СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Вариант 6.1 в МБОУ Игринской СОШ №3 2019-2020 г. 2 класс. Окружающий мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру («Примерные программы по отдельным предметам. Начальная школа». – М.: Просвещение, 2010 г), программы «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков Образовательная система «Школа России». – М.: Просвещение, 2011г.) и ООП НОО МБОУ Игринской СОШ №3.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Вариант 6.1 в МБОУ Игринской СОШ №3 2019-2020 г. 2 класс. Окружающий мир.»








Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования

обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА) Вариант 6.1 в МБОУ Игринской СОШ №3 2019-2020 г.

2 класс. Окружающий мир.


Пояснительная записка

.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру («Примерные программы по отдельным предметам. Начальная школа». – М.: Просвещение, 2010 г), программы «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков Образовательная система «Школа России». – М.: Просвещение, 2011г.) и ООП НОО МБОУ Игринской СОШ №3


Место учебного предмета в учебном плане

Учебный курс «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание» Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета в начальной школе во 2 классе по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).


Описание учебно–методического комплекта.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 частях./А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 частях./А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

  3. КИМ. Окружающий мир. 2 класс. Сост. И. Ф. Яценко.

  4. А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З.Д.Назарова. Окружающий мир. Тесты. 2 класс.

  5. .Интернет ресурсы: Учительский портал: http://www.uchportal.ru/load/47-2-2

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

Сайт ОС « Школа 2100» http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners.php?SECTION_ID=1973

Электронное приложение к учебнику Окружающий мир (С D )

Планируемые результаты изучения учебного предмета


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водные объекты, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные


Описание типа/форм уроков, виды и формы контроля

Типы уроков: ; урок-семинар, урок-зачет, урок-экскурсия, эксперимент, урок-практикум, деловая игра, дидактическая игра, защита рефератов, защита проектов, урок взаимного обучения, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-диспут, , урок-демонстрация, урок-дискуссия и др.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, парная групповая, фронтальная, коллективная, игровая, познавательно-исследовательская.



Виды контроля

Форма

1

Текущая

Самостоятельная работа, тест

2

Итоговая

контрольная работа, комплексная



Содержание учебного предмета


Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Контроль

экскурсии

практические работы

1

Где мы живем?

2

1



2

Природа.

19

2

6

3

3

Жизнь города и села

11

2


2

4

Здоровье и безопасность

11


1

2

5

Общение

6


1

1

6

Путешествия.

18

3

2

3

7

Заключение.

1





ИТОГО:

68

8

10

11


Национально – региональный компонент представлен при изучении следующих тем: «Город и село», проект «Родной город», «Что такое погода», «Какие бывают растения», «Какие бывают животные», Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Водные богатства».

Тематическое планирование уроков


п/п

Тема урока

Количество часов

Содержание учебной темы (Элементы содержания)

Виды коррекционной работы

1.

Родная страна.


1

Россия – многонациональная страна Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный гимн России, Государственный флаг России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан.


Развитие и закрепление навыков ориентировки в пространстве

Совершенствование речевого развития: обогащение и

систематизация словаря.

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры

2.

Город и село. Проект «Родной город»


1

Родной край – частица России. Родной город (село), регион, ( область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности людей родного края , профессии. Святыни родного края.


3.

Природа и рукотворный мир.

1

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.


4.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1

Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Развитие и закрепление навыков ориентировки в пространстве

Совершенствование речевого развития: обогащение и

систематизация словаря.

Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

5.

Неживая

и живая
природа


1

Неживая и живая природа. Признаки предметов( цвет, форма, сравнительные размеры).



6.

Явления
природы


1

Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Формирование адекватной оценки своих достижений

7.

Что такое погода

1

Погода, её составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Совершенствование речевого развития: обогащение и

систематизация словаря.


8.

В гости к осени (экскурсия)


1

Времена года, их особенности( на основе наблюдений).Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Растения. их разнообразие. Животные, их разнообразие.

Совершенствование речевого развития: обогащение и

систематизация словаря.

Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи

.

.


9.

В гости

к осени


1

Живая и неживая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, дождь, ветер, гроза.


10.

Звёздное

небо


1

Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли.



11.

Заглянем в кладовые Земли.


1

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края ( 2- 3 примера).


12.

Про воздух…


1

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.


13.

…И про воду


1

Вода. Свойства воды. Состояние воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Развитие устной монологической и диалогической речи.

Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи

.



14.

Какие бывают растения


1

Растения, их разнообразие. Части растения( корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к ра стениям . Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.


15.

Какие бывают животные


1

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных ( воздух, вода, тепло, пища).Насекомые. рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных( хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных ( насекомые, рыбы, птицы, звери) . Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережно отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Формирование адекватной оценки своих достижений

Обобщение и систематизация полученных знаний

16.

Невидимые нити


1

Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы ( солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные0. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе6 растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края ( 2-3 примера на основе наблюдений).

Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;


17.

Дикорастущие и культурные растения


1

Растения, их разнообразие. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природ и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Формирование представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах

18.

Дикие и домашние животные


1

Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. названия, краткая характеристика на основе наблюдений.


19.

Комнатные растения.


1

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, вода, воздух). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Формирование умения понимать и

задавать вопрос;

устанавливать закономерности. Развитие и коррекция зрительного,

слухового восприятия.

Совершенствование речевого развития: обогащение и

систематизация словаря.


20.

Животные

живого уголка.


1

Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. названия, краткая характеристика на основе наблюдений.


21.

Про кошек

и собак


1

Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. названия, краткая характеристика на основе наблюдений.


22.

Красная книга.


1

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.


23.

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».


1

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.


24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа.


25.

Что такое экономика


1

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.


26.

Из чего что сделано


1

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края( 2- 3 примера).


27.

Как построить дом


1

Значение труда в жизни человека и общества. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство..


28.

Какой бывает транспорт



Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.


29.

Культура и образование.


1

Трудолюбие как общественно- значимая ценность в культуре народов России и мира.

Формировать умения работать по рисунку-схеме; совершенствование речевого развития: обогащение и

систематизация словаря.


30.

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.


31.

В гости

к зиме (экскурсия).


1

Времена года, их особенности ( на основе наблюдений ). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь.


32.

В гости

к зиме


1

Времена года. Неживая и живая природа.


33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

Родной край – частица России. Родной город(село), регион( область, край, республика): название основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.Особенности труда людей родного края.


34.

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

1

Родной край – частица России. Родной город(село), регион( область, край, республика): название основные достопримечательности. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.


35.

Строение тела человека.

1

Общее представление о строении тела человека. Системы органов ( опорно – двигательная. пищеварительная. дыхательная, кровеносная , нервная . органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека . Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;


36

Если хочешь быть здоров.


1

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Внимание, забота , уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями.


37.

Берегись

автомобиля!


1

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

Формирование адекватной оценки своих достижений

38

Школа пешехода.

1

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.


39.

Домашние опасности


1

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.


40.

Пожар!


1

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством. Правила безопасного поведения в природе в разное время года.


41.

На воде и в лесу.


1

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасного поведения в природе в разное время года. Закаливание , игры на свежем воздухе.


42.

Опасные незнакомцы.

1

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми.


43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Человек – член общества.


44.

Наша дружная семья.


1

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи.


45.

Проект «Родословная».


1

Родословная .Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Духовно- нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.


46.

В школе.

1

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.


47.

Правила вежливости.


1

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.


48.

Ты и твои друзья.


1

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.


49.

Мы – зрители и пассажиры.


1

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и в других общественных местах. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог)


50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

1

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно – нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.


51.

Посмотри

вокруг…


1


Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.


52,

53

Ориентирование на местности.

2

Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.


54.

Формы земной поверхности


1

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги ( общее представление, условное обозначения равнин на карте).


55.

Водные богатства.


1

Водоёмы, их разнообразие ( океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края ( названия, краткая характеристика на основе наблюдений).


56.

В гости

к весне (экскурсия).


1

Времена года, их особенности ( на основе наблюдений ). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь , гроза.


57.

В гости

к весне.


1

Времена года. Неживая и живая природа.


58.

Россия на карте.

1

Россия на карте, государственная граница России.


59.

Проект «Города России».

1

Города России: Москва, Санкт – Петербург, города Золотого кольца России ( по выбору).Святыни городов России. Родной край – частица России. Родной город ( село ), регион ( область, край, республика): название, основные достопримечательности ; музеи, парки, театры, спортивные комплексы и пр.


60.

Путешествие по Москве.


1

Москва- столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.Герб Москвы. Расположение на карте.


61.

Московский кремль


1

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой( основание Москвы, строительство Кремля и др.)


62.

Город на Неве.


1

Города России. Санкт – Петербург: достопримечательности( Зимний дворец, памятник Петру Первому – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др. )


63.

Путешествие по планете.


2

Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.


64.

Путешествие по материкам.




65.

Страны мира. Проект «Страны мира».


1

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле .Знакомство с несколькими странами с контрастными особенностями (3-4 страны): название, расположение на политической карте , столица, главные достопримечательности).

Уважительное отношение к своему и другим народам , их религиям, культуре, истории.


66.

Впереди лето.


1

Ценность здоровья и здорового образа жизни.


67.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Россия на карте; государственная граница России.


68.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи. характерные особенности быта ( по выбору). Ценностно – смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.




24