СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью коррекционной программы является изучение, усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознокомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по курсу «Природоведение» 5 класс»















Адаптированная программа

по курсу «Природоведение»

5 класс





























Учитель: Локтионова Е. А.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Природоведение» для 5 класса составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с ОВЗ на основе Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993); адаптированной образовательной программы ОКОУ «Курская школа», на основе общеобразовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы». Москва; Гуманитар. изд. центр Владос, 2011.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям к организации образовательного процесса, осуществляемого для детей с ограниченными возможностями здоровья, с учётом конкретных условий и материально-технической базы образовательного учреждения.

На изучение материала по курсу «Природоведение» в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Программой предусмотрена практическая часть: проведение практических занятий и экскурсий.

Основной целью коррекционной программы по природоведению является изучение, усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Для достижения поставленной цели изучения курса в коррекционном  классе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование у обучающихся элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни животных, о здоровье человека;

  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимости природных явлений;

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к природе;

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

  1. Компоненты структуры адаптированной образовательной программы по курсу «Природоведение» (5 класс)


коррекционно-развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти;

  • развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся;

воспитательные:

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

образовательные:

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

  • оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.


  1. Оценка личностных и предметных результатов


В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные:

  • формирование мотивации к познавательной деятельности;

  • развитие личностных представлений о целостности природы, об организме как живой системе и его связи со средой обитания;

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе;

  • вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы;

  • приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в живой природе, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микропрепаратами и лабораторным оборудованием.


Предметные:

  • знакомство с предметом изучения природоведения, разнообразием биологических наук; условиями, необходимыми для жизни организмов; признаками, отличающими живые организмы от тел неживой природы;

  • развитие  эстетического и этического значения живой природы;

  • обучение наблюдательности и способности описывать природные явления в жизни растений и животных;

  • развитие первоначальных представлений о разнообразии живого мира, систематике и биологической классификации растений и животных;

  • ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для биологического познания;

  • формирование предметных познавательных учебных действий (описание и сравнение растительных и животных объектов, понимание  влияния экологических факторов на организмы).


  1. Формирование базовых учебных действий


Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью ре­ализуется в процессе всего школьного обучения биологии и ко­н­кре­ти­зирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной программы по предмету. Программа формирования базовых учебных действий по природоведению реализуется в процессе и учебной, и внеурочной деятельности в 5-6 классах.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образо­вания школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.

Программа фор­ми­рует основы учебной де­ятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые помогают в их подготовке к са­мо­стоятельной жизни в обществе. Приоритет отдается формированию мотивационного компонента учебной деятельности; овладению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитию умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.




  1. Уровни овладения предметными результатами


Адаптированная образовательная программа по природоведению (5 класс) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­лич­ных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее ра­стение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

-выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


  1. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся


Обучающиеся  должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.


Обучающиеся  должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного  отношения к ней.

В результате изучения курса «Природоведение» пятиклассники должны научиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.

  Природоведческие знания помогут лучше понять  отношение человека к окружающей среде, эстетически воспринять и полюбить природу, научиться беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.



  1. Содержание программы курса «Природоведение» (5 класс)


Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвое­нию систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  • формирование элементарных научных знаний о живой и неживой приро­де;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

  • воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у обучающих­ся развивается на­блю­да­тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение ана­ли­зи­ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и за­ви­си­мости.

Первые природоведческие знания дети со специальными образовательными потребностями по­лучают в дошкольном возрасте и в младших классах. При зна­комстве с окружающим миром у учеников специальной (коррекционной) школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают се­зонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изме­нениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о приро­де, осуществляет пе­ре­ход от первоначальных представлений, по­лученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по геогра­фии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Программа по природоведению в 5 классе состоит из следующих разделов: «Земля-планета солнечной системы», «Сезонные изменения в природе», «Наша страна», «Природа нашей Родины», «Живая природа», «Человек. Охрана здоровья», «Экология. Охрана природы», «Труд на пришкольном участке и в школе».

При изучении раздела «Земля-планета Солнечной системы» обучающиеся знакомятся с Сол­нечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель знакомит школьников с названиями планет, но требует от них обязательного полного воспроизведения этих назва­ний.

В разделе «Сезонные изменения» обучающиеся получают информацию о сезонных изменениях в природе, временах года и их признаках.

В разделе «Наша страна» обучающиеся знакомятся с государством «Российская Федерация», ее населением, достопримечательностями и столицей.

В разделе «Природа нашей страны» школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, рас­по­ло­же­н­ными на территории нашей страны: горы, холмы, моря, реки. Обучающиеся получают общее представление о явлениях неживой природы, воде, воздухе, полезных ископаемых.

При изучении этого раздела учитель опирается на знания обучающихся о своем родном крае.

При изучении раздела «Живая природа» обучающиеся знакомятся с различными экосистемами, изучают жизнь растений и животных. При изучении растительного и животного мира Земли углуб­ляются и систематизируются знания, полученные в 1-4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, демонстрируется взаимо­связь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится изучению растений и животных нашей страны и Курского края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декора­тивными растениями учитель опирается на личный опыт обучающихся, воспитывает экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организ­ме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреж­дению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Раздел «Экология. Охрана природы» начинает формирование экологической культуры обучающихся. Они получают сведения о растениях и животных, занесенных в «Красную книгу», экологических катастрофах и правилах поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Раздел «Труд на пришкольном участке и в школе» имеет практическую направленность и обучает школьников навыкам правильного ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке.

Завершают курс обобщающие уроки. Здесь обобщаются и систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

Подобное построение программы способствует формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья целостной картины окружающего мира, наглядно демонстрирует единство материального мира, помогает познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формиро­вание мотивации к изу­чению предметов естествоведческого цик­ла, для этого программой предусматриваются эк­скурсии и разно­образные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни зна­ния, полученные на уро­ках.

Экскурсии проводятся по всем разде­лам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучае­мых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинст­во изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербаль­ного восприятия, программой предусмотрена демонстрация опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют раз­личную степень сложности: наиболее трудные работы, необяза­тельные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опира­ются обучающиеся при изучении природоведческого материала.


5 класс

(68ч; 2 часа в неделю)


Земля – планета Солнечной системы (3 ч)

Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

Сезонные изменения в природе (8 ч)

Погода. Явления природы.

Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.

Наша страна (3 ч)

Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва – столица нашей Родины. (Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы. Транспорт в Москве.)

Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный).

Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).

Природа нашей Родины (8 ч)

Неживая природа. (Использование физической карты)

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная: плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники: моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа (25 ч)

Растения и животные экологических систем

Лес

Растения, грибы леса.

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.

Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.

Грибы: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.) Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.) Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.)

Сад. Огород. Поле

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).

Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).

Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинок жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятник, тимофеевка и др.

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Болото

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).

Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Водоемы

Растения водоемов: водоросли и цветочные (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Человек. Охрана здоровья (12 ч)

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).

Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.

Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).

Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики.

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

Экология. Охрана природы (3 ч)

Что такое экология?

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы.

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

Труд на пришкольном участке и в школе (3 ч)

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдения.

Повторение изученного (3 ч)

Закрепление знаний на практике.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.










































Учебно-тематическое планирование

уроков природоведения в 5 классе

(68 часов)

п/п

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические и лабораторные работы, экскурсии

1.

Земля – планета солнечной системы

3 ч


2.

Сезонные изменения в природе

8 ч

Экскурсия

Осень (ранняя, золотая, поздняя)

3.

Наша страна

3 ч

Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью

4.

Природа нашей Родины

8 ч

Экскурсии:

Знакомство с особенностями поверхности местности.

Знакомство с водоемами.

Экскурсия к почвенным обнажениям

5.

Живая природа

25 ч

Экскурсии:

В природу для ознакомления с хвойными растениями.

В сад.

В лес.

В краеведческий музей.

На водоем

6.

Человек. Охрана здоровья

12 ч


7.

Экология. Охрана природы

3 ч


8.

Труд на пришкольном участке

3 ч

Практические работы:

Посев и посадка растений.

Уход за растениями: полив, посадка.

Комнатные растения (уход за ними)

9.

Повторение пройденного

3 ч












Календарно-тематическое планирование уроков природоведения

5 класс

(68 часов)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата


Земля – планета солнечной системы

3 ч


1.

Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на земле



2.

Планеты солнечной системы



3.

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос




Сезонные изменения в природе

8 ч


1.

Погода. Явления природы



2.

Смена времен года



3.

Высота солнца и продолжительность дня в разное время года



4.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки времени года.

Экскурсия



5.

Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека



6.

Зима. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных



7.

Весна. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных



8.

Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных




Наша страна

3 ч


1.

Российская Федерация. Москва – столица нашей Родины. Транспорт в Москве



2.

Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный)



3.

Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес)




Природа нашей Родины

8 ч


1.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Экскурсия «Знакомство с особенностями поверхности местности»



2.

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная: плодородная, неплодородная. Экскурсия к почвенным обнажениям



3.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники: моря, океаны. Экскурсия «Знакомство с водоемами»



4.

Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед



5.

Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха



6.

Ветер – движение воздуха



п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Дата

7.

Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела



8.

Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства. Использование человеком




Живая природа

25 ч


1.

Растения, грибы леса



2.

Хвойные деревья. Экскурсия в природу для ознакомления с хвойными растениями



3.

Кустарники и кустарнички (брусника, черника)



4.

Травы: ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.



5.

Грибы: съедобные и несъедобные



6.

Животные леса (звери, птицы, насекомые)



7.

Экскурсия в лес



8.

Растения сада. Плодовые деревья.

Экскурсия



9.

Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина



10.

Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы)



11.

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные



12.

Сезонные работы в саду



13.

Растения огорода: овощи, зеленые культуры



14.

Животные огорода.



15.

Растения поля: зерновые культуры



16.

Животные – вредители полей



17.

Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятник, тимофеевка и др.



18.

Животные луга: насекомые, птицы, звери



19.

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов



20.

Растения и животные болота



21.

Растения водоемов



22.

Животные пресных водоемов



23.

Экскурсия на водоем



24.

Животные морей и океанов



25.

Экскурсия в Краеведческий музей




Человек. Охрана здоровья

12 ч


1.

Организм человека. Строение тела человека



2.

Органы чувств. Волосяной покров.



3.

Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены



4.

Внутренние органы: головной и спинной мозг



5.

Внутренние органы: сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки



6.

Мышцы



7.

Скелет (позвоночник, череп, конечности)



8.

Значение правильной осанки для здоровья человека



9.

Правильные питание и дыхание



10.

Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики



11.

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека



12.

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья




Экология. Охрана природы

3 ч


1.

Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира



2.

Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы



3.

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе




Труд на пришкольном участке

3 ч


1.

Посев и посадка растений



2.

Уход за растениями: полив, прополка



3.

Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдения




Повторение изученного


1.

Сезонные изменения в природе



2.

Живая природа



3.

Человек. Охрана здоровья





Важными формами деятельности обучающихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.






  1. Система контрольно-измерительных материалов


  • устные ответы,

  • тематические сообщения,

  • самостоятельные работы,

  • контрольные работы.


Реализация рабочей программы осуществляется посредством эксперимента,    наблюдений, проблемного, игрового, частично поискового, репродуктивного методов обучения; при помощи информационных технологий.


  1. Ресурсное обеспечение программы


Литература для учителя

1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.

Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.

3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.

Литература для обучающихся

1. Плешаков А.А. Зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.

2. Никишов А.И.,Теремов А.В. Биология Животные, 5 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.

3. Сивоглазов В.И. Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.



Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы


1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.


Материально-техническое обеспечение (оборудование)


1.Таблицы к темам по природоведению.

2. Коллекции, модели и муляжи к темам по природоведению.

3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.