государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа№4
имени И. И. Миронова города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
(ГБОУ ООШ №4 г. Новокуйбышевска)
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №1 от ________ Руководитель ШМО ___________ Семина С. Г. | «Согласовано» на заседании методического совета Протокол №1 от _________ Председатель МС _________ Воронина С.П. | «Утверждаю» Директор ГБОУ ООШ № 4 Приказ №____ от _________ ___________Борисова О. В. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 класс
на 2019-2020 уч.год
Разработчики:
Семина Светлана Геннадьевна,
учитель начальных классов высшей категории,
стаж работы 34 года;
Орлова Елена Витальевна,
учитель начальных классов высшей категории,
стаж работы 34 года
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Педагогическое представление на обучающегося
Талыбова Хаяла
Возраст- 7лет
Школа - ГБОУ ООШ № 4, г. Новокуйбышевск , 1 «Б» класс
Общее развитие ребенка:
- осведомленность о себе и своей семье: знает только имена родителей, род занятий родителей, не может связно рассказать о событиях своей жизни ввиду двуязычья, может назвать дату дня своего рождения частично, только число.
- знания и представления об окружающем мире: запас знаний и представлений об окружающем ниже возрастной нормы, знает название своей страны, времена года, но плохо ориентируется в основных временных понятиях (дни недели). Ребенок затрудняется в названии по порядку времен и месяцев года, дифференциации весны – осени, представление о знакомых предметах и явлениях неполные и недифференцированные, ограниченные лишь отдельно воспринятыми признаками. Знания о профессиональной сфере ограниченные, специфичные, недифференцированные;
- моторное развитие: не соответствует норме (грубая моторика характеризуется плохой переключаемостью, не развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук, ребенок не способен точно обводить контур, штриховать. Хаял в письменных работах допускает диспраксические ошибки (не прописывает элементы букв и их соединения), смешение букв по кинетическому сходству, письмо неаккуратное, не удерживает строку;
- отношение к школе и учебной деятельности: _ в целом положительное, но постоянно требуется контроль со стороны учителя, низкая работоспособность. Лучшие результаты при индивидуальной работе.
Сформированность учебных навыков:
- по математике: слабые вычислительные навыки, считает при помощи наглядных предметов, неустойчивость и недифференцированность представлений о количестве, склонность к формальному заучиванию правил, списыванию готовых решений. Испытывает трудности во взаимообратимости арифметических действий. Не сформированы общие приёмы работы над арифметической задачей, испытывает трудности при решении текстовых задач, т.к. из-за двуязычья не понимает смысл задачи, не может сформулировать полный ответ. При индивидуальной работе Хаял может прийти к выбору правильного решения;
- по чтению: хорошо владеет слоговым чтением, но допускает ошибки в окончаниях, в перестановки букв, преобладает формализованное чтение, не осмысливает прочитанное. Темп чтения – 25 слов. На уроках чтения затрудняется быстро найти отрывок прочитанного вслух эпизода по причине двуязычья; затрудняется в пересказе текста, стихи наизусть рассказывает, допуская речевые ошибки;
по письму: допускает большое количество дисграфических (пропуски, перестановки, замены букв и слогов) и орфографических ошибок в письме на слух и при списывании c печатного текста, часто забывает, как пишутся письменные буквы, плохая каллиграфия: не соблюдает строку, буквы разного размера и разного уровня;
Сформированность школьно-значимых умений:
- умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать: затрудняется в постановке конкретной цели и выборе путей решения определённой задачи (как практической, так и учебной), не способен сосредоточиться на задании, отвлекается в процессе выполнения;
- способность понять и принять инструкцию: не понимает требования учителя и не старается их выполнять. Может работать самостоятельно, но при наличии пошаговой инструкции или образца (под индивидуальном контроле учителя). Способен понять и принять способ действия (при демонстрации учителем) и перенести его на другой предмет.
Отношение к неудаче:: при возникновении трудностей склонен к отказным реакциям, но после перерыва в работе готов принять помощь.
Темп работы: снижен - не способен работать в одном темпе в течение урока, темп работы резко падает к концу занятия, требуется длительный перерыв или смена вида деятельности на более доступный и интересный для восстановления работоспособности.
Заключение и рекомендации по обучению:
На уроках Хаялу постоянно требуется повышенное внимание учителя и помощь в выполнении заданий (индивидуальное пошаговое разъяснение, эмоциональное одобрение, поддержка). Он не владеет в должной мере аппаратом познавательной деятельности – обобщением, сравнением; не способен отделять существенные свойства от несущественных. Поэтому ему необходимо пройти дополнительное обследование у специалистов и обучаться по адаптированной программе.
Дата обследования: 16. 04. 2019 год.
Подпись педагога: Семина С. Г.
Адаптированная рабочая программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц составлена на основе нормативно-правовой базы:
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации " от 29.12. 2012 г. № 273п.28 статья 2,
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ (от 19 декабря 2014г., приказ № 1598) ,
Положение об адаптированной общеобразовательной программе (локальный акт).
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по окружающему миру 1-4 классы Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир». Москва. «Вентана-Граф», 2012 год. И реализуется по следующему учебнику:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. / Н. Ф. Виноградова – 4-е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф.
Цель: формирование у обучающихся с ОВЗ навыков общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Задачи:
способствовать развитию познавательной активности обучающегося (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
нормализовать учебную деятельность, сформировать умение ориентироваться в задании, воспитать навыки самоконтроля и самооценки;
способствовать развитию словаря, устной монологической речи обучающегося в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
корректировать логопедические нарушения речи;
создать условия для психокоррекции поведения обучающегося;
ориентировать на социализацию, формировать навыки общения, правильного поведения.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой рассчитана в 1 классе на 66 часов в год, из расчета 2 часа в неделю (33 учебные недели по 2 часа).
Учитывая особенности развития обучающихся с ОВЗ, были внесены изменения в авторскую программу:
Раздел II. «Мы – школьники» увеличился на 3 часа;
Раздел III. «Твоё здоровье» увеличился на 1 час;
Раздел IV. «Я и другие люди» увеличился на 1 час;
Раздел VIII. «Родная страна» увеличился на 2 часа;
Раздел V. «Труд людей» уменьшился на 4 часа;
Раздел VII. «Родная природа» уменьшился на 2 часа;
Раздел VI. «Семья» уменьшился на 1 час.
Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ОВЗ, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушение внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Обучающиеся с ОВЗ занимаются по АООП вместе с обучающимися, занимающимися по общеобразовательной программе.
Учитывая контингент детей, обучающихся по данной программе, школа использует учебные программы по предметам и УМК массовой общеобразовательной школы.
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы по окружающему миру
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младшего школьника.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные, как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные, как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной,
поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 1 классе
К концу обучения в первом классе учащийся научится:
воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащийся сможет научиться:
анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
различать основные нравственно-этические понятия;
рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:
задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В соответствии с ФГОС обучение предполагает усиленное внимание к формированию у учащегося понимания того, в какой стране он живёт, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Учащийся учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья.
Он обращается к тематике живой природы, получая сведения о растениях и животных, а также начальные экологические знания.
Школьник учится различать растения, выделять части растений (лист, стебель, корень и т.д.), узнают об их функциональном назначении. Расширяются представления о декоративных и комнатных растениях, деревьях и кустарниках, их значении для человека. В процессе изучения программы у учащегося формируется представление об изменениях состояния растений в разные времена года, некоторые сведения об уходе за растениями.
Усиленно формируются временные представления (время суток, день недели, время года, месяц). Начинается заполнение календаря погоды. В обучение включаются символические обозначения погоды. Тематика неживой природы изучается и в других разделах, в частности, посвященных охране окружающей среды.
Раздел, посвященный животным, изучается существенно дольше, в отличие от конкретного характера материала в предшествующий год обучения, в этом году при изучении животных основной упор делается на выделение существенных обобщающих признаков. В программе предусмотрены темы, которые знакомят школьника с наиболее часто встречающимися животными, птицами, насекомыми. Основная задача данных уроков – научить учащегося выделять основные характерные признаки групп животных, разнообразие животного мира, уточняет знания о диких животных, местах их обитания, правилах ухода за домашними любимцами, помощи птицам.
Тематика, связанная с правилами безопасного поведения также чрезвычайно важна. Учащийся получает знания о пользе и вреде компьютера, правилах безопасного поведения в автомобиле, поезде, на воде и в самолете.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащегося с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
Содержание предмета «Окружающий мир»
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
в 1 классе 66 часов
1.Введение. Этот удивительный мир - 1час
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Универсальные учебные действия:
находить отличия между объектами живой и неживой природы, сделанными руками человека (на карточках);
описывать признаки объектов окружающего мира (с помощью вопросов).
2.Мы — школьники - 2 часа
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Универсальные учебные действия:
определять время по часам с точностью до часа;
описывать назначение различных школьных помещений;
конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
3.Твоё здоровье - 6 часов
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
4.Я и другие люди - 3 часа
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
5.Труд людей - 6 часов
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта;
строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
6.Родная природа - 31 час
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
описывать сезонные изменения в природе;
создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
различать животных по классам (без термина);
сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
различать животных по месту обитания.
7.Семья - 2 часа
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия:
составлять небольшой рассказ о своей семье;
взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей;
отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
8.Наша страна – Россия. Родной край - 15 часов
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия:
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| | Количество часов | Учебная деятельность |
по программе | планируемое |
| 1 класс | 66 | 66 | |
1. | Раздел I. Введение. Этот удивительный мир | 1 | 1 | находить отличия между объектами живой и неживой природы, сделанными руками человека (на карточках); описывать признаки объектов окружающего мира (с помощью вопросов). |
2. | Раздел II. Мы - школьники | 2 | 5 | определять время по часам с точностью до часа; описывать назначение различных школьных помещений; конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке; |
3. | Раздел III. Твоё здоровье. | 6 | 7 | демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды; выделять вредные привычки, влияющие на развитие молодого организма |
4. | Раздел IV. Я и другие люди | 3 | 4 | реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос; |
5. | Раздел V. Труд людей | 6 | 2 | классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.); ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта; строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов. |
6. | Раздел VII. Родная природа. | 31 | 29 | описывать сезонные изменения в природе; создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы; определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы; описывать внешние признаки растения; сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных; |
7. | Раздел VI. Семья | 2 | 1 | называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи; распределять обязанности членов семьи; составлять небольшой рассказ о своей семье. |
8. | Раздел VIII. Родная страна | 15 | 17 | различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»; называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек; различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы; реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом; различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; |
Общее количество часов: | 66 | 66 | |
Материально-техническое, учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса
1. Для учащихся:
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Лихолат, Т. В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс: рабочая тетрадь / Т. В. Лихолат. – М. : Вентана-Граф, 2018.
2. Для учителя:
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи: дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод. рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2018.
3. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4. Наглядные пособия.
1. Таблицы. Растения и животный мир.
2. Географические карты. Физическая карта.
3. Глобус.
4. Иллюстрации с изображением растений, животных.
5. Информационно-коммуникативные средства.
Видеофильм «Береги природу» (DVD).
6. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
7. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
12