СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа факультатива для воспитанников 9-10 "Выбор профессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для факультативных занятий с воспитанникми 9-10 классов по профориентации в коррекционной школе-интернате

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа факультатива для воспитанников 9-10 "Выбор профессии"»

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»




















Адаптированная рабочая программа

факультатива «Выбор профессии»

для обучающихся, воспитанников

9,10 класса-комплекта


Срок реализации программы 2017-2018 учебный год








Чичерина Екатерина Федоровна,

социальный педагог
















Новоалтайск, 2017г

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Выбор профессии» составлена на основе сборника 1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида под редакцией Зыковой М.А., Зыковой Т.С., (Москва, «Просвещение», 2003 г.) и входящей в данный сборник Программы «Социально-бытовая ориентировка» Э.Н. Хотеевой (раздел «Профессиональная ориентация).

Выбор профессии - это одно из самых ответственных решений в жизни человека, от которого зависит его дальнейшая жизненная стратегия. В современных условиях возникает необходимость сделать этот выбор уже в подростковом возрасте.

По мнению психологов, для многих подростков время обучения в средних и старших классах - период интенсивных размышлений о будущем. Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости.

Однако, как показывают многочисленные исследования, обучающиеся, воспитанники с ОВЗ школ-интернатов испытывают чувство неопределенности и растерянности, у них не сформирована готовность к осознанному выбору профессии. Поэтому важно уже с 15-16-летними подростками проводить целенаправленную профориентационную работу. В этом возрасте происходит существенный подъем познавательной активности, формируются интересы, которые могут иметь выход на профессиональную деятельность. Важно не упустить этот момент и создать вектор дальнейшего профессионального самоопределения воспитанников.

Цель: создание условий для осознанного выбора профессионального пути.

Предполагаемые результаты

Обучающиеся, воспитанники должны:

- знать названия профессий и специальностей, предназначенных для выпускников школы-интерната;

- знать названия массовых профессий и специальностей, востребованных на местном рынке труда;

- знать возможные пути профессионального самоопределения;

- знать основные трудовые права и обязанности;

- владеть информацией об учреждениях и отделах по трудоустройству, о предприятиях сел и городов Алтайского края;

- иметь представления относительно своей жизненной и профессиональной перспективы;

- уметь адекватно оценивать возможности и способности при профессиональном самоопределении;

- уметь осуществлять планы дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения.

Содержание факультативного курса знакомит учащихся с перечнем профессий и специальностей, названием и местонахождением учебных заведений, предназначенных для выпускников школы-интерната, организацией поиска работы, правилами устройства на работу, основами этики производственных отношений и коммуникации, основами трудового права в рамках знаний, необходимых для трудоустройства детей с ОВЗ. Тематика курса расширяет и дополняет знания воспитанников о трудоустройстве, приобретаемые на других уроках и занятиях.

При проведении факультативных занятий следует учитывать следующее:

- реализация деятельностного подхода;

- применение диалоговой формы общения;

- стимулирование самостоятельности детей;

- проявление доверия и толерантности в общении;

- избрание приемов и методов педагогической поддержки;

- осуществление практической направленности занятий;

- обеспечение обратной связи.

Занятия строятся по определенной схеме:

- введение в тему (связать с содержанием предыдущего занятия, организация проблемной ситуации);

- постановка темы, целей (совместно с воспитанниками);

- актуализация знаний;

- знакомство с новым материалом (беседа, дискуссия, мозговой штурм, рассказ и т.д.);

- практическая работа (игра, моделирование ситуаций, тренинг и т.д.);

- рефлексия.

Формы проведения занятий могут варьироваться в зависимости от специфики. Наиболее эффективной формой является коллективная работа в интерактивном режиме. Также следует использовать индивидуальные формы работы.

Основными методами являются: диалог, игровые методы и приемы, разыгрывание жизненных ситуаций, экскурсия, мозговой штурм, тренинг, рефлексия, круглый стол, дискуссия, диагностика. Диагностика предполагает выявление уровня социальной зрелости, определения типа ценностной ориентации, выяснение планов на ближайшее будущее и т.д. Результаты диагностики должны быть использованы в работе с обучающимися, воспитанниками с целью корректировки жизненных и профессиональных устремлений, оказания помощи в выборе жизненного и профессионального пути выпускников школы-интерната.

Количество часов в неделю: 1час

Количество часов за учебный год: 34 часа

Реализуется за счет школьного компонента образовательного учреждения учебного плана (дополнительных занятий).

Учебно-тематический план

п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Содержание курса по профориентации

2

Что такое профессия?

3

Профессия, специальность, должность. Что это такое?

4

Классификация профессий.

5

От чего зависит успех в выборе профессии? («Хочу» и «Могу»).

6

Профессии и специальности, рекомендуемые для обучающихся, воспитанников.

7

Особенности рынка труда в Алтайском крае (относительно профессий для обучающихся, воспитанников КГБОУ «Новоалтайская школа-интернат»).

8

Предприятия города: сфера услуг, коммунальная служба, строительные организации, автотранспортные предприятия и т.д.. Значение предприятий, выпускаемая продукция, востребованные профессии предприятий для выпускников школы-интерната.. Социальная защита работников, оплата труда на предприятиях.

9

Стратегия выбора профессии

10

Здоровье и выбор профессии.

11

Пути получения среднего профессионального образования. Отделения колледжей, техникумов для выпускников школы-интерната. Правила поступления в профессиональные образовательные учреждения. Документы для поступления. Продолжительность обучения, изучаемые предметы, распорядок дня, социальные гарантии для студентов.

12

Поиск работы: по объявлениям, через ярмарки вакансий, через самостоятельное обращение на предприятия. Резюме работника.

13

Устройство на работу.

Документы: паспорт, заявление, анкета, свидетельство об окончании школы-интерната, характеристика, трудовая книжка, медицинская книжка.

14

Трудовые права и обязанности.

15

Трудовой договор. Значение и содержание трудового договора.

16

Трудовые отношения и деловое общение. Начальник, взаимоотношения с начальником. Коллеги, отношения с коллегами.

17

Конфликты на работе и выход из них.

18

Дисциплинированность на работе. Соблюдение правил трудового распорядка предприятия.

19

Увольнение с работы. Причины увольнения. Увольнение по собственному желанию, составление заявления. Увольнение по статье.

20

Правила перехода с одной работы на другую.

21

От чего зависит мой успех на работе?

22

Профессиональные намерения и планы в выборе профессии.

23

Мои планы на ближайшее будущее.

24

Итоговая игра «Дороги, которые мы выбираем»

Итого

34 часа


































Календарно-тематическое планирование на учебный год - 34 часа


п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Речевой

материал

1

Содержание курса по профориентации


Профессия, специальности, классификация профессий, выбор профессии, рынок труда, предприятия города, учебные профессиональные учреждения.

2

Что такое профессия?

Цели профессионального труда.


Названия профессий, профессиональный труд.

3

Профессия, специальность, должность. Что это такое?


Профессия, специальность , должность.

4

Классификация профессий.

Профессии типа «человек- человек» (название и значение профессий данной группы).

Профессии типа «человек - знаковая система» (название и значение профессий данной группы).

Профессии типа «человек- природа» (название и значение профессий данной группы.)


Классификация, группа, «человек-человек», «человек - знаковая система», «человек- природа», значение профессий.

5

От чего зависит успех в выборе профессии? («Хочу» и «Могу»)


Выбор профессии, успех, ценностные ориентиры

6

Профессии и специальности, рекомендуемые для обучающихся, воспитанников школы-интерната: швея, повар, кондитер, вязальщица текстильно-галантерейных изделий, вязальщица трикотажных изделий и полотна, грузчик, дворник, маляр, обувщик, специалист по ремонту мебели, овощевод, плотник, садовник, уборщик производственных служебных помещений, упаковщик изделий, цветовод-декоратор, штамповщик и др.


Специальности: швея, повар, кондитер, вязальщица, грузчик, дворник, маляр, обувщик, овощевод, плотник, упаковщик.

7

Особенности рынка труда в Алтайском крае (относительно профессий для обучающихся, воспитанников КГБОУ «Новоалтайская школа-интернат»).


Рынок труда, Алтайский край, город, село.

8

Предприятия города: сфера услуг, коммунальная служба, строительные организации, автотранспортные предприятия и т.д. Значение предприятий, выпускаемая продукция, востребованные профессии предприятий для выпускников школы-интерната.. Социальная защита работников, оплата труда на предприятиях.


Предприятия, сфера услуг, коммунальная служба, строительные организации, продукция, оплата труда.

9

Стратегия выбора профессии


Выбор профессии, склонности, желания, оплата труда.



10

Здоровье и выбор профессии.


Экологически чистые производства, вредные производства, ограничения в выборе профессий.

11

Пути получения среднего профессионального образования. Отделения училищ, колледжей, техникумов для выпускников школы-интерната. Правила поступления в учебные заведения. Документы для поступления. Продолжительность обучения, изучаемые предметы, распорядок дня, социальные гарантии для студентов.


Учебные заведения, среднее профессиональное образование, училища, колледжи, техникумы, выпускники, социальные гарантии студентов.

12

Поиск работы: по объявлениям, через ярмарки вакансий, через самостоятельное обращение на предприятия. Резюме работника.


Поиск работы, объявления, ярмарки вакансий, резюме.

13

Устройство на работу.

Документы: паспорт, заявление, анкета, свидетельство об окончании школы-интерната, характеристика, трудовая книжка, медицинская книжка.


Документы, паспорт, заявление, анкета, свидетельство, характеристика, трудовая книжка, санитарная книжка.

14

Трудовые права и обязанности.


Права, обязанности, труд, отдых.


15

Трудовой договор. Значение и содержание трудового договора.


Трудовой договор, разделы, содержание, знакомство.

16

Трудовые отношения и деловое общение. Начальник, взаимоотношения с начальником. Коллеги, отношения с коллегами.


Трудовые отношения, начальник, коллеги.

17

Конфликты на работе и выход из них.


Конфликты, ссора, примирение.

18

Дисциплинированность на работе. Соблюдение правил трудового распорядка предприятия.


Дисциплина, правила, трудовой распорядок, нарушение, наказание.

19

Увольнение с работы. Причины увольнения. Увольнение по собственному желанию, составление заявления. Увольнение по статье.


Увольнение, нарушения, прогул, опоздание, заявление, увольнение по статье, увольнение по собственному желанию.

20

Правила перехода с одной работы на другую.


Правила перехода, документы, оформление.

21

От чего зависит мой успех на работе?


Правила поведения, успех, хорошие отношения с коллегами, профессионализм.

22

Профессиональные намерения и планы в выборе профессии.


Планы, желания, склонности, возможности, выбор профессии.

23

Мои планы на ближайшее будущее.


Сегодня, завтра, будущее, настоящее, планы.

24

Итоговая игра «Дороги, которые мы выбираем»


Итоговое занятие, игра, жизненный путь.

















Список литературы.

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

  2. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. М.:Вита-пресс.2006.

  3. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 2000г

  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(редакция от 01.05.2017).

  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.

  7. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html

  8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.

  9. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.

  10. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, 2006.

  11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.

  12. Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

  13. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

  14. Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.

  15. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.