Муниципальное общеобразовательное учреждение Игнатовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _____ от ______ Руководитель ШМО _________ / Т.А.Трусова / | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ __________ / И.В.Кобина / | Утверждено Директор школы __________ /Л.Н.Гаранина/ Приказ № __ __________ |
Адаптированная основная общеобразовательная программа учебного предмета
«Русский язык » для обучающихся с ЗПР
Класс: 6
Уровень образования: основное общее
Составитель: Михеева Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы
2018-2019 учебный год
Введение
Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ) составлена на основе материалов федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ1 и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский ,М., 2016)
Программа рассчитана на использование предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2016.: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.
Предмет «Русский язык » изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета для детей с ОВЗ в 6 классе в общем объеме 70 часов, по 2 часа в неделю. В данном варианте со второй четверти 2018-2019 учебного года -54 ч, по 2 ч в неделю.
1. Планируемые результаты.
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
- определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
- орфографические, пунктуационные правила;
Речевая деятельность:
аудирование:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тесты лингвистического содержания;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание теста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
говорение:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
письмо:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменные высказывания на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
Текст:
- определять основную мысль теста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи;
Морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
-выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- пользоваться словообразовательным словарём,
Лексикология и фразеология:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
- проводить лексический разбор слова;
Морфология:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно употреблять слова изученных частей речи;
Орфография:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- свободно пользоваться орфографическим словарём;
- владеть приёмом поморфемного письма;
Синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
-объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Словообразование. Орфография. Культура речи
Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе-ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных-чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение изученного по теме «Глагол»
Повторение и систематизация из в 6 классе
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.
3.Тематическое планирование
№ п/ п | Наименование раздела | Количество часов | В т. ч часов на развитие речи | | Количество контрольных работ |
| | | | | Диктанты | ТЕСТЫ | Слов. диктанты |
1 | Словообразование. Орфография. Культура речи | 7 | | | 1 | | |
2 | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | 9 | 1 | | | 1 | 1 |
3 | Имя прилагательное | 10 | 1 | | 1 | | 1 |
4 | Имя числительное | 8 | 1 | | 1 | | 1 |
5 | Местоимение | 9 | 1 | | 1 | | 1 |
6 | Глагол | 9 | 1 | | | 1 | |
7 | Повторение и систематизация изученного в 6 классе | 2 | | | | | |
Итого: | 54 | 5 | | 4 | 2 | 4 |
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ урока | № урока в разделе (теме) | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая |
| | СЛ ОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ( 7 ч) | | |
1 | 1 | Буквы Ы-И после приставок. | | |
2 | 2 | Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ-. | | |
3 | 3 | Гласные в приставках ПРЕ-ПРИ-. | | |
4 | 4 | Сложносокращённые слова. | | |
5 | 5 | Сложносокращённые слова. | | |
6 | 6 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | | |
7 | 7 | Контрольный диктант № 1 по теме СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФ ОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | | |
| | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное ( 9 ч) | | |
8 | 1 | Имя существительное как часть речи | | |
9 | 2 | Разносклоняемые существительные. | | |
10 | 3 | Буква Е в суффиксе сущ на –мя | | |
11 | 4 | Несклоняемые существительные. Имена существительные общего рода. | | |
12 | 5 | НЕ с существительными. Словарный диктант №1 | | |
13 | 6 | Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК, ЩИК. Гласные в суффиксах сущест- вительных -ЕК, - ИК | | |
14 | 7 | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. | | |
15 | 8 | Р.р. Описание помещения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера. | | |
16 | 9 | Промежуточная контрольная работа ( тест) | | |
| | Имя прилагательное ( 10 ч) | | |
17 | 1 | Имя прилагательное как часть речи. | | |
18 | 2 | Степени сравнения имён прилагательных. | | |
19 | 3 | Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные | | |
20 | 4 | Относительные прилагательные Словарный диктант №2 | | |
21 | 5 | Р.р. Выборочное изложение. | | |
22 | 6 | Морфологический разбор им. прилагательного | | |
23 | 7 | НЕ с именами прилагательными. | | |
24 | 8 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. | | |
25 | 9 | Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и СК-. | | |
26 | 10 | Контрольный диктант №2 по теме « Имя прилагательное» | | |
| | ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( 8 ч) | | |
27 | 1 | Имя числительное как часть речи. | | |
28 | 2 | Простые и составные числительные. Порядковые числительные. | | |
29 | 3 | Разряды количественных числительных. | | |
30 | 4 | Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. | | |
31 | 5 | Р.р. Рассказ | | |
32 | 6 | Собирательные числительные. Словарный диктант №3 | | |
33 | 7 | Морфологический разбор числительного. | | |
34 | 8 | Контрольный диктант №3 по теме « Имя числительное» | | |
| | Местоимение (9 ч) | | |
35 | 1 | Местоимение как часть речи. | | |
36 | 2 | Разряды местоимений. Личные местоимения | | |
37 | 3 | Возвратное местоимение СЕБЯ. | | |
38 | 4 | Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам | | |
39 | 5 | Вопросительные и относительные местоимения. Словарный диктант № 4 | | |
40 | 6 | Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения | | |
41 | 7 | Указательные местоимения. Определительные местоимения. Притяжательные местоимения. | | |
42 | 8 | Морфологический разбор местоимения. | | |
43 | 9 | Контрольный диктант №4 по теме « Местоимение» | | |
| | Глагол ( 9 ч ) | | |
44 | 1 | Глагол как часть речи | | |
45 | 2 | Р.р. Сочинение – рассказ. | | |
46 | 3 | Разноспрягаемые глаголы. | | |
47 | 4 | Глаголы переходные и непереходные. | | |
48 | 5 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | | |
49 | 6 | Условное наклонение. Повелительное наклонение. Безличные глаголы. | | |
50 | 7 | Безличные глаголы Морфологический разбор глагола. | | |
51 | 8 | Морфологический разбор глагола. | | |
52 | 9 | Итоговая контрольная работа ( тест) | | |
| | Повторение и систематизация изученного в 6 классе(2 ч) | | |
53 | 1 | Повторение | | |
54 | 1 | Повторение | | |
Итого | | 54 ч | | |
1