Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор МБОУ Ёлкинской СОШ
Приказ №_____ от ______сентября 2024г.
______________Мыскина Л.А.
(подпись)
МП
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для обучающегося 4 класса
с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.2
Уровень начальное общее образование (класс):
4 класс
Количество часов (план): 134 часа
Учитель: Янченкова Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе:
Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы по литературному чтению к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого,2кл., г. Москва, «Просвещение» 2014г.
Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс в 2ч., Москва «Просвещение», 2021г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе примерной адаптированной образовательной программы образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР) вариант 7.2) по литературному чтению.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы по литературному чтению к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого,2кл., г. Москва, «Просвещение» 2014г.
(М: Издательство «Просвещение», 2020) и является приложением к Адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для учащихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ У детей данной категории отмечается неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью
Данная категория обучающихся характеризуется незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Цели и задачи изучения курса
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 4 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
учить элементам выразительного чтения;
учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
учить использовать формы речевого этикета;
познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или впечатлений;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
воспитывать интерес к книгам и чтению;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Общая характеристика коррекционного курса
Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. На втором году обучения литературному чтению расширяются представления учащихся о фольклорных жанрах и их особенностях. Школьники получают более полное представление о народных песнях, потешках, прибаутках, считалках, загадках, небылицах, пословицах и поговорках. На примере русских народных сказок узнают, какое строение она имеет, учатся по специфическим признакам различать сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Впервые во втором классе учащиеся знакомятся с творчеством русских классиков, узнают некоторые особенности их творчества. Изучение поэтических текстов организуется благодаря двум разделам «Люблю природу русскую». Читая стихи русских поэтов, школьники не только рассматривают художественные образы и изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор их создаёт, но и проникаются чувством любви к родной природе, которую передают им авторы произведений. Впервые в курсе литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями из детских журналов «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Колобок и Два жирафа», «Чиж» и «Ёж», которые были любимы ещё их родителями. Знакомясь с особенностями журналов, ребята учатся отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.
Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с ЗПР 7.2 являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.
Учитывая степень тяжести дефекта ребѐнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционно- развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия для учащихся с ЗПР 7.2».
РАЗДЕЛ 1.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Литературное чтение»
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:
Ценность жизни -признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра-направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основываетсяна общечеловеческой ценности жизни, наосознании себя частью природного мира. Любовь к природе -это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии-основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства.Это ценность стремления к гармонии,к идеалу.
Ценность истины -это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность-одна из задач образования, в том числе и литературного.
Ценность семьи. Семья-первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд-естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности- осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям устного народного творчества своего народа.
- Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой .
- Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
- Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
- Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
- Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
- Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
- Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
Метапредметные результаты
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | О Родине, героические страницы истории | 12 | Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником). - Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата. - Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др. | - Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.). - Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя. - Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений под руководством учителя. - Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. - Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого. | - Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться. - Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.). - Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения. - Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений. |
2 | Фольклор (устное народное творчество) | 11 |
3 | Творчество И.А.Крылова | 4 |
4 | Творчество А.С.Пушкина | 12 |
5 | Творчество М. Ю. Лермонтова | 4 |
6 | Литературная сказка | 9 |
7 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века | 8 |
8 | Творчество Л. Н. Толстого | 7 |
9 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века | 8 |
10 | Произведения о животных и родной природе | 12 |
11 | Произведения о детях | 15 |
12 | Пьеса | 6 |
13 | Юмористические произведения | 7 |
14 | Зарубежная литература | 11 |
15 | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой | 8 |
| | |
| Всего | 134 ч | | | |
Предметные результаты
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Ученик научится: | Коррекционная работа |
1 | О Родине, героические страницы истории | 12 | – читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – сравнивать художественный и научно-популярный текст; – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника; – пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии. реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. – читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе; – читать наизусть стихотворения разных авторов; – читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); – эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов; – называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора; | -коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств ребенка; -коррекция внимания на основе упр. «Угадай, что где находится?» -коррекция мыслительной, двигательной и речевой деятельности; -коррекция внимания -коррекция повышение познавательной активности . -развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; - обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. – ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы; – определять особенности произведений зарубежной литературы; – рассказывать (в том числе по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах; – ориентироваться в публичной библиотеке; |
2 | Фольклор (устное народное творчество) | 11 |
3 | Творчество И.А.Крылова | 4 |
4 | Творчество А.С.Пушкина | 12 |
5 | Творчество М. Ю. Лермонтова | 4 |
6 | Литературная сказка | 9 |
7 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века | 8 |
8 | Творчество Л. Н. Толстого | 7 |
9 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века | 8 |
10 | Произведения о животных и родной природе | 12 |
11 | Произведения о детях | 15 |
12 | Пьеса | 6 |
13 | Юмористические произведения | 7 |
14 | Зарубежная литература | 11 |
15 | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой | 8 |
| | |
| Всего | 134 ч | |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов. |
|
1 | О Родине, героические страницы истории | 12 |
2 | Фольклор (устное народное творчество) | 11 |
3 | Творчество И.А.Крылова | 4 |
4 | Творчество А.С.Пушкина | 12 |
5 | Творчество М. Ю. Лермонтова | 4 |
6 | Литературная сказка | 9 |
7 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века | 8 |
8 | Творчество Л. Н. Толстого | 7 |
9 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века | 8 |
10 | Произведения о животных и родной природе | 12 |
11 | Произведения о детях | 15 |
12 | Пьеса | 6 |
13 | Юмористические произведения | 7 |
14 | Зарубежная литература | 11 |
15 | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой | 8 |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 134 |
Характеристика основных содержательных линий программы.
Аудирование (слушание).
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Культура речевого общения.
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы), для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы 19–20 вв. (например, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, С.А.Есенин), классиков детской литературы. Произведения зарубежной литературы, доступные для воспитания младших школьников. Приключенческая литература. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, о животных, добре и зле, юмористические и др.
Литературоведческая пропедевтика.
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).
Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование.
Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ на изучение курса «Литературное чтение», в 4 классе отводится 136 часов (4 ч в неделю). В соответствии с индивидуальным учебным планом обучения на дому , 2 часа проводятся учителем очно – на дому и 2 часа обучающийся посещает занятия в школе.
На основании календарного учебного графика МБОУ Ёлкинской СОШ на 2024-2025 учебный год, наличием выходных и праздничных дней, расписанием учебных занятий по индивилдуальному учебному плану на дому и вшколе, данная программа по литературному чтению будет реализована в объёме 134 часов.
(67 часов – обучение на дому, 67 часов * обучение в школе.)
РАЗДЕЛ 3.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Литературное чтение »
Обучение на дому 67 часов за год, занятия проводятся: в понедельник, вторник.
*-обучение в классе – 67 часов( среда, пятница).
п/п | дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
| 02.09. | | Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация) | 1 |
| 03.09. | | Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном) | 1 |
| * | | Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки» | 1 |
| *. | | Герой былины - защитник страны. На примере былины "Ильины три поездочки" | 1 |
| 09.09. | | Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова | 1 |
| 10.09. | | Отражение народной былинной темы в творчестве художника В. М.Васнецова | 1 |
| * | | Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 1 |
| * | | Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище». Страницы истории России, великие люди и события. На примере Житие Сергия Радонежского | 1 |
| 16.09. | | Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо" | 1 |
| 17.09. | | Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо" | 1 |
| * | | Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные | 1 |
| * | | Сравнение фольклорных произведений разных народов: тема, герои, сюжет. Представление в сказке нравственных ценностей, быта и культуры народов мира | 1 |
| 23.09. | | Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных сказок народов России и мира | 1 |
| 24.09. | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор – народная мудрость» | 1 |
| * | | Работа с детскими книгами на тему: «Фольклор (устное народное творчество)»: собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль) | 1 |
| * | | Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С. Пушкина» | 1 |
| 30.09. | | Составление выставки «Произведения А.С. Пушкина». Написание аннотации к книгам на выставке | 1 |
| 01.10. | | Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне» | 1 |
| * | | Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения | 1 |
| * | | Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога» и других его произведениях | 1 |
| 07.10. | | Сравнение стихотворения А. С. Пушкина с репродукцией картины. На примере стихотворения "Туча" и репродукции картины И. И. Левитана «Вечерний звон» | 1 |
| 08.10. | | Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения | 1 |
| * | | Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
| * | | Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
| 14.10. | | Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
| 15.10. | | Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам («бродячие» сюжеты) | 1 |
| * | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина» | 1 |
| * | | Составление сообщения о М. Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» | 1 |
| 21.10. | | Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»: характеристика средств художественной выразительности | 1 |
| 22.10. | | Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе | 1 |
| * | | Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение | 1 |
| * | | Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя | 1 |
| * | | Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1 |
| * | | Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе «Черепаха» и в повести Л.Н. Толстого "Детство" | 1 |
| 11.11. | | Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа «Русак»и отрывков из повести Л. Толстого "Детство". | 1 |
| 12.11. | | Роль портрета, интерьера в создании образа героя повести «Детство» | 1 |
| * | | Басни Л.Н.Толстого: выделение жанровых особенностей | 1 |
| * | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого» | 1 |
| 18.11. | | Подготовка выставки книг Л. Толстого. Подготовка сообщения о книгах Л. Толстого (сказки, рассказы, были, басни) | 1 |
| 19.11. | | Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | 1 |
| * | | Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» | 1 |
| * | | Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | 1 |
| 25.11. | | Осознание ценности чтения для учёбы и жизни | 1 |
| 26.11. | | Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов создания художественного образа | 1 |
| * | | Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных произведений | 1 |
| * | | Описание явления природы в стихотворении В.А. Жуковский «Загадка»: приёмы создания художественного образа | 1 |
| 02.12 | | Сравнение образа радуги в стихотворениях В.А. Жуковского «Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко» | 1 |
| 03.12. | | Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» и других его стихотворений | 1 |
| * | | Авторские приёмы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»..» | 1 |
| * | | Анализ настроения в стихотворении | 1 |
| 09.12. | | Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор | 1 |
| 10.12. | | Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева "Люблю берёзу русскую..." | 1 |
| * | | Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад» | 1 |
| * | | Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта. На примере стихотворения "Камыши" | 1 |
| 16.12. | | Составление текста-рассуждения на тему «Зачем нужна поэзия современному человеку» | 1 |
| 17.12. | | Темы лирических произведений А.А. Блока. На примере стихотворения «Рождество» | 1 |
| * | | Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных лирических произведений | 1 |
| * | | Читательский дневник (правила оформления) | 1 |
| 23.12. | | Характеристика героя литературной сказки. На примере сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 |
| 24.12. | | Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 1 |
| * | | Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 1 |
| * | | Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова | 1 |
| 28.12. | | Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки | 1 |
| * | | Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк- Горбунок» | 1 |
| 13.01. | | Литературная сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (сюжет, композиция, герои) | 1 |
| 14.01. | | Фольклорная основа литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Сочинение по сказке | 1 |
| * | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Литературная сказка» | 1 |
| * | | Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений | 1 |
| 20.01. | | Средства создания комического в произведениях Н.Н.Носова и других авторов на выбор | 1 |
| 21.01. | | Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений. На примере экранизации "Сказки о потерянном времени" Е. Л. Шварца (1964 г.) | 1 |
| * | | Работа с детскими книгами "Произведения В. Ю. Драгунского" | 1 |
| * | | Герой юмористических произведений В.Ю.Драгунского. Средства создания юмористического содержания | 1 |
| 27.01. | | Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки» | 1 |
| 28.01. | | Знакомство с пьесой как жанром литературы. Как подготовить произведение к постановке в театре? | 1 |
| * | | Создание ремарок (их назначение и содержание) на основе анализа характера героев произведения. На примере рассказа В.Ю. Драгунского "Главные реки" | 1 |
| * | | Создание реквизита для инсценивроания произведения. Подготовка пригласительных билетов и афишы на примере рассказа В.Ю. Драгунского "Главные реки" | 1 |
| 03.02 | | Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности | 1 |
| 04.02 | | Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 |
| * | | Характеристика героев юмористических произведений. На примере рассказа Л. Д. Каминского "Автопортрет" | 1 |
| * | | Знакомство с детскими журналами:«Весёлые картинки», «Мурзилка» и другие. Сочинение весёлой истории | 1 |
| 10.02. | | Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков" | 1 |
| 11.02. | | Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 |
| * | | Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 |
| * | | Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» | 1 |
| 17.02. | | Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа "Ёлка" | 1 |
| 18.02. | | Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарин- Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета | 1 |
| * | | Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарин- Михайловского «Детство Тёмы» (отдельнеы главы) | 1 |
| * | | Осмысление поступков и поведения главного героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы) | 1 |
| 24.02. | | Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И. Цветаевой "Наши царства", "Бежит тропинка с бугорка…" | 1 |
| 25.02. | | Выразительность поэтических картин родной природы. На примере стихотворения И.А. Бунина «Детство» | 1 |
| * | | Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина | 1 |
| * | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях и для детей» | 1 |
| 03.03 | | Составление устного рассказа «Герой, который мне больше всего запомнился» | 1 |
| 04.03 | | Книга как источник информации. Виды информации в книге | 1 |
| * | | Человек и животные – тема многих произведений писателей | 1 |
| * | | Писатели – авторы произведений о животных: выставка книг | 1 |
| 10.03. | | Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа А.И. Куприн «Скворцы» | 1 |
| 11.03. | | Раскрытие темы о бережном отношении человека к природе родного края | 1 |
| * | | Особенности художественного описания родной природы. На примере рассказа В.П.Астафьева «Весенний остров» | 1 |
| * | | Отражение темы «Материнская любовь» в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» и стихотворении С.Есенина «Лебёдушка» | 1 |
| 17.03. | | Образ автора в рассказе В.П. Астафьев «Капалуха» | 1 |
| 18.03. | | М.М. Пришвин - певец русской природы. Чтение произведения М.М. Пришвина «Выскочка» | 1 |
| * | | Авторское мастерство создания образов героев- животных. На примере произведения Максима Горького "Воробьишка" | 1 |
| * | | Человек и его отношения с животными. Обсуждение в классе темы "Что такое самопожертвование" | 1 |
| 01.04. | | Развитие речи: озаглавливание частей. На примере произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 |
| * | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о животных и родной природе» | 1 |
| * | | Работа с детскими книгами на тему: «Книги о Родине и её истории»: типы книг (изданий). Презентация книги, прочитанной самостоятельно | 1 |
| 07.04. | | Составление устного рассказа "Моя любимая книга" | 1 |
| 08.04. | | Проявление любви к родной земле в литературе народов России. На примере стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков | 1 |
| * | | Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине» | 1 |
| * | | Раскрытие главной идеи произведения А.Т. Твардовского «О Родине большой и малой» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине | 1 |
| 14.04. | | Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои | 1 |
| 15.04. | | Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне | 1 |
| * | | Наблюдение за художественными особенностями текста авторской песни. Знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны | 1 |
| * | | Тема героического прошлого России в произведениях литературы. На примере "Солдатской песни" Ф. Н. Глинки | 1 |
| 21.04. | | Составление устного рассказа «Защитник Отечества» по изученным произведениям | 1 |
| 22.04. | | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О Родине, героические страницы истории» | 1 |
| * | | Патриотическое звучание произведений о Родине, о славных и героических страницах истории России | 1 |
| * | | Книги о приключениях и фантастике | 1 |
| 28.04. | | Зарубежные писатели-сказочники: раскрытие главной мысли и особенности композиции | 1 |
| 29.04. | | Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические. Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере басен Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи» | 1 |
| | | Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»Работа с баснями И.А. Крылова. Инсценирование их сюжета | 1 |
| 05.05 | | Язык басен И.А. Крылова: пословицы, поговорки, крылатые выражения | 1 |
| 06.05 | | Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | 1 |
| * | | Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | 1 |
| 12.05. | | Особенности построения (композиция) литературной сказки: составление плана. Х. К. Андерсен "Русалочка" Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен "Дикие лебеди" | 1 |
| 13.05. | | Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы) | 1 |
| * | | Анализ отдельных эпизодов произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы): средства создания комического. | 1 |
| * | | Книги зарубежных писателей | 1 |
| 19.05. | | Работа со словарём: поиск необходимой информации | 1 |
| 20.05. | | Знакомство с современными изданиями периодической печати. Золотой фонд детской литературы. | 1 |
| * | | В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и другие - авторы детских журналов | 1 |
| * | | Проверочная работа по итогам изученного в 4 классе | 1 |
| 26.05 | | Рекомендации по летнему чтению. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог) | 1 |
| | | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 134 |
Согласованно РАССМОТРЕНО
Зам. директора по УВР на заседании школьного ППк
Т.В.Дудко (ФИО) Протокол № 1 от 29.08.2024г.
роспись Председатель ППк
________________Л.А.Мыскина
роспись
С адаптированной рабочей программой ознакомленыф родители (законные представители) (ФИО) .
роспись расшифровка росписи
9