СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В адаптированной Программе определены цель, коррекционные задачи,  алгоритм логопедической работы, условия и средства формирования лексико-грамматических категорий, связной речи, фонетико - фонематической стороны речи, элементарных навыков письма и чтения детей старшего дошкольного возраста с ТНР. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи»

Программа рекомендована

к работе

Советом педагогов МБДОУ Детский сад № 36

от «___»____________2016г.


Согласовано

старший воспитатель

______И.Н.Татаринцева

Утверждаю

заведующий МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»

________________О.И.Яук

Приказ №__

от «___»____________2016 г.














Адаптированная образовательная программа для детей 4-5 лет

с тяжелыми нарушениями речи







Срок реализации 1 год

Составитель:

учитель-логопед

Галкина Наталья Александровна

.








Рассмотрено на заседании ГПСС учителей-логопедов

_____________руководитель ГПСС Ляра Н.А.

Протокол № ____

от «_____»_______________20___г.





Осинниковский городской округ

2016


Рецензент:

Федорцева М.Б., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования МАОУ ДПО ИПК г.Новокузнецка







Галкина Н.А., учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»



Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей

с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет


















Аннотация

В адаптированной Программе определены цель, коррекционные задачи, алгоритм логопедической работы, условия и средства формирования лексико-грамматических категорий, связной речи, фонетико - фонематической стороны речи, элементарных навыков письма и чтения детей старшего дошкольного возраста с ТНР.







Содержание

1. Целевой раздел......................................................................................................................4

    1. Пояснительная записка………………………………………………………….….…4

1.1.2. Цель Программы………………………………………………………………….…….6

1.1.3. Принципы коррекционной работы………………………………………………...…6

1.1.4. Основные задачи коррекционной работы………………………………………....…8

1.1.5. Характеристика детей с нарушением зрения……………………………………..….9

1.1.6. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)………………….....11

1.2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………..…..14


2. Содержательный раздел.....................................................................................................16

2.1. Особенности организации образовательного процесса…………………………….….16

2.2. Формы и средства организации коррекционной работы……………………….…..….18

2.3. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР………………….….….22

2.4. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет

с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)………………………………………………….……23

2.5. Диагностическая работа………………………………………………………………...…27

2.6. Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе…………….28

2.7. Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей (законных представителей)

в коррекционной работе……………………………………………………..…….……..29


3. Организационный раздел....................................................................................................31.

3.1. Материально-техническое обеспечение…………………………………………………31

3.2. Печатные пособия………………………………………………………………….….….34

3.3. Технические средства…………………………………………………………………….36


Приложение…………………………………………………………………………………...37







  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных учреждениях. Широкая распространенность зрительных нарушений у детей побуждает к поиску новых подходов к оказанию им всесторонней помощи и поддержки. Практически 80% детей с проблемами зрения имеют и нарушения речи. Нечеткость узнавания предметов, их форм, внешних признаков создают изначально неблагоприятные условия для формирования речи.

Специфические трудности в соотнесении слова и образа затрудняют накопление словаря, формирование обобщающих понятий и в большинстве случаев приводит к нарушению всех структурных компонентов языка. Зрительный дефект, таким образом, становится первичным, влияющим на развитие речевых и неречевых функций. У детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-грамматического свойства. Зрительный дефект отражается при обучении детей письму и чтению: дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. Нарушение зрения обычно сопровождается вторичными наслоениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно – психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и становление общего речевого статуса. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика рук, проблемы в познавательной сфере. По определению Р.Е.Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания таких детей работа логопеда очень важна. Логопед в специальном детском саду корректирует произносительную сторону; развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребёнка. Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует знаний в офтальмологии, тифлопедагогике, владения соответствующими приёмами обучения, применения средств наглядности.

В системе специальных занятий осуществляется комплексный подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптистов, воспитателей, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.


1.1.2. Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Приоритетным направлением в логопедической деятельности является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Это – обязательное условие, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников.


1.1.3. Принципы организации содержания рабочей программы

Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:

- принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком; данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;

- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку; данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

- принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение языкового материала; систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;

- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов;

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;

- принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка; многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка; данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи; в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива зависит качество речи и мера успешного обучения; обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные особенности детей, использование разнообразных приемов, стимулирующих речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений детей;

- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики; речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи; данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности.


Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Речевое развитие» составляют:

- образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;

- федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- приказ МОиН РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Логопедическая программа разработана для реализации в условиях детского сада для детей с нарушением зрения.


1.1.4. Задачи рабочей программы

1. Развитие артикуляционной моторики и закрепление правильного произношения звуков родного языка.

2. Постановка звуков.

3.Формирование фонематического восприятия, коррекция нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка.

4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентировки в пространстве).

5. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

6. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР.

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

9. Способствовать использованию речи для инициирования общения, регуляции поведения в игровом взаимодействии со сверстниками.

10. Учить понимать и правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния.

11. Учить использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.

12. Учить строить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.

13. Формировать навыки пользования разнообразными формулами речевого этикета.

14 . Способствовать эмоциональному реагированию на поэтические тексты, выразительному их воспроизведению.

15. Формировать интерес к слушанию произведений разных жанровирассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.

16. Формировать навыки осмысленного восприятия содержания произведений, адекватного реагирования на события, которых не было в собственном опыте.

17. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов).

18. Учить изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

19. Развитие коммуникативности, успешности в общении

20. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МБДОУ.


1.1.5. Характеристика детей с нарушением зрения


Речевое развитие детей с нарушениями зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств.

Речь – мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и даёт возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.

Общая особенность детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами познания.

Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы: неправильное произношение свистящих и шипящих звуков), (ламбдацизмы: неправильное произношение звука «Л»), (ротоцизмы: неправильное произношение звука «Р»), встречаются в два раза чаще, чем в норме.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.


Характеристика зрительных нарушений у детей:

Близорукость (миопия) – это дефект зрения или так называемая патология глаза, при котором изображение фокусируется перед сетчаткой глаза. У людей с миопией или увеличена длина глаза (осевая близорукость), или роговица имеет большую преломляющую силу, в связи с этим возникает небольшое фокусное расстояние (рефракционная близорукость). Проще говоря, близорукость - это когда человек видит хорошо вблизи и с трудом видит вдаль. Удаленные предметы, которые видит человек, кажутся расплывчатыми, смазанными. Острота зрения ниже 1.0. Такие люди носят оптику с отрицательным значением.

Астигмати́зм - офтальмологическое нарушение, характеризующееся смещением зрительного фокуса. Это приводит к тому, что на сетчатку изображение передается в размытой, искаженной, кривой форме (например, точка при астигматизме может казаться эллипсом или прямой). Астигматизм у детей наблюдается довольно часто. И если низкая степень астигматизма может пройти незамеченной, то высокие степени болезни ведут к тяжелым нарушениям зрения и психического развития. В последнем случае залогом благоприятного исхода становится своевременная диагностика нарушения.

Амблиопия – стойкое одно- или двустороннее снижение зрения, не связанное с органической патологией зрительного анализатора и не поддающееся оптической коррекции. Течение амблиопии может быть бессимптомным или сопровождаться невозможностью устойчивой фиксации взгляда, нарушением цветовосприятия и ориентировки в пространстве, снижением остроты зрения (от незначительного ослабления до светоощущения).

Косоглазие — это неправильное расположение глазных яблок, при ко­тором происходит отклонение зри­тельной оси одного из глаз в сторону и нарушается параллельность зритель­ных осей двух глаз. Диагноз является клиническим, включая наблюдение за отражением света роговицей и ис­пользование теста с закрыванием глаз. Лечение может включать кор­рекцию нарушения зрения путем за­крывания одного глаза, использова­ние корректирующих линз и оператив­ное лечение.

Дальнозоркость (гиперметропия) – такое рефракционное нарушение, при котором изображения предметов фокусируются не на сетчатке, а в плоскости, расположенной за ней. При дальнозоркости значительно ухудшается способность различать объекты, находящиеся вблизи. Кроме этого, дальнозоркость сопровождается повышенным зрительным утомлением, головными болями, жжением в глазах; высокие степени гиперметропии - плохим зрением вдаль.


1.1.6. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Главное направление в развитии речи детей – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки, начинают активнее подбирать слова с противоположным и близким значением (антонимы и синонимы), сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дети начинают осваивать разные типы высказывания (описание и повествование). Речь детей становится связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения – не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью, они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Характеристика речевых нарушений у детей:

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи, являясь следствием поражения центральной нервной системы, наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, дизартрии.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до 3-х лет).

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи (артикуляции, дыхания, голосообразования, темпа, ритма, интонации речи), связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно- смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценивать как однословные предложения.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребляемых слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона характеризуется наличием многочисленных замен, смешений, искажений. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в затрудненном усвоении звуко-слоговой структуры и нарушении звуконаполняемости.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В звукопроизношении отмечается недифференцированность произнесения звуков. Слоговая структура изобилует перестановками и заменами звуков и слогов, сокращениями при стечении согласных в слове. Лексика отличается отсутствием дефиниций. В свободных высказываниях преобладают простые предложения. Отмечаются аграмматизмы в словообразовании и словоизменении.

Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех-ступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (при расстегивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.).

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими аномалиями.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

– дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Промежуточные планируемые результаты:

4 –5 лет

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- использует речь для инициирования общения, регуляции поведения;

- активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния;

- использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования;

- владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);

- способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- различает на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов);

- умеет изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.




2. Содержательный раздел


2.1. Особенности организации образовательного процесса

Вся коррекционная логопедическая работа имеет специфическую методическую направленность, проводится дифференцированно и охватывает различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором. Комплексная коррекционно-логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и зрения, в целях компенсации последствий зрительной патологии и подготовки их к обучению в школе.

Система логопедической работы включает три крупных блока:

1. Работа с детьми:

При проведении логопедических занятий с детьми с патологией зрения особое внимание обращается на зрительные возможности ребенка и предъявляется дидактический материал необходимой величины, окраски и объёмности. Обязательный этап на занятиях - гимнастика для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций.

2. Взаимодействие с воспитателями, узкими специалистами:

Сотрудничество логопеда с окулистом, дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями обеспечивает возможность психологического, логопедического, дефектологического, медицинского сопровождения коррекционно-педагогического процесса. Эффективность работы специалистов достигается посредством взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативно-просветительское. Приступая к коррекции речи, учитель-логопед рассчитывает на сотрудничество со всеми участниками коррекционного процесса. Основная работа по формированию правильных речевых навыков проводится учителем-логопедом, а специалисты в разных видах деятельности способствуют закреплению речевых автоматизмов, побуждая детей к речевой активности.

3. Работа с родителями:

Трудность взаимодействия состоит в том, что далеко не все родители способны оказать адекватную помощь в процессе логопедической коррекции. В связи с этим возникает необходимость помочь родителям понять свою роль в процессе развития ребенка, вооружить их определенными знаниями, умениями и навыками преодоления речевых нарушений.

Использование следующих форм в работе с родителями: индивидуальные, подгрупповые консультации, памятки для родителей, присутствие родителей на занятиях, открытый диалог на родительских собраниях, организация совместной работы родителей с детьми по выполнению домашних логопедических заданий («Логопедическая тетрадь»).

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (1-5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении.

2. Выбор методов и приёмов с учётом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки.

3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учётом рекомендаций дефектолога. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребёнка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.

4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение учебного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность перед детьми с низкой остротой на вертикали. Размещать предметы на доске размером от 10-15 см в количестве не более 8-10 шт., а объект размером 20-25 см – от 3 до 5 шт. одновременно. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись по отдельности.

5. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

- выбор адекватного фона;

- выбор определённого цвета;

- постоянное использование указки для уточнения;

- ребёнок с окклюзией при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза;

- педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

- объекты на рассматриваемой картине имеют чёткий контур;

- непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут.

Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.

Ежедневный объем непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.


2.2. Формы и средства организации коррекционной работы

Группы для занятий комплектуются из детей, направленных ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией).

Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые две недели обучения.

Логопедические занятия дифференцированы с учётом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа осуществляется силами учителя-логопеда, дефектолога и воспитателями.

Форма организации обучения – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

Фронтальные занятия проводятся во второй половине года – 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет: 20 минут для детей среднего возраста.

Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей (ежедневно), продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, заполнение речевых карт. После проведения логопедического обследования учитель-логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий ребёнком, и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Ниже представлена схема организации работы учителя-логопеда в ДОУ.




Учитель-логопед:

  • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия;

  • индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

  • фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Педагог – психолог:

  • игры на развитие слухового и зрительного восприятия;

  • упражнения на развитие целенаправленного внимания и наблюдательности;

  • игры на развитие слуховой и зрительной памяти;

  • игры на развитие мышления и речи (активизация и обогащения словарного запаса).

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики.

Музыкальный руководитель:

  • музыкально-ритмические игры;

  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

  • игры-драматизации.

Педагог по ФИЗО:

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

  • игры на развитие пространственной ориентации.

Родители (законные представители):

  • выполнение рекомендаций учителя – логопеда:

-консультирование узких специалистов;

-игры на развитие мелкой моторики;

-упражнения на развитие артикуляционной моторики;

-игры на развитие слухового, зрительного внимания и фонематического слуха;

-игры на развитие лексико-грамматических категорий.

  • активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, семинары – практикумы, праздники, развлечения и т. д.), посещение логопедических занятий;

  • контроль за правильностью собственной речи, которая должна быть чёткой, ясной, грамотной, выразительной.


2.3.   Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности


Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

(диагностическая работа)






(консультативно - просветительская работа)



Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.



Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ, маршрутов сопровождения помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.

Составление планов групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и уровень речевого развития.

Основной

(коррекционно – развивающая работа)



Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных планах.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижения определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Заключительный

(итоговая диагностическая работа)

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).

Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.



2.4. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет

с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)


Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября, длится девять месяцев (в июле, июне, ведётся только индивидуальная работа с детьми) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

В сентябре две недели отводятся всеми специалистами для углубленной диагностики, сбора анамнеза, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана на первый период работы.

С третьей недели сентября начинаются занятия с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы.

В средней группе проводится фронтальное занятие по типу:

- занятия по формированию фонетической стороны речи и по формированию первоначальных навыков овладения звуковым анализом и синтезом

Продолжительность занятия 20 минут, 1 в неделю.

Общее количество фронтальных занятий – 20 занятий.

Индивидуальные занятия с детьми по коррекции звукопроизношения проводятся ежедневно.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

Развивающая среда для детей пятого года жизни должна сохранять некоторые черты среды для малышей и свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с ОНР, потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки.

Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с ОНР идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не следует использовать в средней возрастной группе для детей с ОНР объекты шаржеобразного характера, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок. Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, разных размеров и несложных форм, из различных материалов.

Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.

В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камешки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров.

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в этом центре было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети ежедневно проводят достаточно много времени. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобная скамеечка для подгруппы детей перед ним, стеллаж для картотек под ним — традиционное оборудование этого центра. В качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики можно использовать картинки и забавные игрушки. Для проведения каждого упражнения следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит постоянно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и внесет в занятия игровой момент.

Нижние полки в шкафах или на стеллажах должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. На стенах и дверцах мебели можно закрепить две-три магнитные мини-доски и пару мини-коврографров для свободной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).

Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечит максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу — обязательные условия.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы,

учебно-дидактический материал

Развитие словаря

  1. Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

  2. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

  3. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

  4. Сформировать понимание простых предлогов.

  5. Сформировать понятие слово и умение оперировать им.


Формирование грамматического строя речи

  1. Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

  2. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

  3. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  4. Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

  5. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

  6. Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

  7. Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

  8. Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

  9. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.


Обучение элементам грамоты

  1. Сформировать понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.

  2. Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

  3. Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Развитие связной речи и коммуникативных навыков

  1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

  2. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

  3. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

  4. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

  5. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану.

  6. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Приложение № 1. Календарно – тематическое планирование в средней группе с региональным компонентом

Приложение № 2. Календарно-перспективное планирование логопедической работы в средней группе для детей с ТНР.



2.5. Диагностическая работа


Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Коррекционно – педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.

Цель диагностики - выявление особенностей развития речи детей и качественный анализ уровня речевого развития каждого ребенка для определения его индивидуальных возможностей и на этой основе создание идеальных условий для развития, обучения и коррекции недостатков у дошкольников с ТНР.

Диагностика речевого развития проводится 3 раза в год по комплекту материалов, раскрывающих содержание и перспективы мониторинга речевого развития ребенка в логопедической группе.


Приложение № 3. Речевые карты, диагностический материал


2.6. Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе

Задачи совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя:

  1. Формирование правильного произношения

  2. Развитие речевого дыхания

  3. Развитие артикуляционной моторики

  4. Развитие общей и мелкой моторики

  5. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка

  6. Развитие навыка связной речи.

  7. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.


Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.


Приложение № 4. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы

Приложение № 5. Перспективное планирование работы с воспитателями


2.7. Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей (законных представителей) в коррекционной работе

Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

В логопедической группе учитель-логопед привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной или письменной форме.

Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.


п/п

Организационная форма

Цель

Темы

1.

Педагогические беседы

Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характе-ра, степени и возможных при-чин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения

Особенности развития речи детей с нарушениями зрения.

Как научить ребенка общаться

2.

Практикумы

Выработка у родителей педа-гогических умений по воспи-танию детей правильной речи

Учимся правильно произносить звуки

3.

Дни открытых дверей

Ознакомление родителей с со-держанием, организационными формами и методами речевого развития детей

Развиваем речь детей

Играем в речевые игры

4.

Тематические консультации

Создание условий, способ-ствующих преодолению труд-ностей во взаимодействии пе-дагогов и родителей по вопро-сам речевого развития детей в условиях семьи

Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство формирования правильного произ-ношения

5.

Родительские собрания

Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам речевого развития детей, расширение педагогического кругозора родителей

Технологии развития речи детей

Исправляем речевые ошибки правильно

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей

6.

Мастер-классы

Овладение практическими навыками совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка

Что такое фонематический слух? Как его развить?

Звуковой анализ слов

7.

Проектная дея-тельность

Вовлечение родителей в сов-местную речевую деятельность

Папа, мама, я – читающая семья

Давай придумаем сказку

8.

Семейный клуб

Педагогическое просвещение, обмен опытом семейного вос-питания. Привлечение родите-лей к активному осмыслению проблем речевого развития де-тей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей

Развиваем речь детей



Приложение № 6. Перспективное планирование работы с родителями


Адаптированная образовательная программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.




3. Организационный раздел


Описание учебно-методического, материально- технического обеспечения образовательного процесса.


3.1. Материально-технического обеспечение

1. Основой построения и содержания коррекционной работы логопеда в ДОУ являются: комплексная образовательная программа – «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной,

2. Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.- С.П.:Детство-Пресс,2005

3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.

4. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014

5. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2003

Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! - Пособие для детей и родителей. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ЛИТЕРА», 2009

6. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ЛИТЕРА», 2014

7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 1997.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. М.: Гном-Пресс, 1998.

9. Мамаева В.В., С.П. Карпова. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы/изд-во: Речь, 2013

10. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение.- СПб.: Детство-Пресс, 2002.

11. Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008

12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логогруппе для детей с ОНР. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

13. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.:Владос,2002

14. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения/ Под. ред. М.И. Земцовой.- М.: Просвещение, 1978.

15. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ/ авт.-сост. Ю. А. Афонькина, Н. А. Кочугова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014

16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.-М.: Просвещение, 1987.

17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.


Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды

Необходимым условием реализации рабочей программы является наличие предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп в дошкольном учреждении необходимым оборудованием, дидактическими материалами, наглядными пособиями


Перечень средств обучения и воспитания в кабинете логопеда

I. Учебное оборудование

1. Столы, стулья (по росту и количеству детей)

2. Шкафы для пособий, литературы

3. Магнитная доска

4. Настенное зеркало


II. ТСО:

1. Магнитофон

2. Комплект аудио – кассет, СD-дисков

3. Компьютер, развивающие игры


III. Общие пособия:

1. Фланелеграфы малые для индивидуальной работы на подгруппу детей

2. Фоны на подгруппу детей

3. Подставки

4. Указки

5. Фломастеры

6. Цветные и простые карандаши

7. Индивидуальные зеркала

8. Коврограф «Ларчик»


IV. Наличие наглядно – иллюстративного материала

1. Наглядный материал по дидактическим темам

2. Пособия по звукопроизношению и фонематическому восприятию:

3. Набор звуков – символов

4. Набор карточек по фонетическим группам: свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие и т.д.

5. Альбомы для формирования правильного звукопроизношения: З.А. Репина, (В.В. Коноваленко, А.И. Богомолова) и др.

6. Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков:

7. «Чудесная удочка»

8. «Подбери и назови»

9. «Звуковые цепочки»

10. «Музыкальная шкатулка»

11. «Волшебный цветочек»

12. «Узелки»

13. Слоговая структура слов

14. Наборы картинок предметных и сюжетных (Н. Коноваленко)

15. Пособия по формированию лексико-грамматических категорий:

16. Наглядный материал по лексическим темам.

17. Дидактические игры:

18. «Лото»

19. «Все работы хороши»

20. «Что забыл нарисовать художник»

21. «Чей хвост, чья голова»

22. «Зоологическое лото»

23 .«Кому что нужно»

24 .«Волшебный лес»

25. Набор предметных и сюжетных картин для составления предложений.

26. Пособия для развития связной речи

27. Наборы сюжетных картин Коноваленко «Времена года»

28. Серии сюжетных картинок Корнева, Филичевой и др.

29. Подборка текстов для пересказов.


Игры для развития психических процессов и м/моторики

1. «Найди предмет»

2. «4 мишени»

3. «Цвет и форма»

4. «Разложи по порядку»

5. Набор загадок

6. Шнуровка (пластины со шнурками)

7. Нитки, палочки, горох, камушки, гаечки, фасоль для выкладывания букв

8. Игровизоры


3.2. Печатные пособия:


Игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений:

«Времена года», «Запомни и найди», «Зверюшки на дорожках», «Ищи и находи», «Какого цвета нет?», «Картина», «Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внимательный», «Кто где стоит?», «Кто за кем пришел?», «Лото», «Мастерская форм», «Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед для матрешек», «Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками», «Расставь по местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку», «Телефон», «Угадай-ка», «Цвет и форма», «Цветик-семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это конура?» и др.


Игры и игровые упражнения на формирование общей, ручной и артикуляторной моторики: «Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот», «Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок», «Ладони на столе», «Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Пожарники», «Птичка летит», «Птички», «Пчела», «Пять человечков», «Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Топ-хлоп», «Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).


Игры и игровые упражнения для коррекции нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций:

«Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В лесу», «Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона», «Высоко — низко», «Горячий чай», «Гром», «Дровосек», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечу», «Зоопарк», «Игра на пианино», «Корова», «Немое кино, «Потянем резиночки».


Игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций:

«Заборчик», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают…», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Подбери слова (простые аналогии)», «Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь должно быть нарисовано» и др.


Игры и игровые упражнения на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:

«Азбука Морзе», «Дятел», «Композитор», «Музыканты», «Ритмические загадки», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист» и др.


Игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия: «Волшебная страна», «Дразнилки», «Не ошибись», «Повтори, как я», «Телефон», «Эхо» и др.


Игры и игровые упражнения для коррекции фонетического, лексико-грамматического строя речи, развития связного высказывания:

«Волшебник», «Волшебные картинки», «Вопрос — ответ», «Вставь пропущенное слово», «Два медведя», «Доктор Айболит», «Дополни предложение», «Ждем гостей», «Желание», «Живое — неживое», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Исправь ошибку», «Комарик и слон», «Кто больше?», «Кто кого обгонит», «Кто чем защищается», «Кто что может делать», «Ласково — не ласково», «Летает — ползает — прыгает», «Лишнее слово», «Ловкий мяч»,Логопедические кубики ,«Любопытная Варвара», «Мастера — умельцы», «Назови лишнее слово», «Назови лишний предмет», «Назови нужное слово», «Назови по порядку», «Назови похожие слова», «Назови, сколько?», «Найди картинку», «Найди начатое слово», «Найди пару», «Найди слова-неприятели», «Найди хозяина», «Один — много», «Опиши предмет», «Отгадай-ка», «Подбери слова», «Подскажи словечко», «Полезные животные», «Помоги Незнайке», «Посчитай», «Потерянное слово», «Похожие слова», «Продолжи словесный ряд», «Прятки», «Рассеянный ученик», «Рыболов», «С чем корзинка?», «Скажи наоборот», «Скажи одним предложением», «Слова-близнецы», «Слова-родственники», «Сложные слова», «Соедини слова».



3.3. Технические средства:


ПК, логопедические компьютерные игры.













Приложение


Приложение № 1. Календарно – тематическое планирование в средней группе

с региональным компонентом


Приложение № 2. Календарно-перспективное планирование логопедической работы в средней группе для детей с ТНР


Приложение № 3. Речевые карты, диагностический материал


Приложение № 4. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы


Приложение № 5. Перспективное планирование работы с воспитателями


Приложение № 6. Перспективное планирование работы с родителями





36