Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА) Вариант 6.1 в МБОУ Игринской СОШ №3 2019-2020 г.
2 класс. Окружающий мир.
Пояснительная записка
.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру («Примерные программы по отдельным предметам. Начальная школа». – М.: Просвещение, 2010 г), программы «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков Образовательная система «Школа России». – М.: Просвещение, 2011г.) и ООП НОО МБОУ Игринской СОШ №3
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный курс «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание» Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета в начальной школе во 2 классе по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Описание учебно–методического комплекта.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 частях./А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 частях./А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
КИМ. Окружающий мир. 2 класс. Сост. И. Ф. Яценко.
А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З.Д.Назарова. Окружающий мир. Тесты. 2 класс.
.Интернет ресурсы: Учительский портал: http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
Сайт ОС « Школа 2100» http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners.php?SECTION_ID=1973
Электронное приложение к учебнику Окружающий мир (С D )
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные
Описание типа/форм уроков, виды и формы контроля
Типы уроков: ; урок-семинар, урок-зачет, урок-экскурсия, эксперимент, урок-практикум, деловая игра, дидактическая игра, защита рефератов, защита проектов, урок взаимного обучения, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-диспут, , урок-демонстрация, урок-дискуссия и др.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, парная групповая, фронтальная, коллективная, игровая, познавательно-исследовательская.
№ | Виды контроля | Форма |
1 | Текущая | Самостоятельная работа, тест |
2 | Итоговая | контрольная работа, комплексная |
Содержание учебного предмета
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контроль |
экскурсии | практические работы |
1 | Где мы живем? | 2 | 1 | | |
2 | Природа. | 19 | 2 | 6 | 3 |
3 | Жизнь города и села | 11 | 2 | | 2 |
4 | Здоровье и безопасность | 11 | | 1 | 2 |
5 | Общение | 6 | | 1 | 1 |
6 | Путешествия. | 18 | 3 | 2 | 3 |
7 | Заключение. | 1 | | | |
| ИТОГО: | 68 | 8 | 10 | 11 |
Национально – региональный компонент представлен при изучении следующих тем: «Город и село», проект «Родной город», «Что такое погода», «Какие бывают растения», «Какие бывают животные», Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Водные богатства».
Тематическое планирование уроков
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Содержание учебной темы (Элементы содержания) | Виды коррекционной работы |
1. | Родная страна. | 1 | Россия – многонациональная страна Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный гимн России, Государственный флаг России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан. | Развитие и закрепление навыков ориентировки в пространстве Совершенствование речевого развития: обогащение и систематизация словаря. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры |
2. | Город и село. Проект «Родной город» | 1 | Родной край – частица России. Родной город (село), регион, ( область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности людей родного края , профессии. Святыни родного края. | |
3. | Природа и рукотворный мир. | 1 | Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. | |
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. | Развитие и закрепление навыков ориентировки в пространстве Совершенствование речевого развития: обогащение и систематизация словаря. Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; |
5. | Неживая и живая природа | 1 | Неживая и живая природа. Признаки предметов( цвет, форма, сравнительные размеры). | |
6. | Явления природы | 1 | Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. | Формирование адекватной оценки своих достижений |
7. | Что такое погода | 1 | Погода, её составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. | Совершенствование речевого развития: обогащение и систематизация словаря. |
8. | В гости к осени (экскурсия) | 1 | Времена года, их особенности( на основе наблюдений).Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Растения. их разнообразие. Животные, их разнообразие. | Совершенствование речевого развития: обогащение и систематизация словаря. Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи . . |
9. | В гости к осени | 1 | Живая и неживая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, дождь, ветер, гроза. | |
10. | Звёздное небо | 1 | Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. | |
11. | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края ( 2- 3 примера). | |
12. | Про воздух… | 1 | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | |
13. | …И про воду | 1 | Вода. Свойства воды. Состояние воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. | Развитие устной монологической и диалогической речи. Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи . |
14. | Какие бывают растения | 1 | Растения, их разнообразие. Части растения( корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к ра стениям . Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | |
15. | Какие бывают животные | 1 | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных ( воздух, вода, тепло, пища).Насекомые. рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных( хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных ( насекомые, рыбы, птицы, звери) . Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережно отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | Формирование адекватной оценки своих достижений Обобщение и систематизация полученных знаний |
16. | Невидимые нити | 1 | Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы ( солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные0. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе6 растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края ( 2-3 примера на основе наблюдений). | Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; |
17. | Дикорастущие и культурные растения | 1 | Растения, их разнообразие. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природ и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Формирование представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах |
18. | Дикие и домашние животные | 1 | Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | |
19. | Комнатные растения. | 1 | Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, вода, воздух). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Формирование умения понимать и задавать вопрос; устанавливать закономерности. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия. Совершенствование речевого развития: обогащение и систематизация словаря. |
20. | Животные живого уголка. | 1 | Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | |
21. | Про кошек и собак | 1 | Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | |
22. | Красная книга. | 1 | Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | |
23. | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | 1 | Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | |
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа. | |
25. | Что такое экономика | 1 | Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. | |
26. | Из чего что сделано | 1 | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края( 2- 3 примера). | |
27. | Как построить дом | 1 | Значение труда в жизни человека и общества. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.. | |
28. | Какой бывает транспорт | | Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. | |
29. | Культура и образование. | 1 | Трудолюбие как общественно- значимая ценность в культуре народов России и мира. | Формировать умения работать по рисунку-схеме; совершенствование речевого развития: обогащение и систематизация словаря. |
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. | |
31. | В гости к зиме (экскурсия). | 1 | Времена года, их особенности ( на основе наблюдений ). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь. | |
32. | В гости к зиме | 1 | Времена года. Неживая и живая природа. | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | Родной край – частица России. Родной город(село), регион( область, край, республика): название основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.Особенности труда людей родного края. | |
34. | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | Родной край – частица России. Родной город(село), регион( область, край, республика): название основные достопримечательности. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | |
35. | Строение тела человека. | 1 | Общее представление о строении тела человека. Системы органов ( опорно – двигательная. пищеварительная. дыхательная, кровеносная , нервная . органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека . Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. | Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Внимание, забота , уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями. | |
37. | Берегись автомобиля! | 1 | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. | Формирование адекватной оценки своих достижений |
38 | Школа пешехода. | 1 | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. | |
39. | Домашние опасности | 1 | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | |
40. | Пожар! | 1 | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством. Правила безопасного поведения в природе в разное время года. | |
41. | На воде и в лесу. | 1 | Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасного поведения в природе в разное время года. Закаливание , игры на свежем воздухе. | |
42. | Опасные незнакомцы. | 1 | Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. | |
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | Человек – член общества. | |
44. | Наша дружная семья. | 1 | Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. | |
45. | Проект «Родословная». | 1 | Родословная .Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Духовно- нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. | |
46. | В школе. | 1 | Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. | |
47. | Правила вежливости. | 1 | Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. | |
48. | Ты и твои друзья. | 1 | Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. | |
49. | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и в других общественных местах. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог) | |
50. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно – нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. | |
51. | Посмотри вокруг… | 1 | Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. | |
52, 53 | Ориентирование на местности. | 2 | Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. | |
54. | Формы земной поверхности | 1 | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги ( общее представление, условное обозначения равнин на карте). | |
55. | Водные богатства. | 1 | Водоёмы, их разнообразие ( океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края ( названия, краткая характеристика на основе наблюдений). | |
56. | В гости к весне (экскурсия). | 1 | Времена года, их особенности ( на основе наблюдений ). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь , гроза. | |
57. | В гости к весне. | 1 | Времена года. Неживая и живая природа. | |
58. | Россия на карте. | 1 | Россия на карте, государственная граница России. | |
59. | Проект «Города России». | 1 | Города России: Москва, Санкт – Петербург, города Золотого кольца России ( по выбору).Святыни городов России. Родной край – частица России. Родной город ( село ), регион ( область, край, республика): название, основные достопримечательности ; музеи, парки, театры, спортивные комплексы и пр. | |
60. | Путешествие по Москве. | 1 | Москва- столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.Герб Москвы. Расположение на карте. | |
61. | Московский кремль | 1 | Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой( основание Москвы, строительство Кремля и др.) | |
62. | Город на Неве. | 1 | Города России. Санкт – Петербург: достопримечательности( Зимний дворец, памятник Петру Первому – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др. ) | |
63. | Путешествие по планете. | 2 | Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | |
64. | Путешествие по материкам. | | |
65. | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле .Знакомство с несколькими странами с контрастными особенностями (3-4 страны): название, расположение на политической карте , столица, главные достопримечательности). Уважительное отношение к своему и другим народам , их религиям, культуре, истории. | |
66. | Впереди лето. | 1 | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | |
67. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | Наша родина – Россия, Российская Федерация. Россия на карте; государственная граница России. | |
68. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи. характерные особенности быта ( по выбору). Ценностно – смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. | |
24