Адаптированная программа
Пояснительная записка
Адаптированная индивидуальная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф « Об образовании в Российской Федерации»;
Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева, утверждённая решением педагогического совета (протокол от 29 августа 2013 года №1), приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева от 29.08.2013 №168 ;
Экспериментальной программы для детей с глубокой (тяжёлой) умственной отсталостью. В.В.Клементьев, .В.Каплий,Н.А.Андреева,И.В.Березина, «Развитие» г.Ульяновск, 2008
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Ульяновской области №73-иогв-2203/6134 от 28.08.2013 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО».
Индивидуальный учебный план, утверждённый приказом директора по школе №233 от 28.08.2014
Годовой календарный учебный график на 2014-2015 учебный год
Приказ Министерства образования и науки Ульяновской области №6 от 6 мая 2014 года «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;
Приказ муниципального учреждения управления образования администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области от 08.08.2014 №289 года «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;
Базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, приказ №29/2065-п Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г., письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06;
Целью программы является включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.
В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.).
Краткая характеристика программы
В области олигофренопедагогики утверждено следующее положение: «Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе». Исходя из этого работа с детьми ведется по следующим направлениям коррекционного обучения: «Музыка», «Предметно-практическая деятельность», «Изобразительная деятельность», «Развитие речи».
В учебный план включаются также коррекционные занятия (технологии): занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, социальное развитие.
Музыка
Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно-педагогической работы, проводимые с тяжело (глубоко) умственно отсталыми детьми. Они оказывают благотворное влияние на все стороны их психического развития. Разнообразные музыкальные тембры, ритмы, темпы обогащают слуховой опыт детей, влияют на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, плясок активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно ее коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух, воздействуют на общие состояние всего организма ребенка.
Исходя из общих закономерностей развития умственно отсталых детей и их специфических особенностей развития нужно использовать две организационные формы: индивидуальные и малыми подгруппами.
На индивидуальных занятиях педагог сопровождает игры пением песенок, потешек, напеванием разнообразных мелодий без слов; играет на детских музыкальных инструментах: хроматическом металлофоне, ксилофоне и т.д.; использует аудиозапись. Слуховые впечатления обогащаются при исполнении одних и тех же мелодий на различных детских музыкальных инструментах. Педагог учит ребенка правильно держать музыкальные игрушки, действовать с ними по назначению: под музыку, подражая взрослому, греметь погремушкой, стучать по бубну и т.д. С первого же занятия необходимо начинать приучать ребенка к тому, что все действия выполняются только под музыку и прекращается с ее окончанием.
На музыкальных занятиях педагог должен вести работу по всем направлениям:
- музыкально-ритмические движения. Они способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, совершенствование моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Игра с детскими музыкальными инструментами занимает особое место в ряду музыкально-ритмических движений. Занятия направлены, прежде всего, на то, чтобы вызвать у детей интерес к ним и желание ими действовать, что способствует развитию предметной деятельности.
- пение (подпевание). Стимулируют речевую деятельность, развивают внимание; способствуют развитию запоминания; формируют первоначальные певческие навыки. Обучение детей пению начинается со стимуляции голосовой активности, т.е. учат подражать звукам, вокализировать. В песнях должны быть повторяющиеся, простые по звуковому составу слова, звукоподражания, куплеты слогового пения.
- слушание музыки. Способствует развитию эмоциональной сферы, внимания, музыкальности. Требования, предъявляемые к репертуару для слушания, следующие: музыка должна вызывать интерес у малышей и положительные эмоции; она должна быть достаточно разнообразной, яркой, художественной, запоминающейся. Необходимо давать слушать фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, детские песни советских композиторов в исполнении симфонического оркестра, народных оркестров, детского хора в аудиозаписи, а также детские песенки, короткие пьесы и музыкальные фрагменты классических произведений в «живом» исполнении.
В структуру музыкальных занятий должны быть включены музыкально-дидактические игры. Они помогают детям различать свойства и качества предметов, развивают слуховое внимание, память, восприятие. Музыкально-дидактические игры просты и доступны, они занимают не так много времени, но приносят много пользы, влияют на динамику развития детей. Их необходимо включать в каждое занятие.
Предметно-практическая деятельность
Интерес к действиям взрослого у этих детей активно не проявляется. Они пассивны в принятии предлагаемого взрослым задания. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов.
Занятия предметно-практической деятельностью у детей с выраженной умственной отсталостью имеют целью восполнить недоразвитие у них предметных действий и корригировать нарушения их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления в организуемых педагогом практических действиях с предметами. Эти занятия проводятся в различных видах деятельности: в предметной, игровой, продуктивной деятельности (с использованием сборных игрушек, разрезных картинок, мозаики, с обучением простейшим видам ручного труда).
На занятиях педагогу следует оказывать внимание каждому ребенку и работать с каждым индивидуально. В зависимости от его возможностей и трудностей, педагог оказывает ребенку ту помощь, какая ему требуется, положительно оценивая малейшее достижение ребенка.
Построение занятия предметно-практической деятельностью предусматривает частую смену видов деятельности детей. В каждое занятие необходимо включать несколько видов деятельности: упражнения на внимание, выполнение подражательных движений, предметных действий, элементы дидактических игр. Основное время при этом уделяется овладению детьми определенными предметными действиями (катанием шариков в заданном направлении, нанизыванием предметов с отверстиями на стержень или шнур, действия с предметами разного цвета, формы, величины, собиранием разборных матрешек и т.д.). План занятия должен отражать все его этапы и виды деятельности, которые будут применены.
Обучение этих детей на начальном этапе направлено на развитие внимания, подражания, сенсомоторное воспитание, развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия). Развитие манипулятивно-предметных действий совместно со взрослым и в некоторых случаях - по подражанию.
На следующем этапе усилия педагога должны быть направлены на формирование у них целенаправленных действий, организуемых взрослым в пределах доступных детям заданий. Такое выполнение задачи должно прийти на смену хаотическому манипулированию. На этом этапе обучения дети не могут овладеть осмысленным выполнением задания, целенаправленными действиями, но работу в этом направлении нужно проводить и продолжать ее при последующем обучении: действий с предметами в дидактических играх, занятиях лепкой, занятиях с использованием предметов, разных по цвету, форме, величине и пр.
Развитие речи
Для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.
Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.
На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.
Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.
Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.
На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.
Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: «Дай пить», «Хочу спать», «Дай куклу» и т.д.
Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.
Навыки самообслуживания
Основной целью этого раздела программы является формирование у ребёнка навыков, обеспечивающих его частичную бытовую независимость от окружающих. Специфика и задачи данного раздела на каждом из этапов обучения определяются возможностями детей , прежде всего уровнем развития предметной деятельности.
Программа предусматривает привитие навыков и умений, связанных с личной гигиеной ребёнка, которые прививаются в бытовых ситуациях во время умывания, принятия пищи, в ходе одевания и раздевания. Для обработки того или иного умения нужно проводить короткие занятия с частной целью.
Дети овладевают определёнными действиями, которые взрослые вначале выполняют руками ребёнка, регулируя его усилия таким образом, чтобы движения выполнялись правильно, постепенно добиваясь, чтобы он мог выполнить его лишь незначительной помощью. Основной формой работы на данном этапе обучения является индивидуальная работа с ребёнком.
Процесс обучения детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью культурно-гигиеническим навыка должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания, быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Физическое воспитание
Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью.
Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, на развитие основных движений, на развитие ориентировки в пространстве.
В содержание занятий начального этапа обучения входят упражнения, пробуждающие у детей интерес к общению со взрослым и способствующие становлению связей между словом и жестом. Движения выполняются в совместных действиях взрослого и ребёнка, в отдельных случаях – по подражанию.
Очень полезны упражнения на катание мячей, шариков, бросание и ловлю предметов, развивающие отталкивающую функцию рук, зрительно-моторную координацию.
Для улучшения равновесия и координации движений широко используют ходьбу в заданном направлении друг за другом, между предметами, перешагивая через палки, кубики, держа в руках различные предметы.
Занятия проходят в живой, эмоциональной форме, с использованием подвижных игр, упражнения должны сопровождаться стишками, потешками, песнями.
Музыка
(33 ч; 1 ч в неделю)
Формировать первые положительные эмоции на мелодичную музыку (русские народные песни, напевного, колыбельного характера – «Бай, качи-качи», «Баю-бай», классическая музыка «Детский альбом» П.Чайковского и др), ритмический рисунок мелодии (напр., «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков» и др.), природные звуки (поэтичная картина природы в пьесе «Песня жаворонка»)
Развивать музыкальный слух, стимулировать реакции слухового внимания.
Приучать детей сосредотачивать внимание на источнике звука, слушать игру на разных детских музыкальных инструментах (колокольчиках, дудочке, губной гармонике, музыкальных треугольниках, металлофоне)
Побуждать находить источник звучания: погремушку, колокольчик, поющего взрослого («Ах ты, береза» рус. нар. мелодия, «Агу, малыш», «Потягушки», «Ищи колокольчик», «Ехали-ехали»)
Побуждать откликаться общим оживлением и улыбкой на музыкальные звуки, песни для самых маленьких («Петушок», «Ладушки», «Летит галка»)
Способствовать развитию слухового внимания, сосредоточению в ответ на звучание музыки. (Напр., музыка русских классиков «Детская полька» М.Глинки, Н. Римского-Корсакова «Колыбельная», «Море», «Белка» и пр)
Формировать элементарные действия с музыкальными инструментами (шуметь погремушкой, звенеть колокольчиками).
Учить детей реагировать движением на веселую музыку («Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Пойду ль я, выйду ль я», украинский «Гопак», белорусская «Бульба»
Развитие речи
(66 ч; 2 ч в неделю)
Пассивный словарь.
Учить выделять человеческую речь из всех окружающих звуков.
Стимулировать реакцию сосредоточения у ребенка на речевое общение (обращение к ребенку, стишки, потешки, песенки, прибаутки)
Учить реагировать на мелодические, интонационные звуки голоса в целях развития интереса к речи.
Стимулировать появление улыбки при общении, фиксацию взгляда на лице взрослого.
Учить прислушиваться к голосу взрослого, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса.
Продолжать развивать интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым
Формировать речевой слух (для этого ребенку необходимо слышать речь взрослого, обращенную непосредственно к нему самому)
Сопровождать словами все игровые действия, обязательно называть предметы и игрушки
Активный словарь.
Вызывать отдельные звуки (вокализацию) в ответ на разговор со взрослым (отвечает 2-3 раза отдельными звуками).
В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции: гортанные звуки, певучие гласные (гуление, певучее гуление), отдельные слоги (ба, ма, па).
Поддерживая гуление и лепет, способствовать развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, необходимых для развития речи.
Отрабатывать правильную артикуляцию, произнося звуки, издаваемые ребенком. Побуждать его вновь и вновь повторять их.
Удерживать и стимулировать ситуации общения.
Предметно-практическая деятельность
(66 ч; 2 ч в неделю)
Поддерживать у детей во время бодрствования деятельное состояние.
Формировать движения рук. Развивать интерес к игрушке, желание коснуться ее, захватить, притянуть, ощупать, рассмотреть.
Учить направлять руки к поднесенной взрослым игрушке, брать игрушку, находящуюся над грудью, и удерживать ее (до 25 сек).
Учить в любом положении (лежа на спине, животе, на руках у взрослого) брать игрушку двумя руками, затем одной, точно направляя к ней руку, с какой бы стороны она не находилась, перекладывать из одной руки в другую. Учить удерживать игрушки (от 30 сек до 2 мин). (Игры и упражнения: «Возьми погремушку», «Соберем шишки в корзину», «Соберем мячики в корзину» и т.д.)
В процессе действий с предметами побуждать детей к проявлению двигательной активности.
Навыки самообслуживания
( 33ч. ; 1 час в неделю)
Приучать к самостоятельным действиям:
- Придерживать бутылочку во время кормления
- Побуждать брать её и подносить ко рту
- Учить придерживать из чашки, которую держит взрослый
- Приучать есть с ложки полугустую пищу.
Физическое воспитание
(в зависимости от психофизического развития ребёнка)
( 66ч.; 2 час в 2 недели)
Применять лечебный массаж ( по медицинским показаниям) в сочетании с лечебной гимнастикой для развития движений ( поглаживание, разминание, похлопывание, вибрационный массаж).
Закреплять умение длительно лежать на животе.
Учить удерживать голову, лёжа на животе.
Лежать несколько минут на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову.( 2-2,5 мин.)
Долго лежать на животе, подняв корпус, опираясь на ладони выпрямленных рук.
Учить переворачиваться со спины на живот.
Учить переворачиваться с живота на спину.
Укреплять мускулатуру верхних и нижних конечностей, грудной клетки, мышцы брюшного пресса, проводя с детьми упражнения: скрещивать руки на груди и отводить их в стороны, попеременно сгибать и разгибать ноги, скользя ступнями по столу. Слегка приподнимая и опуская ребёнка, вызывать у него отталкивание ногами.
Учить дифференцировать движения пальцев от движений всей руки ( пальчиковая гимнастика, массаж рук).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу первого класса
Учащиеся должны уметь:
Издавать голосовые реакции (гуление, далее лепет)
Прислушиваться и проявлять интерес к голосу взрослого
Узнавать знакомые голоса
Сосредотачивать взгляд на неподвижных предметах (до 30-40 с)
Следить за перемещающимися объектами (до 30 с)
Поворачивать голову и находить взглядом источник звука
Откликаться общим оживлением и улыбкой на музыкальные звуки, голоса
Захватывать предметы самостоятельно
Удерживать игрушки до 2 мин
Выполнять простые манипуляции с предметами (ощупывать, бросать, стучать, звенеть, перекладывать и т.д.)
Фиксировать взгляд на лице взрослого при общении;
Демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
Вокализировать в ответ на разговор со взрослым;
Литература
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. - № 3.
Алексеенко Е.В. Особенности логопедической работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1989. - № 6.
Баряева Л.Б., Зарин А., Агапова Г.И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы.
Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Мсаева Т.Н. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. – 1994. - № 6.
Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – М., 1960.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 1995.
Иванова Т.Н. Из опыта работы по развитию речи глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1980. - № 4.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для вузов. – М., 2001.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. – М., 1993.
Концепция специального образования и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (проект) // Дефектология. – 1989. - № 2.
Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л.Б. Боряевой. – СПб., 1996.
Коррекционно-развивающее обучение. Сборник методических материалов. – Ул., 2004.