10 |
|
|
| Представления о величине. Широкий – узкий. | 1 | 11.10 |
|
|
| Представления о величине. Широкий – узкий. | 1 | 12.10 |
|
|
| Представления о величине. Широкий – узкий. | 1 | 18.10 |
|
|
| Представления о величине. Шире – уже. | 1 | 19.10 |
|
|
| Представления о величине. Толстый – тонкий. | 1 | 25.10 |
|
|
| Представления о величине. Толстый – тонкий. | 1 | 25.10 |
|
|
| Представления о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел. | 1 | 8.11 |
|
|
| Представления о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел. | 1 | 9.11 |
|
|
| Представления о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел. | 1 | 15.11 |
|
|
| Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой. | 1 | 16.11 |
|
|
| Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой. | 1 | 22.11 |
|
|
| Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой. | 1 | 23.11 |
|
|
| Пространственные представления. Верхний - нижний. | 1 | 29.11 |
|
|
| Пространственные представления. Верхний - нижний. | 1 | 30.11 |
|
|
| Пространственные представления. Верхний - нижний. | 1 | 6.12 |
|
|
| Пространственные представления. Правый – левый. | 1 | 7.12 |
|
|
| Пространственные представления. Правый – левый. | 1 | 13.12 |
|
|
| Пространственные представления. Рядом, около, между, посередине. | 1 | 14.12 |
|
|
| Пространственные представления. Рядом, около, между, посередине. | 1 | 20.12 |
|
|
| Пространственные представления. Рядом, около, между, посередине. | 1 | 21.12 |
|
|
| Пространственные представления. Дальше - ближе. Выше – ниже. | 1 | 27.12 |
|
|
| Пространственные представления. Дальше - ближе. Выше – ниже. | 1 | 28.12 |
|
|
| Пространственные представления. Дальше - ближе. Выше – ниже. | 1 | 11.01 |
|
|
| Пространственные представления. Впереди, сзади. Вперёд, назад. | 1 | 17.01 |
|
|
| Пространственные представления. Впереди, сзади. Вперёд, назад. | 1 | 18.01 |
|
|
| Пространственные представления. Впереди, сзади. Вперёд, назад. | 1 | 24.01 |
|
|
| Пространственные представления. Впереди, сзади. Вперёд, назад. | 1 | 25.01 |
|
|
| Количественные представления Нахождение одинаковых предметов. | 1 | 31.01 |
|
|
| Квадрат | 1 | 1.02 |
|
|
| Количественные представления Нахождение одинаковых предметов. | 1 | 7.02 |
|
|
| Объединение предметов в единое множество. | 1 | 8.02 |
|
|
| Объединение предметов в единое множество. | 1 | 14.02 |
|
|
| Количественные представления. Много, мало, столько же, один. | 1 | 15.02 |
|
|
| Количественные представления. Много, мало, столько же, один. | 1 | 28.02 |
|
|
| Количественные представления. Больше, меньше, поровну. | 1 | 1.03 |
|
|
| Количественные представления. Больше, меньше, поровну. | 1 | 7.03 |
|
|
| Треугольник | 1 | 14.03 |
|
|
| Повторение: Сравнение множеств без пересчёта. | 1 | 15.03 |
|
|
| Повторение: Сравнение множеств без пересчёта. | 1 | 21.03 |
|
|
| Число и цифра 1. Соотношение количества, числительного, цифры. | 1 | 22.03 |
|
|
| Число и цифра 1. Соотношение количества, числительного, цифры. | 1 | 4.04 |
|
|
| Число и цифра 1. Соотношение количества, числительного, цифры. | 1 | 05.04 |
|
|
| Число и цифра 2. Соотношение количества, числительного, цифры. | 1 | 11.04 |
|
|
| Число и цифра 2. Соотношение количества, числительного, цифры. | 1 | 12.04 |
|
|
| Число и цифра 2. Соотношение количества, числительного, цифры. | 1 | 18.04 |
|
|
| Числовой ряд 1,2. Место числа 2 в числовом ряду. | 1 | 19.04 |
|
|
| Числовой ряд 1,2. Место числа 2 в числовом ряду. | 1 | 25.04 |
|
|
| Знак сложения. Сложение чисел в пределах 2 на конкретном материале. | 1 | 26.04 |
|
|
| Знак сложения. Сложение чисел в пределах 2 на конкретном материале. | 1 | 3.05 |
|
|
| Счёт в пределах 2. Образование числа 2. | 1 | 10.05 |
|
|
| Число и цифра 3. Образование числа 3. | 1 | 16.05 |
|
|
| Число и цифра 3. Образование числа 3. | 1 | 17.05 |
|
|
| Числовой ряд 1,2,3. Место числа 3 в числовом ряду. | 1 | 23.05 |
|
|
| Числовой ряд 1,2,3. Место числа 3 в числовом ряду. | 1 | 24.05 |
|
|
| Круг. | 1 |
|
|
|
| Сложение чисел в пределах 3 на конкретном материале. | 1 |
|
|
|
Окружающий природный мир
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Коррек-тировка |
| Осень. Природа осенью. | 1 | 5.09 |
|
|
| Осенние месяцы. | 1 | 12.09 |
|
|
| Раскраска «Осенний урожай». Овощи и фрукты, созревающие осенью. | 1 | 19.09 |
|
|
| Экскурсия «Растения осенью» | 1 | 26.09 |
|
|
| Время суток. День и ночь. | 1 | 3.10 |
|
|
| Почва | 1 | 10.10 |
|
|
| Солнце | 1 | 17.10 |
|
|
| Небо | 1 | 24.10 |
|
|
| Облака | 1 | 31.10 |
|
|
| Деревья | 1 | 7.11 |
|
|
| Кустарники | 1 | 14.11 |
|
|
| Животные | 1 | 21.11 |
|
|
| Зима. Приметы зимы. Животные зимой. | 1 | 28.11 |
|
|
| Домашние животные | 1 | 5.12 |
|
|
| Лошадь | 1 | 12.12 |
|
|
| Корова | 1 | 19.12 |
|
|
| Коза | 1 | 26.12 |
|
|
| Свинья | 1 | 16.01 |
|
|
| Кошка | 1 | 23.01 |
|
|
| Собака | 1 | 30.01 |
|
|
| Обобщающий урок по теме «Домашние животные» | 1 | 6.02 |
|
|
| Игра «Где кто?» по теме «Домашние животные» | 1 | 13.02 |
|
|
| Дикие животные | 1 | 27.02 |
|
|
| Лиса | 1 | 6.03 |
|
|
| Волк | 1 | 13.03 |
|
|
| Медведь | 1 | 20.03 |
|
|
| Белка | 1 | 3.04 |
|
|
| Ёж | 1 | 10.04 |
|
|
| Обобщающий урок по теме «Дикие животные» | 1 | 17.04 |
|
|
| Весна. Приметы весны. | 1 | 24.04 |
|
|
| Экскурсия «Растения весной» | 1 | 8.05 |
|
|
| Домашние птицы | 1 | 15.05 |
|
|
| Петух, курица, индюк, утка, гусь | 1 | 22.05 |
|
|
Календарно-тематическое планирование «Изобразительная деятельность»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка | |
По плану | По факту | ||||
| Рисование прямых линий в различных направлениях: столбы, заборчик | 1 | 6.09 |
|
|
| Рисование прямых линий в различных направлениях: провода, косой дождь. | 1 | 13.09 |
|
|
| Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий: лесенки, окошки, | 1 | 20.09 |
|
|
| Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий: перекладины, качели. | 1 | 27.09 |
|
|
| Рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, самолет летит | 1 | 4.10 |
|
|
| Рисование дугообразных линий (по показу): плывет кораблик по волнам. | 1 | 11.10 |
|
|
| Рисование замкнутых круговых линий по показу: клубки ниток, воздушные шары | 1 | 18.10 |
|
|
| Рисование замкнутых круговых линий по показу: солнышко, ветка с ягодами. | 1 | 25.10 |
|
|
| Рисование (по показу) знакомых предметов: шары большие и маленькие | 1 | 8.11 |
|
|
| Рисование (по показу) знакомых предметов: ленты – длинные и короткие | 1 | 15.11 |
|
|
| Рисование (по показу) знакомых предметов: елочки – высокие и низкие | 1 | 22.11 |
|
|
| Рисование (по показу) предметов разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной. | 1 | 29.11 |
|
|
| Рассматривание иллюстрации простейших изображений предметов, сравнение их по форме, цвету, величине | 1 | 6.12 |
|
|
| Сравнение рисунков по цвету. Нахождение на рисунках предметов одного цвета | 1 | 13.12 |
|
|
| Сравнение рисунков по цвету. Нахождение на рисунках предметов одного цвета | 1 | 20.12 |
|
|
| Раскрашивание по клеткам геометрических узоров в полосе | 1 | 27.12 |
|
|
| Раскрашивание по клеткам геометрических узоров в полосе | 1 | 17.01 |
|
|
| Раскрашивание узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов, квадратов). | 1 | 24.01 |
|
|
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов) | 1 | 31.01 |
|
|
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов) | 1 | 7.02 |
|
|
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (квадратов) | 1 | 14.02 |
|
|
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (квадратов) | 1 | 28.02 |
|
|
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (квадратов) | 1 | 7.03 |
|
|
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (треугольников) | 1 | 14.03 |
|
|
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (треугольников) | 1 | 21.03 |
|
|
| Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (треугольников) | 1 |
|
|
|
| Рисование по шаблону круга. Деление круга на части. | 1 | 4.04 |
|
|
| Рисование по шаблону круга. Деление круга на части. | 1 | 11.04 |
|
|
| Рисование (по показу) несложных по форме предметов состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). | 1 | 18.04 |
|
|
| Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (ветка ели). | 1 | 25.04 |
|
|
| Рисование по памяти (после показа) простых по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги). | 1 | 16.05 |
|
|
| Рисование узора с помощью штампа | 1 | 23.05 |
|
|
| Рисование узора с помощью штампа | 1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование «Сенсорное развитие»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка | |
По плану | По факту | ||||
| Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога («Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой) | 1 | 5.09 |
|
|
| Формирование чувства равновесия («Дорожка следов», повороты, стойка на одной ноге) | 1 | 12.09 |
|
|
| Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.) | 1 | 19.09 |
|
|
| Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика («Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль») | 1 | 26.09 |
|
|
| Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки») | 1 | 3.10 |
|
|
| Играем с мелкими предметами (колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкая мозайка) | 1 | 10.10 |
|
|
| Играем с предметами («Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Найди игрушку в сухом бассейне», «Перебираем крупу») | 1 | 17.10 |
|
|
| Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 1 | 24.10 |
|
|
| Одевание и раздевание кукол. | 1 | 31.10 |
|
|
| Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде. | 1 | 7.11 |
|
|
| Кинестетическое и кинетическое развитие. | 1 | 14.11 |
|
|
| Движения и позы верхних и нижних конечностей. | 1 | 21.11 |
|
|
| Движения и позы головы по показу. | 1 | 28.11 |
|
|
| Выразительность движений. Имитация повадок зверей. | 1 | 5.12 |
|
|
| Развитие зрительного восприятия. | 1 | 12.12 |
|
|
| Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. | 1 | 19.12 |
|
|
| Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. | 1 | 26.12 |
|
|
| Развитие слухового восприятия. | 1 | 16.01 |
|
|
| Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. | 1 | 23.01 |
|
|
| Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | 1 | 30.01 |
|
|
| Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. | 1 | 6.02 |
|
|
| Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк». | 1 | 13.02 |
|
|
| Ориентировка в помещении. Определение расположения предметов в помещении | 1 | 27.02 |
|
|
| Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.) | 1 | 6.03 |
|
|
| Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | 1 | 13.03 |
|
|
| Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | 1 | 20.03 |
|
|
| Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | 1 | 3.04 |
|
|
| Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур "Найди окошко","Что катится, а что нет"). | 1 | 10.04 |
|
|
| Группировка предметов и их изображений по форме. | 1 | 17.04 |
|
|
| Дидактическая игра «Подбери похожие…» | 1 | 24.04 |
|
|
| Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры», «Нарисуй сам») | 1 | 8.05 |
|
|
| Рисуем пальчиковыми красками. | 1 | 15.05 |
|
|
| Составление целого из частей на разрезном наглядном материале («Составь картинку») | 1 | 22.05 |
|
|
Календарно-тематическое планирование «Предметно – практические действия»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка | |
По плану | По факту | ||||
| Работа с пластилином. Разминание пластилина. | 1 | 7.09 |
|
|
| Работа с пластилином. Скатывание шариков разной величины | 1 | 14.09 |
|
|
| Работа с пластилином. Скатывание колбаски. | 1 | 21.09 |
|
|
| Работа с пластилином. Размазывание. Простая аппликация. | 1 | 28.09 |
|
|
| Работа с нитками. Разматывание и наматывание клубка ниток | 1 | 5.10 |
|
|
| Работа с нитками. Разматывание и наматывание клубка ниток | 1 | 12.10 |
|
|
| Работа с нитками. Отрывание нитки разной длины | 1 | 19.10 |
|
|
| Разрезание ниток ножницами | 1 | 26.10 |
|
|
| Изготовление помпона из ниток и шаблона с помощью учителя | 1 | 9.11 |
|
|
| Мыльная пена. Выдувание мыльных пузырей. | 1 | 16.11 |
|
|
| Сминание бумаги, салфеток, целлофана руками. Сравнение этих материалов. | 1 | 23.11 |
|
|
| Сминание бумаги, салфеток, целлофана пальцами. Сравнение этих материалов. | 1 | 30.11 |
|
|
| Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны | 1 | 7.12 |
|
|
| Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) с помощью обеих рук | 1 | 14.12 |
|
|
| Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) с помощью ложки, лопатки | 1 | 21.12 |
|
|
| Переливание воды из одной емкости в другую с помощью ложки | 1 | 28.12 |
|
|
| Переливание воды из одного ведра в другое с помощью кружки | 1 | 11.01 |
|
|
| Работа с деревянным конструктором | 1 | 18.01 |
|
|
| Работа с деревянным конструктором | 1 | 25.01 |
|
|
| Игра «Волшебный мешочек» | 1 | 1.02 |
|
|
| Закрепление листов бумаги на веревке с помощью прищепок | 1 | 8.02 |
|
|
| Работа с матрешкой | 1 | 15.02 |
|
|
| Игра в сухом бассейне | 1 | 1.03 |
|
|
| Игра «Крупная мозайка» | 1 | 15.03 |
|
|
| Перекладывание мелких предметов из одной коробки в другую | 1 | 22.03 |
|
|
| Сминание кусочков цветной бумаги и приклеивание их на картон | 1 | 5.04 |
|
|
| Игра c юлой. Нажимание на рычаг | 1 | 12.04 |
|
|
| Работа с пластичным тестом. Раскатывание, сминание, сплющивание кусочков теста | 1 | 19.04 |
|
|
| Выдавливание пластичного теста через приспособления (набор «Play-Doh») | 1 | 26.04 |
|
|
| Прессование пластичного теста (набор «Play-Doh») | 1 | 3.05 |
|
|
| Нанизывание колец на стержень | 1 | 10.05 |
|
|
| Нанизывание крупных бусин на нитку | 1 | 17.05 |
|
|
| Открывание коробок, баночек с закручивающимися крышками, упаковок и пр. | 1 | 24.05 |
|
|