Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Губернаторский инженерный лицей №102»
Утверждаю
Директор МБОУ
«Губернаторский инженерный лицей №102»
________________Ю.В.Пудова
Приказ №_____от_________20__г.
Адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(ВАРИАНТ 8.1)
по русскому языку
для 1 класса
на 2023-2024 учебный год
учитель начальных классов Чамеева Е.С.
Рассмотрено и одобрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 26.08.2022 г. Руководитель МО:___________Л.З.Чумаева | Согласовано Заместитель директора по НМР ___________ Т.А. Чертушина |
Адаптивная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
5. Рабочая программа воспитания 2023-2024 уч.год
программа начального общего образования для обучающихся с РАС (одобрена ФУМО по общему образованию 22.12.2015 г., протокол № 4/15);
7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Губернаторский инженерный лицей № 102».
8. Учебный план лицея на 2023-2024 учебный год.
9. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: программа 1–4классы.
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко–Смоленск:Ассоциация21век,2019.
Адаптированная рабочая программа рассчитана на 99 часов (3 часов в неделю) и ориентирована на использование учебника русского языка для 1 класса. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Просвещение», 2023
Введением в курс «Русский язык» является интегрированный модуль «Русский язык. Азбука»».
В период карантина (усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий) обучение учащихся может осуществляться в дистанционном режиме. Для организации дистанционного обучения по русскому языку используются следующие платформы: «Российская электронная школа»; сервисы: «Яндекс.Учебник»; образовательная платформа «Учи.ру».
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом содержания начального общего образования и отражённых в её примерной программе курса русского языка.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинноследственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаковосимволических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Усвоение универсальных учебных действий на уроках русского языка создаёт условия для формирования языкового чувства как результата ориентировки ребёнка в морфологической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственных мыслей;
- умение задавать вопросы.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования:
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС лицея направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Задачи программы:
установление ценностных ориентиров начального образования для обучающихся с ТНР;
овладение обучающимися с РАС комплексом учебных действий, составляющих
операциональный компонент учебной деятельности;
формирование основных компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные операции);
определение состава и характеристики универсальных учебных действий;
выявление в содержании предметных областей универсальных учебных действий и определение условий их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
- формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Цели реализации адаптированной рабочей программы:
— овладение уровнями языковой системы (фонетическим, лексическим, морфологическим, синтаксическим строем языка, построением текста);
— овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для повседневного общения и в учебной сфере;
— воспитание уважительного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа.
Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи:
- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- овладение грамотой;
- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
- закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
- сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи;
- формировать «чувство» языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;
- выработать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
- развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- овладеть способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач;
- расширить и обогатить опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
- обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС».
ЛИЧНОСТНЫЕ
Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе обучения русскому языку в единстве учебной и воспитательной деятельности лицея в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Ученик с РАС научится: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - способности принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; - определять в сотрудничестве с учителем последовательность изучения материала; - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). | Ученик с РАС получит возможность научиться: - адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников; - составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
Познавательные УУД
Ученик с РАС научится: - ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя); - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - использование знаково-символических средств представления информации; - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Коммуникативные УУД
Ученик с РАС научится: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; - формулировать собственное мнение и позицию; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - участвовать в обсуждении учебной проблемы. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и - соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. |
ПРЕДМЕТНЫЕ
Развитие речи
Ученик с РАС научится: - различать понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»; - анализировать структуру простого предложения и слова; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; - слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; - пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; - отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; - выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст; - понимать прочитанный текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - различать устную и письменную речь; - различать диалогическую речь; - анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; - составлять текст из набора предложений; - определять тему и главную мысль текста; - составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); - составлять текст по его началу и по его концу; - составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. |
Фонетика.
Ученик с РАС научится: - различать звуки речи; - понимать различие между звуками и буквами; - устанавливать последовательность звуков в слове и их число; - различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; - определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; обозначать ударение в слове; - различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; - различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; - различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; - различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; - правильно называть буквы в алфавитном порядке; - различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; - различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков; - определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - наблюдать над образованием звуков речи; - определять функцию букв е, ё , ю, я в слове; - обозначать на письме звук [й’]; - располагать заданные слова в алфавитном порядке; - различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным перед другим парным); - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике). |
Чтение
Ученик с РАС научится: - навыком слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук); - плавным слоговым чтением и чтением целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка; - осознанным чтением слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов; - чтением с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; осознанным и выразительным чтением на материале небольших текстов. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - орфоэпическому чтению (при переходе к чтению целыми словами); - орфографическому чтению (проговариванию) как средству самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. |
Графика, письмо.
Ученик с РАС научится: -усвоение гигиенических требований при письме, развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки, умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски; - овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв; овладение разборчивым, аккуратным письмом; - письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. - усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом - образцом и послогового чтения написанных слов; - правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце); - выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.) | Ученик с РАС получит возможность научиться: - различать звук и букву: буква как знак звука; - овладеть позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука; - знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. |
Слово и предложение
Ученик с РАС научится: - различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга— агник); - различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет; - определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; - классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.); - определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения). | Ученик с РАС получит возможность научиться: - осознавать слово как единство звучания и значения; - определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника; - на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; - подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач; - на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов. |
Орфография, пунктуация.
Ученик с РАС научится: - раздельное написание слов; - обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; - перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания в конце предложения. | Ученик с РАС получит возможность научиться: - овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного письма. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ».
Раздел 1. Добуквенный период – 25ч.
Техника безопасности на уроках русского языка. Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, с разлиновкой прописи. Знакомство со штриховкой и разными её видами. Знакомство с секретом наклонного письма. Предложение. Знакомство с элементами букв. Слово. Слог. Звуки речи. Звуки гласные и согласные. Гласные звуки: ударные и безударные. Знакомство с нижним соединением элементов букв. Согласные звуки: твердые и мягкие. Тренировка в написании элементов букв и их соединений. Знакомство со средним соединением элементов букв. Знакомство с верхним соединением элементов букв. Знакомство с верхним соединением элементов букв. Согласные звуки: глухие и звонкие. Знакомство с верхним соединением элементов букв. Обобщение по теме «Виды соединений элементов букв –нижнее, верхнее, среднее».
Раздел 2. Основной период (букварный) - 20 ч.
Письмо букв о, О. Письмо букв и, И– ы. Письмо букв э, Э. Письмо букв у, У. Письмо букв а, А. Письмо букв л, Л. Письмо букв м, М. Письмо букв н, Н. Письмо букв р, Р. Знакомство алгоритмом списывания. Письмо слогов, слов с изученными буквами. Письмо букв с, С. Письмо букв к, К. Письмо слогов, слов с изученными буквами. Письмо букв т, Т. Письмо букв в, В. Письмо слогов, слов с изученными буквами. Письмо букв п, П. Письмо букв ш, Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши». Письмо слогов, слов с изученными буквами. Письмо буквы я. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Письмо буквы е. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Письмо буквы ё. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Письмо буквы ю. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Письмо буквы ь. Письмо слов, предложений с изученными буквами. «Опасности письма» на месте безударных гласных. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Письмо букв й, Й. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Письмо букв з, З. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Письмо букв б, Б. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Письмо букв г, Г. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Письмо букв д, Д. Письмо слов, предложений с изученными буквами. «Опасности письма» на месте парных по глухости–звонкости согласных (на конце слова). Письмо букв ф, Ф. Письмо букв ж, Ж. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Закрепление сведений об «опасностях письма». Правописание ударных сочетаний «жи – ши». Рассуждаем и пишем. Письмо слов, предложений с изученными буквами. Списывание слов, предложений с изученными буквами. Введение алгоритма письмо под диктовку (открытие нового способа действия). Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Списывание слов, предложений с изученными буквами. Опасности письма на месте парных по глухости–звонкости согласных (перед согласными). Письмо букв х, Х. Закрепление сведений об «опасностях письма». Слуховой и зрительный диктанты. Письмо букв ц, Ц. Письмо букв ч, Ч. Письмо букв щ, Щ. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. Чтение и записывание с доски предложения с именами собственными. «Опасности письма»: «жи-ши, ча–ща, чу–щу». Письмо слов с сочетаниями «жи–ши, ча–ща, чу–щу». Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. Игры со словами. Письмо букв Е, Ё. Буквы е, ё в начале и в середине слова. Письмо буквы Ю. Написание букв Е, Ё, Ю. Письмо буквы Я. Использование букв Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я для обозначения двух звуков. Правильное использование букв е, ё, ю, я. Правильное использование букв е, ё, ю, я. Буква й. Буквы е, ё, ю, я. Буква ь (разделительный). Письмо ь как разделительного. Буква ъ (разделительный). Письмо ъ как разделительного. Работа букв ь и ъ. Обобщение по теме «Опасные при письме места».
Раздел 3. Послебукварный (завершающий) период - 5 ч.
Алфавит. Заглавная буква в именах собственных. Закрепление технологии написания письменных букв. Запись предложений с благодарностью «Азбуке» Ты любишь сказки? Знаешь эти стихи? Отгадай загадки. Запиши отгадки. Правописание жи-ши. Составление текста диктанта с сочетаниями жи-ши. Правописание ча-ща, чу-щу. Составление текста диктанта с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Диагностирование орфографической зоркости. Зрительный диктант. Диагностирование орфографической зоркости. Слуховой диктант. Работа над ошибками. Обобщение. Закрепление технологии написания письменных букв. Создание и запись с помощью заданных слогов новых слов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК».
Раздел 1: Язык и речь - 22 ч.
1.О нашей речи
Знакомство с учебником русского языка. Какой должна быть хорошая речь?
О нашей речи. Правила переноса слов.
Роль слов в речи. Количество слов в предложении.
2.Какие бывают слова?
Слова-названия, слова-указатели, слова-помощники.
Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?
3.Собственные имена
Имена собственные.
Правописание имен собственных.
Написание имен собственных.
Обобщение по теме «Какие бывают слова? Имена собственные».
4.Разные языки: родной и иностранные
Родной язык. Русский язык – общий для всех людей России.
Иностранные языки. Профессия переводчика.
5.Речь устная и письменная
Речь устная и письменная. Границы предложения.
Знаки препинания в конце предложения. Выразительность устной и письменной речи.
Раздельное написание слов в предложении.
Разграничение приставок и предлогов.
Обобщение по теме «Речь устная и письменная».
Раздел 2: Фонетика. Графика. Орфография – 22 ч.
1. Звуки русского языка
Гласные и согласные звуки русского языка. Транскрипция.
Согласные парные и непарные по твёрдости–мягкости, глухости–звонкости.
Звуковые модели.
Рифма. Звуковой анализ.
Обобщение по теме «Звуки русского языка». Запись слов под диктовку.
2.Буквы русского языка. Алфавит
Русский алфавит.
Зачем нужно знать алфавит.
Запись слов в алфавитном порядке.
Обобщение по теме «Буквы русского языка. Алфавит».
3.Как работают буквы?
Звуки и буквы. Обозначаем мягкость согласных звуков гласными буквами. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Звуки и буквы. Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Звуки и буквы. Обозначение мягкости согласных разными способами.
Правила переноса слов с ь.
Звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,].
Звуки и буквы. Два способа обозначения звука [й,].
Звуки и буквы. Обозначение звука [й,] буквами е, ё, ю, я. Правила переноса слов с буквой й.
Звуки и буквы. Обозначение мягкости согласных и звука [й,] гласными буквами.
Письмо под диктовку.
Как отмечать «опасные места» на письме.
4.Что значит писать правильно?
Правильное письмо – письмо без ошибок.
Правила письма без ошибок. Самопроверка.
Работа с орфографическим словарём.
5.Проверочные страницы
Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант.
Работа над ошибками. Что значит писать правильно?
Контрольный диктант с дополнительными заданиями.
Раздел 3. Язык. Речь. Практика речевой деятельности – 5 ч.
1.Учимся писать записки
Работа над ошибками. Записка: её назначение и строение.
Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов.
2.Как пишут письма и телеграммы?
Как пишут письма и телеграммы?
Алгоритм написания письма.
Телеграмма и её особенности.
3.Поздравим друг друга!
Как пишут поздравления. Части поздравления: обращение, поздравление, пожелания, подпись.
Написание поздравлений друзьям, близким, учителю.
Перелистаем учебник.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Из них |
Теоретическая часть | Практическая часть |
Диктант | Словарный диктант | Списывание | Тестовая диагностика | Комплексная проверочная работа | Работа по развитию речи |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» |
1. | Добуквенный период | 25 | 25 | | | | | | |
2. | Основной период | 20 | 19 | | | 1 | | | |
3. | Завершающий период | 5 | 4 | 1 | | | | | |
МОДУЛЬ ОСНОВНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС» |
4. | Язык и речь. | 22 | 21 | | | 1 | | | |
5. | Фонетика, графика, орфография. | 22 | 20 | 1 | | 1 | | | |
6. | Язык, речь, практика речевой деятельности. | 5 | 4 | | 1 | | | | |
| Всего: | 99 | 93 | 2 | 1 | 3 | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
I.Учебно-методические пособия:
1. Кузьменко Н.С. Хочу хорошо писать: Пропись в 4-х частях: к букварю для 1 кл. общеобразоват. организаций / Н.С. Кульменко, Н.М. Бетенькова; под ред. М.С. Соловейчик. – Смоленск : Ассоциация 21 век, 2021.
2. Соловейчик М.С. Русский язык. 1 класс: учебник / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2020.
3.Русский язык 1 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Просвещение», 2023
4. Соловейчик М. С. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2019.(Электронная)
5. Программы общеобразовательных учреждений Русский язык: программа 1–4 классы. Методические рекомендации: наглядные пособия по русскому языку: Начальная школа.
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 8.1 1 дополнительный и 1 классы. ФГОС (ЭФУ).
II. Технические средства обучения:
Персональный компьютер (ПК).
Многофункциональное устройство (МФУ).
Интерактивная доска.