Пояснительная записка
( к предмету: «Математические представления», 4 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
(2ч. в неделю, 68ч. в год)
Настоящая программа обучения по предмету «Математические представления» составлена с учетом особенностей обучающихся, их интеллектуального и физического развития в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2 вариант. Москва «Просвещение» 2017 год.
Структура программы учебного предмета «Математические представления» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель программы:
Формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи программы:
-формировать элементарные математические представления на комплексной основе с использованием разных видов деятельности: игровой, элементарно трудовой, конструктивной, изобразительной
- развивать интерес к учебным занятиям;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность;
- оказывать помощь в адаптации в социуме.
Коррекционные задачи:
- уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся;
- определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся;
- формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
- развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
- формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого);
- развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);
- формирование и закрепление у детей социально – бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.
Общая характеристика предмета:
Учебный предмет «Математические представления» включен в образовательную область «Математика».
Курс направлен на социализацию обучающегося, на коррекцию и развитие математических способностей, на формирование эмоционального отношения к учебной и игровой деятельности. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. Обучающийся с большим трудом овладевает элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых она непроизвольно будет осваивать доступные для неё элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач.
Место предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Математические представления» в 4 классе определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:
Количество часов на изучение предмета «Математические представления» в 4 классе
Класс | Количество часов на курс | Количество часов в неделю |
4 класс | 68ч | 2ч |
Распределение количество часов по четвертям
1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | Итого |
16ч. | 15ч. | 21ч. | 16ч. | 68ч. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»:
Личностные результаты освоения учебного предмета
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
у учащихся будут сформированы:
-умения использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
- выполнять правила безопасного поведения в школе;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
учащиеся получат возможность для формирования:
- умения применять простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
у учащихся будут сформированы:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.);
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
учащиеся получат возможность для формирования:
умения передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
у учащихся будут сформированы:
-умения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
учащиеся получат возможность для формирования:
- Наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях)
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми
и сверстниками в процессе обучения.
у учащихся будут сформированы:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс)
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
учащиеся получат возможность для формирования:
- умения использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия.
Предметные планируемые результаты
действовать по подражанию действиям учителя;
действия по образцу, по словесной инструкции;
владеть приёмами наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
выполнять элементарные счётные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного, зрительного восприятия;
воспроизводить величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, изображений цифр;
самостоятельно рассматривать, называть формы, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
соотносить натуральные предметы с объёмными и предметными изображениями;
Содержание учебного предмета «Математика»
Наименование основных разделов | Четверть |
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Всего часов |
2. Распознавание основных цветов | 1ч. | - | - | - | 1ч. |
4. Сравнение предметов по размерам | 5ч. | 2ч. | - | - | 7ч. |
5. Сравнение предметов по тяжести | - | 1ч. | - | - | 1ч. |
6. Сравнение групп предметов | - | 2ч. | - | - | 2ч. |
7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ | - | 3ч. | - | - | 3ч. |
9. Положение предметов в пространстве | 5ч. | 2ч. | - | - | 7ч. |
10. Узнавание и называние простейших явлений погоды | - | 4ч. | - | - | 4ч. |
13. Геометрические фигуры | 4ч. | - | . | - | 4ч. |
15. Числа и цифры 1-10 | - | - | 20ч. | 15ч. | 35ч. |
16. Диагностические работы | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4ч. |
Всего часов | 16ч. | 15ч. | 21ч. | 16ч. | 68ч. |
Тематическое планирование по предмету «Математика» в 4 классе
№ | Основные темы программы | Коррекционная работа | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Распознавание основных цветов -1ч. | - Формирование практических способов ориентировки; - Коррекция мышления (анализ). - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер. | -направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание); -удержание взгляда на говорящем; -выполнение пошаговых инструкций педагога; -выполнять действия по образцу и по подражанию. - использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого; - выполнять задания в течение определенного периода времени; - выполнять задания от начала до конца; - выполнять задания с заданными качественными параметрами. - самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
2 | Сравнение предметов по размерам -7ч. | - Коррекция восприятия длительности временного интервала; - Коррекция логического мышления: операции сравнения; - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер; - Развитие памяти; - Коррекция мелкой моторики. |
3 | Сравнение предметов по тяжести -1ч. | - Корригировать устойчивость и распределение внимания; - Формирование всех видов памяти. |
4 | Сравнение групп предметов -2ч. | - Коррекция произвольной памяти; - Формировать способность переключать внимание; - Формирования умения устанавливать причинно-следственные связи; - Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления; - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер. |
5 | Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ -3ч. | - Коррекция устойчивости и распределения внимания; - Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления; - Коррекция непроизвольное внимание с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных). |
6 | Положение предметов в пространстве -7ч. | - Формирование пространственной ориентировки; - Коррекция мышления: операций обобщения, анализа и классификации; - Формирование практических способов ориентировки; - Развитие пространственной ориентировки. - Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления |
7 | Узнавание и называние простейших явлений погоды -4ч. | - Коррекция зрительно восприятия; - Расширение и уточнение словарного запаса; - Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; - Формирование произвольного внимания; - Развития умения концентрироваться на зрительных образах; - Формирование мышления (анализ - синтез). |
8 | Геометрические фигуры -4ч. | - Формирование элементов логического мышления; - Формирование зрительного и тактильного восприятия; - Формирование элементов логического мышления; - Коррекция мелкой моторики, координации и согласованности движений; - Формирование умения производить дифференциацию по заданному признаку: цвет, форма, размер; |
9 | Числа и цифры 1-10 -35ч. | - Формирование элементов логического и абстрактного мышления; - Коррекция зрительного восприятия; - Коррекция процессов запоминания и воспроизведения; - Формирование логического мышления; - Коррекция концентрации внимания, способности к переключению внимания; - Коррекция мышления: операций обобщения, анализа и классификации. |
10 | Диагностические работы -4ч. | - Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления; - Коррекция произвольной памяти |
| Всего-68ч/г | | |
В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:
- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);
- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);
- урок закрепления знаний и формирования ЗУН (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);
- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);
- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий);
- коррекционный урок (на этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении., при этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов)
Используются эффективные педагогические технологии:
-личностно-ориентированные;
-деятельностный подход;
-уровневая дифференциация;
-информационно-коммуникативные;
-здоровье-сберегающие;
-игровые технологии.
Основные межпредметные связи строятся по линии:
Математика-окружающий природный мир (узнавание и описание. пересчитывание объектов окружающего природного мира);
Математика-изобразительная деятельность (штриховка, раскрашивание);
Математика – письмо (письмо элементов букв, цифр);
Математика – ручной труд (лепка цифр, развитие мелкой моторики).
Реализация НРЭО на уроках «Математики»
На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.
Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.
Распределение НРЭО по крупным темам:
Темы программы | Количество часов НРЭО |
1. Сравнение предметов по размерам | 3 |
2. Узнавание и называние простейших явлений погоды | 1 |
3. Сравнение предметов по тяжести | 1 |
4. Числа и цифры 1-10 | 1 |
Итого | 6 |
Формами включения НРЭО в урок являются:
-элементы уроков №- 11,13,17,29,39,45,56
№ ур. | Тема урока | Источник | Тема и содержание НРЭО |
3 | Сравнение предметов по размерам: большой – маленький. | «Природа и мы» С.Г. Шевченко, издательство Ассоциация 21 век, Смоленск 2003г., стр.44 | Познакомить учащихся с грибами, которые растут на Южном Урале (лисичка, белый гриб, подосиновик, подберёзовик). Съедобные, несъедобные грибы. Сравнивать грибы по размерам: большой – маленький. |
16 | Сравнение предметов по размерам: высокий-низкий | «Природа Южного Урала» Е.В.Григорьева, Ю-У книжное издательство 2001г. Стр.62,65 | Познакомить учащихся с деревьями и кустарниками нашей области. Сравнивать деревья и кусты по высоте |
24 | Сравнение предметов по размерам: глубокий-мелкий | А.И.Левит. «Южный Урал», с. 57 | Озеро Сарыкуль находится возле города Еманжелинск. Средняя глубина достигает 1м, максимально – 3м. |
22 | Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времен года: зима, весна, лето, осень | «Природа Южного Урала» Е.В.Григорьева, Ю-У книжное издательство 2001г. Стр.63 | Рассказ об изменениях в природе, жизни растений и птиц, на Южном Урале в разные времена года. |
25 | Сравнение предметов по тяжести: тяжёлый –лёгкий. | А.И.Левит. «Южный Урал», с.80 | «Хозяин тайги» - бурый медведь, вес которого достигает 300 кг, а длина тела – 2 м. |
32 | Название и обозначение числа 1 . Порядковое числительное «первый». | А.И.Левит. «Южный Урал», с.84 | Во всех водоемах Чел. области обитает окунь, некоторые экземпляры которого достигают 1 кг. |
Система оценки достижений учащихся
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
«Усвоил» (у)
-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
«Не усвоил».(н/у)
-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
- невозможно выявить сформированность действий.
(Контрольно-измерительные материалы смотреть приложение №1)
Учебно-методический комплекс.
Алышева Т.В. Математика. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018
Алышева Т.В. Математика. 1 класс: рабочая тетрадь. В2ч.-М.: Просвещение,2017
Дидактические пособия для учителя:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2 вариант. Москва «Просвещение» 2017 год.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида: учебник для вузов-М.:Владос,1999.
Математика и конструирование в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе.
Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития.
Графические диктанты – сборник упражнений
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (к предмету: «Математика», 4 класс, 2ч. в неделю, 68ч. в год) |
№ | Тема урока | Ч | Дата | Цель и задачи урока | Примерные планируемые результаты | Личностные результаты |
предметные | базовые |
1 четверть – 16 часов |
1 | Цвет, назначение предметов | 1 | | Формировать способность к описанию свойств предметов. | Узнают: четыре основных цвета. Научатся: видеть предметы окружающего мира, имеющие форму круга, обводить по трафарету | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивать результат своих действий. Познавательные: осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю. | Развитие мотивов учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
2 | Круг Обвод по трафарету, раскрашивание | 1 | | Учить распознавать круг среди других геометрических фигур. |
3 | Сравнение предметов по размерам: большой – маленький. НРЭО | 1 | | Формировать понятие большой, маленький. | Узнают: понятие большой, маленький Научатся сравнивать предметы |
4 | Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равные по размеру. | 1 | | Формировать понятие одинаковые по величине. | Узнают: понятие одинаковые по величине Научатся находить одинаковые предметы. |
5 | Положение предметов в пространстве: справа – слева. | 1 | | Научить определять местоположение предметов в пространстве; устанавливать пространственные отношения с помощью сравнения: слева- справа. | Узнают: определение слева справа Научатся: сравнивать, наблюдать, ориентироваться в пространстве. Знать правую, левую руку. Узнают: понятие в середине, между Научатся установить связь в середине, между, обводить по трафарету | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с учебной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки: местоположение по отношению к другим объектам. Коммуникативные: вырабатывать умение к сотрудничеству. | Начальные навыки адаптации в классе, в окружающем пространстве. |
6 | Положение предметов в пространстве: в середине, между Обвод по трафарету, раскрашивание. | 1 | | Научить ориентироваться в пространстве., обводить по трафарету, раскрашивать, не заходя за границы рисунка |
7 | Диагностическая работа. Входной срез. | 1 | | Проверить сформированность умения понимать и принимать учебную задачу; проверить уровень сформированности ЗУН по предмету |
8 | Квадрат. Обвод по трафарету, раскрашивание, штриховка по точкам. | 1 | | Формировать умения распознавать изображение геометрической фигуры. Учить обводить по трафарету, раскрашивать, штриховать по точкам. | Узнают: название геометрической фигуры Научатся различать фигуры по цвету, форме, размеру, обводить по трафарету, раскрашивать, штриховать по точкам. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с учебной задачей и условиями ее реализации: умение работать с учебной книгой. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; поиск информации в учебной книге. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
9 | Положение предметов в пространстве: вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под | 1 | | Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. | Узнают: о положении предметов в пространстве Научатся сравнивать предметы |
10 | Сравнение предметов по размерам: длинный – короткий. | 1 | | Формировать понятие длинный, короткий. Учить дифференцировать предметы по размерам: длинный - короткий | Узнают: о положении предметов в пространстве Научатся сравнивать предметы. | Регулятивные: соблюдать ритуалы школьного поведения; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место. Познавательные: научится выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю .научится вступать в контакт и работать в коллективе | Мотивация учебной деятельности. |
11 | Положение предметов в пространстве: внутри-снаружи, рядом, около | 1 | | Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. | Узнают: понятие внутри-снаружи, рядом, около Научатся устанавливать связь между понятиями около-рядом. | Осознание себя как ученика, заинтересованного в посещении школы, в обучении. |
12 | Треугольник. Обвод по трафарету, раскрашивание, штриховка по точкам. | 1 | | Учить распознавать изображение геометрической фигуры. | Узнают: название геометрической фигуры Научатся: видеть предметы окружающего мира, имеющие форму треугольника. | Регулятивные: соблюдать ритуалы школьного поведения; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место. Познавательные: научится выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Коммуникативные: научится вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь; | Начальные навыки адаптации в классе, в окружающем пространстве. |
13 | Сравнение предметов по размерам: широкий - узкий | 1 | | Учить сравнивать предметы по размерам: широкий – узкий. | Узнают: способы сравнения предметы. Научатся: ориентироваться в пространстве, на листе бумаги |
14 | Далеко - близко, дальше - ближе, к, от | 1 | | Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: далеко – близко. |
15 | Прямоугольник Обвод по трафарету, раскрашивание, штриховка по точкам. | 1 | | Формировать умения распознавать изображение геометрической фигуры. Учить обводить по трафарету, раскрашивать, штриховать по точкам. | Узнают: название геометрической фигуры Научатся: видеть предметы окружающего мира, имеющие форму прямоугольника | Осознание себя как ученика, |
16 | Сравнение предметов по размерам: высокий-низкий НРЭО | 1 | | Учить сравнивать предметы по размерам: высокий – низкий. | Узнают: понятие высокий-низкий Научатся сравнивать предметы. | Навыки адаптации в классе, в окружающем пространстве. |
2 четверть – 15 часов |
17 | Сравнение предметов по размерам: глубокий-мелкий НРЭО | 1 | | Учить сравнивать предметы по глубине глубокий-мелкий | Узнают: понятие глубокий-мелкий Научатся сравнивать предметы | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма. Коммуникативные: использовать речь, жесты для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника | Мотивация учебной деятельности. |
18 | Впереди-сзади, перед, за | 1 | | Научить ориентироваться в пространстве. | Узнают: о положении предметов в пространстве Научатся ориентироваться в классе, в пространстве. |
19 | Первый-последний, крайний, после, следом, следующий за. | 1 | | Дать понятие об отношениях порядка следования | Узнают: понятия первый-последний, крайний, после, следом, следующий за. Научатся: устанавливать связь между понятиями сравнивать предметы. | Регулятивные: узнавать, называть явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Познавательные: использовать знаково-символические средства Коммуникативные: выполнять учебные действия | Осознание себя как ученика, заинтересованного в посещении школы, в обучении. |
20 | Сравнение предметов по размерам: толстый-тонкий | 1 | | Сравнение и упорядочение объектов. |
21 | Узнавание и называние простейших явлений погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. | 1 | | Развитие умения узнавать и называть простейшие явления погоды | Узнают: о простейших явлениях природы, названия и признаки времён года, времени суток Научатся: узнавать характерные признаки времён года; выделять солнце и луну в природе и по иллюстрации; имитировать действия по образцу, по словесной инструкции | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила (определение порядка действий во временном отношении) Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной деятельности . |
22 | Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времен года: зима, весна, лето, осень. НРЭО | 1 | | Выработка умения узнавать и называть наиболее характерные признаки времен года |
23 | Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрации | 1 | | Выработка умения выделять солнце и луну в природе и по иллюстрации | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм сравнения групп предметов. Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление разницы в количестве предметов путем взаимно-однозначного соответствия или с помощью счета. Коммуникативные: помощью, формулировать свои затруднения | Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
24 | День, ночь. Имитация действий людей по образцу, по словесной инструкции | 1 | | Учить распознавать день ночь на иллюстрациях, имитировать действия по образцу, по словесной инструкции |
25 | Сравнение предметов по тяжести: тяжёлый – лёгкий. НРЭО | 1 | | Учить сравнивать предметы по тяжести: тяжёлый – лёгкий. | Узнают: понятие тяжелый-легкий, много-мало, немного-несколько больше-меньше, столько же Научатся: сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры. |
26 | Сравнение групп предметов: много-мало, немного- несколько | 1 | | Учить сравнивать группы предметов: много-мало, немного- несколько |
27 | Сравнение групп предметов: больше-меньше, столько же | 1 | | Учить сравнивать группы предметов:: больше-меньше, столько же, одинаковое (равное) количество |
28,29 | Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ больше – меньше; столько же – равное количество | 2 | | Учить сравнивать количество сыпучих веществ и жидкости: больше – меньше, столько же – равное количество | Узнают: свойства сыпучих и жидких веществ Научатся: сравнивать количества сыпучих и жидких веществ | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, следовать установленным правилам Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности | Осознание себя как ученика, заинтересованного в посещении школы, в обучении. |
30 | Изменение количества сыпучих веществ и жидкости | 1 | | Восприятие и узнавание изменения количества сыпучих веществ и жидкости |
31 | Диагностическая работа. Срез за 2 четверть | 1 | | проверить сформированность умения понимать и принимать учебную задачу; проверить уровень сформированности ЗУН по предмету |
3 четверть – 21 час |
32,33,34 | Число и цифра 1. НРЭО | 3 | | Формировать умения называть и записывать цифру 1; правильно соотносить цифру с числом предметов; познакомить с понятиями «много», «один». | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление порядкового номера объекта, раскрытие связей между числами, введение понятий «много», «один». Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение | Мотивация учебной деятельности. |
35,36,37 | Число и цифра 2 Простые арифметические задачи на сложение. Простые арифметические задачи на вычитание. | 3 | | Формировать умения называть записывать цифру 2; правильно соотносить цифру с числом предметов; выполнять простые арифметические действия | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 2 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 2, выполнять простые арифметические действия | Регулятивные: соблюдать ритуалы школьного поведения; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место. Познавательные: научится выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Коммуникативные: ставить вопросы, научится вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь; | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
38 39 40 | Число и цифра 3. Сравнение чисел в пределах 3. Решение примеров на сложение и вычитание. Решение простых задач на нахождение суммы. | 3 | | Развивать умения называть и записывать цифру 3; правильно соотносить цифру с числом предметов;; выполнять простые арифметические действия | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 3; сравнивать в пределах 3, выполнять простые арифметические действия | Мотивация учебной деятельности. |
41,42,43,44 | Число и цифра 4 Образование числа 4. Счет до 4 и обратно. Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределах 4. | 4 | | Формировать умения называть и записывать цифру 4; правильно соотносить цифру с числом предметов; уметь называть числа; сравнивать числа; выполнять простые арифметические действия | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 4 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 4, сравнивать в пределах 4, выполнять простые арифметические действия | Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной учебной задачи Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление порядкового номера объекта, название и написание числа 3. Коммуникативные: ставить вопросы по картинке. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
45,46,47,48,49 | Число и цифра 5 Сравнение предметных множеств. Счет до 5 и обратно. Состав числа 5. Решение примеров. Решение простых задач на нахождение суммы. | 5 | | Формировать умения называть и записывать цифру 5; правильно соотносить цифру с числом предметов; уметь называть числа. выполнять простые арифметические действия | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 5 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 5, сравнивать в пределах 5, выполнять простые арифметические действия | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, следовать установленным правилам Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений |
50,51 | Число и цифра 0. Решение примеров на сложение и вычитание. | 2 | | Формировать умения называть и записывать цифру 0; выполнять простые арифметические действия | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 0 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 0, выполнять простые арифметические действия с 0 |
52 | Диагностическая работа. Срез за 3 четверть | 1 | | проверить сформированность умения понимать и принимать учебную задачу; проверить уровень сформированности ЗУН по предмету |
4 четверть-16часов |
53 54,55 | Название и обозначение числа 6 . Порядковое числительное «шестой». Прорисовывание цифры 6 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Числовой ряд 1-6. Сравнение, запись и решение примеров в пределах 6. | 1 2 | | Формировать умения называть и записывать цифру 6; правильно соотносить цифру с числом предметов; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 6 | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 6 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 6 | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление порядкового номера объекта, раскрытие связей между числами, введение понятий «много», «один». Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение | Мотивация учебной деятельности. |
56 57 58 | Название и обозначение числа 7 . Прорисовывание цифры 7 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Решение примеров в пределах 7. Решение простых задач на нахождение суммы. | 1 1 1 | | Формировать умения называть записывать цифру 7; правильно соотносить цифру с числом предметов; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 7 | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 7 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 7; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 7 | Регулятивные: соблюдать ритуалы школьного поведения; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место. Познавательные: научится выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Коммуникативные: ставить вопросы, научится вступать в контакт и работать в коллективе, обращаться за помощью и принимать помощь; | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
59 60 61 | Название и обозначение числа 8 . Порядковое числительное «восьмой». Прорисовывание цифры 8 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Решение примеров на сложение и вычитание. Решение простых задач на нахождение суммы. | 1 1 1 | | Развивать умения называть и записывать цифру 8; правильно соотносить цифру с числом предметов, выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 8 | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 8 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 8; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 8 | Мотивация учебной деятельности. |
62 63 64 | Название и обозначение числа 9 . Порядковое числительное «девятый». Сравнение чисел в пределах 9. Решение примеров на сложение и вычитание. | 1 1 1 | | Формировать умения называть и записывать цифру 9; правильно соотносить цифру с числом предметов; уметь называть числа; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 9 | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 9 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 9; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 9 | Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной учебной задачи Познавательные: использовать общие приемы решения задач: установление порядкового номера объекта, название и написание числа 3. Коммуникативные: ставить вопросы по картинке. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
65 66 67 | Название и обозначение числа 10 . Порядковое числительное «десятый». Сравнение чисел в пределах 9. Решение примеров на сложение и вычитание. | 1 1 1 | | Формировать умения называть и записывать цифру 10; правильно соотносить цифру с числом предметов; уметь называть числа; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 10 | Узнают: соотношение числа и количество предметов. Научатся: писать цифру 10 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, называть число 10; выполнять простые арифметические действия; сравнивать числа в пределах 10 | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, следовать установленным правилам Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений |
68 | Диагностическая работа за год. | 1 | | проверить сформированность умения понимать и принимать учебную задачу; проверить уровень сформированности ЗУН по предмету |
Критерии оценивания контрольных работ учащимися с умеренной умственной отсталостью по математике:
Не выполнил задание – 0 б.
Выполнил задание частично, даже при помощи педагога – 1 б.
Выполнил задание при сотрудничестве с педагогом – 2 б.
Выполнил задание самостоятельно – 3 б.
ФИ | № задания |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| баллы |
Диагностическая работа. Входной срез. |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Диагностическая работа. Срез за 2 четверть |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Диагностическая работа. Срез за 3 четверть |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Диагностическая работа за год. |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение №1 Контрольно-измерительные материалы по предмету математика
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Диагностическая работа. Входной срез. | Диагностическая работа. Срез за 2 четверть | Диагностическая работа. Срез за 3 четверть | Диагностическая работа за год. |
1 вариант  1.Написать числовой ряд 1, 2, 3.  2.Нарисовать столько кругов, сколько указывает цифра:    3. Найти квадрат и заштриховать его.  4.Назвать по изображениям на картинках времена года: зима, лето, осень, части суток: день, ночь, утро.   | 1 вариант 1. Нарисовать треугольник по опорным точкам и заштриховать его синим цветом: 2. Объединить геометрические фигуры в группы по форме.       3 Написать числовой ряд 1 – 4. 4 Показать, назвать по изображению на картинках времена года (зима, весна, лето, осень), части суток.  | 1 вариант 1 Написать числовой ряд 1 – 5. 2 Вставить пропущенные числа. 1 * 3 * 5 3 Сосчитать предметы, указать их количество цифрой.  4 Решить примеры. 3 + 2 = 5 – 4 = 5 – 2 = 4 – 3 = 2 + 2 = 3 + 1 = | 1 вариант Написать числовой ряд 1 – 6. Нарисовать столько предметов, сколько указывает цифра. 2, 5, 3. Решить примеры. 3 + 2= | 5 – 3 = | 2 + 0 = | 6 + 1= | 7 – 1 = | 5 – 5 = | 4. Заштриховать только квадраты.      |
2 вариант 1.Показать цифру 1, 2, 3.  Назвать цифру (1, 2, 3) и показать столько же пальцев.  2.Написать цифры по обводке или опорным точкам (на выбор):  3.Выбрать из предложенных геометрических фигур квадрат, обвести по трафарету, заштриховать красным цветом. 4.Показать на себе, кукле основные части лица, тела, назвать их. | 2 вариант 1. Выбрать из предложенных геометрических фигур круг, обвести по трафарету, заштриховать синим цветом. 2. Соедини точки 3. Показать по изображениям на картинках времена года: зима, лето, осень. 4. Закрасить круги: зелёным, жёлтым, красным | 2 вариант 1 Назвать цифровой ряд 1 – 5. Расположить цифры в последовательности. 2 Взять 4 кубика, соотнести с цифрой, 3 кубика, соотнести с цифрой. 3 Написать по обводке или по опорным точкам цифры 1, 2, 3, 4. 4 Выполнить действия, обозначающие направления вверх, вниз, вперед, назад. | 2 вариант 1.Назвать цифровой ряд 1 – 5. Расположить цифры в последовательности. 2.Написать цифры 3, 4, 5 по образцу. 3.Назвать цифры 2 5 1. Взять столько предметов. 4. Положить 3 круга, добавить еще 2. сколько стало кругов? Стало больше или меньше? |
Горецкий Иван
Наименование основных разделов | Четверть |
Результат диагностики |
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Всего часов |
2. Распознавание основных цветов | 1ч. | | - | | - | | - | | 1ч. |
4. Сравнение предметов по размерам | 5ч. | | 2ч. | | - | | - | | 7ч. |
5. Сравнение предметов по тяжести | - | | 1ч. | | - | | - | | 1ч. |
6. Сравнение групп предметов | - | | 2ч. | | - | | - | | 2ч. |
7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ | - | | 3ч. | | - | | - | | 3ч. |
9. Положение предметов в пространстве | 5ч. | | 2ч. | | - | | - | | 7ч. |
10. Узнавание и называние простейших явлений погоды | - | | 4ч. | | - | | - | | 4ч. |
13. Геометрические фигуры | 4ч. | | - | | . | | - | | 4ч. |
15. Числа и цифры 1-10 | - | | - | | 20ч. | | 15ч. | | 35ч. |
16. Диагностические работы | 1ч. | | 1ч. | | 1ч. | | 1ч. | | 4ч. |
Всего часов | 16ч. | | 15ч. | | 21ч. | | 16ч. | | 68ч. |
Матвеева Вероника
Наименование основных разделов | Четверть |
Результат диагностики |
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Всего часов |
2. Распознавание основных цветов | 1ч. | | - | | - | | - | | 1ч. |
4. Сравнение предметов по размерам | 5ч. | | 2ч. | | - | | - | | 7ч. |
5. Сравнение предметов по тяжести | - | | 1ч. | | - | | - | | 1ч. |
6. Сравнение групп предметов | - | | 2ч. | | - | | - | | 2ч. |
7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ | - | | 3ч. | | - | | - | | 3ч. |
9. Положение предметов в пространстве | 5ч. | | 2ч. | | - | | - | | 7ч. |
10. Узнавание и называние простейших явлений погоды | - | | 4ч. | | - | | - | | 4ч. |
13. Геометрические фигуры | 4ч. | | - | | . | | - | | 4ч. |
15. Числа и цифры 1-10 | - | | - | | 20ч. | | 15ч. | | 35ч. |
16. Диагностические работы | 1ч. | | 1ч. | | 1ч. | | 1ч. | | 4ч. |
Всего часов | 16ч. | | 15ч. | | 21ч. | | 16ч. | | 68ч. |
Меньшенин Владислав
Наименование основных разделов | Четверть |
Результат диагностики |
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Всего часов |
2. Распознавание основных цветов | 1ч. | | - | | - | | - | | 1ч. |
4. Сравнение предметов по размерам | 5ч. | | 2ч. | | - | | - | | 7ч. |
5. Сравнение предметов по тяжести | - | | 1ч. | | - | | - | | 1ч. |
6. Сравнение групп предметов | - | | 2ч. | | - | | - | | 2ч. |
7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ | - | | 3ч. | | - | | - | | 3ч. |
9. Положение предметов в пространстве | 5ч. | | 2ч. | | - | | - | | 7ч. |
10. Узнавание и называние простейших явлений погоды | - | | 4ч. | | - | | - | | 4ч. |
13. Геометрические фигуры | 4ч. | | - | | . | | - | | 4ч. |
15. Числа и цифры 1-10 | - | | - | | 20ч. | | 15ч. | | 35ч. |
16. Диагностические работы | 1ч. | | 1ч. | | 1ч. | | 1ч. | | 4ч. |
Всего часов | 16ч. | | 15ч. | | 21ч. | | 16ч. | | 68ч. |
Яковлев Лев
Наименование основных разделов | Четверть |
Результат диагностики |
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Всего часов |
2. Распознавание основных цветов | 1ч. | | - | | - | | - | | 1ч. |
4. Сравнение предметов по размерам | 5ч. | | 2ч. | | - | | - | | 7ч. |
5. Сравнение предметов по тяжести | - | | 1ч. | | - | | - | | 1ч. |
6. Сравнение групп предметов | - | | 2ч. | | - | | - | | 2ч. |
7. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ | - | | 3ч. | | - | | - | | 3ч. |
9. Положение предметов в пространстве | 5ч. | | 2ч. | | - | | - | | 7ч. |
10. Узнавание и называние простейших явлений погоды | - | | 4ч. | | - | | - | | 4ч. |
13. Геометрические фигуры | 4ч. | | - | | . | | - | | 4ч. |
15. Числа и цифры 1-10 | - | | - | | 20ч. | | 15ч. | | 35ч. |
16. Диагностические работы | 1ч. | | 1ч. | | 1ч. | | 1ч. | | 4ч. |
Всего часов | 16ч. | | 15ч. | | 21ч. | | 16ч. | | 68ч. |
Система оценки достижений учащихся по предмету «Математика»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются. В связи с тем, что все дети класса имеют сложные сочетанные дефекты. Не представляется возможным проводить диагностику в письменной форме, а так же в виде проективных методик, диагностика проводится с помощью метода наблюдений.
«Усвоил» (у)
-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
«Не усвоил».(н/у)
-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
- невозможно выявить сформированность действий.