Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
«Согласовано»: на заседании ШМО учителей Протокол №____ «____» _________ 2018 г | «Согласовано» Зам директора по УВР Т.В.Данилова «____» _________ 2018 г | «Утверждена» приказ директора школы от «____» _________ 2018 г. № _____ |
Адаптированная рабочая программа (2.2, 1 отделение) учебного предмета
МАТЕМИТИКА
1 КЛАСС
Составитель:
учитель начальных классов
Никулина Светлана Алексеевна
Югорск 2018
Содержание программы:
Стр.
Аннотация …………………………………………………………………………3-4
1. Планируемые результаты обучения по курсу……………………...…………….5-6
2. Содержание разделов курса ………………….……………………………………6-8
3. Календарно-тематическое планирование …………………………..……………9-28
4. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
обеспечению……………………………………………………………………………29
Аннотация
Данная адаптированная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 6» города Югорска разработана для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2. 1 отделение)(далее – АОП НОО).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии:
- п. 6 ст. 28 «Образовательные программы» Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- п. 1 ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373 (с изменениями) (далее - ФГОС НОО);
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 6», Положения МБОУ «СОШ № 6» о рабочих программах, авторской программы «Математика» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В
Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников. По данному варианту организация создает два отделения: I отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; II отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха. Нормативный срок обучения составляет 4 года в I отделении (1-4 классы) и 5 лет во II отделении (1-5 классы). Данный вариант предполагает развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения их в социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, расширения жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи. Обязательной является организация и создание слухоречевой среды (при пользовании детьми звукоусиливаюшей аппаратурой разных типов).
В основе разработки рабочих программ и коррекционных курсов для 1 дополнительного и 1 класса слабослышащих и позднооглохших обучающихся лежат следующие подходы, определяющие их непосредственную связь:
дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей детей с нарушением слуха. Применение дифференцированного подхода к созданию рабочих программ и коррекционных курсов для 1 дополнительного и 1 класса обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с нарушением слуха возможность реализовать индивидуальный потенциал развития;
деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания детей, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в 1 дополнитнльном и 1 классе строится на признании того факта, что развитие личности слабослышащих и позднооглохших обучающихся определяется характером организации доступной им деятельности, которая формируется в процессе целенаправленного воздействия;
концентрический подход означает, что ознакомление обучающихся с определенной образовательной областью от 1 дополнительного класса к 1 классу усложняется, то есть содержание тем раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, между разделами программ существуют тесные межпредметные связи. В одних случаях это тематические связи, в других – общность педагогического замысла. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия – зрительный, слуховой, кинестетический;
коммуникативный подход проявляется через последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении слабослышащих и позднооглохших детей слуха разных форм словесной речи (устная, письменная, при необходимости дактильная).
Данная программа вариант 2.2.(1 класс I отделение) включает учебные предметы обязательных предметных областей:
предметная область «Филология»
учебные предметы:
Русский язык (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи);
Развитие речи;
предметная область «Математика и информатика»
учебный предмет:
Математика;
предметная область «Обществознание и естествознание»
учебный предмет
Ознакомление с окружающим миром;
предметная область «Искусство»
учебные предметы:
Изобразительное искусство;
предметная область «Технология»
учебные предметы:
Технология (Труд);
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными целями учебного предмета являются:
математическое развитие младших школьников — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
формирование системы начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности – осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других
Место курса «Математика» в учебном плане
На изучение математики в 1 классе отводится 132 ч (33 учебные недели)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
Развивать мотивацию к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Развивать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формировать умения и навыки анализировать и создавать отчет о проделанной работе.
Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Слушать собеседника и вести диалог.
Определять цель и пути её достижения.
Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладевать основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Овладевать математической терминологией, математическими конструкциями и формирование умения употреблять их в самостоятельной речи.
Формировать умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. (8 ч.)
Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).
Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Пространственные и временные представления
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.
Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
Цифры и числа 1—5 (17 ч.)
Названия, обозначение, последовательность чисел.
Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному.
Принцип построения натурального ряда чисел.
Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».
Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия.
Знаки «», «
Понятия «равенство», «неравенство»
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа от 6 до 9. Число 0 Число 10 (11ч.)
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.
Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины
Понятия «увеличить на …, уменьшить на …»
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10.Сложение и вычитание (56 ч.)
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.
Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма).
Использование этих терминов при чтении записей.
Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2.
Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.
Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
Сложение и вычитание вида □ ± 3
Приёмы вычислений
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4
Решение задач на разностное сравнение чисел
Переместительное свойство сложения
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9
Связь между суммой и слагаемыми
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей
Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного
Подготовка к решению задач в два действия — решение цепочки задач
Единица массы — килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием Единица вместимости литр
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. Нумерация (12ч.)
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел.
Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7,17 – 7,17 – 10
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. Сложение и вычитание (продолжение) (22 ч.)
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения
Табличное вычитание
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми
Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» (2ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение последовательности чисел от 0 до 20.
Освоение таблицы сложения чисел в пределах 10 и соответствующих случаев вычитания.
Формирование умения считать предметы в пределах 20.
Освоение счёта и записи чисел от 0 до 20.
Формирование умения решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Формирование умения измерять длину отрезков и предметов.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть - 36 часов
№ ур. | Тема урока | Понятия | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Инструктаж по охране труда. | Понятия: урок, математика, счет предметов, условные обозначения. | Пользоваться условными обозначениями, работать по учебнику. |
2 | Счет предметов. Сколько? Который по счету? | Понятия: больше, меньше, столько же, счет. | Называть числа в порядке их следования при счете. Сравнивать группы предметов. Обводить по образцу. |
3 | Пространственные представления: вверху, внизу, справа, слева. | Понятия: вверх, вниз, налево, направо. | Различать и располагать предметы в пространстве. Обводить флажки по контору и самостоятельно рисовать флажки. Закрашивать рисунки, выбрав нужное направление. |
4 | Простейшие пространственные и временные представления: раньше, позже, сначала, потом. | Понятия: раньше, позже, потом, перед, за, между. | Упорядочивать события, располагая их в порядке следования. Раскрашивать сигналы светофора, обводить по контуру и самостоятельно |
5 | Сравнение групп предметов. Отношения больше, меньше, столько же. | Понятия: больше, меньше, столько же, пара предметов. | Называть числа в порядке их следования при счете. Сравнивать группы предметов, разбивать предметы на группы. Обводить по образцу. |
6 7 | Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше? | Понятия: на сколько больше, на сколько меньше, уравнивание. | Сравнивать группы предметов, делать выводы, в каких группах предметов поровну, на сколько больше или меньше. Обобщать. Уравнивать предметы и группы предметов. |
8 | Проверочная работа: Закрепление по теме «Подготовка к изучению чисел» | Понятия: проверочная работа, вариант, работа по вариантам. | Использовать знания в практической деятельности для сравнения и уравнивания предметов. |
Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0 (27 ч.)
9 | Понятия «один», «много». Письмо цифры 1. | Понятия: «один», «много», цифра. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Правильно писать цифру 1 самостоятельно. |
10 | Число и цифра 2. Письмо цифры 2. | Понятия: состав числа. | Определять состав числа 2. Соотносить количество предметов с цифрой. Правильно писать цифру 2 самостоятельно. |
11 | Число и цифра 3. Письмо цифры 3. | Понятия: состав числа 3, цифра и число 3. | Определять состав числа 3. Соотносить количество предметов с цифрой. Правильно писать цифру 3 самостоятельно. |
12 13 | Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «–», «=». «Прибавить», «вычесть», «получится». | Понятия: знаки «+», «–», «=», «прибавить», «вычесть», «получится». | Пользоваться математическими терминами. Записывать и читать примеры со знаками «+», «–», «=». Применять знаки в конкретном примере. |
14 | Число и цифра 4. Письмо цифры 4. | Понятия: число и цифра 4, состав числа 4. | Определять состав числа 4. Соотносить количество предметов с цифрой. Правильно писать цифру 4 самостоятельно. |
15 | Сравнение предметов по длине: длиннее, короче. | Понятия: «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | Называть и записывать натуральные числа от 1 до 4. Пользоваться математическими терминами. Записывать и читать примеры со знаками «+», «–», «=». Использовать новые математические понятия. Сравнивать отрезки. |
16 | Число и цифра 5. Письмо цифры 5. | Понятия: число и цифра 5. | Определять состав числа 5. Соотносить количество предметов с цифрой. Правильно писать цифру 5 самостоятельно. |
17 | Состав числа 5 из двух слагаемых. | Понятия: состав числа, взаимосвязь чисел. | Слушать, запоминать, записывать. Соотносить цифру с числом предметов. Приводить примеры. Сравнивать предметы по размерам. Знать состав числа 5. |
18 | Точка. Линия. Отрезок. | Понятия: «линия», «точка», «прямая», «отрезок». | Распознавать и изображать геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок. |
19 20 | Ломаная линия. Вершина. Звено ломаной линии. | Понятия: «ломаная линия», «вершина», «звено». | Находить на чертежах ломаные линии. Находить и определять количество вершин и звеньев ломаной линии. |
21 | Числа от 1 до 5. Закрепление. | Понятия: состав чисел от 2-5. | Определять состав чисел2-5. Правильно писать цифры 1-5. |
22 | Знаки , | Понятий: «больше», «меньше», «равно». | Сравнивать цифры первого десятка. Составлять неравенства . |
23 24 | Равенства. Неравенства. | Понятия: «равенство», «неравенство». | Определять верность равенств и неравенств. Самостоятельно составлять неравенства. |
25 | Многоугольники. | Понятия: «многоугольник», «сторона многоугольника», «вершина многоугольника». | Распознавать и изображать многоугольники; находить стороны и вершины многоугольника. |
26 | Числа 6,7.. Письмо цифры 6. | Понятия: числа 6,7, состав числа 6. | Определять состав числа 6. Соотносить количество предметов с цифрой. Правильно писать цифру 6. |
27 | Чтение, запись и сравнение чисел. Письмо цифры 7. | Понятия: состав числа, взаимосвязь чисел. | Сравнивать любые 2 числа и записывать результат сравнения, используя знаки , =. Правильно писать цифру 7. |
28 | Числа 8,9. Письмо цифры 8. | Понятия: числа и цифры 8,9 , состав чисел. | Определять состав чисел 8 и 9. Соотносить количество предметов с цифрой. Правильно писать цифру 8 . |
29 | Число 10. Запись числа 10. | Понятия: число и цифра 10, состав числа. | Определять состав числа 10. Соотносить количество предметов с цифрой. Правильно писать цифру 10. |
30 | Числа от 1 до 10. Название, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. | Понятия: названия и обозначения чисел от 1-10. | Воспроизводить последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Называть и обозначать числа от 1 до 10. Определять состав чисел в пределах 10. |
31 | Наш проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». | Понятия: проект, числа в загадках, поговорках, пословицах. | Формировать умение отбирать загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа. Собирать и квалифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы, поговорки). Формировать умение представлять результат проекта в виде плаката. |
32 | Единицы длины. Сантиметр. | Понятия: «единицы измерения», «сантиметр», измерение отрезков в сантиметрах. | измерять отрезки и выражать их в сантиметрах. чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). |
33 | Понятия «увеличить на, уменьшить на…». | Понятия : «уменьшить на .. , увеличить на…» | Использовать понятия «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. |
34 | Число 0. | Понятия: «ноль». | Понимать значение числа 0. |
35 | Проверочная работа: «Числа от 1-10». | Понятия: проверочная работа, работа по вариантам. | Самостоятельно выполнять задания. |
II четверть - 28 часов
№ ур. | Тема урока | Понятия | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Сложение и вычитание вида □ +1, □ - 1. | Понятия: плюс, минус, равно, прибавить, вычесть. | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков. Составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. |
2 | Сложение и вычитание вида □ +1+1, □ - 1 -1 | Понятия: плюс, минус, равно, прибавить, вычесть, прибавить по 1(одному) | Знать таблицу сложения и вычитания с единицей. Выполнять арифметические действия по линейке. |
3 | Сложение и вычитание вида □+2, □ -2. | Понятия: плюс, минус, равно, прибавить, вычесть, увеличить на…, уменьшить на …, прибавить по 2 (два). | Пользоваться приемами сложения и вычитания числа 2. |
4 5 | Слагаемые. Сумма. | Понятия: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. | Использовать термины «слагаемые», «сумма» и употреблять их в речи. |
6 7 8 | Задача. | Понятия: задача, условие задачи, вопрос, решение, ответ, краткая запись. | Выделять в текстовой задаче условие, вопрос. |
9 10 | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | Понятия: задача, условие задачи, вопрос, решение, ответ, краткая запись. | Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков. Решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание. Составлять и решать задачи по рисунку, делать краткую запись задачи. |
11 | □+2, □ -2. Составление таблиц. | Понятия: таблица. | Иметь общее представление о таблице сложения и вычитания с числом 2. Складывать и вычитать по 2, знать таблицу сложения и вычитания с числом 2. |
12 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | Понятия: сложение, вычитание, таблица. | Знать таблицу сложения и вычитания с числом 2. |
13 14 15 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Понятия: увеличить на… , уменьшить на …. . | Решать задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
|
16 17 | Закрепление изученного. «Странички для любознательных». Проверка знаний. | Понятия: сложение, вычитание, таблица, увеличить на … , уменьшить на …. .. | Решать задачи изученных видов, знать таблицы сложения и вычитания с 1, 2. |
18 | □+3, □-3. Примеры вычислений. | Понятия: увеличить на… , уменьшить на …. . | Знать приемы сложения и вычитания □+3. |
19 | Закрепление. Решение текстовых задач. | Понятия: решение текстовых задач. | Знать приемы сложения и вычитания □ +3, уметь решать текстовые задачи. |
20 | Проверочная работа: Закрепление. Решение текстовых задач. | Понятия: проверочная работа, выполнение заданий. | Знать приемы сложения и вычитания □+3. Решать текстовые задачи. |
21 22 | □+3. Составление таблиц. | Понятия: таблица сложения, таблица вычитания, состав числа. | Знать таблицу сложения и вычитания с числом 3. |
23 24 | Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | Понятия: таблица сложения, таблица вычитания, состав числа. | Знать таблицу сложения и вычитания с числом 3. |
25 | Решение задач. | Понятия: задачи, краткая запись, условие, решение, вопрос, ответ. | Решать текстовые задачи. |
26 | Закрепление. Решение задач. | Понятия условие, вопрос, решение, ответ. | Дополнять условие задачи одним недостающим данным. |
27 | Закрепление «Странички для любознательных». | Понятия кроссворд, ребус. | Выполнять задания творческого и поискового характера. применяя знания и способы действий в изменённых условиях. |
28 | Проверочная работа: Закрепление. «Что узнали. Чему научились» | Понятия: проверочная работа, проверка, ошибки. | Контролировать и оценивать свою работу. |
III четверть – 36 часов
№ | Тема урока | Понятия | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Проверка знаний. Работа над ошибками. Обобщение. | Понятия: работа над ошибками, проверка. | Решать задачи изученных видов, знать таблицы сложения и вычитания с числами 1, 2, 3. |
2 | Повторение пройденного. Сложение и вычитание вида □+,- 1,2,3 | Понятия: сложение, вычитание, слагаемые, сумма, таблица сложения | Знать таблицу сложения и вычитания числа 3 ,2,1. Представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2иЗ. Решать примеры и задачи изученного вида. |
3 | Проверочная работа №5 «Решение задач изученных видов» | Понятия: задача, краткая запись, условие, вопрос, решение, ответ, части задачи. | Решать текстовые задачи арифметическим способом. Применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10. Выполнять арифметические действия с числами. |
4 | Задачи на увеличение исла на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | Понятия: задача, краткая запись, условие, вопрос, решение, ответ, части задачи, увеличить на… . | Представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2иЗ. Использовать понятия « увеличить на…, уменьшить на..» при составлении схем и при записи числовых выражений. Решать задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). Решать примеры изученных видов. |
5 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц с двумя множествами предметов). | Понятия: задача, краткая запись, условие, вопрос, решение, ответ, части задачи, уменьшить на … , увеличить на… . | Пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма», « увеличить на…, уменьшить на..» при составлении схем и при записи числовых выражений. Решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). |
6 | Сложение и вычитание вида□ +4, □-4. | Понятия: сложение, вычитание, плюс, минус, равно, прибавить, вычесть, уменьшить на..., увеличить на… . | Выполнять сложение и вычитание 4 по частям. Пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма». Знать и применять приёмы вычисления вида: + 4, — 4. Знать отношения «больше на...», «меньше на...». |
7 | Задачи на разностное сравнение чисел. | Понятия: задача, краткая запись, условие, вопрос, решение, ответ, части задачи.
| Решать текстовые задачи на разностное сравнение Сравнивать числа. Называть части задачи. Сравнивать числа с опорой на порядок следования чисел при счёте. |
8 | Сложение и вычитание вида □+4, □-4. Составление и заучивание таблицы. | Понятия: сложение, вычитание, таблица сложения, примеры. | Составлять и знать таблицу сложения +4, - 4. Выполнять сложение и вычитание 4.
|
9 | Закрепление по теме: «Сложение и вычитание вида □+,-1,2,3,4». | Понятия: сложение, вычитание, арифметические действия. | Знать и использовать приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Выполнять арифметические действия с числами. Закреплять умения применять полученные знания при решении конкретных задач. |
10 | Переместительное свойство сложения. | Понятия: переместительное свойство, слагаемые, сумма, перестановка, правило. | Пользоваться переместительным свойством сложения. Знать переместительное свойство сложения. Группировать слагаемые. Решать задачи и примеры изученных видов. |
11 | Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9 | Понятия: перестановка слагаемых, больше на… , меньше на… . | Пользоваться переместительным свойством сложения. Пользоваться математической терминологией. Знать сложение и вычитание чисел, с использованием переместительного закона сложения, отношения «больше на...», «меньше на...». |
12 | Применение переместительного свойства сложения. Таблица сложения. | Понятия: переместительное свойство, слагаемые, сложение, прибавление по частям. | Знать таблицу сложения однозначных чисел. Пользоваться переместительным свойством сложения. Пользоваться математической терминологией. Знать приёмы вычислений: прибавление числа по частям. |
13 | Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | Понятия: последовательность натуральных чисел от 1 до 10,решение задач, вычерчивание отрезков заданной длины. | Знать последовательность натуральных чисел. Применять полученные знания при решении конкретных задач. Чертить отрезки заданной длины. |
14 | Закрепление. «Что узнали. Чему научились». | Понятия: переместительное свойство, слагаемые, сложение, прибавление по частям. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях |
15 | Проверочная работа: Закрепление. «Что узнали. Чему научились». | Понятия: переместительное свойство, слагаемые, сложение, прибавление по частям, проверочная работа. | Знать приёмы вычислений: прибавление числа по частям. Применять полученные знания при решении конкретных задач. |
16 | Связь между суммой и слагаемыми. | Понятия: слагаемые, сумма, равенства. | Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств. Правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и ее вопрос. Знать таблицу сложения однозначных чисел, название компонентов и результата действия сложения. Решать текстовые задачи. |
17 | Закрепление по теме «Связь между суммой и слагаемыми». | Понятия: слагаемые, сумма, равенства. | Применять полученные знания при решении конкретных задач. |
18 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | Понятия: называние компонентов и результата действия вычитания: вычитаемое, уменьшаемое, разность, вычитание. | Пользоваться математической терминологией: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» при чтении записей. |
19 | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7. | Понятия: состав чисел, вычитание по частям, уменьшить на ... , вычесть, математический диктант. | Пользоваться изученной математической терминологией. Знать состав чисел 6, 7. Знать и использовать приемы вычислений: вычитание числа по частям. |
20 | Вычитание из чисел 6,7. Закрепление изученных приемов. | Понятия: вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность. | Пользоваться изученной математической терминологией. Знать состав чисел 6 и 7. |
21 | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. | Понятия: уменьшаемое, вычитаемое, разность, состав числа. | Пользоваться изученной математической терминологией. Знать состав чисел 8 и 9. Вычитать из чисел 8, 9. Использовать соответствующие термины. |
22 23 | Подготовка к введению задач в 2 действия - решение цепочки задач. | Понятия: задача, краткая запись, условие, вопрос, решение, ответ, части задачи. | Объяснять, как связаны между собой простые задачи, представленные в одной цепочке. Применять навык прибавления и вычитания в пределах 10. Знать приёмы вычислений: вычитание числа по частям. Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
24 | Вычитание из числа 10. | Понятия: вычитание, слагаемые, сумма, вычитаемое, уменьшаемое, разность. | Представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, Выполнять вычитание изученного вида. |
25 | Состав чисел 8,9,10. | Понятия: прибавить, вычесть, увеличить, уменьшить, плюс, минус, состав чисел. | Пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма» Использовать знания состава чисел при решение примеров. |
26 | Единицы массы – килограмм. | Понятия: масса, килограмм. | Знать единицы массы. Устанавливать зависимость между величинами. |
27 | Единица вместимости – литр. | Понятия: вместимость, литр, объем, единица объема, единица измерения вместимости. | Сравнивать сосуды по вместимости Знать единицы объема. Устанавливать зависимость между величинами. Правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и ее вопрос. |
28 29 | Закрепление. «Что узнали. Чему научились.» | Понятия: «больше на...», «меньше на...» | Выполнять задания творческого и поискового характера. Применяя знания и способы действий в изменённых условиях. Знать сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. |
30 | Проверочная работа: Анализ результатов. | Понятия: проверочная работа, работа над ошибками, самостоятельная работа. | Применять полученные знания при решении конкретных задач. Анализировать свою работу. |
31 32 | Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. | Понятия: название чисел, последовательность чисел, предыдущее число, следующее число. | Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте. Знать названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. |
33 34 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | Понятия: десятки, единицы, предыдущее, следующее число | Решать задачи и примеры. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке возрастания и убывания, называть предыдущее и последующее числа. |
35 36 | Запись и чтение чисел второго десятка. | Понятия: десяток, единицы. | Записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Знать названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе исчисления. |
IV четверть - 32 часа
№ ур. | Тема урока | Понятия | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Единицы длины – дециметр. | Понятия: длина, единица длины, дециметр. | Знать новую единицу измерения - дециметр. Переводить одни единицы в другие. Устанавливать зависимость между величинами. |
2 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации | Понятия: сложение, вычитание, решение примеров | Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте. Применять знания по нумерации при решении примеров. Знать случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации.. Решать задачи. |
3 | Закрепление изученного. «Странички для любознательных». Проверка знаний. | | Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях |
4 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10». | Понятия: контрольная работа, оценка, исправление ошибок. | Применять полученные знания при решении конкретных задач. Проверять выполненную работу. |
5 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного. | Понятия: оценка, исправление ошибок, работа над ошибками. | Оценивать свою работу. Анализировать ошибки. |
6 | Решение задач. | Понятия: задача, краткая запись, условие, вопрос, решение, ответ. | Решать задачи изученных видов. Знать название частей задачи. Формировать вычислительный навык. |
7 | Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. | Понятия: краткая запись, действия, план решения. | Составлять план решения задач. Решать текстовые задачи арифметическим способом с опорой на краткую запись. Знать способ решения задач в два действия. |
8 | Текстовые задачи в 2 действия. | Понятия: план решения задачи, запись решения. | Знать структуру задачи. Записывать решение задачи. |
9 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Понятия: десятки, единицы, сложение, однозначные числа, двузначные числа | Записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, представлять их в виде суммы десятка и отдельных единиц. Знать и употреблять термины «однозначное число» и «двузначное число». Знать приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. |
10 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ +2, □ +3. | Понятия: десятки, единицы, сложение, однозначные числа, двузначные числа. | Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. |
11 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ +4. | Понятия: десятки, единицы, сложение, однозначные числа, двузначные числа. | Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. |
12 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ +5. | Понятия: десятки, единицы, сложение, однозначные числа, двузначные числа. | Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. |
13 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ +6. | Понятия: десятки, единицы, сложение, однозначные числа, двузначные числа. | Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20 |
14 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ +7. | Понятия: десятки, единицы, сложение, однозначные числа, двузначные числа. | Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. |
15 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ +8, □ +9. | Понятия: десятки, единицы, сложение, однозначные числа, двузначные числа. | Знать прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. |
16 | Таблица сложения. | Понятия: сложение, таблица сложения, прибавить, вычесть, увеличить на.., уменьшить на … . | Знать таблицу сложения однозначных чисел. Пользоваться математической терминологией. |
17 | Решение задач и выражений. | Понятия: задачи, выражения, части задачи. | Решать текстовые задачи арифметическим способом Знать название частей задачи. |
18 | Закрепление. «Странички для любознательных» Проверочная работа: Закрепление. «Что узнали. Чему научились». | Понятия: сложение, таблица сложения, прибавить, вычесть, увеличить на.., уменьшить на … , задачи, выражения, части задачи. | Выполнять задания творческого и поискового характера. Знать таблицу сложения однозначных чисел. Решать текстовые задачи арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Выполнять задания творческого и поискового характера: определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи. |
19 | Общие приёмы вычитания с переходом через десяток. | Понятия: десятки, единицы, разряды, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность. | Знать прием вычитания числа по частям. Знать таблицу сложения однозначных чисел. Знать и уметь выполнять изученные случаи вычитания. |
20 | Вычитание вида: 11 - □. | Понятия: десятки, единицы, разряды, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность | Знать прием вычитания числа по частям Знать таблицу сложения однозначных чисел Знать и уметь выполнять изученные случаи вычитания. |
21 | Вычитание вида: 12 -□. | Понятия: десятки, единицы, разряды, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность. | Знать и уметь выполнять случаи вычитания 12 - … Знать прием вычитания числа по частям. |
22 | Вычитание вида: 13-□. | Понятия: десятки, единицы, разряды, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность, однозначное число, двузначное число. | Решать текстовые задачи арифметическим способом. Знать термины: «однозначное число», «двузначное число». Знать разряды двузначных чисел. Знать прием вычитания числа по частям. |
23 | Вычитание вида: 14 -□. | Понятия: десятки, единицы, разряды, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность. | Знать и уметь выполнять изученные случаи вычитания. Знать разряды двузначных чисел. Знать прием вычитания числа по частям. |
24 | Вычитание вида: 15 - □. Вычитание: 16 - □. | Понятия: десятки, единицы, разряды, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность, однозначное число, двузначное число. | Решать текстовые задачи арифметическим способом. Знать термины: «однозначное число», «двузначное число» Решать текстовые задачи арифметическим способом. Знать разряды двузначных чисел, прием вычитания числа по частям. Решать текстовые задачи арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. |
25 | Вычитание вида: 17 - □ ,18 - □. | Понятия: десятки, единицы, разряды, вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность. | Знать названия и последовательность чисел от 0 до 20; название, обозначение действий сложения и вычитания; таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания Знать таблицу сложения однозначных чисел, разряды двузначных чисел, прием вычитания числа по частям. |
26 | Закрепление. «Странички для любознательных» | Понятия: числовой ряд, логическая задача. | Выполнять задания творческого и поискового характера Определять закономерности в составлении числового ряда. Решать задачи с недостающими данными, логические задачи. |
27 | Проверочная работа: Закрепление. «Проверим себя и оценим свои достижения» | Понятия: проверочная работа, проверка ошибок. | Считать предметы в пределах 20. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. |
28 | Контрольная работа: «Итоговое повторение в конце года». | Понятия: контрольная работа, самостоятельная работа, повторение, итоговое повторение. | Знать изученный материал, работать самостоятельно. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 и в пределах второго десятка. Уметь решать задачи. Уметь строить отрезки. |
29 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | Понятия: работа над ошибками, повторение. | Решать примеры и задачи изученных видов. Знать весь изученный материал. Знать нумерацию, сложение и вычитание чисел. |
30 | Закрепление. «Что узнали. Чему научились» | Понятия: закрепление, повторение, узнали, научились. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. Знать таблицу сложения однозначных чисел. Знать сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов, отношения «больше на...», «меньше на...». |
31 | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.» | В ходе работы над проектом обучающиеся учатся: - работать в группе - распределять роли и виды работ между членами группы - подбирать материал - защищать проект |
32 | Защита проектов. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Книгопечатная продукция
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. .
Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 1 класс.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методическое пособие. 1 класс.
Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 1 класс.
Печатные пособия
Разрезной счетный материал по математике (приложение к учебнику 1 класса)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс (диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Технические средства
Классная доска с набором для крепления таблиц
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы счетных палочек
Наборы муляжей овощей и фруктов
Наборы предметных картинок
Наборное полотно
Демонстрационная оцифрованная линейка
Демонстрационный чертежный треугольник