Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Середкинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Руководитель ШМО Улитина С.А./________/ Протокол № 1 от «30 » августа 2016 | Согласовано Заместитель директора по УВР Самсонова Е.Н. /_______/ «30 » августа 2016 г | Утверждаю Директор Горбунова А.А /_________/ Приказ № 105/1 от 31.08.16 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта
6 - 9 классы
/срок реализации 4 года/
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Самойлова Л.Н.
2016 год
Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая словарная работа на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей и отвечает основным принципам коррекционной педагогики. Программа составлена с учетом основных нормативно - правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012г
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
Адаптированная образовательная программа начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Середкинская средняя общеобразовательная школа (утвержденная от 31.08.16 года приказ № 105/1).
Пояснительная записка
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств для дальнейшей социализации.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;
- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ (2013 г.).
Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии.
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Сроки реализации программы
Обучение рассчитано на все годы обучения, в данной программе с шестого по девятый класс— по 2 урока в неделю. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Учебный материал курса состоит из четырех блоков, расположенных по годам обучения следующим образом:
6 класс — «Неживая природа» - 66 часов,
7 класс — «Растения» - 66 часов,
8 класс — «Животные» - 66 часов,
9 класс — «Человек» - 66 часов.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Содержание курса
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
В разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по месту их произрастания.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека.
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым обучающимся воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания на практических занятиях.
Учебно-тематическое планирование для 6 класса
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Вода | 15 |
3 | Воздух | 17 |
4 | Полезные ископаемые | 21 |
5 | Почва | 9 |
Итого: | 66 |
Особенности преподавания данного учебного предмета в шестом классе (класс интегрированный)
В классе обучаются четыре ученика. Наблюдается слабость внутренних побуждений, несамостоятельность, безынициативность, поэтому многие виды заданий и упражнений требуют дополнительной помощи и подробного объяснения. У Насти беден словарный запас, слабые знания об окружающем мире, Аня не может самостоятельно сформулировать ответ, требуются наводящие вопросы. У Максима - ответы в основном односложные.
Учебно-тематическое планирование для 7 класса
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Растения вокруг нас | 4 |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 31 |
3 | Многообразие растительного мира | 31 |
Итого: | 66 |
Учебно-тематическое планирование для 8 класса
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Беспозвоночные животные | 13 |
3 | Позвоночные животные | 51 |
Итого: | 66 |
Особенности контингента обучающихся восьмого класса
(класс интегрированный)
В классе обучаются 6 человек. Состав обучающихся неоднороден. У этих детей имеются нарушения эмоционально-волевой сферы, недоразвитие всей познавательной деятельности. Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчетливо проявляется при необходимости установления сложных систем причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Уровень развития познавательной сферы снижен, нарушено внимание: (Виталий, Настя, Даша) объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания (Надя). Ответы в основном односложные. Однако Надя и Даша способны односложно, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Надя и Саша могут выполнить задания поискового характера по заданной теме. Все обучающие еще не умеют сосредотачиваться на высказываниях своих собеседников и признавать возможность существования различных точек зрения.
Учебно-тематическое планирование для 9 класса
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Общий обзор строения тела человека | 9 |
2 | Опорно-двигательная система | 11 |
3 | Кровообращение | 13 |
4 | Дыхание | 8 |
5 | Пищеварительная система | 10 |
6 | Выделение | 6 |
7 | Нервная система | 9 |
Итого: | 66 |
Особенности контингента обучающихся девятого класса
(класс интегрированный)
В классе один ученик. Виктор с трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Работоспособность у мальчика низкая, малопродуктивная. Быстро устаёт, начинает отвлекаться, требуется постоянная смена деятельности. В работу включается не всегда охотно, часто просто отказывается работать. Задания выполняет под контролем учителя, посильные упражнения самостоятельно. С интересом выполняет задания, проводимые в игровой форме.
Для преодоления выше перечисленных затруднений при обучении биологии создаются специальные условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов:
а) поэтапное разъяснение заданий;
б) последовательное выполнение заданий;
в) повторение инструкции к выполнению задания;
г) частая смена видов деятельности;
д) предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
е) использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; использование заданий с пропущенными словами и предложениями;
ж) дополнение печатных материалов видеоматериалами;
з) ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
Основные направления коррекционной работы:
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности.
Коррекционная работа. Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). Работа над расширением и активизацией словаря опирается на активное действенное познание ребенком предметов и явлений окружающей действительности, с привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания и т. д. Расширение и закрепление словаря по различным темам. Для формирования отвлеченных понятий, обобщений, умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Расчленение сложного учебного материала на части, логически завершенные и связанные между собой, выделение главных существенных сторон предмета или явления и отличие их от второстепенных, несущественных.
Межпредметные связи
Курс биологии имеет много смежных тем с географией, естествознанием, русским языком, чтением, изобразительным искусством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Природоведение». Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по итогам учебного года осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Критерии и нормы оценки ЗУН
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 2 - 3 недочета.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.
Основные требования к знаниям и умения учащихся
6 класс
должны знать:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
должны уметь:
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• определять температуру воздуха, воды;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
7 класс
должны знать:
• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
• общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
• признаки сходства и различия между растениями;
• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
должны уметь:
• узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
• различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;
• устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
• осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
• работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
8 класс
должны знать:
• признаки сходства и различия между группами (классами) животных;
• общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;
• особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
• условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.
должны уметь:
• узнавать изученных животных;
• устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание);
• осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными
9 класс
должны знать:
• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
• о влиянии физической нагрузки на организм;
• нормы правильного питания;
• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
• меры предупреждения сколиоза;
• свою группу крови и резус-фактор;
• норму кровяного давления;
• состояние своего зрения и слуха;
• санитарно-гигиенические правила.
должны уметь:
• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования;
• измерять температуру тела;
• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.
Используемый учебно-методический комплекс
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Сборник 1). Никишов А.И. «Биология. Неживая природа». 6 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2015.
Клепинина З.А. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы». 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2014
Никишов А.И. Теремов А.В. «Биология. Животные». 8 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2014.
Романов И.В., Агафонова И. Б. «Биология. Человек». 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида - М.: Дрофа, 2014.
Рабочие тетради для учащихся 6, 7, 8,9 классов спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2013-2015гг.
Ресурсное обеспечение программы:
1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000.
2. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1997.
3. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С.А. Молис. - М.: Просвещение, 1986.
4. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1987.
5. Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2012. – № 3.
6. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.
7. Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2002.
8. Шелкунова О.В. Методика преподавания естествознания в специальной (коррекц.) школе VIII вида.- Учебное пособие. Иркутск, 2012 г.
9. Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. – 2012. – № 3.
Все для учителя биологии - http://bio.1september.ru
Вся биология - http://www.sbio.info
Анатомия человека в иллюстрациях - http://www.anatomus.ru/
Энциклопедия растений - http://www.greeninfo.ru/
Животные - http://www.theanimalworld.ru/
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение |
1 | Что такое природа | 1 | |
2 | Живая и неживая природа | 1 | |
3 | Твердые тела, жидкости и газы | 1 | |
4 | Урок-экскурсия «Сезонные изменения в природе» | 1 | |
Вода |
5 | Вода в природе и в быту. Учет и использование воды. | 1 | |
6 | Вода – жидкость. Характеристика | 1 | |
7 | Свойства воды как жидкости | 1 | |
8 | Вода - растворитель | 1 | |
9 | Три состояния воды | 1 | |
10 | Лабораторная работа № 1 «Температура воды и ее измерение» | 1 | |
11 | Лед. Превращение воды в пар. | 1 | |
12 | Круговорот воды в природе | 1 | |
13 | Чистая и мутная вода. Питьевая вода | 1 | |
14 | Использование воды в быту. Охрана воды. | 1 | |
15 | Использование воды в промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | |
16 | Охрана воды | 1 | |
17 | Значение воды для жизни организмов | 1 | |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Вода» | 1 | |
19 | Контрольная работа по теме «Вода» | 1 | |
Воздух |
20 | Воздух в природе | 1 | |
21 | Воздух занимает место | 1 | |
22 | Воздух сжимаем и упруг | 1 | |
23 | Воздух – плохой проводник тепла | 1 | |
24 | Расширение и сжатие воздуха при нагревании и охлаждении | 1 | |
25 | Свойства теплого воздуха | 1 | |
26 | Практическая работа «Свойства воздуха» | 1 | |
27 | Движение воздуха в природе | 1 | |
28 | Состав воздуха. | 1 | |
29 | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека | 1 | |
30 | Углекислый газ | | |
31 | Применение углекислого газа | | |
32 | Значение воздуха | | |
33 | Чистый и загрязненный воздух | | |
34 | Охрана воздуха | 1 | |
35 | Обобщающий урок по теме «Воздух» | 1 | |
36 | Контрольная работа по теме «Воздух» | 1 | |
Полезные ископаемые |
37 | Полезные ископаемые. Общая характеристика | 1 | |
38 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве | 1 | |
39 | Гранит | 1 | |
40 | Известняки | 1 | |
41 | Песок и глина | 1 | |
42 | Горючие полезные ископаемые | 1 | |
43 | Торф | 1 | |
44 | Каменный уголь | 1 | |
45 | Нефть | 1 | |
46 | Природный газ | 1 | |
47 | Обобщающий урок по теме «Горючие полезные ископаемые» | 1 | |
48 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения | 1 | |
49 | Калийная соль | 1 | |
50 | Фосфориты | 1 | |
51 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. | 1 | |
52 | Железные руды | 1 | |
53 | Медная и алюминиевая руда. Алюминий | 1 | |
54 | Цветные руды и сплавы. Сталь | 1 | |
55 | Цветные руды. Чугун | 1 | |
56 | Медь и золото | 1 | |
57 | Контрольная работа по теме «Полезные ископаемые» | 1 | |
Почва |
58 | Почва. Общие сведения о почве | 1 | |
59 | Состав почвы | 1 | |
60 | Перегной – органическая часть почвы | 1 | |
61 | Песок и глина – минеральная часть почвы | 1 | |
62 | Различие почв по их составу | 1 | |
63 | Испарение воды из почвы | 1 | |
64 | Обработка почвы | 1 | |
65 66 | Практические работы на школьном учебно-опытном участке | 2 | |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Растения вокруг нас |
1 | Введение. О чем расскажет учебник. | 1 | |
2 | Разнообразие растений. | 1 | |
3 | Значение растений. | 1 | |
4 | Охрана растений. | 1 | |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
5 | Строение растения. Лабораторная работа № 1 «Строение цветкового растения». | 1 | |
6 | Цветок. Виды Строение. | 1 | |
7 | Цветок. Виды. Строение. Лабораторная работа № 2 «Строение цветка». | 1 | |
8 | Виды соцветий. | 1 | |
9 | Опыление цветков. | 1 | |
10 | Разнообразие плодов. | 1 | |
11 | Распространение семян и плодов. | 1 | |
12 | Внешний вид и строение семян. | 1 | |
13 | Лабораторная работа № 3 «Строение семени фасоли» | 1 | |
14 | Лабораторная работа № 4 «Строение зерновки пшеницы» | 1 | |
15 | Условия прорастания семян. | 1 | |
16 | Лабораторная работа № 5 «Определение всхожести семян» | 1 | |
17 | Повторительно - обобщающий урок по темам: «Цветок. Семя». | 1 | |
18 | Контрольная работа по темам: «Цветок. Семя». | 1 | |
19 | Виды корней | 1 | |
20 | Корневые системы. | 1 | |
21 | Значение корня. | 1 | |
22 | Видоизменения корней. | 1 | |
23 | Лист. | 1 | |
24 | Из каких веществ состоит лист. | 1 | |
25 | Образование органических веществ в растении. | 1 | |
26 | Испарение воды листьями. | 1 | |
27 | Дыхание растений. | 1 | |
28 | Листопад и его значение. | 1 | |
30 | Стебель, строение стебля. | 1 | |
31 | Значение стебля в жизни растений. | 1 | |
32 33 | Разнообразие стеблей. | 2 | |
34 | Взаимосвязь частей растения и связь растений со средой обитания. | 1 | |
35 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями». | 1 | |
36 | Контрольная работа по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями». | 1 | |
Многообразие растительного мира. |
37 | Многообразие растительного мира | | |
38 | Мхи. | 1 | |
39 | Папоротники. | 1 | |
40 | Голосеменные. | 1 | |
41 | Хвойные растения. | 1 | |
42 | Покрытосеменные или цветковые. | 1 | |
43 | Однодольные покрытосеменные растения | 1 | |
44 | Хлебные злаковые культуры. | 1 | |
45 | Выращивание зерновых | 1 | |
46 | Использование злаков в народном хозяйстве. | 1 | |
47 | Общие признаки лилейных. | 1 | |
48 | Цветочно-декоративные лилейные. | 1 | |
49 | Овощные лилейные | 1 | |
50 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | |
51 | Общие признаки пасленовых. | 1 | |
52 53 | Дикорастущие пасленовые. Паслен. | 2 | |
54 | Выращивание картофеля. | 1 | |
55 56 | Овощные пасленовые. Томат, баклажан, перец. | 2 | |
57 | Цветочно-декоративные пасленовые. | 1 | |
58 | Общие признаки бобовых. | 1 | |
59 | Пищевые бобовые растения. | 1 | |
60 | Кормовые бобовые растения. | 1 | |
61 | Общие признаки розоцветных. | 1 | |
62 63 | Плодово-ягодные розоцветные | 2 | |
64 | Общие признаки сложноцветных. | 1 | |
65 | Контрольная работа по теме «Двудольные». | 1 | |
66 | Повторение по курсу «Биология. Растения». | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Многообразие животного мира. | 1 | |
2 | Значение животных и их охрана. | 1 | |
Беспозвоночные животные |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных. Многообразие. | 1 | |
4 | Общие признаки червей. Дождевой червь. | 1 | |
5 | Круглые черви – паразиты человека. | 1 | |
6 | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни. | 1 | |
7 | Бабочка – капустница. | 1 | |
8 | Яблоневая плодожорка. Наносимый вред. Меры борьбы. | 1 | |
9 | Майский жук. | 1 | |
10 | Комнатная муха. | 1 | |
11 | Медоносная пчела. | 1 | |
12 | Тутовый шелкопряд. | 1 | |
13 | Муравьи - санитары леса. | 1 | |
14 | Практическая работа № 1 «Насекомые». | 1 | |
15 | Контрольная работа по теме «Насекомые». | 1 | |
Позвоночные животные |
16 | Общие признаки позвоночных животных. | 1 | |
17 | Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб. | 1 | |
18 | Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения. | 1 | |
19 | Размножение рыб. | 1 | |
20 | Речные рыбы. | 1 | |
21 | Морские рыбы. | 1 | |
22 | Лабораторная работа № 2 «Строение рыб» | 1 | |
23 | Рыболовство и рыбоводство. | 1 | |
24 | Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | |
25 | Обобщающий урок по теме «Рыбы». | 1 | |
26 | Общие признаки земноводных. | 1 | |
27 | Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 1 | |
28 | Внутреннее строение земноводных. | 1 | |
29 | Размножение и развитие. | 1 | |
30 | Обобщающий урок «Многообразие земноводных». | 1 | |
31 | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания. | 1 | |
32 | Внешнее строение пресмыкающихся. | 1 | |
33 | Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1 | |
34 | Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1 | |
35 | Контрольно-обобщающий урок по темам «Земноводные», «Пресмыкающиеся». | 1 | |
36 | Общие признаки птиц. | 1 | |
37 | Особенности внешнего строения птиц. | 1 | |
38 | Особенности скелета птиц. | 1 | |
39 | Особенности внутреннего строения птиц. | 1 | |
40 | Размножение и развитие птиц. | 1 | |
41 | Птицы, кормящиеся в воздухе. | 1 | |
42 | Птицы леса. | 1 | |
43 | Хищные птицы. | 1 | |
44 | Птицы пресных водоемов и болот. | 1 | |
45 | Домашние куры. | 1 | |
46 | Домашние утки и гуси. | 1 | |
47 | Птицеводство. | 1 | |
48 | Млекопитающие. Общие признаки. | 1 | |
49 | Внешнее строение млекопитающих. | 1 | |
50 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 1 | |
51 | Внутренние органы млекопитающих. | 1 | |
52 | Грызуны. Зайцеобразные. | 1 | |
53 | Разведение домашних кроликов. | 1 | |
54 | Хищные звери. | 1 | |
55 | Дикие пушные хищные звери. | 1 | |
56 | Разведение норки на зверофермах. | 1 | |
57 | Домашние хищные животные. | 1 | |
58 | Ластоногие. | 1 | |
59 | Китообразные. | 1 | |
60 | Парнокопытные. | 1 | |
61 | Непарнокопытные. | 1 | |
62 | Приматы. | 1 | |
63 | Сельскохозяйственные млекопитающие. Коровы. | 1 | |
64 | Сельскохозяйственные млекопитающие. Овцы. | 1 | |
65 | Сельскохозяйственные млекопитающие. Домашние свиньи | 1 | |
66 | Контрольная работа по теме «Млекопитающие». | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Общий обзор строения тела человека |
1 | Введение в предмет. | 1 | |
2 | Место человека в живой природе. | 1 | |
3 | Клетка. | 1 | |
4 | Химический состав клетки. | 1 | |
5 | Ткани и органы. | 1 | |
6 7 | Системы органов. Организм. | 2 | |
8 | Лабораторная работа № 1 «Устройство светового микроскопа. Правила работы с ним». | 1 | |
9 | Лабораторная работа № 2 «Строение клетки». | 1 | |
Опорно-двигательная система |
10 | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. | 1 | |
11 | Строение и соединение костей. | 1 | |
12 | Скелет головы. | 1 | |
13 | Скелет туловища. | 1 | |
14 | Скелет конечностей. | 1 | |
15 | Первая помощь при повреждении скелета. Практическая работа № 1 «Первая помощь при переломах. Наложение шин» | 1 | |
16 | Строение и значение мышц. | 1 | |
17 | Основные группы мышц. | 1 | |
18 | Осанка и здоровье человека. Практическая работа № 2 «Определение правильной осанки» | 1 | |
19 | Значение физических упражнений для правильного формирования мышц и скелета. | 1 | |
20 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Система опоры и движения». | 1 | |
Кровообращение |
21 | Внутренняя среда организма. | 1 | |
22 | Кровь, плазма крови. | 1 | |
23 | Эритроциты и лейкоциты. | 1 | |
24 | Иммунитет как защитная реакция организма. | 1 | |
25 | Сердце, его строение и работа. | 1 | |
26 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. | 1 | |
27 | Движение крови по сосудам. | 1 | |
28 | Практическая работа № 3 «Давление крови в сосудах» | 1 | |
29 | Первая помощь при кровотечениях, переливание крови. | 1 | |
30 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 1 | |
31 | Гигиена сердечнососудистой системы. | 1 | |
32 | Практическая работа № 4 «Правила наложения жгута» | 1 | |
33 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровообращение» | 1 | |
Дыхание |
34 | Органы дыхания. Строение, функции. | 1 | |
35 | Дыхательные движения и их регуляция. | 1 | |
36 | Строение легких, газообмен в легких и тканях. | 1 | |
37 | Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. | 1 | |
38 | Болезни дыхательной системы и их предупреждение. | 1 | |
39 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | |
40 | Первая помощь при нарушении дыхания. | 1 | |
41 | Контрольная работа по теме «Дыхательная система». | 1 | |
Пищеварительная система |
42 | Значение и состав пищи. | 1 | |
43 | Значение пищеварения. Система органов пищеварения. | 1 | |
44 | Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 1 | |
45 | Кишечное пищеварение. Всасывание питательных веществ. | 1 | |
46 | Гигиена и нормы питания. | 1 | |
47 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления. | 1 | |
48 | Лабораторная работа № 3 «Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке». | 1 | |
49 | Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему. | 1 | |
50 | Витамины, виды. Авитаминоз. | 1 | |
51 | Контрольная работа по теме «Пищеварительная система». | 1 | |
Выделение |
52 | Значение выделения. Строение почек. | 1 | |
53 | Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. | 1 | |
54 | Значение и строение кожи. | 1 | |
55 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. | 1 | |
56 | Первая помощь при перегревании. Ожоги, обморожения. | 1 | |
57 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. | 1 | |
Нервная система |
58 | Значение и строение нервной системы. | 1 | |
59 | Спинной мозг и его строение. | 1 | |
60 | Головной мозг и его строение. | 1 | |
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. | 1 | |
62 | Эмоции, внимание, память. | 1 | |
63 | Режим дня. Гигиена нервной системы. | 1 | |
64 | Нарушения нервной системы. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. | 1 | |
65 | Органы чувств. | 1 | |
66 | Контрольная работа по теме «Нервная система». | 1 | |