СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа обучающегося 8 кл разработанная для условий инклюзивного образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа обучающегося 8 кл разработанная для условий инклюзивного образования»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 им. Сирина Н.И.»



«РАССМОТРЕНО»

на ПМПк

Протокол от ______________№

Руководитель

__________С.В. Барышникова

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания МС

от _________ №1

___________ Л.И. Васильева

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы


___________С.О. Москвина


Приказ от _________

«СОГЛАСОВАНО»

____________

Родитель несовершеннолетнего


___________ ??????????






Адаптированная

образовательная программа

Ф.И.О.,

обучающегося 8 «В» класса,

разработанная для условий инклюзивного образования













Ханты-Мансийск – 2019

Содержание

Пояснительная записка 3

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности 6

Содержание тем учебного предмета 10

Требования к уровню подготовки учащегося 15

Способы, средства, формы проверки результатов 15

Организация текущего и промежуточного контроля 19

Тематическое планирование 24

Кодификатор предметных умений, проверяемых в итоговой контрольной работе 30

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечинение 30

Цифровые образовательные ресурсы 33



































Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по биологии (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии. Примерной программы основного общего образования по биологии для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко. (М. : Вентана-Граф, 2014) с учетом психофизических особенностей ученика 8 класса Иванова Ивана Ивановича, который является обучающимся с ОВЗ и по решению ТПМПК согласно заключения от 22.12.20.. года №273 учебного года ему рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (НОДА,РАС,ТНР)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

Конституция РФ; Федеральный закон N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»; Методические рекомендации по разработке рабочих программ по биологии для специальных (коррекционных) классов

Актуальность программы

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что  в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ОВЗ) не может освоить Программу по биологии в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывает затруднения при чтении, не может делить главное в информации, затрудняется при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладает неустойчивым вниманием, обладает бедным словарным запасом, у него нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. 

Иванов И.И. работает на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, ему с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Адаптированная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие Ивану получить качественное образование по биологии, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Биологические термины изучаются таким образом, чтобы обучающийся мог опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащийся получает только общее представление. Ряд сведений о биологичеких процессах познается школьником в результате практической деятельности.




Рабочая программа раскрывает содержание обучения биологии учащихся 8 класса общеобразовательных организаций. Про­грамма составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основ­ной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образователь­ном стандарте общего образования, программы развития универ­сальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рабочая программа также реа­лизует генеральные цели общего образования, авторские идеи развивающего обучения, результаты межпредметной интеграции.

Мировая и национальная система общего образования претер­певает в настоящее время интенсивные изменения. Она активно вовлечена в процесс глобализации, где становится основным ме­ханизмом реализации модели устойчивого развития мира, приоб­ретает новые свойства: гуманизм, интеграцию, динамизм, мобиль­ность, личностно-ориентированный характер.

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития ‒ ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых ‒ вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Место предмета в базисном учебном плане.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, 34 (1ч в неделю) в 7 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 8, 9 классах

Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии).

Исходя из уровня подготовки обучающихся класса, используются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно –ориентированного образования. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала. Методы обучения: репродуктивный (объяснительно –иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый). Форма организации познавательной деятельности –групповая и индивидуальная. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные в Примерной программе. Все работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению педагога.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться пред­ставлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме ис­следовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла биологических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых биологических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету. Параметры измерителей учебных достижений учащихся школы с ОВЗ аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе.

Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями.


Изучение биологии в основной школе даёт возможность учащимся с ОВЗ достичь следующих личностныхрезультатов:

  • формирование социальной среды развития обучающегося с ОВЗ, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;

  • усвоение обучающимся с ОВЗ нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения;

  • приобщение обучающегося с ОВЗ к культурным ценностям своего народа, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

  • социальную самоидентификацию обучающегося с ОВЗ посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

  • формирование у обучающегося с задержкой психического развития личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

  • приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;

  • формирование позитивной самооценки; приобщение обучающегося с ОВЗ к общественной деятельности и школьным традициям;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

  • формирование у обучающегося с ОВЗ мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

  • овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью под руководством педагогов;

  • развитие собственных представлений о будущей профессиональной деятельности;

  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающегося с ОВЗ;

  • совместную деятельность обучающегося с ОВЗ с родителями (законными представителями);

  • информирование обучающегося с ОВЗ об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального спроса на различные виды трудовой деятельности;

  • осознание обучающимся с ОВЗ ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности противостоять им.

Требования к личностным результатам освоения адаптированной образовательной программы по биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;

  • формирование у обучающихся с ОВЗ осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.

Требования к метапредметным результатам:

  • регулятивными: действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строит алгоритмы реализации учебных действий); действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);

  • познавательными: конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников; проводить наблюдение, на основе задания педагога; использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации; выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале; проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам; устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);

  • коммуникативными: аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);

  • практическими: способностью к использованиприобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебногосотрудничества с педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью болееглубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий). формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире,постоянного процесса эволюции научного знания; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результатыпод руководством педагога; овладение умением сопоставлять знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование умений безопасного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, аргументирование своих действий.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде ли и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и раз решать кон флик ты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ОВЗ умениями, специфическими для данной предметной области, видами деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его применению в учебных и социальных ситуациях, владение терминологией, ключевыми понятиями. Предметные результаты освоения биологии обучающимися с ОВЗ ориентированы на овладение ими общеобразовательной и общекультурной подготовкой, соответствующей образовательной программе основного образования.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях е. развития, сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;

  • формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека под руководством педагога;

  • формирование основ экологической грамотности: понимания последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; подбирать адекватные действия и поступки по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в рациональном природопользовании и защите здоровья людей;

  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «Биология»

8 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)

  1. Общий обзор организма человека (6 ч.)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Органы, системы органов, организм.

2. Опорно-двигательная система (10 ч.)

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (7 ч)

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови.Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

4. Дыхательная система (7 ч)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью.Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

5. Пищеварительная система (8 ч.)

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

6. Обмен веществ и энергии. (3 ч)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

7. Мочевыделительная система (2 ч)

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

8. Кожа (3 ч.)

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.

Личность и её особенности. Выбор профессии.

Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (5 ч.)

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

Требования к уровню подготовки учащегося

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Результаты изучения воспитанниками с ЗПР учебного предмета «Биология» на конец учебного года приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Человек и его здоровье

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Способы, средства, формы проверки результатов.

Формы и методы контроля

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

В рабочей программе для контроля уровня достижений учащихся используются такие методы контроля как:

-по месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), итоговый (выходной) контроль в виде теста.

-по способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная).

-по способу организации контроля: взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.

-по способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), письменный метод (контрольные, проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдении за ходом выполнения практических работ).

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля за качеством обучения и усвоения материала:

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания – рейтинговая или отметочная);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

Для определения уровня подготовленности обучаемого к усвоению предлагаемого материала в рабочей программе предусмотрен входной контроль, а так же выходной контроль, который позволяет оценить уровень усвоения изученного материала в динамике. Входной и выходной контроль проводятся в форме тестирования.

Контроль результатов обучения химии выполняет, как и все другие компоненты учебного процесса, образовательную, воспитывающую и развивающую функции. Контроль имеет системные свойства и является неотъемлемой частью обучения. С помощью контроля устанавливается степень достигнутости целей и осуществляется управление обучением. Главное требование к контролю - его систематичность.

Методы контроля при всем их разнообразии эффективны только тогда, когда они адекватны содержанию и деятельности учащихся по его усвоению.

Виды контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. Предварительный контроль предназначен для того, чтобы выявить исходный уровень знаний, от которого можно отталкиваться в последующем обучении. Он может проводиться в начале учебного года или в начале урока. Текущий контроль осуществляется на протяжении всего урока с целью контроля за ходом усвоения изучаемого материала. Тематический (периодический) контроль проводится в конце темы (или какого-либо длительного отрезка учебного времени - четверти, полугодия и т. п.).

Внутри названных видов контроля усвоения различают методы контроля. Их рассматривают по группам, соответствующим устной, письменной, экспериментальной и компьютерной проверки.

Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, диктант, письменные домашние задания и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении химии.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, где имеются вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем.

Все эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются или на этапе закрепления или в качестве домашнего задания.

По окончании курса проводится итоговая контрольная работа.


Критерии и нормы оценки

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.

Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.

Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.

Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.

Коррекционно-развивающий компонент (КРК) программы направлен на повышение уровня общего развития обучающихся старших классов с ОВЗ, так как чаще всего выраженные нарушения той или иной деятельности помешают ребенку обучаться наравне со всеми детьми в классе.

Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку их применение направлено на:

  • Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.

  • Повышения уровня развития логического мышления.

  • Развитие наглядно-образного и логического мышления.

  • Развитие речи.

  • Развитие приемов учебной деятельности.

  • Развитие личностно-мотивационной сферы.

  • Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.

Любые коррекционно-развивиющие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.

Виды коррекционно-развивающих упражнений:

  • Упражнения, связанные с тактильным восприятием:

  • «Узнай по контуру»

  • «Кусочки целого»

  • Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:

  • «Запомни и нарисуй»

  • «Составь слово»

  • «Найди смысловые связи»

  • «Бессмысленные слова»

  • «Один лишний»

  • «Память на слова»

  • «Мысленные образы»

  • «Ассоциации»

  • «Раздели на группы»

  • Лабиринт

  • Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу:

  • «Найди по алфавиту или слова-загадки»

  • «Номер буквы по алфавиту»

  • « Высокий, средний, низкий»

  • «Слова по алфавиту»


Организация текущего и промежуточного контроля

8 класс Годовой календарный график текущего контроля

Тема

Кол-во часов


В том числе

Лабораторных опытов и практических работ

Контрольных

работ и обобщений

Общий обзор организма человека

6



1

Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе




2

Структура тела.




3

Строение, химический состав и жизнедеятельность клеткиЛабораторная работа № 1«Действие каталазы на пероксид водорода»


1 Лабораторная работа


4

Ткани организма человека Лабораторная работа № 2«Клетки и ткани под микроскопом»


1 Лабораторная работа


5

Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов



1Контрольная работа

6

Обобщение по теме «Общий обзор организма человека»



1 Обобщающий урок

Опорно-двигательная система

10



7

Строение, состав и типы соединения костей




8

Лабораторная работа № 3«Строение костной ткани» Лабораторная работа № 4«Состав костей»



2 Лабораторная работа



9

Скелет головы и туловища




10

Скелет конечностей




11

Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы




12

Строение, основные типы и группы мышц.




13

Работа мышц




14

Нарушение осанки и плоскостопие




15

Развитие опорно-двигательной системы




16

Обобщение по теме «Опорно-двигательная система»



1Обобщающий урок

Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

7



17

Значение крови и её состав. Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки"


1 Лабораторная работа


18

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови




19

Сердце. Круги кровообращения




20

Движение лимфы




21

Движение крови по сосудам




22

Регуляция работы органов кровеносной системы




23

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях




Дыхательная система

7



24

Значение дыхательной системы. Органы дыхания




25

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».


1 Лабораторная работа


26

Дыхательные движения Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»


1 Лабораторная работа


27

Регуляция дыхания.




28

Заболевания дыхательной системы




29

Первая помощь при повреждении дыхательных органов




30

Обобщение по темам: «Кровеносная система», «Внутренняя среда организма», «Дыхательная система».



1Обобщающий урок

Пищеварительная система

8



31

Строение пищеварительной системы.




32

Зубы




33

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 8«Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 9«Действие ферментов желудочного сока на белки».


2 Лабораторная работа


34

Пищеварение в кишечнике.




35

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав




36

Заболевания органов пищеварения




37

Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система»



1 Обобщающий урок

38

Полугодовая контрольная работа



1 Контрольная работа

Обмен веществ и энергии

3



39

Обменные процессы в организме.




40

Нормы питания.




41

Витамины.




Мочевыделительная система

2



42

Строение и функции почек.




43

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим.




Кожа

3



44

Значение кожи и её строение.




45

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов




46

Обобщение знаний по темам: "Обмен веществ", "Мочевыделительная система", "Кожа".



1 Обобщающий урок

Эндокринная и нервная системы

5



47

Железы и роль гормонов в организме




48

Значение, строение и функция нервной системы




49

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.




50

Спинной мозг.




51

Головной мозг.




Органы чувств. Анализаторы

6



52

Принцип работы органов чувств и анализаторов.




53

Орган зрения и зрительный анализатор.




54

Заболевания и повреждения органов зрения




55

Органы слуха, равновесия и их анализаторы.




56

Органы осязания, обоняния и вкуса.




57

Обобщение знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы»



1 Обобщающий урок

Поведение человека и высшая нервная деятельность

8



58

Врождённые и приобретенные формы поведения




59

Закономерности работы головного мозга.




60

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление




61

Психологические особенности личности.




62

Регуляция поведения.




63

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.




64

Вред наркогенных веществ.




65

Обобщение знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность»



1Обобщающий урок

Половая система. Индивидуальное развитие организма

3



66

Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём.




67

Развитие организма человека. Обобщение знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»



1Обобщающий урок

68

Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье».



1Контроьная работа


Итого:

68





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «Биология»

8 КЛАСС (2ч в неделю, всего 68 ч)

Тема урока

Количество часов

Коррекционная основа урока

Общий обзор организма человека

6


Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе

1

Формировать навыки сравнения объектов

Структура тела.

1

Формировать умение работать с текстом учебника

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Лабораторная работа № 1«Действие каталазы на пероксид водорода»

1

Формировать навыки простейшего опыта.

Ткани организма человека Лабораторная работа № 2«Клетки и ткани под микроскопом»

1

Работать с микроскопом, сравнивать объекты.

Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов

1

Формировать навыки сравнения объектов

Обобщение по теме «Общий обзор организма человека»

1

Развитие памяти, речи, логического мышления.

Опорно-двигательная система

10


Строение, состав и типы соединения костей

1

Формировать умение работать с объектом.

Лабораторная работа № 3«Строение костной ткани» Лабораторная работа № 4«Состав костей»

1

Умение делать простые выводы из наблюдений.

Скелет головы и туловища

1

Формировать умение работать с объектом.

Скелет конечностей

1

Формировать навыки проведения простейшего опыта.

Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы

1

Применение знаний на практике.

Строение, основные типы и группы мышц.

1

Формировать умение работать с текстом учебника

Работа мышц

1

Умение делать простые опыты и выводы.

Нарушение осанки и плоскостопие

1

Умение делать простые выводы из наблюдений.

Развитие опорно-двигательной системы

1

Формировать умение работать с текстом учебника

Обобщение по теме «Опорно-двигательная система»

1

Развитие памяти, речи, логического мышления.

Кровеносная система. Внутренняя среда организма

7


Значение крови и её состав. Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки"

1

Формировать умение работать с микроскопом и делать простые рисунки.

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови

1

Умение делать конспект по плану учителя. Развивать речь, внимание, память.

Сердце. Круги кровообращения

1

Формировать умение работать со схемами.

Движение лимфы

1

Формировать навыки делать простые опыты.

Движение крови по сосудам

1

Формировать умение работать с текстом учебника.

Регуляция работы органов кровеносной системы

1

Умение делать конспект по плану учителя.

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях

1

Применение знаний на практике.

Дыхательная система

7


Значение дыхательной системы. Органы дыхания

1

Формировать умение работать с текстом учебника.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

1

Формировать навыки делать простые опыты.

Дыхательные движения Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»

1

Формировать навыки делать простые опыты

Регуляция дыхания.

1


Заболевания дыхательной системы

1

Умение делать конспект по плану учителя.

Первая помощь при повреждении дыхательных органов

1

Применение знаний на практике.

Обобщение по темам: «Кровеносная система», «Внутренняя среда организма», «Дыхательная система».

1

Развитие памяти, речи, логического мышления.

Пищеварительная система

8


Строение пищеварительной системы.

1

Формировать умение работать с текстом учебника.

Зубы

1

Обучать умению объяснять рисунки, схемы представленные в учебнике.

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 8«Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки».

1

Умение делать простые опыты.

Пищеварение в кишечнике.

1

Формировать навыки планирования.

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав

1

Умение делать конспект по плану учителя.

Заболевания органов пищеварения

1

Формировать умение работать с текстом учебника.

Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система»

1

Развитие памяти, речи, логического мышления.

Полугодовая контрольная работа

1


Обмен веществ и энергии

3


39

Обменные процессы в организме.

1

Формировать умение работать с текстом учебника.

40

Нормы питания.

1

Формировать навыки планирования.

41

Витамины.

1

Формировать умение составлять таблицы.

Мочевыделительная система

2


42

Строение и функции почек.

1

Обучать умению объяснять рисунки, схемы представленные в учебнике.

43

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим.

1

Умение делать конспект по плану учителя

Кожа

3


44

Значение кожи и её строение.

1

Формировать умение работать с текстом учебника, составление простого плана.

45

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов

1

Умение делать простые опыты и выводы.

46

Обобщение знаний по темам: "Обмен веществ", "Мочевыделительная система", "Кожа".

1

Развитие памяти, речи, логического мышления.

Эндокринная и нервная системы

5


47

Железы и роль гормонов в организме

1

Учить составлять план текста.

48

Значение, строение и функция нервной системы

1

Обучать умению объяснять рисунки, схемы представленные в учебнике.

49

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.

1

Формировать умение работать с текстом учебника.

50

Спинной мозг.

1

Формировать навыки простейшего опыта.

51

Головной мозг.

1

Учить сравнивать объекты, делать выводы из наблюдений.

Органы чувств. Анализаторы

6


52

Принцип работы органов чувств и анализаторов.

1

Формировать умение работать с текстом учебника.

53

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

Умение работать с объектом.

54

Заболевания и повреждения органов зрения

1

Обучать умению объяснять рисунки, схемы представленные в учебнике.

55

Органы слуха, равновесия и их анализаторы.

1

Умение работать с объектом.

56

Органы осязания, обоняния и вкуса.

1

Обучать умению объяснять рисунки, схемы представленные в учебнике.

57

Обобщение знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы»

1

Развитие памяти, речи, логического мышления.

Поведение человека и высшая нервная деятельность

8


58

Врождённые и приобретенные формы поведения

1

Учить составлять простые схемы.

59

Закономерности работы головного мозга.

1

Умение делать конспект по плану учителя.

60

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление

1

Умение делать простые опыты и выводы.

61

Психологические особенности личности.

1

Умение работать с дополнительной литературой.

62

Регуляция поведения.

1

Формировать навыки по составлению плана текста.

63

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.

1

Умение делать простые опыты и выводы.

64

Вред наркогенных веществ.

1

Формировать умение работать с текстом учебника.

65

Обобщение знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность»

1

Развитие памяти, речи, логического мышления.

Половая система. Индивидуальное развитие организма

5


66

Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём.

1

Умение делать конспект по плану учителя.

67

Развитие организма человека. Обобщение знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»

1

Развитие памяти, речи, логического мышления, внимания.

68

Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье».

1


ВСЕГО за 8 класс

68



Кодификатор предметных умений, проверяемых в итоговой контрольной работе по биологии


Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1

Общий обзор организма.

2

Опорно-двигательная система.

3

Кровь. Кровообращение.

4

Дыхательная система.

5

Пищеварительная система.

6

Обмен веществ.

7

Мочевыделительная система.

8

Кожа.

9

Эндокринная система.

10

Нервная система.

11

Анализаторы. Органы чувств.

12

Поведение и психика.

13

Индивидуальное развитие организма.


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Дополнительная литература для учителя:

  1. Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014 г)

  2. И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев ,О.А.Корнилова Биология 8 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2014 г

  3. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

  4. Беляев, Д. К., Воронцов, Н. П., Керкис, Ю. Я. Общая биоло¬гия: Пособие для учителей / под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2012.

  5. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. ‒ М.: Дрофа, 2014;

  1. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 2014;

  1. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Про¬свещение, 2014;

  1. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2015.

  2. 10 Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология: в 3-х т. Т.2, - М.: Мир, 2004.

Дополнительной литературы для учащихся:

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  5. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

  6. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  7. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

  8. Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

  1. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам.М.: Мир, 1990.

  1. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.

  2. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  3. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

  4. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необхомо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записейи воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,мультимедиа проектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающиепрограммы, выход в Интернет.

Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.

Перечень оснащения кабинета биологии

Гербарии

основные группы растений, сельскохозяйственные растения;

Коллекции

голосеменные растения, семена и плоды;

Чучела позвоночных животных

рыба, грач, ястреб;

Скелеты позвоночных животных

костистая рыба, ящерица, голубь, кролик, кошка


Влажные препараты беспозвоночных и позвоночных животных

лягушка, крыса, цыпленок, медуза;

Комплекты микропрепаратов

ботаника, зоология, анатомия, общая биология;


Объемные модели

скелет конечностей лошади, строение мозга позвоночных животных, череп человека с раскрашенными костями, глаз, гортань в разрезе, мозг в разрезе, сердце, желудок, печень, ухо, структура ДНК (разборная), скелет человека на штативе (85 см).

Рельефные таблицы

археоптерикс,внутреннее строение рыбы,внутреннее строение лягушки,внутреннее строение голубя,разрез кожи,

пищеварительный тракт,фронтальный разрез почки человека

строение почки, строение спинного мозга, ухо человека

Магнитные модели-аппликации

Деление клетки. Митоз и мейоз, биосинтез белка

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Раздаточные материалы

Лупа ручная, микроскоп


Посуда и принадлежности для опытов


Демонстрационные: набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ, штатив лабораторный

Лабораторные: набор препаровальныхинструментов,набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии,спиртовка лабораторная

Печатные пособия

Комплект таблиц по основным разделам биологии

Информационно-коммуникационные средства


Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

CD «1С:Школа»: Биология, 6кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

CD «1С:Школа»: Биология, 7кл. Животные.

CD «1С:Школа»: Биология, 9кл. Основы общей биологии.

CD «1С: Репетитор».

    • http://redbook.ru/ Красная Книга, флора, фауна и ООПТ Челябинской области и Южного Урала

    • www.eeexchange.org – EnvironmentalEducationExchange – программы образования в области окружающей среды

    • http://zelenyshluz.narod.ru/ - путеводитель по экологическим ресурсам

    • http://www.ustoichivo.ru/ Стратегия устойчивого развития

    • http://www.ecoline.ru/ электронная библиотека «Эколайн» -





33