Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мосоловская школа – интернат»
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
Педагогического Совета Директор
ОГБОУ «Мосоловская ОГБОУ «Мосоловская
школа – интернат» школа – интернат»
Рязанской обл., Шил. р-на Рязанской обл., Шил. р-на
Протокол № ___ ______________ А.Д. Никитин
от «___» ______________ 2017 г. от «___» _____________ 2017 г.
Адаптированная программа
по коррекции звукопроизношения
у младших школьников с ОВЗ
Автор-составитель программы:
учитель-логопед:
Булганина Н.Н.
Мосолово - 2017 г.
«Адаптированная программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ»
Направленность: коррекционно-развивающая
Автор программы:
Булганина Наталья Николаевна, учитель-логопед ОГБОУ "Мосоловская школа - интернат".
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы по разделам
3. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи
4. Тематическое планирование логопедических занятий для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения
5. Список литературы
Пояснительная записка
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
Программа разработана в соответствии с требованиями:
Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедической помощи общеобразовательного учреждения»,
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;
Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.
У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.
Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Это все обуславоивает актуальность данной программы.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся групповые занятия и индивидуальные.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. развивать связную речь;
4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.
Формы работы:
1. Обследование:
фронтальное;
индивидуальное.
2.Диагностика.
3. Коррекционные занятия:
Формы контроля:
Направления работы:
Предполагаемый результат:
Учащийся в ходе реализации данной программы должен:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
овладеть навыками построения связного высказывания.
Организация работы по программе:
Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы - интернат требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям и воспитателям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.
Наполняемость групп для логопедических занятий 2 – 4 обучающихся.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы.
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение воспитателей к работе с детьми.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Возрастной состав групп: 1 - 4 классы.
В структуру занятий может входить:
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
упражнения для развития психических процессов;
дыхательная гимнастика;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением;
обогащение и активизация словарного запаса.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Как и любая программа, «Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
деятельностного подхода - опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
индивидуально — дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди воспитателей и учителей.
Темы групповых консультаций для воспитателей.
1. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».
2. «Охрана органов речи».
Индивидуальные консультации для воспитателей и учителей проводятся по необходимости.
Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:
1. «Учимся говорить правильно».
2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».
Содержание программы по разделам:
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.
Учителя - логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.
Исследование неречевых психических функций;
Сбор анамнестических данных;
Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
Третий этап: постановка звука
Цель: постановка звука (изолировано).
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
развитие психических функций;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи.
коррекция дефектов произношения;
развитие психических функций;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
коррекция дефектов произношения;
развитие психических функций;
активизация и расширение словарного запаса;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 4 человек).
Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная.
Перспективное планирование работы с детьми страдающими
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Постановка произношения звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал |
Диагностика речевых и неречевых функций ребенка. | I этап. Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение. | Диагностика по Фотековой. |
Формирование артикуляторной базы. | II этап. Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. | Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов. |
Постановка звуков. | III этап. Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. | Составляется из правильно произносимых звуков. |
Продолжение постановки звука, отработка звука. | IV этап. Введение в речь первого поставленного звука: а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный и письменный анализ и синтез слов. | Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются [л'], если ребенок не произносит [р], [р'], то и они). |
Дифференциация звуков сходных по звучанию. | V этап. Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков. | Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки. |
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
Тематическое планирование
логопедических занятий
для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения
Предмет: курс логопедических занятий.
Класс: 1-4
Методическое обеспечение: коррекция нарушения звуков у учащихся с ОВЗ школы- интерната.
Учитель-логопед: Булганина Н.Н.
№ п/п | Темы коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы | Программное содержание коррекционно-развивающей работы |
Фронтальное обследование |
1 этап - Диагностический. |
1 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. |
II этап – Подготовительный. |
2 | Развитие внимания. | Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает», «Найди спрятанные предметы». | Развивать внимательность, воображение. Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям. |
3 | Развитие операций сравнения и вывода. | Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары». | Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей. |
4 | Формирование артикуляционной базы звуков. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». 3.Дыхательная гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
5 | Формирование артикуляционной базы звуков. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке». 3.Мимическая гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
6 | Формирование артикуляционной базы звуков. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Мимическая гимнастика. 4.Пантомимическая игра: «Приветствие» | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
7 | Формирование артикуляционной базы звуков. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Дыхательная гимнастика. 3.Артикуляционная гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
8 | Постановка звука (по подражанию). | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Звукоподражательные игры и упражнения. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
9 | Постановка звука (по подражанию). | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Звукоподражательные игры и упражнения. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
10 | Постановка звука (по подражанию). | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Звукоподражательные игры и упражнения. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
11 | Постановка звука (механическим или смешанным способом). | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Артикуляционная гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
III этап - Автоматизация звука. |
12 | Закрепление звука (изолировано). | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Артикуляционная гимнастика. 3.Звукоподражательные игры и упражнения. 4.Закрепление звука. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. правильное поведение на занятиях. |
13 | Закрепление звука в слогах. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Звукоподражательные игры и упражнения. 3.Закрепление звука в слогах. | Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
14 | Закрепление звука в слогах. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Звукоподражательные игры и упражнения. 3.Закрепление звука в слогах. | Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость. |
15 | Закрепление звука в словах. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Звукоподражательные игры. 3.Закрепление звука в слогах. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия. |
16 | Закрепление звука в словах. | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия. |
17 | Закрепление звука в словосочетаниях. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Звукоподражательные игры. 3.Закрепление звука в словосочетаниях. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту. |
18 | Закрепление звука в словосочетаниях. | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Звукоподражательные игры. 3.Закрепление звука в словосочетаниях. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту. |
19 | Закрепление звука в предложениях. | 1.Игры на развитие слухового внимания. 2.Закрепление звука в предложениях. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту. |
20 | Закрепление звука в чистоговорках. | 1.Игры на развитие слухового внимания. 2.Закрепление звука в чистоговорках. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах. |
21 | Составление предложений с использованием изучаемого звука. | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Составление предложений. 3.Проговаривание составленных предложений. | Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность. |
22 | Закрепление звука во фразовой речи. | 1.Игры на развитие слухового внимания, памяти. 2.Закрепление звука в чистоговорках. | Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
23 | Закрепление звука во фразовой речи. | 1.Игры на развитие слухового внимания, памяти. 2.Закрепление звука в чистоговорках. | Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
24 | Закрепление звука во фразовой речи. | 1.Игры на развитие слухового внимания, памяти. 2.Закрепление звука в чистоговорках. | Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
25 | Закрепление звука в стихах и загадках. | 1.Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. 2.Разучивание стихов с изучаемым звуком. | Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать |
26 | Закрепление звука в стихах и загадках. | 1.Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. 2.Разучивание стихов с изучаемым звуком. | Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать |
IV этап – Дифференциации. |
27 | Игры на развитие речеслухового анализатора. | Пальчиковая гимнастика. Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук». | Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. |
28 | Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни. | Пальчиковая гимнастика. Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня». | Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. |
29 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах. | Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово». | Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. |
30 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях. | Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение: «Потерянная буква» | Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук. |
31 | Дифференциация звуков […., ….´] в фразовой речи. | Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы. | Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. |
32 | Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи. | Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы. | Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. |
33 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках. | Заучивание стихов, песен, загадок. | Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. |
34 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках. | Заучивание стихов, песен, загадок. | Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. |
35 | Повторение изученного. Подведение итогов. | Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора. | Формировать уверенность в себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи. |
Список литературы
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
http://logoportal.ru/kursyi-povyisheniya-kvalifikatsii-dlya-logopedov/.html