СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3) 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3) 1 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».

Цель: формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1 классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • формирование первоначальных грамматических понятий и развитие коммуникативно- речевых навыков;

  • формирование правильного навыка письма;

  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

  • развитие навыков устной коммуникации;

  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Русский язык» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.


Общая характеристика предмета.

Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:

  • выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

  • особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

  • боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;

  • ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;

  • специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.


Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе образования обусловлено тем, что это государственный язык Российской Федерации, родной язык русского народа, средство межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные результаты

Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

  • формирование представления о себе;

  • развитие элементарных представлений об окружающем мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • формирование мотивации;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками;

  • формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • развитие положительных свойств и качеств личности.

Предметные результаты

Включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • различать звуки на слух и в произношении;

  • дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;

  • анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя;

  • составлять простые слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя;

  • усвоить рукописное написание несложных по графическому начертанию строчных и прописных букв алфавита;

  • написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения с помощью учителя;

  • списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;

Достаточный уровень:

  • различать звуки на слух и в произношении;

  • дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие;

  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

  • усвоить рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита;

  • написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения;

  • списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения;

  • писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика;

  • положительное отношение к окружающей действительности;

  • проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

  • проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

  • готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться к людям.



Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.


Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Раздел

Кол-во

часов

Краткое содержание курса



1



















2

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Формирование элементарных навыков чтения

















Формирование элементарных навыков письма



На каждом уроке














На каждом уроке

Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале

предложений и небольших текстов (после







3.










4.






5.







6.







7.






8.






9.












Речевое развитие












Звуки и буквы







Графика









Слово









Имена собственные






На каждом уроке








При изучении каждой буквы




При изучении каждой буквы




При изучении каждой буквы


При изучении каждой буквы

предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.


Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку букв, слогов, несложных по структуре слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой начала предложения, имен людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (жи – ши, ча - ща, чу - щу).


Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций






10.





Предлог







Предложение





Развитие речи

При изучении каждой буквы


При изучении каждой буквы При изучении каждой буквы

предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на сюжетную картинку, серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие (в сильной позиции). Ударение. Гласные ударные и безударные.

Слог. Алфавит.

Понятие «слово». Слова, обозначающие фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных.

Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Большая буква в именах, кличках животных.

Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.

Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам. Распространение предложений (из 3 слов) с опорой на предметную картинку с помощью вопросов.




Календарно-тематическое планирование



п/

п

Тема

Тип урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Средства обучения

1

2

3

4

5

6


1

Повторение изученных букв а, о, у, м, с, х. Письмо слогов, слов

общеметод ологическо й направленн ости

1

Чтение и составление слогов, слов с изученными буквами. Письмо слогов и слов на слух. Выделение первого звука в слове, соотнесение прочитанного с иллюстрацией.

Буквы разрезной азбуки (индивидуальный набор и общеклассный), предметные картинки, синие и красные круги (для обозначения места звука в

слове), тетрадь

2

Письмо слогов и слов с буквой

Н, н.

открытия нового знания

1

Чтение и составление слогов с буквой н. Письмо слогов (списывание с текста, на слух)

Буквы разрезной азбуки (индивидуальный и общеклассный набор), образец начертания строчной буквы н, опорные таблицы

(слияние букв в слоги), пропись

3

Письмо строчной буквы ы и слогов с ней

открытия нового знания

1

Чтение буквы и слогов с ней. Хождение по веревке, выложенной в виде буквы ы. Письмо элементов буквы, буквы по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. Письмо слогов с данной буквой.

Предметные картинки, веревка, буквы разрезной азбуки (индивидуальный и общеклассный набор) элементы буквы ы (индивидуальные наборы), образец начертания буквы ы, пропись


4

Письмо строчной буквы л и слогов с ней

открытия нового знания

1

Чтение буквы и слогов, выделение звука [Л] в начале слова, условно-графическая запись слова с обозначением места буквы в слове. Хождение по веревке, выложенной в виде буквы л. Письмо элементов буквы, буквы по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. Письмо слогов с данной буквой.

Предметные картинки, веревка, буквы разрезной азбуки (индивидуальный и общеклассный набор) элементы буквы л (индивидуальные наборы), образец начертания буквы л, пропись


5

Письмо буквы В, в и слогов с ней

открытия нового знания

1

Чтение буквы и слогов, выделение звука [в] в начале слова, условно-графическая запись слова с обозначением места буквы в слове. Хождение по веревке, выложенной в виде буквы в. Письмо элементов буквы, буквы по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. Письмо слогов с данной буквой.

Предметные картинки, веревка, буквы разрезной азбуки (индивидуальный и общеклассный набор) элементы буквы л (индивидуальные наборы), образец начертания буквы л, опорные таблицы (слияние букв),пропись


6






Формы текущего контроля

Контроль за усвоением материала осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью обучающихся в специально созданных игровых ситуациях.

Дата

Контрольно-оценочная деятельность

Достаточный уровень

Минимальный уровень

I четверть


Буквы н, ы, л, в, и, ш. Самостоятельное письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. Оформление предложений на письме.

Буквы н, ы, л, в, и, ш. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами (с помошью) Оформление предложений на

письме (с помощью)

II четверть


Буквы п, т, к, з, р. Самостоятельное письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного и рукописного текста. Дифференцировать звонкие и глухие согласные (з-с)

Буквы п, т, к, з, р. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами (с помощью).

Списывание с печатного и рукописного текста.

Дифференцировать звонкие и

глухие согласные (з-с)

III четверть


Буквы й, ж, б, д, г ,ь, е, я. Самостоятельное письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного и рукописного текста.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные (б-п, д-т ,г-к)

Буквы й, ж, б, д, г ,ь, е, я. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами (с помощью). Списывание с печатного и рукописного текста.

Дифференцировать звонкие и

глухие согласные (б-п, д-т ,г-к)

IV четверть


Буквы Ю,Ё,Ч,Ф,Ц,Э,Щ,Ъ. Самостоятельное письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного и рукописного текста.

Буквы Ю,Ё,Ч,Ф,Ц,Э,Щ,Ъ. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами (с помощью). Списывание с

печатного и рукописного текста.

Контрольно-измерительные материалы

1 четверть


Достаточный уровень

Минимальный уровень

  1. Письмо букв, слогов, слов с буквами н, ы, л, в, и, ш

  2. Составление предложений по картинке (1-2 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой.

  3. Письмо слов самостоятельно по картинкам

  1. Письмо букв, слогов, слов с буквами н, ы, л, в, и, ш (с частичной помощью)

  2. Составление предложений по картинке (1 предложение), обозначение предложений условно- графической схемой.

  3. Называние предметов и картинок,

письмо слов (с помощью)


2 четверть



Достаточный уровень

Минимальный уровень

  1. Письмо букв п, т, к, з , р. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку)

  2. Составление предложений по картинке (2-3 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот»

4. Списывание с рукописного текста.

  1. Письмо букв п, т, к, з , р. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку, с помощью)

  2. Составление предложений по картинке (1-2 предложения), обозначение предложений условно-графической схемой.

  3. Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот»

  4. Списывание с рукописного текста.


3 четверть



Достаточный уровень

Минимальный уровень

  1. Письмо букв й, ж, б, д , г, ь, е, я. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку)

  2. Составление предложений по картинке (2-3 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот»

4. Списывание с рукописного текста.

  1. Письмо букв й, ж, б, д , г, ь, е, я. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку, с помощью)

  2. Составление предложений по картинке (1-2 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот»

4. Списывание с рукописного текста.


4 четверть



Достаточный уровень

Минимальный уровень

  1. Письмо букв ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку)

  2. Составление предложений по картинке (2-3 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот» 4.правописание слов с орфограммами

ча-чу,ща,ща,ча-ща, чу-щу)

5. Списывание с рукописного текста.

  1. Письмо букв ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку, с помощью)

  2. Составление предложений по картинке (2-3 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот

4. Списывание с рукописного текста

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
  1. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Дидактический материал для занятий в добукварный период.

  2. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь. 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС".

  3. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Пропись. 1 класс. В 3-х ч. Часть 1

  4. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса.

  5. Разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная), слоги, слова.

  6. Наборное полотно

  7. Образцы начертания рукописных букв

  8. Предметные и сюжетные картинки.

  9. Картинное лото

  10. Индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур.

  11. Настольный, пальчиковый или плоскостной театр (русские народные сказки)

  12. Плоскостные и объемные игрушки.

  13. Детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан и др.).

  14. Настольная ширма.

  15. Настольные игры по тематике курса.

  16. Тренажеры для развития мелкой моторики.

  17. Опорные таблицы



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» В 1 КЛАССЕ:


При переходе во 2 класс обучающийся может уметь:

    • различать звуки на слух и в произношении;

    • дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие;

    • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

    • писать рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита;

    • писать слова с большой буквы в начале предложения и именах, ставить точку в конце предложения;

    • списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения;

    • писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа