Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой. Москва: изд. Центр «Владос» 2011 г.; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Русский язык в школе для детей с ОВЗ изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
Расчасовка: 2 ч. в неделю 68ч.- в год
1четверть- 16 ч. 3 четверть- 22 ч.
2 четверть- 14ч. 4 четверть- 16 ч.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. Вид деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид Контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
| 1 четверть | 16 | | | | | | план | факт |
1 | Главные члены предложения. | 1 | Комбинированный | Главные члены предложения: подлежащие, сказуемое, второстепенные
| Знать: подлежащие, сказуемое Уметь: выражать свои мысли в предложение, различать члены предложения | Индивидуальный | Повторить пройд.матер. Стр.5 | | |
2 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Комбинированный | Повторение правила о главных и второстепенных членах предложения. | Знать: подлежащие, сказуемое Уметь: выражать свои мысли в предложение, различать члены предложения | Индивидуальный | Отвечать на вопросы Стр.6 | | |
3 | Однородные члены предложения. | 1 | Комбинированный | Повторение правила об однородных правилах предложения | Знать: главные члены предложения Уметь: выделять однородные члены предложения | Индивидуальный | Стр.6 №4 | | |
4 | Безударные гласные в корне. | 1 | Комбинированный | Повторение правила о безударных гласных в корна, выполнение упражнения | Знать: правило о безударных гласных в корне Уметь: проверять безударные гласные в корне | Индивидуальный | Отвечать на вопросы № 6 Стр.8 | | |
5 | Звонкие и глухие согласные в корне. | 1 | Комбинированный | Повторение правила о звонких и глухих согласных в корне, выполнение упражнения | Знать: Правило о звонких и глухих согласных в корне. Уметь: Различать звонкие и глухие согласные | Индивидуальный | Повторить пройд.матер Стр.9 №.11, 15 | | |
6 | Непроизносимые согласные в корне. | 1 | Комбинированный | Повторение правила о непроизносимых согласных в корне. | Знать: правило о непроизносимых согласных в корне. Уметь: находить непроизносимые согласные в корне,проверять. | Индивидуальный | Повторить пройд.матер Стр.10 № 17,20 | | |
7 | Гласные и согласные в приставках. | 2 | Комбинированный | Повторение правила о гласных и согласных в приставках, выполнение упражнения | Знать: правило о гласных и согласных в приставках Уметь: писать гласные и согласные в приставках | Индивидуальный | Повторить пройд.матер Стр 11 №.27, 31 | | |
8 | Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок. | 2 | Комбинированный | Повторение правила о правописании разделительного твёрдого знака после приставок | Знать: правило о правописании разделительного твёрдого знака (Ъ) после приставок. Уметь: применять правило на практике | Индивидуальный | Повторить пройд.матер Стр 16 №1,2 | | |
9 | Приставка и предлог. | 2 | Комбинированный | Повторение правил о приставке и предлоге | Знать: что такое приставка, предлог Уметь: различать в предложении | Индивидуальный | Повторить пройд.матер Стр 20 №.7,9 | | |
10 | Сложные слова. | 2 | Комбинированный | Правило о сложных словах, их образование | Знать: как образуются сложные слова Уметь: применять правило в написании слов | Индивидуальный | Повторить пройд.матер Стр.30 | | |
11 | Контрольная работа. | 1 | Самостоятельный | Написание текста под диктовку | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | | | |
12 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Разбор ошибок допущенных в контрольной работе | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Повторить пройд.матер | | |
| 2 четверть | 14 | | | | | | | |
1 | Имя существительное | 1 | Комбинированный | Основные грамматические категории имени существительного-род, число, падеж, склонение. | Знать: правило о существительном. Рода, числа, падежи Уметь: применять правило на письме, находить в предложении | Индивидуальный | Повторить пройд.матер | | |
2 | Имя существительно собственное и нарицательное. | 1 | Комбинированный | Имя существительное собственное и нарицательное-правило, применение на письме | Знать: правило о написании собственных и нарицательных существительных Уметь: применять правило на письме | Индивидуальный | Стр.72 №75(3) | | |
3 | Склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | Комбинированный | Склонение имён существительных в единственном числе по падежам, по склонениям 1-е,2-е,3-е скл | Знать: какие существительные в единственном числе относятся к 1,2,3-склонению Уметь: находить в тексте сущ. 1,2,3 скл | Индивидуальный | Стр.75-88.№104,№111. | | |
4 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | Комбинированный | Склонение имён существительных во множественном числе -правило, выполнение упражнений | Знать: Склонение имён существительных во множественном числе. Уметь: находить в тексте сущ.мн.ч., образовывать от сущ. в ед.числе | Индивидуальный | Стр.89 -96 №118,124, | | |
5 | Упражнения на закрепления. | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений на написание сущ.в единств. И множ.ч., собственных и нарицательных сущ. | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Повторить пройд.матер стр.97-102 №128 | | |
6 | Контрольная работа | 1 | Самостоятельный | Написание текста под диктовку | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | | | |
7 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Разбор ошибок допущенных в контрольной работе | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Ст.98-102., №129(3) | | |
8 | Имя прилагательное | 1 | Комбинированный | Имя прилагательное-правило.Упр.на нахождении прил.в тексте. | Знать: Имя прилагательное-определение Уметь: находить прил.в тексте | Индивидуальный | Стр.105-112№142 | | |
9 | Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. | 2 | Комбинированный. | Склонение имён прилагательных в мужском и среднем рода в единственном числе-правило, упражнение | Знать: окончания прил. м.р. и ср.р. в ед.ч. Уметь: : находить прил.в тексте | Индивидуальный | Стр.113-120 №147 | | |
10 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | 2 | Комбинированный | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе -правило, упражнение | Знать: Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Уметь: применять правила на письме | Индивидуальный | Стр.121 №157 | | |
11 | Контрольная работа | 1 | Самостоятельный | Написание текста под диктовку | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | | | |
12. | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Разбор ошибок допущенных в контрольной работе | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Стр127-130 №167 | | |
| 3 четверть | 22 | | | | | | | |
1 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 2 | Комбинированный | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Упр.на нахождении прил.в тексте. | Знать: Склонения имен прилагательных во множественном числе. Уметь: находить в тексте, применять при письме с предлогами | Индивидуальный | Стр.131-137 №171 | | |
2 | Упражнения на закрепление. | 2 | Комбинированный | Выполнение упражнений на написание прил | Знать: правила на тему прил Уметь: применять правила на письме | Индивидуальный | Стр.138-142 №178 | | |
3 | Часть речи местоимение. | 1 | Комбинированный | Понятие о местоимении. значение местоимений в речи. | Знать: правило-часть речи местоимение Уметь: применять правила на письме | Индивидуальный | Стр.145-150 №186,189 | | |
4 | Личные местоимения 1-го лица. | 1 | Комбинированный | Личные местоимения 1-го лица | Знать: Личные местоимения 1-го лица Уметь: находить в тексте | Индивидуальный | Повторить пройд.матер | | |
5 | Личные местоимения 2-го лица. | 2 | Комбинированный | Личные местоимения 2-го лица.,правило,написание упражнения | Знать: Личные местоимения 2-го лица Уметь: находить в тексте | Индивидуальный | Повторить пройд.матер | | |
6 | Личные местоимения 3-го лица. | 2 | Комбинированный | Личные местоимения 3-го лица.,правило,написание упражнения | Знать: Личные местоимения 3-го лица Уметь: находить в тексте | Индивидуальный | Повторить пройд.матер | | |
7 | Упражнения на закрепление | 2 | Комбинированный | Выполнение упражнений на написание местоимений 1,2,3 лица | Знать: правила на тему Уметь: применять правила на письме | Индивидуальный | Повторить пройд.матер стр.175 №229 | | |
8 | Контрольная работа | 1 | Самостоятельный | Написание текста под диктовку | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Стр.181 | | |
9 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Разбор ошибок допущенных в контрольной работе | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Стр.182№4 | | |
10 | Изменение глаголов по временам. | 2 | Комбинированный | Изменение глаголов по временам, нахождение в тексте. написание | Знать: Изменение глаголов по временам, правило Уметь: применять правило на письме | Индивидуальный | Стр.183 №236 | | |
11 | Изменение глаголов по числам. | 2 | Комбинированный | Изменение глаголов по числам, разбор упр., | Знать: Изменение глаголов по числам-правило Уметь: применять правило на письме | Индивидуальный | Стр.189 №248 | | |
12 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 2 | Комбинированный | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. выполнение упр | Знать: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Уметь: применять правило на письме | Индивидуальный | Стр.195-204 №256,№260 | | |
13 | Контрольная работа | 1 | Самостоятельный | Написание текста под диктовку | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | | | |
14 | Работа над ошибками | 1 | | Разбор ошибок допущенных в контрольной работе | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Повторить пройд.матер | | |
| 4 четверть | 16 | | | | | | | |
1 | НЕ с глаголами. | 1 | Комбинированный | Правило. Выполнение упр.на правило не с глаголами | Знать: правило на изученную тему «не с глаголами» Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Стр.206-210 №270 | | |
2 | Изменение глаголов по лицам. | 1 | Комбинированный | Изменение глаголов по лицам.Применение в упражнениях | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Стр.210-218 №276 | | |
3 | Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице единственного числа | 2 | Комбинированный | Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице единственного числа | Знать: правило на правописаное гл.во 2ом л. Уметь: применять правила написания слов | Индивидуальный | Стр.220-224 №290,№280 | | |
4 | Правописание глаголов в 3-ем лице | 2 | Комбинированный | Правописание глаголов в 3-ем лице | Знать: правила на изучаемую тему Уметь: применять правила написания слов | Индивидуальный | Стр.224-233 №299,№305 | | |
5 | Упражнения на закрепление | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений на написание местоимений 1,2,3 лица | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Стр.234-236 № | | |
6 | Изменение глагола по лицам и числам | 1 | Комбинированный | Изменение глагола по лицам и числам | Знать: правила на изучаемую тему Уметь: применять правила при написании слов | Индивидуальный | Стр.236№5 | | |
7 | Простое предложение с однородными членами. | 1 | Комбинированный | Простое предложение с однородными членами | Знать: правило на изучаемую тему Уметь: применять правила при написании слов в предл. | Индивидуальный | Стр.244248 №323 | | |
8 | Сложное предложение. | 2 | Комбинированный | Сложное предложение | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила написания слов | Индивидуальный | Стр.253 №337 | | |
9 | Обращение | 1 | Комбинированный | Обращение | Знать: правила на изучаемую тему Уметь: применять правила при написании слов | Индивидуальный | Повторить пройд.матер.. Стр.258№344 | | |
10 | Повторение пройденного за год | 2 | Комбинированный | Простое предложение с однородными членами.Сложное предложение | Знать: правила на изучаемую тему Уметь: применять правила при написании слов | Индивидуальный | Повторить пройд.матер.. Стр.258№349 | | |
11 | Контрольная работа | 1 | Самостоятельный | Написание текста под диктовку | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | | | |
12 | Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Разбор ошибок допущенных в контрольной работе | Знать: правила на изученные темы Уметь: применять правила проверки написания слов | Индивидуальный | Повторить пройд.матер | | |
на заседании м/о заместитель директора на заседании директор Казанской школы №76
учителей н/о по учебной работе педагогического совета _________ Тулаева Н.И.