МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ Исетского района Тюменской области
Рассмотрено на педсовете:
_____________ «_______» ______________ | Согласовано: Замдиректора по УВР _________________ С.Н. Васильева «_______» ______________ | Утверждаю: Директор школы
_____________ Т.П. Габрусь «_______» ______________
|
Адаптированная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
по письму и развитию речи
8 класс
на 2018-2019 уч.год
Лымарева Надежда Петровна
учитель высшей квалификационной категории
2018 г
1.Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании следующих документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой издательство «Владос» 2011г.
Адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ
Учебного плана МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ на 2018-2019 учебный год
Учебника «Русский язык» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Н.Г.Галунчикова Э.В.Якубовская – М.: «Просвещение» , 2012
Данная программа учитывает психофизические особенности развития учащихся 8-го класса, уровень их знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьников. На уроках русского языка в 8-ом классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках русского языка уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Цель – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Задачи:
1. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
2. овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
3. обучение школьников умению связанно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4. вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
5.развитие логического мышления;
6. формирование общеучебных умений – работать с книгой, со справочной литературой;
7. воспитание нравственности, чувства патриотизма и толерантности; воспитание любви и уважения к родному языку, а также предмету «русский язык».
Коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
· развитие мелкой моторики и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание самостоятельности принятия решения;
· формирование адекватности чувств;
· формирование устойчивой и адекватной самооценки;
· формирование умения анализировать свою деятельность;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи;
· развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
Писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
3. Содержание программы
Повторение
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере- ,единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье их склонение и правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, Практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»). Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка
Повторение пройденного за год.
4. Учебно-тематический план по письму и развитию речи в 8 классе.
| | | Теор. | Практ. | Контр. |
1 | Повторение. | 5 | 1 | 5 | |
2 | Слово. Состав слова. | 16 | | 20 | 1 |
4 | Части речи. Имя существительное как часть речи. | 16 | 2 | 17 | 1 |
5 |
6 | Имя прилагательное. | 10 | | 13 | 1 |
7 | Местоимение. | 10 | | 15 | 1 |
8 | Глагол. | 26 | 1 | 31 | 1 |
10 | Предложение. | 15 | | 20 | |
11 | Повторение. | 4 | | 5 | 1 |
| Итого: | 102 | 4 | 92 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и тем | Кол. час | Сроки проведения план | Сроки проведения факт | Словарные слова | Основное содержание |
|
1 | Повторение. Предложение. Предложение простое и сложное. | 1ч. | | | | Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. |
2 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без них. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но и без союзов. | 1ч. | | | Отечество Гражданин Конституция |
3 | Однородные члены предложения. Постановка запятых при однородных членах предложения. | 1ч. | | | |
4. | Деловое письмо. Объяснительная записка | 1ч. | | | | |
5-6 | Входящий диктант. Работа над ошибками | 2 ч. | | | | |
7 | Состав слова. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Разбор по составу слов, относящихся к разным частям речи. | 1ч. | | | | Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере- ,единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-). Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. |
8 | Образование слов при помощи приставки и суффикса. | 1ч. | | | |
9 | Правописание слов на знакомые орфограммы. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1ч. | | | |
10 | Правописание ударных и безударных гласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1ч. | | | |
11 | Р.\р. Сочинение «Как я провёл(а) летние каникулы?» | 1ч. | | | |
12 | Гласные и согласные в приставках. | 1ч. | | | |
13 | Приставка и предлог. Различение приставки и предлога. | 1ч. | | | |
14 | Сложные слова, их правописание. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о,е и без соединительных гласных. | 1ч. | | | Аэродром Типография Телеграф |
15 | Образование сложных слов с помощью иностранных корней. | 1ч. | | | Микро Аква Аэро Теле Фото |
16 | Р.р.Изложение по данному плану и началу «Солнечное зимнее утро». | 1ч. | | | | |
17 | Работа над ошибками изложения. Образование сложных слов. Упражнения на закрепление. | 1 ч. | | | | |
18 | Деловое письмо. Автобиография. | 1ч. | | | | |
19-20 | Проверочная работа по теме «Предложение». Работа над ошибками. | 2ч. | | | | |
21 | Части речи. Части речи – это группы слов. Имя существительное. Грамматические признаки имени существительного. | 1ч. | | | Образование Квалификация | |
22 | Имена собственные, обозначающие различные названия. | 1ч. | | | | |
23 | Существительные единственного числа с шипящей на конце. | 1ч. | | | |
24 | Склонение имён существительных в единственном числе.(1-е, 2-е, 3-е) | 1ч. | | | Национальность Территория |
25 | Контрольный диктант. Тема: «Правописание падежных окончаний существительных». | 1ч. | | | |
26 | Анализ написания диктанта и работа над ошибками. Существительные с шипящей на конце. | 1ч. | | | Экскаватор Эскалатор Элеватор |
27 | Несклоняемые имена существительные | 1ч. | | | Фойе, Кафе Пианино |
|
28 | Сочинение на основе имеющихся знаний. «Поздняя осень». | 1ч. | | | | |
29 | Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. | 1ч. | | | | | |
30 | Обобщающий урок по теме « Имя существительное». | 1ч. | | | | | |
31 | Деловое письмо. Адрес. | 1ч. | | | | | |
32 | Имя прилагательное.Роль прилагательного в речи. Согласование прилагательных с существительными. | 1ч. | | | Галантерея Кулинария | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье их склонение и правописание. | |
33 | Родовые окончания прилагательных. | 1ч. | | | | |
34 | Правописание безударных окончаний прилагательных среднего рода на шипящие ж,ш, ч, щ. | 1ч. | | | | |
35 | Проверка безударных окончаний прилагательных единственного числа. | 1ч. | | | Экспедиция Континент | |
36 | Правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа. | 1ч. | | | | |
37 | Проверочная работа по теме: Правописание безударных окончаний прилагательных единственного числа. | 1ч. | | | | |
38 | Имена прилагательные на –ий, - ья, -ье, - ьи. Склонение прилагательных во множественном числе на – ий, - ья, -ье. | | | | | |
39 | Склонение прилагательных единственного числа на –ий, - ья, -ье. Склонение прилагательных во множественном числе на – ий, - ья, -ье. | 1ч. | | | Искусство Фестиваль | |
40 | Изложение текста по опорным словосочетаниям. «Волки». (с.100.) | 1ч. | | | | | |
41 | Практическая работа по закреплению правописания падежных окончаний прилагательных. Тест – контроль по теме: «Имя прилагательное | 1ч. | | | | |
42 | Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками. | 1ч. | | | | |
43 | Склонение личных местоимений 1-го , 2-го и 3-го лица. | 1ч. | | | Бюллетень |
44 | Правописание предлогов с местоимениями. | 1ч. | | | Регистратура |
45 | Правописание местоимений1,2 и 3-го лица. | 1ч. | | | Пациент |
46 | Сочинение по плану, иллюстрации и опорным словам. с.125 упр.173 | 1ч. | | | |
47 | Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица | 1ч. | | | |
48 | Склонение и правописание личных местоимении 3 лица единственного числа. | 1ч. | | | |
49 | Склонение правописание личных местоимений. Множественного числа | 1ч. | | | |
50 | Тренировочные упражнения. Подготовка к тестированию Тестирование | 1ч. | | | | |
51 | Деловое письмо. Заявление. с. 126. | 1ч. | | | | |
52 | Р.\р. Сочинение по составленному плану по произведению И.Тургенева «Муму», «Находка» | 1ч. | | | | |
53 | Глагол. Роль глаголов в речи. Значения глаголов. Неопределённая форма глагола. | 1ч. | | | | Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. |
54 | Правописание шипящих на конце слова. | 1ч. | | | |
55 | Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола. Род и число. | 1ч. | | | |
56 | Не с глаголами. | 1ч. | | | |
57 | Изменение глаголов по лицам и числам. | 1ч. | | | |
58 | Творческое упражнение по картине Левитана И. И. «Вечерний звон» | 1ч. | | | |
59 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. | 1ч. | | | |
60 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. | 1ч. | | | |
61 | Глаголы 3-го лица. | 1ч. | | | |
62 | Правописание глаголов на –ться, -тся. | 1ч. | | | |
63 | Подготовка к написанию изложения. упр. 309 | 1ч. | | | |
64 | Изложение по плану «Титаник» | 1ч. | | | |
65 | Упражнения на закрепление. | 1ч. | | | |
66 | Подготовка к самостоятельной работе и диктанту. | 1ч. | | | |
67 | Самостоятельная работа по теме «Правописание окончаний глаголов» | 1ч. | | | |
68 | Урок закрепления знаний по теме «Глагол» | 1ч. | | | |
69 | Изменение глаголов по лицам и числам. | 1ч. | | | |
70 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1ч. | | | |
71 | Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками диктанта. | 1ч. | | | |
72 | I-е и II-е спряжение глаголов. | 1ч. | | | |
73 | Ударные и безударные личные окончания глаголов. | 1ч. | | | | |
74 | Проверка безударных личных окончаний глаголов. | 1ч. | | | Промышленность | |
75 | II-е спряжение глагола. | 1ч. | | | | |
76 | I-е спряжение глагола. | 1ч. | | | | |
77 | Различение глаголов I-го и II-го спряжения. | 1ч. | | | Коловорот | |
78 | Глаголы на –им, -ем; -ешь, -ишь. | 1ч. | | | | |
79 | Различение глаголов 2-го и 3-го лица единственного числа. (-ишь, -ешь; -ит, -ет. | 1ч. | | | | |
80 | Различение безударных окончаний глаголов 3-го лица (-ит и –ет, -ат(-ят) и –ут(-ют)) | 1ч. | | | Катаклизм | |
81 | Деловое письмо. Ответ на открытое письмо в стенгазету. | 1ч. | | | | |
82 | Способы проверки безударных окончаний глагола. | 1ч. | | | | |
83 | Способы проверки безударных окончаний глагола. | 1ч. | | | | |
84 | Упражнения на закрепление. | 1ч. | | | | |
85 | Р.\р. Сочинение по данному плану. «Случай на рыбалке». | 1ч. | | | | |
86 | Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. | 1ч. | | | | |
87 | Деловое письмо. Анкета. | 1ч. | | | | |
88 | Проверочная работа по теме «Глагол». | 1ч. | | | | |
89 | Предложение. Простое предложение нераспространённое и распространённое. | 1ч. | | | | |
90 | Запятая при однородных членах предложения. | 1ч. | | | |
91 | Нераспространённые и распространённые однородные члены предложения. | 1ч. | | | Гарнитур |
92 | Р.\р. Подготовка к сочинению И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору». | 1ч. | | | |
93 | Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору». | 1ч. | | | |
94 | Обращение. | 1ч. | | | |
95 | Простое предложение. Вопросительные и восклицательные предложения. | 1ч. | | | Бандероль Квитанция |
96 | Сложные предложения. Знаки препинания, разделяющие части сложного предложения. | 1ч. | | | |
97 | Союзы и союзные слова, разделяющие части сложного предложения. | 1ч. | | | |
98 | Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками. | 1ч. | | | | |
99 | Простое предложение и сложное предложение. Подготовка к диктанту. | 1ч. | | | | |
100 | Контрольная работа за год. | 1ч. | | | | |
101 | Работа над ошибками диктанта. Упражнения на закрепление. | 1ч. | | | | |
102 | Деловое письмо. Объявление. | 1ч. | | | | |
6. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. «Русский язык» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Н.Г.Галунчикова Э.В.Якубовская – М.: «Просвещение» , 2008
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой издательство «Владос» 2011г.
3. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» - М.-2002г.
4. Н.М.Барская, Л.А. Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 класах вспомогательной школы»
5. А.К.Аксенова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – 2 изд., испр. – М.: Просвещение, 2004.
6. Б.Б. Белявский, Г.С. Купцова «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы: методические рекомендации» / МО РФ. РИПКРО –М.,1993.
7. Сборник статей для изложений – учителю вспомогательной школы
8. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 кл.: пособие для учителя / сост.Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
9. Н.Н. Бебешина, В.П.Свириденков «Развитие речи на уроках развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классов вспомогательной школы»
10. М.Ф.Гнездилов «Методика русского языка во вспомогательной школе» - М. -1965.
11. И.М. Садовникова «Нарушения письменной речи у младших школьников» - М. -1973.
Технические средства
Компьютер
Мультимедийная установка