СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств для дальнейшей социализации.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Середкинская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено

Руководитель ШМО

Улитина С.А./________/

Протокол № 1 от «30 » августа 2016

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Самсонова Е.Н. /_______/

«30 » ­­­­августа 2016 г

Утверждаю

Директор

Горбунова А.А /_________/

Приказ № 105/1 от 31.08.16





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта

6 - 9 классы

/срок реализации 4 года/


на 2016-2017 учебный год




Учитель: Самойлова Л.Н.


2016 год



Биологический материал в силу своего содержания обладает значитель­ными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельно­сти умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изу­чаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая словарная работа на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять но­вые слова в связной речи.

Программа составлена с учетом особенностей ум­ственного развития данной категории детей и отвечает основным принципам коррекционной педагогики. Программа составлена с учетом основных нормативно - правовых документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012г

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15

  • Адаптированная образовательная программа начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Середкинская средняя общеобразовательная школа (утвержденная от 31.08.16 года приказ № 105/1).

Пояснительная записка

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограничен­ными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств для дальнейшей социализации.

Основными задачами преподавания биологии являются:

- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;

- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;

- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного от­ношения к природе;

- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содер­жать дома или в школьном уголке природы;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоро­вья человека.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию ла­бораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экс­курсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и на­блюдательность, корригировать мышление и речь.

Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального феде­рального государственного стандарта для детей с ОВЗ (2013 г.).

Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержа­тельные линии при обучении биологии.

  • Овладение основными знаниями по биологии.

  • Развитие способности использовать знания по биологии и сформирован­ные представления о мире для осмысленной и самостоя­тельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодейст­вию с миром живой природы.

Сроки реализации программы

Обучение рассчитано на все годы обучения, в данной программе с шес­того по девятый класс— по 2 урока в неделю. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержа­ние будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Учебный материал курса состоит из четырех блоков, расположенных по годам обучения следующим образом:

6 класс — «Неживая природа» - 66 часов,

7 класс — «Рас­тения» - 66 часов,

8 класс — «Животные» - 66 часов,

9 класс — «Человек» - 66 часов.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию ла­бораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экс­курсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также эф­фективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюда­тельность, корригировать мышление и речь.

Содержание курса

В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают но­вые знания об элементарных физических и химических свойствах и исполь­зовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

В разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по месту их произрастания.

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека.

В раз­деле «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное суще­ство. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение ве­ществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым обу­чающимся воспринимать человека как часть живой природы.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, уз­нают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических уме­ний по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) сле­дует уделять больше внимания на практических занятиях.

Учебно-тематическое планирование для 6 класса

п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

4

2

Вода

15

3

Воздух

17

4

Полезные ископаемые

21

5

Почва

9

Итого:

66


Особенности преподавания данного учебного предмета в шестом классе (класс интегрированный)

В классе обучаются четыре ученика. Наблюдается слабость внутренних побуждений, несамостоятельность, безынициативность, поэтому многие виды заданий и упражнений требуют дополнительной помощи и подробного объяснения. У Насти беден словарный запас, слабые знания об окружающем мире, Аня не может самостоятельно сформулировать ответ, требуются наводящие вопросы. У Максима - ответы в основном односложные.

Учебно-тематическое планирование для 7 класса

п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Растения вокруг нас

4

2

Общее знакомство с цветковыми растениями

31

3

Многообразие растительного мира

31

Итого:

66


Учебно-тематическое планирование для 8 класса

п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

2

2

Беспозвоночные животные

13

3

Позвоночные животные

51

Итого:

66


Особенности контингента обучающихся восьмого класса

(класс интегрированный)

В классе обучаются 6 человек. Состав обучающихся неоднороден. У этих детей имеются нарушения эмоционально-волевой сферы, недоразвитие всей познавательной деятельности. Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчетливо проявляется при необходимости установления сложных систем причинно-следственных связей между предметами и явлениями.   Уровень развития познавательной сферы снижен, нарушено внимание: (Виталий, Настя, Даша) объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания (Надя). Ответы в основном односложные. Однако Надя и Даша способны односложно, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Надя и Саша могут выполнить задания поискового характера по заданной теме. Все обучающие еще не умеют сосредотачиваться на высказываниях своих собеседников и признавать возможность существования различных точек зрения.

Учебно-тематическое планирование для 9 класса

п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Общий обзор строения тела человека

9

2

Опорно-двигательная система

11

3

Кровообращение

13

4

Дыхание

8

5

Пищеварительная система

10

6

Выделение

6

7

Нервная система

9

Итого:

66


Особенности контингента обучающихся девятого класса

(класс интегрированный)

В классе один ученик. Виктор с трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Работоспособность у мальчика низкая, малопродуктивная. Быстро устаёт, начинает отвлекаться, требуется постоянная смена деятельности. В работу включается не всегда охотно, часто просто отказывается работать. Задания выполняет под контролем учителя, посильные упражнения самостоятельно. С интересом выполняет задания, проводимые в игровой форме.

Для преодоления выше перечисленных затруднений при обучении биологии создаются специальные условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов:

а) поэтапное разъяснение заданий;

б) последовательное выполнение заданий;

в) повторение инструкции к выполнению задания;

г) частая смена видов деятельности;

д) предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

е) использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; использование заданий с пропущенными словами и предложениями;

ж) дополнение печатных материалов видеоматериалами;

з) ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

Основные направления коррекционной работы:

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Коррекция мышц мелкой моторики.

  • Развитие самостоятельности, аккуратности.

Коррекционная работа. Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). Работа над расширением и активизацией словаря опирается на активное действенное познание ребенком предметов и явлений окружающей действительности, с привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания и т. д. Расширение и закрепление словаря по различным темам. Для формирования отвлеченных понятий, обобщений, умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Расчленение сложного учебного материала на части, логически завершенные и связанные между собой, выделение главных существенных сторон предмета или явления и отличие их от второстепенных, несущественных.

Межпредметные связи

Курс биологии имеет много смежных тем с географией, естествознанием, русским языком, чтением, изобразительным искусством и другими предме­тами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Природоведение». Данная программа полностью отражает базовый уро­вень подготовки школьников по разделам программы.

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по итогам учебного года осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Критерии и нормы оценки ЗУН

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может при­менить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает пра­вильные определения, обнаруживает понимание материала, может приме­нить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 2 - 3 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.

Основные требования к знаниям и умения учащихся

6 класс

должны знать:

• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлажде­нии, способность хорошо или плохо проводить тепло.

должны уметь:

• обращаться с простым лабораторным оборудованием;

• определять температуру воздуха, воды;

• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

7 класс

должны знать:

• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную ха­рактеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;

• общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;

• признаки сходства и различия между растениями;

• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы по­сева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.

должны уметь:

• узнавать изучаемые растения по внешнему виду;

• различать органы растений, а также распознавать все изучаемые расте­ния по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;

• устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);

• осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнат­ными растениями и овощными культурами;

• работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.

8 класс

должны знать:

• признаки сходства и различия между группами (классами) животных;

• общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;

• особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в при­роде, жизни и хозяйственной деятельности человека;

• условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных живот­ных, распространенных в данной местности.

должны уметь:

• узнавать изученных животных;

• устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленно­стью животного (внешний вид, питание);

• осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными

9 класс

должны знать:

• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

• о влиянии физической нагрузки на организм;

• нормы правильного питания;

• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм чело­века;

• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за по­мощью;

• меры предупреждения сколиоза;

• свою группу крови и резус-фактор;

• норму кровяного давления;

• состояние своего зрения и слуха;

• санитарно-гигиенические правила.

должны уметь:

• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

• соблюдать санитарно-гигиенические требования;

• измерять температуру тела;

• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Используемый учебно-методический комплекс

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ний VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Сборник 1). Никишов А.И. «Биология. Неживая природа». 6 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просве­щение, 2015.

  2. Клепинина З.А. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы». 7 класс: учеб­ник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2014

  3. Никишов А.И. Теремов А.В. «Биология. Животные». 8 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Про­свещение, 2014.

  4. Романов И.В., Агафонова И. Б. «Биология. Человек». 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Дрофа, 2014.

  5. Рабочие тетради для учащихся 6, 7, 8,9 классов спец. (коррекц.) образова­тельных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2013-2015гг.

Ресурсное обеспечение программы:

1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000.

2. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1997.

3. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С.А. Молис. - М.: Просвещение, 1986.
4. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1987.

5. Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2012. – № 3.

6. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.

7. Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2002.

8. Шелкунова О.В. Методика преподавания естествознания в специальной (коррекц.) школе VIII вида.- Учебное пособие. Иркутск, 2012 г.

9. Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. – 2012. – № 3.

Все для учителя биологии - http://bio.1september.ru

Вся биология - http://www.sbio.info

Анатомия человека в иллюстрациях - http://www.anatomus.ru/

Энциклопедия растений - http://www.greeninfo.ru/

Животные - http://www.theanimalworld.ru/






Календарно-тематическое планирование

6 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Введение

1

Что такое природа

1


2

Живая и неживая природа

1


3

Твердые тела, жидкости и газы

1


4

Урок-экскурсия «Сезонные изменения в природе»

1


Вода

5

Вода в природе и в быту. Учет и использование воды.

1


6

Вода – жидкость. Характеристика

1


7

Свойства воды как жидкости

1


8

Вода - растворитель

1


9

Три состояния воды

1


10

Лабораторная работа № 1 «Температура воды и ее измерение»

1


11

Лед. Превращение воды в пар.

1


12

Круговорот воды в природе

1


13

Чистая и мутная вода. Питьевая вода

1


14

Использование воды в быту. Охрана воды.

1


15

Использование воды в промышленности и сельском хозяйстве.

1


16

Охрана воды

1


17

Значение воды для жизни организмов

1


18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Вода»

1


19

Контрольная работа по теме «Вода»

1


Воздух

20

Воздух в природе

1


21

Воздух занимает место

1


22

Воздух сжимаем и упруг

1


23

Воздух – плохой проводник тепла

1


24

Расширение и сжатие воздуха при нагревании и охлаждении

1


25

Свойства теплого воздуха

1


26

Практическая работа «Свойства воздуха»

1


27

Движение воздуха в природе

1


28

Состав воздуха.

1


29

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека

1


30

Углекислый газ



31

Применение углекислого газа



32

Значение воздуха



33

Чистый и загрязненный воздух



34

Охрана воздуха

1


35

Обобщающий урок по теме «Воздух»

1


36

Контрольная работа по теме «Воздух»

1


Полезные ископаемые

37

Полезные ископаемые. Общая характеристика

1


38

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

1


39

Гранит

1


40

Известняки

1


41

Песок и глина

1


42

Горючие полезные ископаемые

1


43

Торф

1


44

Каменный уголь

1


45

Нефть

1


46

Природный газ

1


47

Обобщающий урок по теме «Горючие полезные ископаемые»

1


48

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

1


49

Калийная соль

1


50

Фосфориты

1


51

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

1


52

Железные руды

1


53

Медная и алюминиевая руда. Алюминий

1


54

Цветные руды и сплавы. Сталь

1


55

Цветные руды. Чугун

1


56

Медь и золото

1


57

Контрольная работа по теме «Полезные ископаемые»

1


Почва

58

Почва. Общие сведения о почве

1


59

Состав почвы

1


60

Перегной – органическая часть почвы

1


61

Песок и глина – минеральная часть почвы

1


62

Различие почв по их составу

1


63

Испарение воды из почвы

1


64

Обработка почвы

1


65

66

Практические работы на школьном учебно-опытном участке

2











Календарно-тематическое планирование

7 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Растения вокруг нас

1

Введение.

О чем расскажет учебник.

1


2

Разнообразие растений.

1


3

Значение растений.

1


4

Охрана растений.

1


Общее знакомство с цветковыми растениями

5

Строение растения. Лабораторная работа № 1 «Строение цветкового растения».

1


6

Цветок. Виды Строение.

1


7

Цветок. Виды. Строение. Лабораторная работа № 2 «Строение цветка».

1


8

Виды соцветий.

1


9

Опыление цветков.

1


10

Разнообразие плодов.

1


11

Распространение семян и плодов.

1


12

Внешний вид и строение семян.

1


13

Лабораторная работа № 3 «Строение семени фасоли»

1


14

Лабораторная работа № 4 «Строение зерновки пшеницы»

1


15

Условия прорастания семян.

1


16

Лабораторная работа № 5 «Определение всхожести семян»

1


17

Повторительно - обобщающий урок по темам: «Цветок. Семя».

1


18

Контрольная работа по темам: «Цветок. Семя».

1


19

Виды корней

1


20

Корневые системы.

1


21

Значение корня.

1


22

Видоизменения корней.

1


23

Лист.

1


24

Из каких веществ состоит лист.

1


25

Образование органических веществ в растении.

1


26

Испарение воды листьями.

1


27

Дыхание растений.

1


28

Листопад и его значение.

1


30

Стебель, строение стебля.

1


31

Значение стебля в жизни растений.

1


32

33

Разнообразие стеблей.

2


34


Взаимосвязь частей растения и связь растений со средой обитания.

1


35

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями».

1


36

Контрольная работа по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями».

1


Многообразие растительного мира.

37

Многообразие растительного мира



38

Мхи.

1


39

Папоротники.

1


40

Голосеменные.

1


41

Хвойные растения.

1


42

Покрытосеменные или цветковые.

1


43

Однодольные покрытосеменные растения

1


44

Хлебные злаковые культуры.

1


45

Выращивание зерновых

1


46

Использование злаков в народном хозяйстве.

1


47

Общие признаки лилейных.

1


48

Цветочно-декоративные лилейные.

1


49

Овощные лилейные

1


50

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1


51

Общие признаки пасленовых.

1


52

53

Дикорастущие пасленовые. Паслен.

2


54

Выращивание картофеля.

1


55

56

Овощные пасленовые. Томат, баклажан, перец.

2


57

Цветочно-декоративные пасленовые.

1


58

Общие признаки бобовых.

1


59

Пищевые бобовые растения.

1


60

Кормовые бобовые растения.

1


61

Общие признаки розоцветных.

1


62

63

Плодово-ягодные розоцветные

2


64

Общие признаки сложноцветных.

1


65

Контрольная работа по теме «Двудольные».

1


66

Повторение по курсу «Биология. Растения».

1












Календарно-тематическое планирование

8 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Многообразие животного мира.

1


2

Значение животных и их охрана.

1


Беспозвоночные животные

3

Общие признаки беспозвоночных животных. Многообразие.

1


4

Общие признаки червей. Дождевой червь.

1


5

Круглые черви – паразиты человека.

1


6

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни.

1


7

Бабочка – капустница.

1


8

Яблоневая плодожорка. Наносимый вред. Меры борьбы.

1


9

Майский жук.

1


10

Комнатная муха.

1


11

Медоносная пчела.

1


12

Тутовый шелкопряд.

1


13

Муравьи - санитары леса.

1


14

Практическая работа № 1 «Насекомые».

1


15

Контрольная работа по теме «Насекомые».

1


Позвоночные животные

16

Общие признаки позвоночных животных.

1


17

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб.

1


18

Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения.

1


19

Размножение рыб.

1


20

Речные рыбы.

1


21

Морские рыбы.

1


22

Лабораторная работа № 2 «Строение рыб»

1


23

Рыболовство и рыбоводство.

1


24

Рациональное использование и охрана рыб.

1


25

Обобщающий урок по теме «Рыбы».

1


26

Общие признаки земноводных.

1


27

Среда обитания и внешнее строение лягушки.

1


28

Внутреннее строение земноводных.

1


29

Размножение и развитие.

1


30

Обобщающий урок «Многообразие земноводных».

1


31

Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания.

1


32

Внешнее строение пресмыкающихся.

1


33

Внутреннее строение пресмыкающихся.

1


34

Размножение и развитие пресмыкающихся.

1


35

Контрольно-обобщающий урок по темам «Земноводные», «Пресмыкающиеся».

1


36

Общие признаки птиц.

1


37

Особенности внешнего строения птиц.

1


38

Особенности скелета птиц.

1


39

Особенности внутреннего строения птиц.

1


40

Размножение и развитие птиц.

1


41

Птицы, кормящиеся в воздухе.

1


42

Птицы леса.

1


43

Хищные птицы.

1


44

Птицы пресных водоемов и болот.

1


45

Домашние куры.

1


46

Домашние утки и гуси.

1


47

Птицеводство.

1


48

Млекопитающие. Общие признаки.

1


49

Внешнее строение млекопитающих.

1


50

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

1


51

Внутренние органы млекопитающих.

1


52

Грызуны. Зайцеобразные.

1


53

Разведение домашних кроликов.

1


54

Хищные звери.

1


55

Дикие пушные хищные звери.

1


56

Разведение норки на зверофермах.

1


57

Домашние хищные животные.

1


58

Ластоногие.

1


59

Китообразные.

1


60

Парнокопытные.

1


61

Непарнокопытные.

1


62

Приматы.

1


63

Сельскохозяйственные млекопитающие. Коровы.

1


64

Сельскохозяйственные млекопитающие. Овцы.

1


65

Сельскохозяйственные млекопитающие. Домашние свиньи

1


66

Контрольная работа по теме «Млекопитающие».

1














Календарно-тематическое планирование

9 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Общий обзор строения тела человека

1

Введение в предмет.

1


2

Место человека в живой природе.

1


3

Клетка.

1


4

Химический состав клетки.

1


5

Ткани и органы.

1


6

7

Системы органов. Организм.

2


8

Лабораторная работа № 1 «Устройство светового микроскопа. Правила работы с ним».

1


9

Лабораторная работа № 2 «Строение клетки».

1


Опорно-двигательная система

10

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека.

1


11

Строение и соединение костей.

1


12

Скелет головы.

1


13

Скелет туловища.

1


14

Скелет конечностей.

1


15

Первая помощь при повреждении скелета. Практическая работа № 1 «Первая помощь при переломах. Наложение шин»

1


16

Строение и значение мышц.

1


17

Основные группы мышц.

1


18

Осанка и здоровье человека. Практическая работа № 2 «Определение правильной осанки»

1


19

Значение физических упражнений для правильного формирования мышц и скелета.

1


20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Система опоры и движения».

1


Кровообращение

21

Внутренняя среда организма.

1


22

Кровь, плазма крови.

1


23

Эритроциты и лейкоциты.

1


24

Иммунитет как защитная реакция организма.

1


25

Сердце, его строение и работа.

1


26

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1


27

Движение крови по сосудам.

1


28

Практическая работа № 3 «Давление крови в сосудах»

1


29

Первая помощь при кровотечениях, переливание крови.

1


30

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1


31

Гигиена сердечнососудистой системы.

1


32

Практическая работа № 4 «Правила наложения жгута»

1


33

Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровообращение»

1


Дыхание

34

Органы дыхания. Строение, функции.

1


35

Дыхательные движения и их регуляция.

1


36

Строение легких, газообмен в легких и тканях.

1


37

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

1


38

Болезни дыхательной системы и их предупреждение.

1


39

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

1


40

Первая помощь при нарушении дыхания.

1


41

Контрольная работа по теме «Дыхательная система».

1


Пищеварительная система

42

Значение и состав пищи.

1


43

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

1


44

Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1


45

Кишечное пищеварение. Всасывание питательных веществ.

1


46

Гигиена и нормы питания.

1


47

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления.

1


48

Лабораторная работа № 3

«Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке».

1


49

Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему.

1


50

Витамины, виды. Авитаминоз.

1


51

Контрольная работа по теме «Пищеварительная система».

1


Выделение

52

Значение выделения. Строение почек.

1


53

Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы.

1


54

Значение и строение кожи.

1


55

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.

1


56

Первая помощь при перегревании. Ожоги, обморожения.

1


57

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

1


Нервная система

58

Значение и строение нервной системы.

1


59

Спинной мозг и его строение.

1


60

Головной мозг и его строение.

1


61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.

1


62

Эмоции, внимание, память.

1


63

Режим дня. Гигиена нервной системы.

1


64

Нарушения нервной системы. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

1


65

Органы чувств.

1


66

Контрольная работа по теме «Нервная система».

1