СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В адаптированной Программе определены цель, коррекционные задачи, алгоритм логопедической работы, условия и средства формирования лексико-грамматических категорий, связной речи, фонетико - фонематической стороны речи, элементарных навыков письма и чтения детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Программа рекомендована к работе Советом педагогов МБДОУ Детский сад № 36 от «___»____________2016г.
| Согласовано старший воспитатель ______И.Н.Татаринцева | Утверждаю заведующий МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек» ________________О.И.Яук Приказ №__ от «___»____________2016 г. |
Адаптированная образовательная программа для детей 4-5 лет
с тяжелыми нарушениями речи
Срок реализации 1 год
Составитель:
учитель-логопед
Галкина Наталья Александровна
.
Рассмотрено на заседании ГПСС учителей-логопедов
_____________руководитель ГПСС Ляра Н.А.
Протокол № ____
от «_____»_______________20___г.
Осинниковский городской округ
2016
Рецензент:
Федорцева М.Б., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования МАОУ ДПО ИПК г.Новокузнецка
Галкина Н.А., учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей
с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет
Аннотация
В адаптированной Программе определены цель, коррекционные задачи, алгоритм логопедической работы, условия и средства формирования лексико-грамматических категорий, связной речи, фонетико - фонематической стороны речи, элементарных навыков письма и чтения детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Содержание
1. Целевой раздел......................................................................................................................4
Пояснительная записка………………………………………………………….….…4
1.1.2. Цель Программы………………………………………………………………….…….6
1.1.3. Принципы коррекционной работы………………………………………………...…6
1.1.4. Основные задачи коррекционной работы………………………………………....…8
1.1.5. Характеристика детей с нарушением зрения……………………………………..….9
1.1.6. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)………………….....11
1.2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………..…..14
2. Содержательный раздел.....................................................................................................16
2.1. Особенности организации образовательного процесса…………………………….….16
2.2. Формы и средства организации коррекционной работы……………………….…..….18
2.3. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР………………….….….22
2.4. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет
с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)………………………………………………….……23
2.5. Диагностическая работа………………………………………………………………...…27
2.6. Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе…………….28
2.7. Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей (законных представителей)
в коррекционной работе……………………………………………………..…….……..29
3. Организационный раздел....................................................................................................31.
3.1. Материально-техническое обеспечение…………………………………………………31
3.2. Печатные пособия………………………………………………………………….….….34
3.3. Технические средства…………………………………………………………………….36
Приложение…………………………………………………………………………………...37
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных учреждениях. Широкая распространенность зрительных нарушений у детей побуждает к поиску новых подходов к оказанию им всесторонней помощи и поддержки. Практически 80% детей с проблемами зрения имеют и нарушения речи. Нечеткость узнавания предметов, их форм, внешних признаков создают изначально неблагоприятные условия для формирования речи.
Специфические трудности в соотнесении слова и образа затрудняют накопление словаря, формирование обобщающих понятий и в большинстве случаев приводит к нарушению всех структурных компонентов языка. Зрительный дефект, таким образом, становится первичным, влияющим на развитие речевых и неречевых функций. У детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-грамматического свойства. Зрительный дефект отражается при обучении детей письму и чтению: дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. Нарушение зрения обычно сопровождается вторичными наслоениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно – психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и становление общего речевого статуса. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика рук, проблемы в познавательной сфере. По определению Р.Е.Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания таких детей работа логопеда очень важна. Логопед в специальном детском саду корректирует произносительную сторону; развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребёнка. Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует знаний в офтальмологии, тифлопедагогике, владения соответствующими приёмами обучения, применения средств наглядности.
В системе специальных занятий осуществляется комплексный подход к коррекции развития детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптистов, воспитателей, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.
1.1.2. Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Приоритетным направлением в логопедической деятельности является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Это – обязательное условие, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников.
1.1.3. Принципы организации содержания рабочей программы
Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:
- принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком; данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;
- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку; данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);
- принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение языкового материала; систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;
- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов;
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;
- принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка; многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка;
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка; данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи; в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива зависит качество речи и мера успешного обучения; обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные особенности детей, использование разнообразных приемов, стимулирующих речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений детей;
- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики; речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи; данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Речевое развитие» составляют:
- образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;
- федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- приказ МОиН РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Логопедическая программа разработана для реализации в условиях детского сада для детей с нарушением зрения.
1.1.4. Задачи рабочей программы
1. Развитие артикуляционной моторики и закрепление правильного произношения звуков родного языка.
2. Постановка звуков.
3.Формирование фонематического восприятия, коррекция нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка.
4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентировки в пространстве).
5. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
6. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР.
7. Развитие мелкой моторики.
8. Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.
9. Способствовать использованию речи для инициирования общения, регуляции поведения в игровом взаимодействии со сверстниками.
10. Учить понимать и правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния.
11. Учить использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования.
12. Учить строить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.
13. Формировать навыки пользования разнообразными формулами речевого этикета.
14 . Способствовать эмоциональному реагированию на поэтические тексты, выразительному их воспроизведению.
15. Формировать интерес к слушанию произведений разных жанровирассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.
16. Формировать навыки осмысленного восприятия содержания произведений, адекватного реагирования на события, которых не было в собственном опыте.
17. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов).
18. Учить изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
19. Развитие коммуникативности, успешности в общении
20. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МБДОУ.
1.1.5. Характеристика детей с нарушением зрения
Речевое развитие детей с нарушениями зрения
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств.
Речь – мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и даёт возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей.
Общая особенность детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами познания.
Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы: неправильное произношение свистящих и шипящих звуков), (ламбдацизмы: неправильное произношение звука «Л»), (ротоцизмы: неправильное произношение звука «Р»), встречаются в два раза чаще, чем в норме.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
Характеристика зрительных нарушений у детей:
Близорукость (миопия) – это дефект зрения или так называемая патология глаза, при котором изображение фокусируется перед сетчаткой глаза. У людей с миопией или увеличена длина глаза (осевая близорукость), или роговица имеет большую преломляющую силу, в связи с этим возникает небольшое фокусное расстояние (рефракционная близорукость). Проще говоря, близорукость - это когда человек видит хорошо вблизи и с трудом видит вдаль. Удаленные предметы, которые видит человек, кажутся расплывчатыми, смазанными. Острота зрения ниже 1.0. Такие люди носят оптику с отрицательным значением.
Астигмати́зм - офтальмологическое нарушение, характеризующееся смещением зрительного фокуса. Это приводит к тому, что на сетчатку изображение передается в размытой, искаженной, кривой форме (например, точка при астигматизме может казаться эллипсом или прямой). Астигматизм у детей наблюдается довольно часто. И если низкая степень астигматизма может пройти незамеченной, то высокие степени болезни ведут к тяжелым нарушениям зрения и психического развития. В последнем случае залогом благоприятного исхода становится своевременная диагностика нарушения.
Амблиопия – стойкое одно- или двустороннее снижение зрения, не связанное с органической патологией зрительного анализатора и не поддающееся оптической коррекции. Течение амблиопии может быть бессимптомным или сопровождаться невозможностью устойчивой фиксации взгляда, нарушением цветовосприятия и ориентировки в пространстве, снижением остроты зрения (от незначительного ослабления до светоощущения).
Косоглазие — это неправильное расположение глазных яблок, при котором происходит отклонение зрительной оси одного из глаз в сторону и нарушается параллельность зрительных осей двух глаз. Диагноз является клиническим, включая наблюдение за отражением света роговицей и использование теста с закрыванием глаз. Лечение может включать коррекцию нарушения зрения путем закрывания одного глаза, использование корректирующих линз и оперативное лечение.
Дальнозоркость (гиперметропия) – такое рефракционное нарушение, при котором изображения предметов фокусируются не на сетчатке, а в плоскости, расположенной за ней. При дальнозоркости значительно ухудшается способность различать объекты, находящиеся вблизи. Кроме этого, дальнозоркость сопровождается повышенным зрительным утомлением, головными болями, жжением в глазах; высокие степени гиперметропии - плохим зрением вдаль.
1.1.6. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Главное направление в развитии речи детей – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки, начинают активнее подбирать слова с противоположным и близким значением (антонимы и синонимы), сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дети начинают осваивать разные типы высказывания (описание и повествование). Речь детей становится связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения – не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью, они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Характеристика речевых нарушений у детей:
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи, являясь следствием поражения центральной нервной системы, наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, дизартрии.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до 3-х лет).
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи (артикуляции, дыхания, голосообразования, темпа, ритма, интонации речи), связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно- смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.
Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценивать как однословные предложения.
Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребляемых слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона характеризуется наличием многочисленных замен, смешений, искажений. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в затрудненном усвоении звуко-слоговой структуры и нарушении звуконаполняемости.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В звукопроизношении отмечается недифференцированность произнесения звуков. Слоговая структура изобилует перестановками и заменами звуков и слогов, сокращениями при стечении согласных в слове. Лексика отличается отсутствием дефиниций. В свободных высказываниях преобладают простые предложения. Отмечаются аграмматизмы в словообразовании и словоизменении.
Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех-ступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (при расстегивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.).
Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими аномалиями.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
– дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Промежуточные планируемые результаты:
4 –5 лет
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- использует речь для инициирования общения, регуляции поведения;
- активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния;
- использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования;
- владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
- способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- различает на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов);
- умеет изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации образовательного процесса
Вся коррекционная логопедическая работа имеет специфическую методическую направленность, проводится дифференцированно и охватывает различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором. Комплексная коррекционно-логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи и зрения, в целях компенсации последствий зрительной патологии и подготовки их к обучению в школе.
Система логопедической работы включает три крупных блока:
1. Работа с детьми:
При проведении логопедических занятий с детьми с патологией зрения особое внимание обращается на зрительные возможности ребенка и предъявляется дидактический материал необходимой величины, окраски и объёмности. Обязательный этап на занятиях - гимнастика для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций.
2. Взаимодействие с воспитателями, узкими специалистами:
Сотрудничество логопеда с окулистом, дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями обеспечивает возможность психологического, логопедического, дефектологического, медицинского сопровождения коррекционно-педагогического процесса. Эффективность работы специалистов достигается посредством взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативно-просветительское. Приступая к коррекции речи, учитель-логопед рассчитывает на сотрудничество со всеми участниками коррекционного процесса. Основная работа по формированию правильных речевых навыков проводится учителем-логопедом, а специалисты в разных видах деятельности способствуют закреплению речевых автоматизмов, побуждая детей к речевой активности.
3. Работа с родителями:
Трудность взаимодействия состоит в том, что далеко не все родители способны оказать адекватную помощь в процессе логопедической коррекции. В связи с этим возникает необходимость помочь родителям понять свою роль в процессе развития ребенка, вооружить их определенными знаниями, умениями и навыками преодоления речевых нарушений.
Использование следующих форм в работе с родителями: индивидуальные, подгрупповые консультации, памятки для родителей, присутствие родителей на занятиях, открытый диалог на родительских собраниях, организация совместной работы родителей с детьми по выполнению домашних логопедических заданий («Логопедическая тетрадь»).
Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:
1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (1-5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении.
2. Выбор методов и приёмов с учётом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки.
3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учётом рекомендаций дефектолога. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребёнка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.
4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение учебного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность перед детьми с низкой остротой на вертикали. Размещать предметы на доске размером от 10-15 см в количестве не более 8-10 шт., а объект размером 20-25 см – от 3 до 5 шт. одновременно. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись по отдельности.
5. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:
- выбор адекватного фона;
- выбор определённого цвета;
- постоянное использование указки для уточнения;
- ребёнок с окклюзией при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза;
- педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
- объекты на рассматриваемой картине имеют чёткий контур;
- непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут.
Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.
Ежедневный объем непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
2.2. Формы и средства организации коррекционной работы
Группы для занятий комплектуются из детей, направленных ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией).
Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые две недели обучения.
Логопедические занятия дифференцированы с учётом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа осуществляется силами учителя-логопеда, дефектолога и воспитателями.
Форма организации обучения – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.
Фронтальные занятия проводятся во второй половине года – 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет: 20 минут для детей среднего возраста.
Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей (ежедневно), продолжительность индивидуальных занятий 15 минут.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, заполнение речевых карт. После проведения логопедического обследования учитель-логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий ребёнком, и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Ниже представлена схема организации работы учителя-логопеда в ДОУ.
Учитель-логопед:
фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия;
индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Педагог – психолог:
игры на развитие слухового и зрительного восприятия;
упражнения на развитие целенаправленного внимания и наблюдательности;
игры на развитие слуховой и зрительной памяти;
игры на развитие мышления и речи (активизация и обогащения словарного запаса).
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики.
Музыкальный руководитель:
музыкально-ритмические игры;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
игры-драматизации.
Педагог по ФИЗО:
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации.
Родители (законные представители):
выполнение рекомендаций учителя – логопеда:
-консультирование узких специалистов;
-игры на развитие мелкой моторики;
-упражнения на развитие артикуляционной моторики;
-игры на развитие слухового, зрительного внимания и фонематического слуха;
-игры на развитие лексико-грамматических категорий.
активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, семинары – практикумы, праздники, развлечения и т. д.), посещение логопедических занятий;
контроль за правильностью собственной речи, которая должна быть чёткой, ясной, грамотной, выразительной.
2.3. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный (диагностическая работа)
(консультативно - просветительская работа)
| Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ, маршрутов сопровождения помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Составление планов групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и уровень речевого развития. |
Основной (коррекционно – развивающая работа)
| Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных планах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижения определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. |
Заключительный (итоговая диагностическая работа) | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). | Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы. |
2.4. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет
с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября, длится девять месяцев (в июле, июне, ведётся только индивидуальная работа с детьми) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
В сентябре две недели отводятся всеми специалистами для углубленной диагностики, сбора анамнеза, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана на первый период работы.
С третьей недели сентября начинаются занятия с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы.
В средней группе проводится фронтальное занятие по типу:
- занятия по формированию фонетической стороны речи и по формированию первоначальных навыков овладения звуковым анализом и синтезом
Продолжительность занятия 20 минут, 1 в неделю.
Общее количество фронтальных занятий – 20 занятий.
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции звукопроизношения проводятся ежедневно.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
Развивающая среда для детей пятого года жизни должна сохранять некоторые черты среды для малышей и свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с ОНР, потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки.
Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с ОНР идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не следует использовать в средней возрастной группе для детей с ОНР объекты шаржеобразного характера, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок. Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, разных размеров и несложных форм, из различных материалов.
Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.
В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камешки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров.
У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в этом центре было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.
Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети ежедневно проводят достаточно много времени. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобная скамеечка для подгруппы детей перед ним, стеллаж для картотек под ним — традиционное оборудование этого центра. В качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики можно использовать картинки и забавные игрушки. Для проведения каждого упражнения следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит постоянно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и внесет в занятия игровой момент.
Нижние полки в шкафах или на стеллажах должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. На стенах и дверцах мебели можно закрепить две-три магнитные мини-доски и пару мини-коврографров для свободной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).
Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечит максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу — обязательные условия.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы,
учебно-дидактический материал
Развитие словаря
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
Формирование грамматического строя речи
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
Обучение элементам грамоты
Сформировать понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Развитие связной речи и коммуникативных навыков
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану.
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
Приложение № 1. Календарно – тематическое планирование в средней группе с региональным компонентом
Приложение № 2. Календарно-перспективное планирование логопедической работы в средней группе для детей с ТНР.
2.5. Диагностическая работа
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Коррекционно – педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.
Цель диагностики - выявление особенностей развития речи детей и качественный анализ уровня речевого развития каждого ребенка для определения его индивидуальных возможностей и на этой основе создание идеальных условий для развития, обучения и коррекции недостатков у дошкольников с ТНР.
Диагностика речевого развития проводится 3 раза в год по комплекту материалов, раскрывающих содержание и перспективы мониторинга речевого развития ребенка в логопедической группе.
Приложение № 3. Речевые карты, диагностический материал
2.6. Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе
Задачи совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя:
Формирование правильного произношения
Развитие речевого дыхания
Развитие артикуляционной моторики
Развитие общей и мелкой моторики
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка
Развитие навыка связной речи.
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
Приложение № 4. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы
Приложение № 5. Перспективное планирование работы с воспитателями
2.7. Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей (законных представителей) в коррекционной работе
Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
В логопедической группе учитель-логопед привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной или письменной форме.
Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
п/п | Организационная форма | Цель | Темы |
1. | Педагогические беседы | Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характе-ра, степени и возможных при-чин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения | Особенности развития речи детей с нарушениями зрения. Как научить ребенка общаться |
2. | Практикумы | Выработка у родителей педа-гогических умений по воспи-танию детей правильной речи | Учимся правильно произносить звуки |
3. | Дни открытых дверей | Ознакомление родителей с со-держанием, организационными формами и методами речевого развития детей | Развиваем речь детей Играем в речевые игры |
4. | Тематические консультации | Создание условий, способ-ствующих преодолению труд-ностей во взаимодействии пе-дагогов и родителей по вопро-сам речевого развития детей в условиях семьи | Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство формирования правильного произ-ношения |
5. | Родительские собрания | Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам речевого развития детей, расширение педагогического кругозора родителей | Технологии развития речи детей Исправляем речевые ошибки правильно Предупреждение дисграфии и дислексии у детей |
6. | Мастер-классы | Овладение практическими навыками совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка | Что такое фонематический слух? Как его развить? Звуковой анализ слов |
7. | Проектная дея-тельность | Вовлечение родителей в сов-местную речевую деятельность | Папа, мама, я – читающая семья Давай придумаем сказку |
8. | Семейный клуб | Педагогическое просвещение, обмен опытом семейного вос-питания. Привлечение родите-лей к активному осмыслению проблем речевого развития де-тей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей | Развиваем речь детей |
Приложение № 6. Перспективное планирование работы с родителями
Адаптированная образовательная программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
3. Организационный раздел
Описание учебно-методического, материально- технического обеспечения образовательного процесса.
3.1. Материально-технического обеспечение
1. Основой построения и содержания коррекционной работы логопеда в ДОУ являются: комплексная образовательная программа – «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной,
2. Е.Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.- С.П.:Детство-Пресс,2005
3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.
4. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014
5. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2003
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! - Пособие для детей и родителей. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ЛИТЕРА», 2009
6. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ЛИТЕРА», 2014
7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 1997.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. М.: Гном-Пресс, 1998.
9. Мамаева В.В., С.П. Карпова. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы/изд-во: Речь, 201310. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение.- СПб.: Детство-Пресс, 2002.
11. Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логогруппе для детей с ОНР. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
13. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.:Владос,2002
14. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения/ Под. ред. М.И. Земцовой.- М.: Просвещение, 1978.
15. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ/ авт.-сост. Ю. А. Афонькина, Н. А. Кочугова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014
16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.-М.: Просвещение, 1987.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды
Необходимым условием реализации рабочей программы является наличие предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп в дошкольном учреждении необходимым оборудованием, дидактическими материалами, наглядными пособиями
Перечень средств обучения и воспитания в кабинете логопеда
I. Учебное оборудование
1. Столы, стулья (по росту и количеству детей)
2. Шкафы для пособий, литературы
3. Магнитная доска
4. Настенное зеркало
II. ТСО:
1. Магнитофон
2. Комплект аудио – кассет, СD-дисков
3. Компьютер, развивающие игры
III. Общие пособия:
1. Фланелеграфы малые для индивидуальной работы на подгруппу детей
2. Фоны на подгруппу детей
3. Подставки
4. Указки
5. Фломастеры
6. Цветные и простые карандаши
7. Индивидуальные зеркала
8. Коврограф «Ларчик»
IV. Наличие наглядно – иллюстративного материала
1. Наглядный материал по дидактическим темам
2. Пособия по звукопроизношению и фонематическому восприятию:
3. Набор звуков – символов
4. Набор карточек по фонетическим группам: свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие и т.д.
5. Альбомы для формирования правильного звукопроизношения: З.А. Репина, (В.В. Коноваленко, А.И. Богомолова) и др.
6. Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков:
7. «Чудесная удочка»
8. «Подбери и назови»
9. «Звуковые цепочки»
10. «Музыкальная шкатулка»
11. «Волшебный цветочек»
12. «Узелки»
13. Слоговая структура слов
14. Наборы картинок предметных и сюжетных (Н. Коноваленко)
15. Пособия по формированию лексико-грамматических категорий:
16. Наглядный материал по лексическим темам.
17. Дидактические игры:
18. «Лото»
19. «Все работы хороши»
20. «Что забыл нарисовать художник»
21. «Чей хвост, чья голова»
22. «Зоологическое лото»
23 .«Кому что нужно»
24 .«Волшебный лес»
25. Набор предметных и сюжетных картин для составления предложений.
26. Пособия для развития связной речи
27. Наборы сюжетных картин Коноваленко «Времена года»
28. Серии сюжетных картинок Корнева, Филичевой и др.
29. Подборка текстов для пересказов.
Игры для развития психических процессов и м/моторики
1. «Найди предмет»
2. «4 мишени»
3. «Цвет и форма»
4. «Разложи по порядку»
5. Набор загадок
6. Шнуровка (пластины со шнурками)
7. Нитки, палочки, горох, камушки, гаечки, фасоль для выкладывания букв
8. Игровизоры
3.2. Печатные пособия:
Игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений:
«Времена года», «Запомни и найди», «Зверюшки на дорожках», «Ищи и находи», «Какого цвета нет?», «Картина», «Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внимательный», «Кто где стоит?», «Кто за кем пришел?», «Лото», «Мастерская форм», «Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед для матрешек», «Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками», «Расставь по местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку», «Телефон», «Угадай-ка», «Цвет и форма», «Цветик-семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это конура?» и др.
Игры и игровые упражнения на формирование общей, ручной и артикуляторной моторики: «Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот», «Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок», «Ладони на столе», «Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Пожарники», «Птичка летит», «Птички», «Пчела», «Пять человечков», «Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Топ-хлоп», «Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).
Игры и игровые упражнения для коррекции нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций:
«Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В лесу», «Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона», «Высоко — низко», «Горячий чай», «Гром», «Дровосек», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечу», «Зоопарк», «Игра на пианино», «Корова», «Немое кино, «Потянем резиночки».
Игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций:
«Заборчик», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают…», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Подбери слова (простые аналогии)», «Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь должно быть нарисовано» и др.
Игры и игровые упражнения на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:
«Азбука Морзе», «Дятел», «Композитор», «Музыканты», «Ритмические загадки», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист» и др.
Игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия: «Волшебная страна», «Дразнилки», «Не ошибись», «Повтори, как я», «Телефон», «Эхо» и др.
Игры и игровые упражнения для коррекции фонетического, лексико-грамматического строя речи, развития связного высказывания:
«Волшебник», «Волшебные картинки», «Вопрос — ответ», «Вставь пропущенное слово», «Два медведя», «Доктор Айболит», «Дополни предложение», «Ждем гостей», «Желание», «Живое — неживое», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Исправь ошибку», «Комарик и слон», «Кто больше?», «Кто кого обгонит», «Кто чем защищается», «Кто что может делать», «Ласково — не ласково», «Летает — ползает — прыгает», «Лишнее слово», «Ловкий мяч»,Логопедические кубики ,«Любопытная Варвара», «Мастера — умельцы», «Назови лишнее слово», «Назови лишний предмет», «Назови нужное слово», «Назови по порядку», «Назови похожие слова», «Назови, сколько?», «Найди картинку», «Найди начатое слово», «Найди пару», «Найди слова-неприятели», «Найди хозяина», «Один — много», «Опиши предмет», «Отгадай-ка», «Подбери слова», «Подскажи словечко», «Полезные животные», «Помоги Незнайке», «Посчитай», «Потерянное слово», «Похожие слова», «Продолжи словесный ряд», «Прятки», «Рассеянный ученик», «Рыболов», «С чем корзинка?», «Скажи наоборот», «Скажи одним предложением», «Слова-близнецы», «Слова-родственники», «Сложные слова», «Соедини слова».
3.3. Технические средства:
ПК, логопедические компьютерные игры.
Приложение
Приложение № 1. Календарно – тематическое планирование в средней группе
с региональным компонентом
Приложение № 2. Календарно-перспективное планирование логопедической работы в средней группе для детей с ТНР
Приложение № 3. Речевые карты, диагностический материал
Приложение № 4. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы
Приложение № 5. Перспективное планирование работы с воспитателями
Приложение № 6. Перспективное планирование работы с родителями
36