Адаптированная программа
по курсу «Природоведение»
5 класс
Учитель: Локтионова Е. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Природоведение» для 5 класса составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с ОВЗ на основе Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993); адаптированной образовательной программы ОКОУ «Курская школа», на основе общеобразовательной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы». Москва; Гуманитар. изд. центр Владос, 2011.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям к организации образовательного процесса, осуществляемого для детей с ограниченными возможностями здоровья, с учётом конкретных условий и материально-технической базы образовательного учреждения.
На изучение материала по курсу «Природоведение» в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Программой предусмотрена практическая часть: проведение практических занятий и экскурсий.
Основной целью коррекционной программы по природоведению является изучение, усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленной цели изучения курса в коррекционном классе необходимо решение следующих практических задач:
формирование у обучающихся элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни животных, о здоровье человека;
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимости природных явлений;
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к природе;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Компоненты структуры адаптированной образовательной программы по курсу «Природоведение» (5 класс)
коррекционно-развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти;
развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся;
воспитательные:
образовательные:
формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
Оценка личностных и предметных результатов
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные:
формирование мотивации к познавательной деятельности;
развитие личностных представлений о целостности природы, об организме как живой системе и его связи со средой обитания;
формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе;
вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы;
приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в живой природе, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микропрепаратами и лабораторным оборудованием.
Предметные:
знакомство с предметом изучения природоведения, разнообразием биологических наук; условиями, необходимыми для жизни организмов; признаками, отличающими живые организмы от тел неживой природы;
развитие эстетического и этического значения живой природы;
обучение наблюдательности и способности описывать природные явления в жизни растений и животных;
развитие первоначальных представлений о разнообразии живого мира, систематике и биологической классификации растений и животных;
ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для биологического познания;
формирование предметных познавательных учебных действий (описание и сравнение растительных и животных объектов, понимание влияния экологических факторов на организмы).
Формирование базовых учебных действий
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения биологии и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной программы по предмету. Программа формирования базовых учебных действий по природоведению реализуется в процессе и учебной, и внеурочной деятельности в 5-6 классах.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Программа формирует основы учебной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые помогают в их подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Приоритет отдается формированию мотивационного компонента учебной деятельности; овладению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитию умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Уровни овладения предметными результатами
Адаптированная образовательная программа по природоведению (5 класс) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
-выполнение несложных заданий под контролем учителя;
-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
В результате изучения курса «Природоведение» пятиклассники должны научиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут лучше понять отношение человека к окружающей среде, эстетически воспринять и полюбить природу, научиться беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.
Содержание программы курса «Природоведение» (5 класс)
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания дети со специальными образовательными потребностями получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной (коррекционной) школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению в 5 классе состоит из следующих разделов: «Земля-планета солнечной системы», «Сезонные изменения в природе», «Наша страна», «Природа нашей Родины», «Живая природа», «Человек. Охрана здоровья», «Экология. Охрана природы», «Труд на пришкольном участке и в школе».
При изучении раздела «Земля-планета Солнечной системы» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель знакомит школьников с названиями планет, но требует от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Сезонные изменения» обучающиеся получают информацию о сезонных изменениях в природе, временах года и их признаках.
В разделе «Наша страна» обучающиеся знакомятся с государством «Российская Федерация», ее населением, достопримечательностями и столицей.
В разделе «Природа нашей страны» школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны: горы, холмы, моря, реки. Обучающиеся получают общее представление о явлениях неживой природы, воде, воздухе, полезных ископаемых.
При изучении этого раздела учитель опирается на знания обучающихся о своем родном крае.
При изучении раздела «Живая природа» обучающиеся знакомятся с различными экосистемами, изучают жизнь растений и животных. При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1-4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, демонстрируется взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится изучению растений и животных нашей страны и Курского края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями учитель опирается на личный опыт обучающихся, воспитывает экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Раздел «Экология. Охрана природы» начинает формирование экологической культуры обучающихся. Они получают сведения о растениях и животных, занесенных в «Красную книгу», экологических катастрофах и правилах поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Раздел «Труд на пришкольном участке и в школе» имеет практическую направленность и обучает школьников навыкам правильного ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке.
Завершают курс обобщающие уроки. Здесь обобщаются и систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Подобное построение программы способствует формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья целостной картины окружающего мира, наглядно демонстрирует единство материального мира, помогает познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Экскурсии проводятся по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программой предусмотрена демонстрация опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала.
5 класс
(68ч; 2 часа в неделю)
Земля – планета Солнечной системы (3 ч)
Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.
Сезонные изменения в природе (8 ч)
Погода. Явления природы.
Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.
Наша страна (3 ч)
Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва – столица нашей Родины. (Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы. Транспорт в Москве.)
Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный).
Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).
Природа нашей Родины (8 ч)
Неживая природа. (Использование физической карты)
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная: плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники: моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Живая природа (25 ч)
Растения и животные экологических систем
Лес
Растения, грибы леса.
Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др.
Кустарнички: брусника, черника.
Травы: ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.
Грибы: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.) Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.) Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.)
Сад. Огород. Поле
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы).
Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).
Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинок жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.
Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятник, тимофеевка и др.
Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).
Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Болото
Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).
Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Водоемы
Растения водоемов: водоросли и цветочные (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).
Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.
Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Человек. Охрана здоровья (12 ч)
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).
Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание.
Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).
Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики.
Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.
Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.
Экология. Охрана природы (3 ч)
Что такое экология?
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы.
Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.
Труд на пришкольном участке и в школе (3 ч)
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.
Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдения.
Повторение изученного (3 ч)
Закрепление знаний на практике.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.
Учебно-тематическое планирование
уроков природоведения в 5 классе
(68 часов)
№ п/п | Разделы (темы) | Кол-во часов | Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. | Земля – планета солнечной системы | 3 ч | |
2. | Сезонные изменения в природе | 8 ч | Экскурсия Осень (ранняя, золотая, поздняя) |
3. | Наша страна | 3 ч | Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью |
4. | Природа нашей Родины | 8 ч | Экскурсии: Знакомство с особенностями поверхности местности. Знакомство с водоемами. Экскурсия к почвенным обнажениям |
5. | Живая природа | 25 ч | Экскурсии: В природу для ознакомления с хвойными растениями. В сад. В лес. В краеведческий музей. На водоем |
6. | Человек. Охрана здоровья | 12 ч | |
7. | Экология. Охрана природы | 3 ч | |
8. | Труд на пришкольном участке | 3 ч | Практические работы: Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка. Комнатные растения (уход за ними) |
9. | Повторение пройденного | 3 ч | |
Календарно-тематическое планирование уроков природоведения
5 класс
(68 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| Земля – планета солнечной системы | 3 ч | |
1. | Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на земле | | |
2. | Планеты солнечной системы | | |
3. | Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос | | |
| Сезонные изменения в природе | 8 ч | |
1. | Погода. Явления природы | | |
2. | Смена времен года | | |
3. | Высота солнца и продолжительность дня в разное время года | | |
4. | Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки времени года. Экскурсия | | |
5. | Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека | | |
6. | Зима. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных | | |
7. | Весна. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных | | |
8. | Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных | | |
| Наша страна | 3 ч | |
1. | Российская Федерация. Москва – столица нашей Родины. Транспорт в Москве | | |
2. | Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный) | | |
3. | Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес) | | |
| Природа нашей Родины | 8 ч | |
1. | Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Экскурсия «Знакомство с особенностями поверхности местности» | | |
2. | Почвы: песчаная, глинистая, черноземная: плодородная, неплодородная. Экскурсия к почвенным обнажениям | | |
3. | Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники: моря, океаны. Экскурсия «Знакомство с водоемами» | | |
4. | Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед | | |
5. | Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха | | |
6. | Ветер – движение воздуха | | |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
7. | Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела | | |
8. | Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства. Использование человеком | | |
| Живая природа | 25 ч | |
1. | Растения, грибы леса | | |
2. | Хвойные деревья. Экскурсия в природу для ознакомления с хвойными растениями | | |
3. | Кустарники и кустарнички (брусника, черника) | | |
4. | Травы: ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др. | | |
5. | Грибы: съедобные и несъедобные | | |
6. | Животные леса (звери, птицы, насекомые) | | |
7. | Экскурсия в лес | | |
8. | Растения сада. Плодовые деревья. Экскурсия | | |
9. | Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина | | |
10. | Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы) | | |
11. | Животные сада: птицы, насекомые, земноводные | | |
12. | Сезонные работы в саду | | |
13. | Растения огорода: овощи, зеленые культуры | | |
14. | Животные огорода. | | |
15. | Растения поля: зерновые культуры | | |
16. | Животные – вредители полей | | |
17. | Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятник, тимофеевка и др. | | |
18. | Животные луга: насекомые, птицы, звери | | |
19. | Использование лугов как пастбищ и для сенокосов | | |
20. | Растения и животные болота | | |
21. | Растения водоемов | | |
22. | Животные пресных водоемов | | |
23. | Экскурсия на водоем | | |
24. | Животные морей и океанов | | |
25. | Экскурсия в Краеведческий музей | | |
| Человек. Охрана здоровья | 12 ч | |
1. | Организм человека. Строение тела человека | | |
2. | Органы чувств. Волосяной покров. | | |
3. | Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены | | |
4. | Внутренние органы: головной и спинной мозг | | |
5. | Внутренние органы: сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки | | |
6. | Мышцы | | |
7. | Скелет (позвоночник, череп, конечности) | | |
8. | Значение правильной осанки для здоровья человека | | |
9. | Правильные питание и дыхание | | |
10. | Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит и др.). Меры профилактики | | |
11. | Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека | | |
12. | Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья | | |
| Экология. Охрана природы | 3 ч | |
1. | Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира | | |
2. | Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы | | |
3. | Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе | | |
| Труд на пришкольном участке | 3 ч | |
1. | Посев и посадка растений | | |
2. | Уход за растениями: полив, прополка | | |
3. | Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдения | | |
| Повторение изученного | 3ч | |
1. | Сезонные изменения в природе | | |
2. | Живая природа | | |
3. | Человек. Охрана здоровья | | |
Важными формами деятельности обучающихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Система контрольно-измерительных материалов
устные ответы,
тематические сообщения,
самостоятельные работы,
контрольные работы.
Реализация рабочей программы осуществляется посредством эксперимента, наблюдений, проблемного, игрового, частично поискового, репродуктивного методов обучения; при помощи информационных технологий.
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.
Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.
3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.
Литература для обучающихся
1. Плешаков А.А. Зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.
2. Никишов А.И.,Теремов А.В. Биология Животные, 5 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.
3. Сивоглазов В.И. Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1.Таблицы к темам по природоведению.
2. Коллекции, модели и муляжи к темам по природоведению.
3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.