СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Общеобразовательная программа адаптирована для обучения слабовидящих детей с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию .
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета « Музыка»
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка»
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Музыка»
Содержание учебного предмета « Музыка»
Тематическое планирование
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Приложение 1.Календарно-тематическое планирование
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыке» для учащихся 5 класса (вариант 4.1) ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПиН 2.4.3648-20;
Cанитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», СП 2.4.3648 – 20;
Примерная программа основного общего образования;
Устав ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
Программа воспитания СКОШИ № 62 III-IV вида;
Учебный план ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
Положение об адаптированной рабочей программе
Авторская программа Г.П.Сергеевой , Е.Д. Критской «Музыка».
Для реализации программного содержания используется УМК:
Для обучающихся: «Музыка 5 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская-8 изд.-М.:«Просвещение» 2018 г.
Для учителя: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. М. : Просвещение 2007.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.- М.:Просвещение, 2006-128с.
Поурочные разработки Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. – 2 изд. – М. : Просвещение 2017 Методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской – Москва: “Просвещение”, 2016.
Адаптированная программа разработана на основе требований к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся с сохранным интеллектом по варианту (4.1). В основу разработки АООП ООО для слабовидящих обучающихся по музыке заложены личностно- ориентированный, дифференцированный и деятельностный, коррекционно- развивающийся подходы.
Цель данного курса: Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
-развитиемузыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства;
-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Коррекционная направленность программы.
При реализации программы по музыке для слабовидящих обучающихся вместе с целями и задачами общеобразовательной программы ставится цель: создание условий выполнения требований государственного стандарта основного общего образования по музыке с учётом особых образовательных потребностей слабовидящих.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач:
создание при обучении музыке коррекционно-развивающих условий: (в методическом, техническом и гигиеническом направлении), способствующих получению качественного музыкального образования, максимальному развитию личности каждого школьника, сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, социальной адаптации обучающегося с нарушением зрения;
коррекция недостатков развития ,связанных с нарушением зрения:
-формирование навыка сенсорного, зрительного и слухового анализа;
-формирование специальных приёмов обследования и изображения изучаемых объектов;
-формирование, уточнение, расширение и коррекция представления обучающихся о предметах и процесса окружающей действительности;
-развитие и коррекция средствами музыки познавательной деятельности слабовидящих обучающихся;
-развитие дыхания и артикуляционного аппарата, мелкой моторики, пространственных представлений и умения ориентироваться в пространстве;
-развитие монологической и диалогической речи;
-формирование коммуникативных навыков;
воспитание стремления выразить себя через музыкальное искусство, помощь в развитии художественных способностей обучающихся
Формы организации образовательного процесса.
Для обучающихся по АООП (вариант 4.1) на уроках в 5 классе планируется коррекционно-развивающая работа и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход:
- материал соответствует уровню развития ребёнка и логике урока;
- доступный, связан с жизнью и опирается на прошлый опыт детей.
- формируется интерес только через деятельность самих обучающихся;
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок.
Ученическая деятельность организуется под руководством учителя.
В процессе обучения осуществляется повторность, отказ от излишней словесной педагогики.
На уроках изучения нового материала - коррекционные меры: уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объём их подачи, алгоритмизация, пошаговая деятельность.
- урок проверки и оценки знаний (беседы, тесты, письменные работы, практические задания, викторины, тесты);
- комбинированный урок - подача малыми порциями новых знаний, наличие времени для решения дидактических задач на закрепление, повторение и уточнение знаний, а также разнообразие приемов образовательного процесса.
В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая , работа в парах.
-словесный метод (рассказ, объяснение,беседа, работа с учебником);
Словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать ребенка, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в музыкальных произведениях, вызывая отклик, интерес к явлениям, событиям или героям, которым посвящена музыка. Среди словесных методов используются методы сообщения и закрепления знаний о музыке, о ее специфических особенностях, о средствах музыкальной выразительности, например о том, что музыка может звучать в разном темпе (быстро, медленно, очень быстро, очень медленно), в разных регистрах (высоком, среднем, низком) и т. д. С этой целью применяются беседа о музыке, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы и др. Рассказ, объяснение помогают педагогу донести до детей новую информацию. Рассказ, беседа должны по возможности сочетаться с наглядностью, то есть показом иллюстраций, звучанием музыкальных фрагментов. Словесные методы широко применяются в работе с детьми, у которых нарушено зрение. Так, например, пояснения, уточнения помогают детям лучше осознать содержание и выразительные особенности музыкального произведения, так как они дают им информацию об окружающем мире, словесно характеризуя эмоциональные отношения
-наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
Наглядный материал должен быть доступным, убедительным, понятным для воспринимающего. Применение наглядности расширяет возможности познания. При этом качество его значительно улучшается, если в восприятии участвует максимальное количество органов чувств. Наглядный метод предполагает воздействие на все органы чувств - слух, зрение и др. Так, применяется наглядно-слуховой метод, основанный на исполнении самим педагогом (или с помощью технических средств) музыкального произведения или отдельных его фрагментов для лучшего восприятия и запоминания облучающимися, а также с целью акцентирования внимания на некоторых выразительных особенностях произведения (например, изменениях темпа, ритма, т. д.). Эффективно использование разнообразной зрительной наглядности: карточек, рисунков, фотографий композиторов, музыкальных инструментов, игрушек, различных атрибутов. Наглядные методы сочетаются с другими. В частности, показ наглядных демонстрационных материалов должен подкрепляться речевым воздействием. Слово педагога, поясняющее те или иные особенности музыкального искусства, сопровождающееся наглядностью, в большей степени способствует осознанию смысла воспринимаемой музыки, адекватному восприятию.
- практический метод (упражнения, практическая работа);
Практические методыэффективны в случае освоения детьми способов музыкальных действий, например навыков пения, движения под музыку, приемов игры на музыкальных инструментах и др. Упражнения являются основным методом закрепления полученных знаний и выработки определенных умений и навыков, связанных с различными видами музыкальной деятельности. Они очень разнообразны и могут решать самые разные задачи. Существует целая система разнообразных ритмических упражнений, цель которых – развитие движений под музыку. Слушая энергичную, ритмичную музыку, обучающийся воспринимает ее общее настроение в связи с определенным характером движения. Разнообразные двигательные упражнения под музыку позволяют почувствовать ее характер и те изменения, которые происходят в процессе звучания произведения. Огромную роль играют ритмические упражнения, благодаря которым формируются двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Отбор упражнений и их использование в работе с детьми осуществляются в соответствии с задачами обучения и с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
Применение словесных, наглядных, практических методов может носить репродуктивный и проблемно-поисковый характер. При этом один и тот же метод, в частности беседа о музыке, может использоваться и как репродуктивный – в случае, если от ребенка требуется лишь воспроизведение воспринятого материала, и как проблемный – если педагог ставит перед ребенком задачу поискового характера (например, на ос6нове полученной информации сделать самостоятельный вывод о тех средствах выразительности, к которым обратился композитор при создании музыкального произведения). Репродуктивные методы способствуют развитию необходимых практических навыков в разных видах музыкальной деятельности: навыков восприятия музыки, пения, движений под музыку, игре на музыкальных инструментах. Эти методы основаны на показе, подражании образцу педагога.
Наряду с репродуктивными методами применяются методы проблемного обучения, или проблемно- поисковые. Их основная цель – развить у детей навыки творческой музыкально - познавательной деятельности. Эти методы способствуют развитию гибкости музыкального мышления, творческого воображения, что несомненно имеет большое значение при восприятии музыки и включении детей в разнообразную музыкально – эстетическую деятельность. Проблемно–поисковые методы помогают развивать музыкально- творческие способности детей, реализовать их потребности, связанные с различными видами музыкальной деятельности, направляют детей на поиск тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют передавать художественный образ при исполнении песенных импровизаций, собственных танцевальных композиций, при музицировании на детских музыкальных инструментах.
Методом стимулирования музыкальной деятельности является игра. Она служит прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности.
В специальную группу методов можно выделить применение технических средств, среди которых видеоаппаратура, музыкальные центры, магнитофонные устройства и др.
Особенности слабовидящих обучающихся
Слабовидящие обучающиеся в 5 классе характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения зрительного восприятия, внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельностиъ сформированы недостаточно. Мотивация удовлетворительная, но характеризуется неустойчивостью и зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Обучающимся характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением, замедленный темп формирования зрительного образа буквы, трудности зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.
Мотивация характеризуется неустойчивостью и зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. У некоторых обучающихся отмечается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Слабовидящим обучающимся характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
Отмечается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной. Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Особые образовательные потребности обучающегося
В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся:
целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
руководство зрительным восприятием;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;
строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
увеличение времени на выполнение практических работ;
введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;
постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию ----отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
повышение коммуникативной активности и компетентности;
физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;
поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;
поддержание психофизического тонуса слабовидящих;
совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы обучаюющегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Учебный предмет «Музыка» играет особую роль в жизни слабовидящих обучающихся. На каждом уроке проводится коррекционная работа, которая способствует более эффективному развитию ребенка, предупреждению вторичных отклонений: происходит уточнение и формирование представлений о предметах и явлениях, развитие зрительного восприятия, произвольной памяти, речи. Коммуникативных навыков обучающихся. Информация, которая даётся на уроках музыки, расширяет кругозор слабовидящих школьников, способствует обогащению их знаний об окружающем мире и формированию жизненного опыта. Работа в коллективе, группе, микрогруппе (паре) дает обучающимся со зрительной депривацией необходимый опыт социального общения. Благодаря предмету «Музыка» обучающиеся с ограниченными возможностями быстрее смогут адаптироваться к жизни в современном обществе, где равными возможностямиобладают как здоровые люди, так и инвалиды. Для обучаю с нарушением зрения музыка-это и дополнительный источник информации, и хобби, и возможная профессия, и способ общения.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Музыка» в 5 классе в соответствии с учебным планом ГБОУ СКОШИ № 62 отводится 35 ч (1 ч. в неделю, 35 учебные недели)
IV.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности обучающихся.
Курс «Музыка» предполагает обогащение сферы художественных интересов обучающихся, разнообразие видов музыкально – творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета «Музыка»:
-чувство гордости за Родину, свой народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности обучающихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаы отражают:
-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления,фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Слабовидящий обучающийся научится:
-наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
-раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
-определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
-понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
-применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Слабовидящий обучающийся получит возможность научиться:
-принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
-самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
-воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
-высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора
VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» 5 класс
Раздел №1 - «Музыка и литература». 16 часов
Тема. Что роднит музыку с литературой. (1 час).
Познакомится с понятиями: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка. Научатся выявлять связи музыки и литературы.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. Вокальная музыка. (2 час).
Познакомятся с отличиями музыкальной речи от речи литературной. Научатся: называть основные жанры русских народных песен, определять значение песен в жизни общества, отличать романс от песни.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. Фольклор в музыке русских композиторов. (2 часа).
Познакомится с понятием программная музыка. Научатся анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. (1 час).
Познакомится с понятиями: вокальная, инструментальная музыка. Научатся называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. (2 час).
Познакомится с понятиями: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация. Научится определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. «Всю жизнь мою несу родину в душе…». Перезвоны. (1 час).
Познакомится с понятиями: симфония-действо. Научится выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1 часа).
Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся с основными событиями из жизни и творчества композиторов, с понятием реквием.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (1 час).
Познакомится с сюжетом (либретто) оперы «Садко»; с историей развития оперного искусства; с понятиями: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Научится приводить примеры к понятиям.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. (1 час).
Познакомится с историей развития балетного искусства; с понятиями: балет, солист-танцор, кордебалет. Научится анализировать составляющие средства музыкальной выразительности.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Музыка в театре, кино, на телевидении. (1 час).
Познакомится с ролью литературного сценария и значением музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Научится участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. (1 час).
Познакомится с понятиям: мюзикла, историей возникновения мюзикла. Узнают, чем мюзикл отличается от оперы. Научатся называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Мир композитора. (1 час).
Познакомится со взаимодействием музыки; с именами выдающихся русских и зарубежных композиторов. Научится передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Обобщение.. (1 час).
РАЗДЕЛ №2 - МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. (19 часов).
Тема. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1 час).
Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство, со средствами выразительности музыки. Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. «Небесное и земное» в звуках и красках. (1 час).
Познакомятся с общностью языка различных видов искусства. Научатся выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Звать через прошлое к настоящему. (2 часа).
Познакомится с общими чертами художественных и музыкальных образов, с основными чертами кантаты, с богатством музыкальных образов и особенностями их драматургического развития.
Научатся сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Музыкальная живопись и живописная музыка. (2 часа).
Познакомятся с выразительными возможностями музыки и её изобразительности, с выдающимися русскими и зарубежными композиторами: С. Рахманиновым, Ф. Шубертом, их творчеством.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1 час).
Познакомится с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали… (1 час).
Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Портреты и автопортреты великих художников.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира. (1 час).
Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра. Их выразительная роль. Известные дирижеры.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! (1 час).
Жизнь и творчество Людвига ванн Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Застывшая музыка. Содружество муз в храме. (1 час).
Познакомятся с отличием католической и православной музыкальной культуры; с понятием акапелла. Научатся сопоставлять музыку и памятники архитектуры.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Полифония в музыке и живописи. (1 час).
Продолжение знакомства с творчеством С.-С. Баха. Освоение понятий: полифония, фуга. Светская и духовная музыка. Любимый инструмент Баха – орган. Ведущие органисты мира. Органисты мастера.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Музыка на мольберте. Композитор – художник… Вселенная представляется мне большой симфонией… (1 час).
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе… (1 час).
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. Творческая биография композиторов-импрессионистов.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. «О доблестях, о подвигах, о славе...». (1 час).
Итоговое тестирование.
Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. Поэтические произведения о войне. «Реквием» Р. Рождественского.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. «В каждой мимолетности вижу я миры…». (1 час).
Обзорный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие творчества обоих композиторов. Сравнение музыкальных зарисовок С. С. Прокофьева с картинами В. Кандинского, определение замысла и его воплощения в произведениях.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Мир композитора. С веком наравне. (1 час).
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов. Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Урок – концерт. (1 час).
Тема. Обобщение. (1 час).
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы и темы | Количество часов |
1 | Музыка и литература. Что роднит музыку с литературой. | 1 |
2 | Вокальная музыка. | 1 |
3 | Вокальная музыка. Романс. | 1 |
4 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки. | 1 |
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 |
7 | Вторая жизнь песни. | 2 |
8 | ||
9 | Всю жизнь мою несу Родину в душе… | 1 |
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 |
11 | Первое путешествие в музыкальный театр: опера | 1 |
12 | Второе путешествие в музыкальный театр: Балет | 1 |
13 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 |
14 | Третье путешествие в музыкальный театр – мюзикл. | 1 |
15 | Мир композитора Закрепление четверти. | 1 |
16 | Обобщающий урок. | 1 |
17 | Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 |
18 | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 |
19 | Звать через прошлое и настоящее. | 2 |
20 | ||
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 2 |
22 | ||
23 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
24 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
25 | Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 |
26 | Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! | 1 |
27 | Застывшая музыка. | 1 |
28 | Полифония в музыке и живописи | 1 |
29 | Музыка на мольберте | 1 |
30 | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 |
31 | О подвигах, о доблести, о славе… | 1 |
32 | В каждой мимолётности вижу я миры… | 1 |
33 | Мир композитора. С веком наравне | 1 |
34 | Урок-концерт. | 1 |
35 | Обобщение. | 1 |
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
Для обучающихся: «Музыка 5 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская-8 изд.-М.:«Просвещение» 2018 г.
Для учителя: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. М. : Просвещение 2007.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.- М.:Просвещение, 2006-128с.
Поурочные разработки Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. – 2 изд. – М. : Просвещение 2017 Методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской – Москва: “Просвещение”, 2016.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Портреты выдающихся композиторов
ЭКРАННО – ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из опер, балетов и мюзиклов.
4. Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов.
УЧЕБНО - ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Фортепиано
2.Шумовые музыкальные инструменты
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Музыкальный центр с СД проигрывателем.
2. ПК
3. Мультимедиа проектор.
4. Экран навесной
Для обучающихся: «Музыка 5 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская-8 изд.-М.:«Просвещение» 2018 г.
Для учителя: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. М. : Просвещение 2007.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.- М.:Просвещение, 2006-128с.
Поурочные разработки Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. – 2 изд. – М. : Просвещение 2017 Методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской – Москва: “Просвещение”, 2016.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | |||
План | Факт | |||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
1 | 1 |
| «Что роднит музыку с литературой»
| Урок открытия и первичного закрепления новых знаний.
| Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения | Познакомятся с понятиями: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка. Научатся выявлять связи музыки и литературы
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение
|
2 | 1 |
| «Вокальная музыка» картины (постановка и решение учебных задач)
| Комбинированный урок.
| Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня.
| Познакомятся с отличиями музыкальной речи от речи литературной. Научатся: - называть основные жанры русских народных песен; - определять значение песни в жизни общества. Узнают: основные жанры народных песен, ее особенности. Научатся: исполнять образцы музыкально-поэтического творчества. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении. Обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. | Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов. | Интонационно-образный анализ прослушанной музыки
|
3 | 1 |
| «Вокальная музыка» (Романс)
| Комбинированный урок
| Понимать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
| Узнают: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка. Научатся: отличать романс от песни
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов. | Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Разучить народные песни своего края, объяснить их сходство и различие
|
4 | 1 |
| «Фольклор в музыке русских композиторов» (Кикимора А.К. Лядов)
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. | Познакомятся с интонационным своеобразием музыкального фольклора разных народов; Научатся: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов. | Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение
|
5 | 1 |
| «Фольклор в музыке русских композиторов» (Шехеразада Н.А. Римский-Корсаков) | Урок обобщения и систематизации знаний. | По характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов Понимать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.
| Познакомятся с понятием программная музыка. Научатся анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
| Л.Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. Понимание жизненного содержания классической музыки. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой. П. Усвоение словаря муз. терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. | Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова. |
6 | 1 |
| «Жанры инструментальной и вокальной музыки» (вокализ, романс, баркарола, серенада)
| Урок закрепления нового материала.
| Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. Понимать жанры вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. | Познакомятся с понятиями: вокальная, инструментальная музыка. Научатся называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Смогут: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года»П.Чайковского |
7 | 1 |
| «Вторая жизнь песни»
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке. Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. | Познакомятся с понятиями: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация. Научатся определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
|
8 | 1 |
| «Вторая жизнь песни» | Урок закрепления нового материала.
| Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. Сопоставлять особенности русской народной музыкальной культуры. | Познакомятся с понятиями: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация. Научатся определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством
| Хоровое пение Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. | |
9 | 1 |
| Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Программная симфония» («Перезвоны» В. Гаврилин)
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Понимать стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности | Познакомятся с понятиями: симфония-действо. Научатся выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи, сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Л.Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста» Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва». |
10 | 1 |
| «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» (жанры фортепианной музыки)
| Комбинированный урок.
| Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики | Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся с основными событиями из жизни и творчества композиторов, с понятием реквием Научатся понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита. Найдут: ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; | Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач |
11 | 1 |
| «Первое путешествие в музыкальный театр» (Опера)
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Научатся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Понимать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.
| Познакомятся с сюжетом (либретто) оперы «Садко»; с историей развития оперного искусства; с понятиями: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Научатся приводить примеры к понятиям, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы «Садко»
|
12 | 1 |
| «Второе путешествие в музыкальный театр» (Балет)
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Называть имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Познакомятся с историей развития балетного искусства; с понятиями: балет, солист-танцор, кордебалет. Научатся анализировать составляющие средства музыкальной выразительности участвовать в коллективной, исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Хоровое пение. |
13 | 1 |
| «Музыка в театре, кино, на телевидении»
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении. | Познакомятся с ролью литературного сценария и значением музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Научатся участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании)
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов.
| Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений |
14 | 1 |
| «Третье путешествие в музыкальный театр» (Мюзикл)
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Понимать особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
| Познакомятся с понятием: мюзикла, историей возникновения мюзикла. Узнают, чем мюзикл отличается от оперы, особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью Научатся называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек» |
15 | 1 |
| «Мир композитора»
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений..
| Познакомятся с профессией композитор Научатся участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании)
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Сказки Э.-Т.-А. Гофмана. Музыкальные характеристики литературных героев
|
16 | 1 |
| Обобщение. | Комбинированный урок.
|
|
|
| Хоровое пение.
|
17 | 1 |
| «Что роднит музыку с изобразительным искусством»
| Урок открытия новых знаний | Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. Понимать возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки | Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство, со средствами выразительности музыки. Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства, вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. | Л. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. | Слушание музыки. Хоровое пение Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. |
18 | 1 |
| «Небесное и земное в звуках и красках» (русская духовная музыка)
| Комбинированный урок.
| Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция. Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. | Познакомятся с общностью языка различных видов искусства. Научатся выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений
|
19 | 1 |
| «Звать через прошлое к настоящему»
| Урок закрепления нового материала.
| Сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. Понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. | Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. | Л.Понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений
|
20 | 1 |
| «Звать через прошлое к настоящему»
| Урок закрепления нового материала.
| Познакомятся с общими чертами художественных и музыкальных образов, с основными чертами кантаты, с богатством музыкальных образов (героические и эпические) и особенностями их драматургического развития. Научатся сопоставлять героико-эпиче-ские образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу
| - слушание музыки; - анализ строения музыки и средств выразительности; - инструментальное музицирование, - самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;
| ||
21 | 1 |
| «Музыкальная живопись и живописная музыка» (С.В. Рахманинов)
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западноевропейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.
| Познакомятся с выразительными возможностями музыки и её изобразительности, с выдающимися русскими и зарубежными композиторами: С. Рахманиновым, Ф. Шубертом, их творчеством. Научатся: - выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
| Л.Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. Понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки.
| - хоровое, ансамблевое и сольное пение; - самостоятельное составление исполнительского плана песни; - просмотр фрагментов кинофильма. |
22 | 1 |
| «Музыкальная живопись и живописная музыка. Музыкальные картины». (Ф. Шуберт)
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Познакомятся: с выразительными возможностями музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Научатся: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Петь темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.
| Слушание музыки. Рассматривание картин Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений
| ||
23 | 1 |
| «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
| Комбинированный урок
| Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Понимать Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям.
| Познакомятся с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством.
| Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса? картины? |
24 | 1 |
| «Портрет в музыке и изобразительном искусстве» (Портрет Паганини в произведениях искусства).
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Осознавать музыку как вид искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель».Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей. Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. | Познакомятся с историей создания скрипки, её мастерами - изготовителями и исполнителями. Научатся: - сопоставлять скрипичную музыку с живописью; - анализировать, сравнивать произведения
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов.
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
|
25 | 1 |
| «Волшебная палочка дирижера»
| Комбинированный урок. | Называть имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. | Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой | Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов.
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
|
26 | 1 |
| «Образы борьбы и победы в искусстве»
| Комбинированный урок. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально - хоровой работы. | Научатся: - делать предположения о том,что предстоит услышать (образный строй); - проводить интонационно-образный анализ музыки Узнают: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации. . | Р. Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей . | - слушание музыки; - анализ строения музыки и средств выразительности; - инструментальное музицирование, - самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;
|
27 | 1 |
| «Застывшая музыка»
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.
| Познакомятся с отличием католической и православной музыкальной культуры; с понятием а капелла. Научатся сопоставлять музыку и памятники архитектуры
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз .образов. | - слушание музыки; - анализ строения музыки и средств выразительности; - инструментальное музицирование, - самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность с применением ИКТ;
|
28 | 11 |
| «Полифония в музыке и живописи» (И.С. Бах)
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Понимать о принадлежности духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
| Познакомятся с понятиями: орган, полифония, фуга; с основными событиями из жизни и творчества И.-С. Баха Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Слушание музыки. Хоровое пение |
29 | 1 |
| «Музыка на мольберте»
| Комбинированный урок
| Понимать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.
| Познакомятся с понятиями: импрессионизм, интерпретация, джаз. Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Познакомятся с понятиями: триптих, соната. Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство; Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Слушание музыки. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин) Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них? Послушать музыку М. Чюрлениса. Симфоническая поэма «Море»
|
30 | 1 |
| «Импрессионизм в музыке и живописи»
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Понимать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. | Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Рассматривание иллюстраций. Хоровое пение
|
31 | 1 |
| «О подвигах, о доблести и славе»
| Комбинированный урок.
| Сопоставлять установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | Познакомятся с понятием реквием, произведениями литературы, живописи и музыки, раскрывающими военную тему - защиты Родины. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки (на примере музыкальных произведений С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.)
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны? |
32 | 1 |
| «В каждой мимолетности вижу я миры. Музыкальная живопись Мусоргского»
| Комбинированный урок.
| Понимать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. | Познакомятся с понятием интерпретация, со своеобразием музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Научатся выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Слушание музыки. Хоровое пение
|
33 | 1 |
| Мир композитора. С веком наравне. .
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Понимать о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
| Познакомятся с тем, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. Научатся выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
|
34 | 1 |
| Урок-концерт. Закрепление четверти и года. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.
|
| Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании муз. образов. | Слушание музыки. Хоровое пение
|
35 | 1 |
| Обобщение. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); |
|
| Слушание музыки. Хоровое пение Интонационно-образный анализ
|