СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по предмету: «Математические представления», 4 класс для детей с умеренной умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Настоящая программа обучения по предмету «Математические представления»  составлена с учетом особенностей обучающихся, их интеллектуального и физического развития в соответствии с  примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования  для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2 вариант. Москва «Просвещение» 2017 год.  

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по предмету: «Математические представления», 4 класс для детей с умеренной умственной отсталостью»

Пояснительная записка

( к предмету: «Математические представления», 4 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)

(2ч. в неделю, 68ч. в год)

Настоящая программа обучения по предмету «Математические представления» составлена с учетом особенностей обучающихся, их интеллектуального и физического развития в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2 вариант. Москва «Просвещение» 2017 год.

Структура программы учебного предмета «Математические представления» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей и задач:

Цель программы:

Формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.


Задачи программы:

-формировать элементарные математические представления на комплексной основе с использованием разных видов деятельности: игровой, элементарно трудовой, конструктивной, изобразительной

- развивать интерес к учебным занятиям;

- воспитывать у учащихся целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность;

- оказывать помощь в адаптации в социуме.


Коррекционные задачи:

- уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся;

- определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся;

- формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;

- развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

- формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого);

- развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);

- формирование и закрепление у детей социально – бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.


Общая характеристика предмета:


Учебный предмет «Математические представления» включен в образовательную область «Математика».

Курс направлен на социализацию обучающегося, на коррекцию и развитие математических способностей, на формирование эмоционального отношения к учебной и игровой деятельности. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. Обучающийся с большим трудом овладевает элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых она непроизвольно будет осваивать доступные для неё элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач.




Место предмета в учебном плане

Программа учебного предмета «Математические представления» в 4 классе определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:


Количество часов на изучение предмета «Математические представления» в 4 классе


Класс

Количество часов на курс

Количество часов в неделю

4 класс

68ч


Распределение количество часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Итого

16ч.

15ч.

21ч.

16ч.

68ч.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»:


Личностные результаты освоения учебного предмета

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

у учащихся будут сформированы:

-умения использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

- выполнять правила безопасного поведения в школе;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

учащиеся получат возможность для формирования:

- умения применять простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).


Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

у учащихся будут сформированы:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить

из-за парты и т. д.);

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

учащиеся получат возможность для формирования:

умения передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.


Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

у учащихся будут сформированы:

-умения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

учащиеся получат возможность для формирования:

- Наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях)

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми

и сверстниками в процессе обучения.

у учащихся будут сформированы:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

учащиеся получат возможность для формирования:

- умения использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия.

Предметные планируемые результаты


  • использовать социально – бытовых навыки, связанных с использованием элементарных математических представлений.

  • иметь положительное эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;

  • действовать совместно со взрослым

  • действовать по подражанию действиям учителя;

  • действия по образцу, по словесной инструкции;

  • владеть приёмами наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

  • выполнять элементарные счётные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного, зрительного восприятия;

  • воспроизводить величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, изображений цифр;

  • самостоятельно рассматривать, называть формы, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

  • соотносить натуральные предметы с объёмными и предметными изображениями;


Содержание учебного предмета «Математика»


Наименование основных разделов

Четверть

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего часов

2. Распознавание основных цветов

1ч.

-

-

-

1ч.

4. Сравнение предметов по размерам

5ч.

2ч.

-

-

7ч.

5. Сравнение предметов по тяжести

-

1ч.

-

-

1ч.

6. Сравнение групп предметов

-

2ч.

-

-

2ч.

7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

-

3ч.

-

-

3ч.

9. Положение предметов в пространстве

5ч.

2ч.

-

-

7ч.

10. Узнавание и называние простейших явлений погоды

-

4ч.

-

-

4ч.

13. Геометрические фигуры

4ч.

-

.

-

4ч.

15. Числа и цифры 1-10

-

-

20ч.

15ч.

35ч.

16. Диагностические работы

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4ч.

Всего часов

16ч.

15ч.

21ч.

16ч.

68ч.


Тематическое планирование по предмету «Математика» в 4 классе


Основные темы программы

Коррекционная работа

Характеристика деятельности учащихся


1

Распознавание основных цветов

-1ч.

- Формирование практических способов ориентировки;

- Коррекция мышления (анализ).

- Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер.




-направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание);


-удержание взгляда на говорящем;


-выполнение пошаговых инструкций педагога;

-выполнять действия по образцу и по подражанию.


- использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;


- выполнять задания в течение определенного периода времени;



- выполнять задания от начала до конца;



- выполнять задания с заданными качественными параметрами.



- самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.



2

Сравнение предметов по размерам

-7ч.

- Коррекция восприятия длительности временного интервала;

- Коррекция логического мышления: операции сравнения;

- Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер;

- Развитие памяти;

- Коррекция мелкой моторики.

3

Сравнение предметов по тяжести

-1ч.

- Корригировать устойчивость и распределение внимания;

- Формирование всех видов памяти.

4

Сравнение групп предметов

-2ч.

- Коррекция произвольной памяти;

- Формировать способность переключать внимание;

- Формирования умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления;

- Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер.

5

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

-3ч.

- Коррекция устойчивости и распределения внимания;

- Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления;

- Коррекция непроизвольное внимание с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных).

6

Положение предметов в пространстве

-7ч.

- Формирование пространственной ориентировки;

- Коррекция мышления: операций обобщения, анализа и классификации;

- Формирование практических способов ориентировки;

- Развитие пространственной ориентировки.

- Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления

7

Узнавание и называние простейших явлений погоды

-4ч.

- Коррекция зрительно восприятия;

- Расширение и уточнение словарного запаса;

- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

- Формирование произвольного внимания;

- Развития умения концентрироваться на зрительных образах;

- Формирование мышления (анализ - синтез).

8

Геометрические фигуры

-4ч.

- Формирование элементов логического мышления;

- Формирование зрительного и тактильного восприятия;

- Формирование элементов логического мышления;

- Коррекция мелкой моторики, координации и согласованности движений;

- Формирование умения производить дифференциацию по заданному признаку: цвет, форма, размер;

9

Числа и цифры 1-10

-35ч.

- Формирование элементов логического и абстрактного мышления;

- Коррекция зрительного восприятия;

- Коррекция процессов запоминания и воспроизведения;

- Формирование логического мышления;

- Коррекция концентрации внимания, способности к переключению внимания;

- Коррекция мышления: операций обобщения, анализа и классификации.

10

Диагностические работы

-4ч.

- Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления;

- Коррекция произвольной памяти


Всего-68ч/г




В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:


- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);

- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);

- урок закрепления знаний и формирования ЗУН (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);

- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);

- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий);

- коррекционный урок (на этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении., при этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов)

Используются эффективные педагогические технологии:


-личностно-ориентированные;

-деятельностный подход;

-уровневая дифференциация;

-информационно-коммуникативные;

-здоровье-сберегающие;

-игровые технологии.

Основные межпредметные связи строятся по линии:

Математика-окружающий природный мир (узнавание и описание. пересчитывание объектов окружающего природного мира);

Математика-изобразительная деятельность (штриховка, раскрашивание);

Математика – письмо (письмо элементов букв, цифр);

Математика – ручной труд (лепка цифр, развитие мелкой моторики).

Реализация НРЭО на уроках «Математики»

На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.

Распределение НРЭО по крупным темам:


Темы программы

Количество часов НРЭО

1. Сравнение предметов по размерам

3

2. Узнавание и называние простейших явлений погоды

1

3. Сравнение предметов по тяжести

1

4. Числа и цифры 1-10

1

Итого

6

Формами включения НРЭО в урок являются:

-элементы уроков №- 11,13,17,29,39,45,56


№ ур.

Тема урока

Источник

Тема и содержание НРЭО

3

Сравнение предметов по размерам: большой – маленький.

«Природа и мы» С.Г. Шевченко, издательство Ассоциация 21 век, Смоленск 2003г., стр.44

Познакомить учащихся с грибами, которые растут на Южном Урале (лисичка, белый гриб, подосиновик, подберёзовик). Съедобные, несъедобные грибы. Сравнивать грибы по размерам: большой – маленький.

16

Сравнение предметов по размерам: высокий-низкий


«Природа Южного Урала» Е.В.Григорьева, Ю-У книжное издательство 2001г. Стр.62,65


Познакомить учащихся с деревьями и кустарниками нашей области. Сравнивать деревья и кусты по высоте

24

Сравнение предметов по размерам: глубокий-мелкий


А.И.Левит. «Южный Урал», с. 57

Озеро Сарыкуль находится возле города Еманжелинск. Средняя глубина достигает 1м, максимально – 3м.

22

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времен года: зима, весна, лето, осень

«Природа Южного Урала» Е.В.Григорьева, Ю-У книжное издательство 2001г. Стр.63


Рассказ об изменениях в природе, жизни растений и птиц, на Южном Урале в разные времена года.

25

Сравнение предметов по тяжести: тяжёлый –лёгкий.

А.И.Левит. «Южный Урал», с.80

«Хозяин тайги» - бурый медведь, вес которого достигает 300 кг, а длина тела – 2 м.

32

Название и обозначение числа 1 . Порядковое числительное «первый».


А.И.Левит. «Южный Урал», с.84

Во всех водоемах Чел. области обитает окунь, некоторые экземпляры которого достигают 1 кг.


Система оценки достижений учащихся

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.

По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.

«Усвоил» (у)

-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

«Не усвоил».(н/у)

-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

- невозможно выявить сформированность действий.

(Контрольно-измерительные материалы смотреть приложение №1)

Учебно-методический комплекс.

Алышева Т.В. Математика. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018

Алышева Т.В. Математика. 1 класс: рабочая тетрадь. В2ч.-М.: Просвещение,2017

Дидактические пособия для учителя:


  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2 вариант. Москва «Просвещение» 2017 год.

  2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида: учебник для вузов-М.:Владос,1999.

  3. Математика и конструирование в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя.

  4. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе.

  5. Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития.

  6. Графические диктанты – сборник упражнений

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(к предмету: «Математика», 4 класс, 2ч. в неделю, 68ч. в год)


Тема урока

Ч

Дата

Цель и задачи урока

Примерные планируемые результаты

Личностные результаты

предметные

базовые

1 четверть – 16 часов

1

Цвет, назначение предметов

1


Формировать способность к описанию свойств предметов.

Узнают:

четыре основных цвета.

Научатся:

видеть предметы окружающего мира, имеющие форму круга, обводить по трафарету

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивать результат своих действий.

Познавательные:

осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю.

Развитие мотивов учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

2

Круг

Обвод по трафарету, раскрашивание

1


Учить распознавать круг среди других геометрических фигур.


3

Сравнение предметов по размерам: большой – маленький.

НРЭО

1


Формировать понятие большой, маленький.

Узнают:

понятие большой, маленький

Научатся

сравнивать предметы

4

Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равные по размеру.

1


Формировать понятие одинаковые по величине.

Узнают:

понятие одинаковые по величине

Научатся находить одинаковые предметы.

5

Положение предметов в пространстве: справа – слева.

1


Научить определять местоположение предметов в пространстве; устанавливать пространственные отношения с помощью сравнения: слева- справа.

Узнают:

определение слева справа

Научатся: сравнивать, наблюдать, ориентироваться в пространстве. Знать правую, левую руку.

Узнают:

понятие в середине, между

Научатся установить связь в середине, между, обводить по трафарету

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с учебной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по

отношению к другим объектам.

Коммуникативные: вырабатывать умение к сотрудничеству.

Начальные навыки адаптации в классе, в окружающем пространстве.








6

Положение предметов в пространстве: в середине, между

Обвод по трафарету, раскрашивание.

1


Научить ориентироваться в пространстве., обводить по трафарету, раскрашивать, не заходя за границы рисунка


7

Диагностическая работа. Входной срез.

1


Проверить сформированность

умения понимать и принимать учебную задачу;

проверить уровень сформированности ЗУН по предмету

8


Квадрат.

Обвод по трафарету, раскрашивание, штриховка по точкам.

1


Формировать умения распознавать изображение геометрической фигуры.

Учить обводить по трафарету, раскрашивать, штриховать по точкам.

Узнают:

название геометрической фигуры

Научатся

различать фигуры по цвету, форме, размеру, обводить по трафарету, раскрашивать, штриховать по точкам.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с учебной задачей и условиями ее реализации: умение работать с учебной книгой.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; поиск информации в учебной книге.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю.

Определять

и высказывать

под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

9

Положение предметов в пространстве: вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под

1


Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Узнают:

о положении предметов в пространстве

Научатся сравнивать предметы

10

Сравнение предметов по размерам: длинный – короткий.

1


Формировать понятие длинный, короткий.

Учить дифференцировать предметы по размерам: длинный - короткий

Узнают:

о положении предметов в пространстве

Научатся сравнивать предметы.

Регулятивные: соблюдать ритуалы школьного поведения; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.

Познавательные: научится выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю .научится вступать в контакт и работать в коллективе

Мотивация учебной деятельности.

11

Положение предметов в пространстве: внутри-снаружи, рядом, около

1


Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве.

Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Узнают:

понятие внутри-снаружи, рядом, около

Научатся устанавливать связь между понятиями около-рядом.

Осознание себя как ученика, заинтересованного в посещении школы, в обучении.

12

Треугольник.

Обвод по трафарету, раскрашивание, штриховка по точкам.

1


Учить распознавать изображение геометрической фигуры.

Узнают:

название геометрической фигуры

Научатся:

видеть предметы окружающего мира, имеющие форму треугольника.

Регулятивные: соблюдать ритуалы школьного поведения; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.

Познавательные: научится выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Коммуникативные: научится вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь;

Начальные навыки адаптации в классе, в окружающем пространстве.

13

Сравнение предметов по размерам: широкий - узкий

1


Учить сравнивать предметы по размерам: широкий – узкий.

Узнают:

способы сравнения предметы.

Научатся:

ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

14

Далеко - близко, дальше - ближе, к, от

1


Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: далеко – близко.

15

Прямоугольник

Обвод по трафарету, раскрашивание, штриховка по точкам.

1


Формировать умения распознавать изображение геометрической фигуры.

Учить обводить по трафарету, раскрашивать, штриховать по точкам.

Узнают:

название геометрической фигуры

Научатся:

видеть предметы окружающего мира, имеющие форму прямоугольника

Осознание себя как ученика,

16

Сравнение предметов по размерам: высокий-низкий

НРЭО

1


Учить сравнивать предметы по размерам: высокий – низкий.

Узнают:

понятие высокий-низкий

Научатся

сравнивать предметы.

Навыки адаптации в классе, в окружающем пространстве.

2 четверть – 15 часов

17

Сравнение предметов по размерам: глубокий-мелкий

НРЭО

1


Учить сравнивать предметы по глубине глубокий-мелкий

Узнают:

понятие глубокий-мелкий

Научатся

сравнивать предметы

Регулятивные: применять установленные правила.
Познавательные: использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма.
Коммуникативные: использовать речь, жесты для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности.

18

Впереди-сзади, перед, за

1


Научить ориентироваться в пространстве.

Узнают:

о положении предметов в пространстве

Научатся ориентироваться в классе, в пространстве.

19

Первый-последний, крайний, после, следом, следующий за.

1


Дать понятие об отношениях порядка следования

Узнают:

понятия первый-последний, крайний, после, следом, следующий за.

Научатся: устанавливать связь между понятиями

сравнивать предметы.



Регулятивные: узнавать, называть
явления окружающей действительности в соответствии
с содержанием учебных предметов.
Познавательные: использовать знаково-символические средства
Коммуникативные: выполнять учебные действия


Осознание себя как ученика, заинтересованного в посещении школы, в обучении.

20

Сравнение предметов по размерам: толстый-тонкий

1


Сравнение и упорядочение объектов.

21

Узнавание и называние простейших явлений погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе.

1


Развитие умения узнавать и называть простейшие явления погоды

Узнают:

о простейших явлениях природы, названия и признаки времён года, времени суток

Научатся:

узнавать характерные признаки времён года;

выделять солнце и луну в природе и по иллюстрации;

имитировать действия по образцу, по словесной инструкции

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении)

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Мотивация учебной деятельности










.

22

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времен года: зима, весна, лето,

осень.

НРЭО

1


Выработка умения узнавать и называть наиболее характерные признаки времен года

23

Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрации

1


Выработка умения выделять солнце и луну в природе и по иллюстрации

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм сравнения групп предметов.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление разницы в количестве предметов путем взаимно-однозначного соответствия или с помощью счета.

Коммуникативные: помощью, формулировать свои затруднения

Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

24

День, ночь. Имитация действий людей по образцу, по словесной инструкции

1


Учить распознавать день ночь на иллюстрациях, имитировать действия по образцу, по словесной инструкции

25

Сравнение предметов по тяжести: тяжёлый –

лёгкий.

НРЭО

1


Учить сравнивать предметы по тяжести: тяжёлый – лёгкий.

Узнают:

понятие тяжелый-легкий,

много-мало, немного-несколько

больше-меньше, столько же

Научатся: сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры.



26

Сравнение групп предметов: много-мало, немного- несколько

1


Учить сравнивать группы предметов: много-мало, немного- несколько

27

Сравнение групп предметов: больше-меньше, столько же



1


Учить сравнивать группы предметов:: больше-меньше, столько же, одинаковое (равное) количество


28,29

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

больше – меньше;

столько же – равное количество

2


Учить сравнивать количество сыпучих веществ и жидкости: больше – меньше, столько же – равное количество

Узнают:

свойства сыпучих и жидких веществ

Научатся:

сравнивать количества сыпучих и жидких веществ


Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, следовать установленным правилам Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Осознание себя как ученика, заинтересованного в посещении школы, в обучении.

30

Изменение количества сыпучих веществ и жидкости

1


Восприятие и узнавание изменения количества сыпучих веществ и жидкости

31

Диагностическая работа.

Срез за 2 четверть

1


проверить сформированность

умения понимать и принимать учебную задачу;

проверить уровень сформированности ЗУН по предмету

3 четверть – 21 час

32,33,34










Число и цифра 1.

НРЭО

3





Формировать умения называть и записывать цифру 1; правильно соотносить цифру с числом предметов; познакомить с понятиями «много», «один».

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление порядкового номера объекта, раскрытие связей между числами, введение понятий «много», «один».

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение

Мотивация учебной деятельности.

35,36,37

Число и цифра 2

Простые арифметические задачи на сложение. Простые арифметические задачи на вычитание.

3


Формировать умения называть записывать цифру 2; правильно соотносить цифру с числом предметов; выполнять простые арифметические действия

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 2 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 2, выполнять простые арифметические действия

Регулятивные: соблюдать ритуалы школьного поведения; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.

Познавательные: научится выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Коммуникативные: ставить вопросы, научится вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь;

Определять

и высказывать

под руководством педагога самые простые общие для всех

людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

38


39



40

Число и цифра 3.


Сравнение чисел в пределах 3.


Решение примеров на сложение и вычитание.

Решение простых задач на нахождение суммы.

3


Развивать умения называть и записывать цифру 3; правильно соотносить цифру с числом предметов;; выполнять простые арифметические действия

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 3;

сравнивать в пределах 3,

выполнять простые арифметические действия

Мотивация учебной деятельности.

41,42,43,44

Число и цифра 4

Образование числа 4. Счет до 4 и обратно. Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределах 4.

4


Формировать умения называть и записывать цифру 4; правильно соотносить цифру с числом предметов; уметь называть числа; сравнивать числа; выполнять простые арифметические действия

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 4 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 4,

сравнивать в пределах 4,

выполнять простые арифметические действия

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной учебной задачи

Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление порядкового номера объекта, название и написание числа 3.

Коммуникативные: ставить вопросы по картинке.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

45,46,47,48,49

Число и цифра 5

Сравнение предметных множеств.

Счет до 5 и обратно.

Состав числа 5. Решение примеров.

Решение простых задач на нахождение суммы.

5


Формировать умения называть и записывать цифру 5; правильно соотносить цифру с числом предметов; уметь называть числа.

выполнять простые арифметические действия

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 5 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 5, сравнивать в пределах 5,

выполнять простые арифметические действия

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, следовать установленным правилам Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений

50,51

Число и цифра 0.

Решение примеров на сложение и вычитание.

2


Формировать умения называть и записывать цифру 0; выполнять простые арифметические действия


Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 0 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 0, выполнять простые арифметические действия с 0

52

Диагностическая работа.

Срез за 3 четверть

1


проверить сформированность

умения понимать и принимать учебную задачу;

проверить уровень сформированности ЗУН по предмету

4 четверть-16часов

53








54,55







Название и обозначение числа 6 . Порядковое числительное «шестой».

Прорисовывание цифры 6 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.


Числовой ряд 1-6. Сравнение, запись и решение примеров в пределах 6.

1








2







Формировать умения называть и записывать цифру 6; правильно соотносить цифру с числом предметов; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 6

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 6 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно;

выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 6

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление порядкового номера объекта, раскрытие связей между числами, введение понятий «много», «один».

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение


Мотивация учебной деятельности.

56








57



58


Название и обозначение числа 7 .

Прорисовывание цифры 7 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.



Решение примеров в пределах 7.


Решение простых задач на нахождение суммы.

1








1



1


Формировать умения называть записывать цифру 7; правильно соотносить цифру с числом предметов;

выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 7

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 7 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 7; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 7

Регулятивные: соблюдать ритуалы школьного поведения; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.

Познавательные: научится выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Коммуникативные: ставить вопросы, научится вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь;

Определять

и высказывать

под руководством педагога самые простые общие для всех

людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

59









60



61


Название и обозначение числа 8 . Порядковое числительное «восьмой».

Прорисовывание цифры 8 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.


Решение примеров на сложение и вычитание.


Решение простых задач на нахождение суммы.

1









1



1


Развивать умения называть и записывать цифру 8; правильно соотносить цифру с числом предметов, выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 8

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 8 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 8; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 8

Мотивация учебной деятельности.

62





63



64


Название и обозначение числа 9 . Порядковое числительное «девятый».


Сравнение чисел в пределах 9.


Решение примеров на сложение и вычитание.


1





1




1


Формировать умения называть и записывать цифру 9; правильно соотносить цифру с числом предметов; уметь называть числа; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 9

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 9 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 9; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 9

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной учебной задачи

Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление порядкового номера объекта, название и написание числа 3.

Коммуникативные: ставить вопросы по картинке.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

65





66



67


Название и обозначение числа 10 . Порядковое числительное «десятый».


Сравнение чисел в пределах 9.


Решение примеров на сложение и вычитание.

1





1



1


Формировать умения называть и записывать цифру 10; правильно соотносить цифру с числом предметов; уметь называть числа; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 10

Узнают: соотношение числа и количество предметов.

Научатся:

писать цифру 10 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 10;

выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 10

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, следовать установленным правилам Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности


Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений

68

Диагностическая работа за год.

1


проверить сформированность

умения понимать и принимать учебную задачу;

проверить уровень сформированности ЗУН по предмету




















Критерии оценивания контрольных работ учащимися с умеренной умственной отсталостью по математике:


Не выполнил задание – 0 б.

Выполнил задание частично, даже при помощи педагога – 1 б.

Выполнил задание при сотрудничестве с педагогом – 2 б.

Выполнил задание самостоятельно – 3 б.


ФИ

№ задания


1

2

3

4


баллы

Диагностическая работа. Входной срез.





















Диагностическая работа. Срез за 2 четверть





















Диагностическая работа. Срез за 3 четверть





















Диагностическая работа за год.


























Приложение №1 Контрольно-измерительные материалы по предмету математика

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Диагностическая работа. Входной срез.

Диагностическая работа.

Срез за 2 четверть

Диагностическая работа.

Срез за 3 четверть

Диагностическая работа за год.

1 вариант

1.Написать числовой ряд 1, 2, 3.

2.Нарисовать столько кругов, сколько указывает цифра:

3. Найти квадрат и заштриховать его.


4.Назвать по изображениям на картинках времена года: зима, лето, осень, части суток: день, ночь, утро.

1 вариант

1. Нарисовать треугольник по опорным точкам и заштриховать его синим цветом:




2. Объединить геометрические фигуры в группы по форме.





3 Написать числовой ряд 1 – 4.



















4 Показать, назвать по изображению на картинках времена года (зима, весна, лето, осень), части суток.









1 вариант

1 Написать числовой ряд 1 – 5.


2 Вставить пропущенные числа.


1 * 3 * 5


    • 2 3 * 5

3 Сосчитать предметы, указать их количество цифрой.

4 Решить примеры.

3 + 2 = 5 – 4 = 5 – 2 =

4 – 3 = 2 + 2 = 3 + 1 =

1 вариант

  1. Написать числовой ряд 1 6.

  1. Нарисовать столько предметов, сколько указывает цифра.


2, 5, 3.

  1. Решить примеры.


3 + 2=

5 – 3 =

2 + 0 =

6 + 1=

7 – 1 =

5 – 5 =


4. Заштриховать только квадраты.


2 вариант

1.Показать цифру 1, 2, 3.

Назвать цифру (1, 2, 3) и показать столько же пальцев.

2.Написать цифры по обводке или опорным точкам (на выбор):


3.Выбрать из предложенных геометрических фигур квадрат, обвести по трафарету, заштриховать красным цветом.

4.Показать на себе, кукле основные части лица, тела, назвать их.

2 вариант

1. Выбрать из предложенных геометрических фигур круг, обвести по трафарету, заштриховать синим цветом.

2. Соедини точки

3. Показать по изображениям на картинках времена года: зима, лето, осень.







4. Закрасить круги: зелёным, жёлтым, красным


2 вариант

1 Назвать цифровой ряд 1 – 5. Расположить цифры в последовательности.




2 Взять 4 кубика, соотнести с цифрой, 3 кубика, соотнести с цифрой.

3 Написать по обводке или по опорным точкам цифры 1, 2, 3, 4.

4 Выполнить действия, обозначающие направления вверх, вниз, вперед, назад.

2 вариант

1.Назвать цифровой ряд 1 – 5. Расположить цифры в последовательности.


2.Написать цифры 3, 4, 5 по образцу.


3.Назвать цифры 2 5 1. Взять столько предметов.


4. Положить 3 круга, добавить еще 2. сколько стало кругов? Стало больше или меньше?

Горецкий Иван

Наименование основных разделов

Четверть

Результат диагностики

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего часов

2. Распознавание основных цветов

1ч.


-


-


-


1ч.

4. Сравнение предметов по размерам

5ч.


2ч.


-


-


7ч.

5. Сравнение предметов по тяжести

-


1ч.


-


-


1ч.

6. Сравнение групп предметов

-


2ч.


-


-


2ч.

7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

-


3ч.


-


-


3ч.

9. Положение предметов в пространстве

5ч.


2ч.


-


-


7ч.

10. Узнавание и называние простейших явлений погоды

-


4ч.


-


-


4ч.

13. Геометрические фигуры

4ч.


-


.


-


4ч.

15. Числа и цифры 1-10

-


-


20ч.


15ч.


35ч.

16. Диагностические работы

1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


4ч.

Всего часов

16ч.


15ч.


21ч.


16ч.


68ч.



Матвеева Вероника

Наименование основных разделов

Четверть

Результат диагностики

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего часов

2. Распознавание основных цветов

1ч.


-


-


-


1ч.

4. Сравнение предметов по размерам

5ч.


2ч.


-


-


7ч.

5. Сравнение предметов по тяжести

-


1ч.


-


-


1ч.

6. Сравнение групп предметов

-


2ч.


-


-


2ч.

7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

-


3ч.


-


-


3ч.

9. Положение предметов в пространстве

5ч.


2ч.


-


-


7ч.

10. Узнавание и называние простейших явлений погоды

-


4ч.


-


-


4ч.

13. Геометрические фигуры

4ч.


-


.


-


4ч.

15. Числа и цифры 1-10

-


-


20ч.


15ч.


35ч.

16. Диагностические работы

1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


4ч.

Всего часов

16ч.


15ч.


21ч.


16ч.


68ч.



Меньшенин Владислав

Наименование основных разделов

Четверть

Результат диагностики

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего часов

2. Распознавание основных цветов

1ч.


-


-


-


1ч.

4. Сравнение предметов по размерам

5ч.


2ч.


-


-


7ч.

5. Сравнение предметов по тяжести

-


1ч.


-


-


1ч.

6. Сравнение групп предметов

-


2ч.


-


-


2ч.

7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

-


3ч.


-


-


3ч.

9. Положение предметов в пространстве

5ч.


2ч.


-


-


7ч.

10. Узнавание и называние простейших явлений погоды

-


4ч.


-


-


4ч.

13. Геометрические фигуры

4ч.


-


.


-


4ч.

15. Числа и цифры 1-10

-


-


20ч.


15ч.


35ч.

16. Диагностические работы

1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


4ч.

Всего часов

16ч.


15ч.


21ч.


16ч.


68ч.



Яковлев Лев

Наименование основных разделов

Четверть

Результат диагностики

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего часов

2. Распознавание основных цветов

1ч.


-


-


-


1ч.

4. Сравнение предметов по размерам

5ч.


2ч.


-


-


7ч.

5. Сравнение предметов по тяжести

-


1ч.


-


-


1ч.

6. Сравнение групп предметов

-


2ч.


-


-


2ч.

7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ

-


3ч.


-


-


3ч.

9. Положение предметов в пространстве

5ч.


2ч.


-


-


7ч.

10. Узнавание и называние простейших явлений погоды

-


4ч.


-


-


4ч.

13. Геометрические фигуры

4ч.


-


.


-


4ч.

15. Числа и цифры 1-10

-


-


20ч.


15ч.


35ч.

16. Диагностические работы

1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


4ч.

Всего часов

16ч.


15ч.


21ч.


16ч.


68ч.



Система оценки достижений учащихся по предмету «Математика»

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.

По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются. В связи с тем, что все дети класса имеют сложные сочетанные дефекты. Не представляется возможным проводить диагностику в письменной форме, а так же в виде проективных методик, диагностика проводится с помощью метода наблюдений.

«Усвоил» (у)


-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;


-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;


-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);


-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;


-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.



«Не усвоил».(н/у)


-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);


- невозможно выявить сформированность действий.