ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Цель: формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1 классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных грамматических понятий и развитие коммуникативно- речевых навыков;
формирование правильного навыка письма;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Русский язык» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Общая характеристика предмета.
Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:
выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе образования обусловлено тем, что это государственный язык Российской Федерации, родной язык русского народа, средство межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
формирование представления о себе;
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
формирование мотивации;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
Включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
различать звуки на слух и в произношении;
дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;
анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя;
составлять простые слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя;
усвоить рукописное написание несложных по графическому начертанию строчных и прописных букв алфавита;
написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения с помощью учителя;
списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;
Достаточный уровень:
различать звуки на слух и в произношении;
дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
усвоить рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита;
написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения;
списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения;
писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика;
положительное отношение к окружающей действительности;
проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание курса |
1 2 | БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД Формирование элементарных навыков чтения Формирование элементарных навыков письма | На каждом уроке На каждом уроке | Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после |
3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Речевое развитие Звуки и буквы Графика Слово Имена собственные | На каждом уроке При изучении каждой буквы При изучении каждой буквы При изучении каждой буквы При изучении каждой буквы | предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку букв, слогов, несложных по структуре слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой начала предложения, имен людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (жи – ши, ча - ща, чу - щу). Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций |
10. | Предлог Предложение Развитие речи | При изучении каждой буквы При изучении каждой буквы При изучении каждой буквы | предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на сюжетную картинку, серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие (в сильной позиции). Ударение. Гласные ударные и безударные. Слог. Алфавит. Понятие «слово». Слова, обозначающие фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Большая буква в именах, кличках животных. Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам. Распространение предложений (из 3 слов) с опорой на предметную картинку с помощью вопросов. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п | Тема | Тип урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Средства обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
1 | Повторение изученных букв а, о, у, м, с, х. Письмо слогов, слов | общеметод ологическо й направленн ости | 1 | Чтение и составление слогов, слов с изученными буквами. Письмо слогов и слов на слух. Выделение первого звука в слове, соотнесение прочитанного с иллюстрацией. | Буквы разрезной азбуки (индивидуальный набор и общеклассный), предметные картинки, синие и красные круги (для обозначения места звука в слове), тетрадь |
2 | Письмо слогов и слов с буквой Н, н. | открытия нового знания | 1 | Чтение и составление слогов с буквой н. Письмо слогов (списывание с текста, на слух) | Буквы разрезной азбуки (индивидуальный и общеклассный набор), образец начертания строчной буквы н, опорные таблицы (слияние букв в слоги), пропись |
3 | Письмо строчной буквы ы и слогов с ней | открытия нового знания | 1 | Чтение буквы и слогов с ней. Хождение по веревке, выложенной в виде буквы ы. Письмо элементов буквы, буквы по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. Письмо слогов с данной буквой. | Предметные картинки, веревка, буквы разрезной азбуки (индивидуальный и общеклассный набор) элементы буквы ы (индивидуальные наборы), образец начертания буквы ы, пропись |
4 | Письмо строчной буквы л и слогов с ней | открытия нового знания | 1 | Чтение буквы и слогов, выделение звука [Л] в начале слова, условно-графическая запись слова с обозначением места буквы в слове. Хождение по веревке, выложенной в виде буквы л. Письмо элементов буквы, буквы по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. Письмо слогов с данной буквой. | Предметные картинки, веревка, буквы разрезной азбуки (индивидуальный и общеклассный набор) элементы буквы л (индивидуальные наборы), образец начертания буквы л, пропись |
5 | Письмо буквы В, в и слогов с ней | открытия нового знания | 1 | Чтение буквы и слогов, выделение звука [в] в начале слова, условно-графическая запись слова с обозначением места буквы в слове. Хождение по веревке, выложенной в виде буквы в. Письмо элементов буквы, буквы по точкам, самостоятельно. Складывание буквы из ее элементов. Письмо слогов с данной буквой. | Предметные картинки, веревка, буквы разрезной азбуки (индивидуальный и общеклассный набор) элементы буквы л (индивидуальные наборы), образец начертания буквы л, опорные таблицы (слияние букв),пропись |
6 | | | | | |
Формы текущего контроля
Контроль за усвоением материала осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью обучающихся в специально созданных игровых ситуациях.
Дата | Контрольно-оценочная деятельность |
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
I четверть |
| Буквы н, ы, л, в, и, ш. Самостоятельное письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. Оформление предложений на письме. | Буквы н, ы, л, в, и, ш. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами (с помошью) Оформление предложений на письме (с помощью) |
II четверть |
| Буквы п, т, к, з, р. Самостоятельное письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного и рукописного текста. Дифференцировать звонкие и глухие согласные (з-с) | Буквы п, т, к, з, р. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами (с помощью). Списывание с печатного и рукописного текста. Дифференцировать звонкие и глухие согласные (з-с) |
III четверть |
| Буквы й, ж, б, д, г ,ь, е, я. Самостоятельное письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного и рукописного текста. Дифференцировать звонкие и глухие согласные (б-п, д-т ,г-к) | Буквы й, ж, б, д, г ,ь, е, я. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами (с помощью). Списывание с печатного и рукописного текста. Дифференцировать звонкие и глухие согласные (б-п, д-т ,г-к) |
IV четверть |
| Буквы Ю,Ё,Ч,Ф,Ц,Э,Щ,Ъ. Самостоятельное письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами. Списывание с печатного и рукописного текста. | Буквы Ю,Ё,Ч,Ф,Ц,Э,Щ,Ъ. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами (с помощью). Списывание с печатного и рукописного текста. |
Контрольно-измерительные материалы
1 четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Письмо букв, слогов, слов с буквами н, ы, л, в, и, ш Составление предложений по картинке (1-2 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. Письмо слов самостоятельно по картинкам | Письмо букв, слогов, слов с буквами н, ы, л, в, и, ш (с частичной помощью) Составление предложений по картинке (1 предложение), обозначение предложений условно- графической схемой. Называние предметов и картинок, письмо слов (с помощью) |
2 четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Письмо букв п, т, к, з , р. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку) Составление предложений по картинке (2-3 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот» 4. Списывание с рукописного текста. | Письмо букв п, т, к, з , р. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку, с помощью) Составление предложений по картинке (1-2 предложения), обозначение предложений условно-графической схемой. Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот» Списывание с рукописного текста. |
3 четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Письмо букв й, ж, б, д , г, ь, е, я. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку) Составление предложений по картинке (2-3 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот» 4. Списывание с рукописного текста. | Письмо букв й, ж, б, д , г, ь, е, я. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку, с помощью) Составление предложений по картинке (1-2 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот» 4. Списывание с рукописного текста. |
4 четверть
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Письмо букв ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку) Составление предложений по картинке (2-3 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот» 4.правописание слов с орфограммами ча-чу,ща,ща,ча-ща, чу-щу) 5. Списывание с рукописного текста. | Письмо букв ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ. Письмо слогов, слов и предложений (под диктовку, с помощью) Составление предложений по картинке (2-3 предложения), обозначение предложений условно- графической схемой. 3.Дифференциация звонких и глухих согласных «Скажи наоборот 4. Списывание с рукописного текста |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Дидактический материал для занятий в добукварный период.
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь. 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС".
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Пропись. 1 класс. В 3-х ч. Часть 1
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса.
Разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная), слоги, слова.
Наборное полотно
Образцы начертания рукописных букв
Предметные и сюжетные картинки.
Картинное лото
Индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур.
Настольный, пальчиковый или плоскостной театр (русские народные сказки)
Плоскостные и объемные игрушки.
Детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан и др.).
Настольная ширма.
Настольные игры по тематике курса.
Тренажеры для развития мелкой моторики.
Опорные таблицы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» В 1 КЛАССЕ:
При переходе во 2 класс обучающийся может уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
писать рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита;
писать слова с большой буквы в начале предложения и именах, ставить точку в конце предложения;
списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения;
писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа